» »

Специфика взаимодействия доу с родителями. Особенности взаимодействия и современный подход к организации работы с родителями в доу

30.09.2019

_____ В начале учебного года проводится анкетирование родителей социальным педагогом и воспитателями каждой группы. Определяется линия педагогического общения с семьей. Затем проводятся педсовет по итогам социально-психологической диагностики семьи и детей. Утверждается годовой план течении года проводятся плановые мероприятия. Например в ноябре - педагогическая гостиная «Агрессия в жизни человека» тренинг коммуникативных умений для родителей средней группы, беседа с родителями детей раннего возраста.

Проходят разнообразные консультации для родителей творческие мастерские, дискуссии. ____________________________

В каждой группе проходят родительские собрания 2-3 раза в год. Оформляются памятки для родителей, проводятся открытые занятия. В интернете открыт блок, где родители могут задать любой интересующий их вопрос и получить полный ответ специалиста. ____________________________________________________

Поэтому содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием. __________________________________________________________________

_____Для того, чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания ребенка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие ДОУ использует разнообразные формы индивидуальной работы с родителями: беседы, консультации, посещение семьи, индивидуальные памятки и папки-передвижки.

Беседы с родителями и другими членами семьи могут проводиться утром и вечером, когда детей приводят в детский сад или берут домой. Воспитатель может специально пригласить родителей или других членов семьи для беседы с ними.

Утренние встречи-беседы воспитателя с родителями кратковременны, но имеют немалое значение для выяснения самочувствия ребенка, а также для создания у его близких хорошего настроения, чувства доверия к воспитателю.

Беседует с родителями и заведующая детским садом, а также медицинский работник, психолог, логопед. ______________________________________________

_____ Консультации для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними для того, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребенка, и дать им квалифицированные советы и рекомендации, как исправить положение. Важно при этом создать спокойную, деловую обстановку, чтобы родители внимательно выслушали консультирующего, задали вопросы, записали некоторые советы.

Одним из действенных путей изучения семьи воспитанника, установления тесного контакта с родителями, оказания конкретной помощи является посещение ее воспитателем. Педагог приходит в семью не как обследователь, а как друг и помощник в сложном деле воспитания ребенка. Особенно ответственным является первое посещение. От того, как оно пройдет, во многом зависит установление взаимопонимания, доверия и контакта между дошкольным учреждением и семьей.

Путем личных наблюдений, вопросов, обращенных к родителям, другим членам семьи и ребенку, в ходе беседы, которая проходит в доброжелательном тоне, воспитатель получает необходимые ему представления и сведения, способствующие лучшему узнаванию ребенка, его семьи, более эффективному осуществлению процесса воспитания.

В работе с семьей имеются такие проблемы, которые целесообразней ставить на обсуждение коллектива родителей. К таким проблемам относятся: авторитет родителей; роль семьи в воспитании ребенка; советское законодательство об обязанностях родителей; о подготовке детей к школе; о плане работы дошкольного учреждения на год; о работе родительского актива и др. Коллективное обсуждение этих вопросов способствует сплочению родителей, созданию правильного общественного мнения и, наконец, более рациональному использованию времени и сил работников дошкольного учреждения.

К коллективным формам работы с семьей относятся: собрания родителей - групповые и общие, групповые консультации, конференции, вечера для родителей. Целью таких собраний является педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры, оказание им помощи в воспитании детей.

Тематика общих родительских собраний отличается от групповых.

Вечера для родителей и других членов семьи, проводимые в дошкольных учреждениях, носят тематический характер, например: «Музыка и дети», «Книга в жизни ребенка», «Ребенок и природа». Своеобразие этой формы работы заключается в том, что после краткого сообщения собравшимся предлагается посмотреть художественные выступления детей, сотрудников детского учреждения, самих родителей.

В детском саду организован родительский комитет. В него входят представители от родителей детей всех возрастных групп. Родительский комитет организует свою работу в соответствии с «Положением о родительском комитете в детском саду». Работа его планируется на год; содержание ее направлено на оказание помощи работникам дошкольного учреждения в воспитании детей, а также в работе с семьей.

Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

_________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


Изучение особенностей работы по экологическому воспитанию детей

10.1. Особенности оснащения и оборудования уголка природы _________

_Задачи : экологическое воспитание и образование детей __________________

Оборудование и материалы , которые должны быть в уголке: В группе находится 2 -3 комнатных растения, те которые отобрал воспитатель желательно похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими одноцветными цветками (примула, бегония, герань); с широкими, плотными листьями (фикус); контрастными (традесканция).; Ведётся активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др . ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________

растения уголка природы _______________________________________________

____ Фикус, примула, бегония, герань, традесканция. _______________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

животные уголка природы ____отсутствуют ______________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

организация природоведческой, природоохранной деятельности детей _________

______________________________________________________________________

__ Главная задача экологического образования в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Экологическая культура дошкольников – это осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


10.2. Анализ занятия по экологическому воспитанию

Дата __19.02.13г ___________ Воспитатель __Смертина С.М. ___________

Вид (тема) занятия __Познавательное ______________________________

Тема: «Домашние животные» ___________________

Форма организации детей групповая _____________________________

Программное содержание __________________________________________Задачи:

Формировать умение различать домашних животных по характерным особенностям.

Обогащать представления детей о поведении, питании домашних животных.

Закрепить названия детенышей домашних животных.

Воспитывать у детей заботливое отношение к домашним животным.

Расширяем словарь детей.

Развиваем пальчиковую моторику.

Развиваем логическое мышление.

Структура и ход занятия ___________________________________________

Используемый материал:

Компьютер.

Слайды: «Домашние животные».

Игра: «Детеныши домашних животных».

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений Е.Чарушина, К.Ушинского.

Рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Чей малыш?», «Кто где живет?», «Кто как поет?».

Знакомство с моделями существенных признаков домашних животных.

Ход совместной деятельности:

Сюрпризный момент – в гости к детям приходит кот Матроскин и приглашает детей в гости в деревню Простоквашино. Дети с Матроскиным садятся в автобус:

Игра «Автобус».

Вот мы в автобусе сидим, (Дети сидят на стульчиках и

шлепают поочередно руками в

И сидим, и сидим. такт музыке по ногам.)

Из окошечка глядим, (Смотрят из-под ладони- ко

зырька то в одну, то в другую

Всё глядим. сторону.)

Глядим назад, глядим вперед, (Поворачивают голову или корпус

то в одну, то в другую

Вот так вот, вот так вот. сторону.)

Ну, что автобус не везет, (Пожимают плечами.)

Не везет?

Колеса закружились (Совершают круговые движения

руками сбоку от туловища.

Вот так вот, вот так вот.

Вперед мы покатились,

Вот так вот.

А щетки по стеклу жужжат: (Качают согнутыми в локтях

руками перед лицом.)

Вжик, вжик, вжик, вжик,

И капельки смести хотят,

Вжик, вжик, вжик.

И мы не просто так сидим, («Крутят руль» и бибикают.)

Бим-бим-бим, бим-бим.

Мы громко, громко все гудим:

Бим-бим-бим.

Пускай автобус наш трясет (Подпрыгивают на месте.)

Вот так вот, вот так вот.

Мы едем, едем всё вперед

Вот так вот, вот так вот.

Вот мы и приехали в Простоквашино. Показ слайдов. Игра «Кто живет в деревне?» - загадки о домашних животных. Дети отгадывают загадки и рассказывают о каждом животном по схеме:

Назови животное.

Назови части тела животного.

Где оно живет?

Чем оно питается?

Какую пользу оно приносит человеку?

Кот Матроскин, если это необходимо, поправляет детей.

Кот Матроскин просит детей помочь ему по хозяйству. В деревне много разных дел:

И корову с козой подоить (С-с-с, с-с-с) (Выполнять движения кулаками

сверху вниз, то сжимая, то

разжимая кулаки, как при дойке.)

И собачку покормить – «Грызи, Жучка, косточку» (Поднести ко рту кулаки,

держать их с двух сторон

около рта; щелкать зубами,

изображая, как собака

грызет кость.)

Кошку Мурку молочком поить – (Поднести ко рту ладони, сложен

ные чашечкой, и,

«Лакай, лакай – не проливай» наклонив над ними голову, совер

шить несколько лакательных

движений язычком.)

С овечек шерсть стричь – (Сводить и разводить указательный и

средний пальцы

(Чик-чик, чик-чик) на правой руке, имитируя движения

Лошадку запрягать, (Сесть на стуле ровно, выпрямив

спину, держать в

В путь- дорогу отправлять: руках воображаемые вожжи, по-

тряхивать ими и

«Но, но, но, но! Поехали.» цокать языком.)

Везет лошадка груз, торопится.

Побыстрей, побыстрей, (Цокать в быстром темпе.)

А теперь помедленней. (Цокать в медленном темпе.)

Тп-р-ру! Приехали. (Опустить руки с «вожжами».)

Устала лошадка телегу везти,

Надо ее в хлев отвести. (Покажите на сенсорном панно

Пусть отдохнет и поест.

«На, на, лошадка, ешь сено!» (Протяните руки вперед, давая во-

ображаемой лошадке сено.)

Кот Матроскин благодарит детей за помощь.

Ребята, у всех домашних животных есть детеныши: «Ждут малыши домой своих мам. Выбегают им навстречу, радуются своим мамам». Кот Матроскин просит детей узнать детенышей домашних животных по голосам.

Иго-го, - заржал ребенок.

Ме-е,- заблеял вдруг ребенок.

Значит, это… (жеребенок). Это маленький…(козленок).

Му-у,- мычит в хлеву ребенок.

Мяу,- замяукали ребятки.-

Это маленький…(теленок). Узнаете? Мы-…(котятки).

Бе-е,- заблеял вдруг ребенок.

Чей-то маленький сынок

Это маленький…(ягненок).

Вдруг залаял:

Я…(щенок)! Гав, гав!

Хрю,- захрюкали ребята.

Значит, это…(поросята).

Кот Матроскин хвалит детей за то, что они так хорошо ухаживали за животными, отгадали все загадки. Матроскин угощает детей молоком от своей коровушки.

Дети благодарят.

Ребята, нам пора отправляться в обратный путь.

Дети садятся в автобус.

Игра «Автобус» повторяется

Дарья Андреева
Организация работы с семьями воспитанников ДОУ

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

Е. А. Мухачёва

Для достижения высокой результативности образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников . Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно -образовательном процессе необходимо для успешного развития ребенка.

Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, адресного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем обучения , воспитания и развития ребенка . Как показывает опыт, успешное взаимодействие с родителями зависит от изучения семейной среды, условий воспитания и развития детей . При этом используются традиционные педагогические методы : наблюдение, опросные методики, диагностика семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности. Кроме того, в этом процессе важную роль играют более близкое знакомство с семьей , ее посещение, беседы с родителями, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы :

­ открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

­ сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей ;

­ создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

­ диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка .

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей , при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций :

­ развитие интересов и потребностей ребенка;

­ распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей ;

­ поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье ;

­ выработка образа жизни семьи , формирование семейных традиций;

­ понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи :

­ воспитание уважения к детству и родительству;

­ взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

­ повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

­ использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям .

­ оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми ;

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей , являются следующие :

­ изучение семей воспитанников : учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание , структуры и характера семейных отношений и др. ;

­ открытость детского сада семье ;

­ ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями . Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы .

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой , которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка . На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы , выбираются формы сотрудничества.

Оптимальной формой сотрудничества с семьей в нашем детском саду стала неделя открытых дверей. Неделя открытых дверей является одной из форм работы с родителями , которые предоставляют им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его правилами, задачами образовательно-воспитательного процесса . Цель проведения данного мероприятия-установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализацию.

Вниманию родителей предлагаются :

­ Педагогические мастер-классы

­ Гимнастика с применением здоровьесберегающих технологий

­ Открытые просмотры занятий воспитателей для родителей

­ Конференции с участием родителей

­ Выставки детского творчества

­ Отчетный концерт для родителей силами детей всех возрастных групп

­ Театрализованные постановки для детей младших групп и родителей

­ Отчетные коррекционно-развивающие занятия специалистов

Совместная деятельность с семьей дошкольника позволяет педагогам обучить родителей успешно развивать собственного ребенка, увидеть «зону его ближайшего развития» , определить цели и задачи в дальнейшей работе . Выбор форм и методов работы зависит от потребностей и интересов семьи , стиля воспитания в ней детей и отношений между взрослыми, которые отличаются индивидуальными особенностями в каждой семье .

В результате целенаправленной работы педагогов и специалистов с семьями позиция родителей как воспитателей своего ребенка становиться более гибкой и осознанной в выборе методов и приемов взаимодействия с детьми в домашних условиях.

Комплексный подход к решению проблем воспитания , обучения, творчества детей направлен на самореализацию личности ребенка в социуме, на воспитание не потребителя , а дарителя; на то, что бы в будущем он приносил пользу другим людям, был востребован в обществе. Тогда такая личность становиться удовлетворительной и счастливой.

Литература :

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. ,2000.

2. Тавберидзе В. А. Организация и содержание работы с родителями . – М.: школьная Пресса, 2008.

Публикации по теме:

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач. Робин Скиннер В настоящее время процесс трансформации современной.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №5 «Тополек» Доклад на тему:.

Модели взаимодействия с семьями воспитанников Модели взаимодействия с семьями воспитанников Совместные мероприятия педагогов и родителей Совместные мероприятия педагогов, родителей и.

Положение об организации педагогом – психологом родительского клуба «Растём вместе с ребёнком» Для достижения высокой результативности воспитательно.

Разделы: Работа с дошкольниками

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется его здоровье и осуществляется личностное развитие. В то же время, это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.

Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Несовпадение сфер, в которых родители хотели бы получить помощь от воспитателей, с теми сферами, по поводу которых воспитатели обращаются к родителям, приводит к недостаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с дошкольным учреждением в целом. Современные родители воспитаны поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, поэтому педагогам часто приходится сталкиваться с низкой компетентностью родительского поведения. Большинство родителей воспитывают детей интуитивно или по принципу “как воспитывали меня”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. В то же время, многие педагоги исходят из того, что именно они должны “разъяснять” родителям как следует воспитывать ребенка, подчас избирая нравоучительный тон и, как следствие, получая в ответ: “Вы- воспитатели, вот и воспитывайте!”

В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы мы видим в активизации и обогащении воспитательных умений родителей, поддержке их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье, обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач.

С целью выявления запросов и ожиданий родителей и педагогов в нашем детском саду было проведено анкетирование. В целом, и родители и педагоги высоко оценили деятельность ДОУ по организации взаимодействия с родителями, однако не все они удовлетворены характером взаимодействия. Воспитатели от родителей ожидают большего, чем получают, и поэтому значительная их часть недостаточно удовлетворена взаимодействием. Родители же, наоборот считают, что воспитатели делают для них достаточно, но при этом они нуждаются в квалифицированной помощи специалистов: медиков, логопедов, психологов.

Учитывая данную проблему, наш коллектив приложил немалые усилия для повышения уровня педагогической компетентности родителей. С целью формирования представлений о здоровом образе жизни и практических умений по оздоровлению детей старшей медсестрой проведены семинары-практикумы: “Питание детей дошкольного возраста”, “Организация закаливающих процедур в домашних условиях”; на встречу с родителями приглашались врач-психотерапевт и врач-сексолог; с помощью наглядной агитации родители знакомились с профилактикой и лечением различных заболеваний у детей, основными параметрами их физического развития, нетрадиционной медициной.

Особо тесное взаимодействие с родителями складывается в логопедической группе и в группе для детей с задержкой психического развития. В вечернее время для родителей организуется посещение занятий логопеда и дефектолога, родители присутствуют на индивидуальных занятиях с ребенком, получают консультирование по вопросам психического и речевого развития детей. В практику работы прочно вошло использование аудио и видеозаписей занятий с детьми с последующим сравнительным анализом результатов, достигнутых ребенком. Каждый ребенок, посещающий коррекционную группу, получает ежедневные домашние задания, которые выполняет вместе с родителями. Задача этих заданий- познакомить родителей с изученным материалом и закрепить его дома с ребенком. Как один из видов общения специалистов и родителей выбран “Вечер вопросов и ответов”, а так же устный журнал “Беседка” со следующими рубриками: “Чему и как учить ребенка”, “Говорят дети”, “Это интересно знать”, “Своими руками” и др. Для родителей проводятся семинары-практикумы, темы которых посвящены особенностям развития детей, дыхательным, артикуляционным, графическим упражнениям, развитию мелкой моторики пальцев рук и т.д.

Для выявления педагогической культуры родителей, психологом нашего детского сада используется анкетирование, собеседование, тестирование, написание сочинений на предложенную специалистом тему. Как показал проведенный опрос, родители некомпетентны в вопросах психического развития детей. Для психологического просвещения родителей в ДОУ используются разнообразные формы работы: организация деловых игр, семинаров-практикумов, заседаний “круглого стола”, дискуссий, подбор и распространение психолого-педагогической литературы, подготовка памяток, групповое и индивидуальное консультирование. В детском саду работает детско-родительский клуб “Все мы родом из детства”, “Педагогический всеобуч”, а так же “Школа молодого родителя”, на занятиях в которой используются тренинговые упражнения и задания, обсуждение разных точек зрения на вопрос, игровое взаимодействие родителей и детей, ролевое проигрывание семейных ситуаций и решение проблемных задач семейного воспитания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей.

В квалифицированной медицинской и психологической помощи нуждаются не только родители, но и некоторые педагоги. В числе трудностей, возникающих в работе с родителями, воспитатели указывают социально-экономические причины, недостаток у родителей времени для общения и их профессиональная занятость. Сложно работать с родителями, которым вообще безразличны вопросы воспитания и с теми, которые “все знают”. Кроме того, часть воспитателей испытывает организационные и профессионально-личностные затруднения: не все умеют отобрать целесообразные формы и содержание работы, у некоторых воспитателей недостаточные знания возрастных и психологических особенностей детей, имеются коммуникативные затруднения.

Старшим воспитателем и психологом ДОУ проведена большая работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за “круглым столом”, деловых играх они обучались умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка, развивали навыки публичного выступления, повышали свою психологическую компетентность. Среди тем, которые рассматривались с педагогами, наибольший интерес вызвали следующие: “Леворукий ребенок”, “Полоролевое воспитание детей”, “Организация работы с гиперактивными детьми” и др. Использование разнообразных обучающих форм работы с педагогами дало положительный результат. Кроме проведения индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний и наглядной пропаганды воспитатели стали пользоваться такими новыми формами как: дискуссии по проблеме, “устные журналы”, педагогические гостиные, вечера вопросов и ответов, КВН, “ток-шоу” и т.д. Для возникновения интереса и желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала воспитателями используются различные методы активизации родителей. Так, воспитатели группы раннего возраста во время родительских собраний используют просмотр видеозаписей занятий и режимных моментов с последующим обсуждением. Воспитатели старших групп организовывают диспуты по заранее предложенной теме, используют игровые методы активизации, интервьюирование, рейтинговую оценку обсуждаемой проблемы, предлагают родителям для обсуждения несколько различных точек зрения.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях помогают досуговые формы организации общения. В гости к детям и родителям приглашались татарский писатель Рафис Курбанов, зеленодольские художники В.Макаров и Р.Марданов, воспитанники детской школы искусств и хореографических коллективов нашего микрорайона. Заседание родительской гостиной “Сказание о Казани” было посвящено 1000-летию города и познакомило собравшихся с историей его возникновения, в семейной гостиной “Природа дивной красоты” выступления детей чередовались с концертными номерами родителей, а так же бывших воспитанников нашего детского сада, встреча “Умелые руки не знают скуки!” была посвящена обмену опытом между родителями и детьми. С целью поиска общих интересов, общения взрослых и детей в каждой группе организован обмен литературой и видеотекой. В методическом кабинете работает педагогическая библиотека для родителей. При проведении спортивных праздников создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между родителями и детьми взаимопонимания, чувства эмпатии. Очень полюбились воспитанникам нашего ДОУ и их родителям “Семейные старты”, “Дни здоровья”, “Папа, мама и я – спортивная семья”, ежегодный музыкально-спортивный праздник, приуроченный к Дню защитника Отечества. Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование и такой формы работы как создание роли для родителя. Для введения родителей в воспитательно-образовательный процесс приглашался “гость группы”(родители беседовали с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни), для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, выступлений в спектаклях родители наделяются ролью “добровольного помощника” с обязательным объявлением благодарности. “Копилка добрых дел родителей” постоянно пополняется.

Повышению продуктивности взаимодействия с родителями, объединению усилий родителей и детей способствует и проведение конкурсов. Детским садом организованы конкурсы: “Шьем не просто для затей, шьем на радость – для детей!”, “Эко-елка”, “Самиздат” (на лучший альбом-книгу о своей группе), конкурс спортивных тренажеров “Тренажер построим сами!”, конкурс карнавальных костюмов “Королева осени”, к 75-летию г. Зеленодольска – творческий конкурс “Подарок любимому городу”, проводится ежегодная акция “Нарядим елку во дворе!”, выставки совместных работ родителей и детей. Выявить творческие способности детей и родителей помогла и проведенная в детском саду “Минутка славы”.

В планировании содержания работы с родителями важную роль играет приоритетное направление работы ДОУ. В нашем детском саду большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей. В процессе работы решаются задачи, связанные с формированием у детей знаний родной культуры и воспитанием у них гордости за свою культурную принадлежность, возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в процесс приобщения детей к духовно-нравственным ценностям. В ДОУ функционирует кружок “Исток”, цель которого – знакомство с традиционным укладом жизни русского народа, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, организация совместных с родителями вечеров досуга, посиделок. В календаре нашего детского сада есть много праздников, в которых ярко проявляется связь народных традиций с духовным опытом. Стало доброй традицией проведение праздников “Рождество”, “Масленица”, “Пасха” с приглашением духовных лиц города и района. Приобщая детей к татарской культуре, кроме традиционных форм работы, мы используем встречи с творческими людьми Татарстана, инсценирование татарских легенд и сказок с участием родителей, детей и педагогов, а услышать красоту татарских мелодий позволяют встречи с воспитанниками и учителями музыкальной школы города. В числе любимых детьми праздников – “Сабантуй”, “Науруз”, праздник урожая “Уныш байрэмэ”, познавательно и развлекательно прошли в детском саду посиделки “Мастерами славится земля!”, “Моя бабушка – хранительница традиций моего народа” и др. С целью возрождения культурных традиций разных семей, формирования интереса к их истории в ДОУ практикуется такая методика, как “Семейный час”. Вместе с детьми родители изготавливают “Семейную газету”, составляют “Семейное древо” (родословную семьи), создают семейный герб, ведут летопись семьи.

В дошкольных учреждениях широкое распространение приобрела такая форма сотрудничества с родителями как “Дни открытых дверей”. Мы решили отойти от привычной формы его проведения, т.е. не просто демонстрировать родителям педагогический процесс, но и вовлекать их в него, дать возможность родителям стать активными участниками в жизни детей при посещении ДОУ и группы. Ежегодно, в начале учебного года, для детей и родителей проводится праздник “Здравствуй, детский сад!”. Музыкально-развлекательная программа состоит из представления педагогического состава каждой группы с демонстрацией талантов ее воспитанников. Затем родители имеют возможность ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, пройти по всем его помещениям, пообщаться с друзьями ребенка, поучаствовать в играх, занятиях, театрализованных постановках. 15 мая, в Международный день семьи, стало традиционным проведение праздника “День семьи”. В этот день специалисты и воспитатели всех групп организовывают для родителей и детей работу секторов: музыкального, творческого, спортивного, экологического, сектора эрудитов и игротеку. Победители награждаются почетными грамотами и сувенирами, изготовленными руками детей. Музыкальным руководителем готовятся концертные номера воспитанников всех групп (в 2007г. репертуар был посвящен юбилею нашего города). В год благотворительности, по инициативе родительского комитета, проведена благотворительная ярмарка и акция “Спешите делать добро!” с привлечением родителей и спонсоров. Средства от их проведения пошли на благоустройство и озеленение ДОУ.

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.

Использование новых форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Особенности взаимодействия ДОУ с семьей воспитанника

Миклина М.А.

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов.

Чтобы детский сад стал реальной, открытой системой, родители и воспитатели должны строить свои отношения на доверии. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимного понимания семьи и детского сада. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку. Поэтому воспитателю необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего положительные качества, создавать все условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей.

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Родители и педагоги - это две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Чтобы из маленького ребенка вырастить полноценного человека: культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Здесь особое значение приобретает взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество ДОУ и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

В этом контексте семья по отношению к ДОУ выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера. Успех сотрудничества будет зависеть от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Большое значение имеют формы взаимодействия с родителями ребёнка, впервые поступившего в детский сад. Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально-положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Осведомленность родителей о физиологических и психических особенностях детей дошкольного возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

Кроме того, воспитатели проводят экскурсии по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с особенностями дошкольного учреждения, с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируют, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Воспитатель знакомит родителей и с образовательной программой, специалистами, которые будут работать с их детьми. Родителям показывают игрушки, учебные пособия, детские книги, которыми будет пользоваться малыш в группе; кроме того подсказывают, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, в соответствии с возрастом ребенка.

Такой подход к взаимодействию с родителями детей повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность: мамы и папы стремятся к общению с воспитателями, их начинают интересовать вопросы, касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими; иногда родители признают ошибочность некоторых своих методов воспитания. В результате создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех всего ДОУ.

Таким образом, отношения детского образовательного учреждения с семьей в настоящее время основаны на сотрудничестве и взаимодействии, при условии открытости образовательного учреждения внутрь и наружу.

Осознание приоритета семьи привело к смене социальной позиции: детский сад для семьи, а не семья для детского сада; к появлению новых коммуникативных связей, более осознанному и заинтересованному участию родителей в педагогическом процессе. При этом происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

К середине ХХ века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.

Индивидуальная форма - одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников, к ним, прежде всего, относятся беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

К коллективным формам относятся родительские собрания (групповые 3-4 раза в год и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые конференции, консультации, «Круглые столы» и др.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

Таким образом, анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, запрос от родителей идет редко. Наглядная пропаганда, чаще всего, оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Посещение же семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей.

В настоящее время в рамках работы ДОУ и семьи начали активно использоваться инновационные формы и методы работы с семьей.

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья». Решая эту задачу, педагоги ищут новые формы и методы работы с родителями. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, Т.В. Кротова выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Информационно-аналитические формы работы используются с целью выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Они могут выражаться в таких формах проведения общения, как: проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».

Досуговые формы взаимодействия используются для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Фоормами их выражения служат совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Познавательные формы взаимодействия преследуют цель ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, а также формирование у родителей практических навыков воспитания детей. К ним относятся: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Наглядно-информационные формы взаимодействия в свою очередь делятся на две подгруппы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские. Их целью является ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Они могут выражаться в виде информационных проспектов для родителей, организации дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек, мини-музеев.

Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Так, первым шагом к взаимопониманию может стать письмо, которое приходит родителям, ещё стоящим на очереди в детский сад. В этом письме воспитатель рассказывает о том, как родители могут облегчить предстоящую адаптацию ребенка в детском саду, прививая необходимые навыки, психологически подготавливая к ежедневному расставанию. Так, в знакомых всем родительских уголках создаются новые рубрики, так на стенде «Какое у вас настроение» родители и дети каждое утро цветными фишками отмечают настроение друг друга. Это служит первой темой разговора воспитателя с детьми в начале дня и учит детей и родителей быть внимательными друг к другу.

«Спрашивайте - отвечаем» - это почтовый ящик для личных вопросов родителей. Кроме того, на шкафчике каждого ребенка есть место для визитки - рамочка, в которую дети вставляют картинку или рисунок и меняют их в течение дня по своему желанию. Вечером родители и воспитатель могут обсудить выбор ребенка, прокомментировать его.

Совместно с родителями организуются тематические выставки, например, «Вещи из бабушкиного сундука», «Как сражались наши деды», «Птичий вальс», «Осенний вернисаж», «Веселые овощи», «Золотые руки наших бабушек». Сегодня большой популярностью пользуется «Музей одного образа». Такой мини-музей - результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей. Отличительной чертой такого мини-музея является то, что он занимает очень небольшое пространство, кроме того, здесь все можно все трогать.

Одной из форм взаимодействия, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т.д.) приходят в гости к дошкольникам. Родители принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др. Кроме того, родители могут привлекаться к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ, возить дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещать музеи.

Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Методы активизации, или активные методы, предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации уменьшают давление шаблонов и стереотипов

Одной из форм работы с родителями в настоящее время является создание Попечительского совета при ДОУ. Его членами являются заведующий ДОУ, родители детей, посещающих данное дошкольное учреждение, сотрудники ДОУ, а также представители организаций, финансирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения. Задачами являются содействие:

Привлечению внебюджетных средств для обеспечения функционирования и развития ДОУ;

Организации и улучшению условий жизнедеятельности детей в ДОУ;

Улучшению условий труда педагогического коллектива;

Организации совместной деятельности с родителями.

Весьма эффективно участие родителей и в работе педагогических советов, - это помогает выявить общие проблемы, наметить пути их решения. Взаимно полезным является и участие родителей в семинарах-практикумах «Портрет современного педагога», где участники обмениваются мнениями о том, каким должен быть воспитатель, отвечающий требованиям высокой нравственности и запросам современного общества.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах. Современные формы работы с семьями воспитанников, в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ с семьей, имеют неоспоримые и многочисленные преимущества, это:

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие;

Учет индивидуальности ребенка: педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным: таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;

Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;

Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;

Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, может найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.


Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении

Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок) ;

Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

Развитие интересов и потребностей ребенка;

Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

Выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

Понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

Воспитание уважения к детству и родительству;

Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

Использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Формы работы с семьей:

1."Дни открытых дверей".

2. Посещение семей.

3. Педагогические беседы с родителями (консультации) .

4. Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. (объявления, просьбы, благодарности) .

5. Участие родителей в НОД.

6. Родительские собрания.

7. Организация праздников, утренников, мероприятий.

8. Участие в конкурсах.

Методы и приемы активизации родителей

1. видеосъемка

2. занятия

3. актуальная тема

4. выставка детских работ

Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы: -социологические опросы, - интервьюирование и анкетирование. Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями. Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. В работе по изучению семьи необходимо использовать - контактное проведение анкетирования, т.е. (сам педагог организует анкетирование и собирает опросные листы). Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. В качестве примерного плана предлагаем вам план, составленный с учётом рекомендаций учёных (В.В.Котырло и С.А. Ладывир).

1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.

2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи: - дружелюбный тон общения друг к другу; - изменчивый, противоречивый характер отношений; - своеобразная автономность каждого члена в семье.

3. Цель домашнего воспитания ребёнка.

4. Степень осознания родителями особой роли дошкольного периода детства в формировании личности ребёнка.

5. Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребёнка.

6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей: - наличие определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению; - ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению; - низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.

7. Особенности воспитательных воздействий: - участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности; - непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию; - отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребёнка.

8. Организация современных форм деятельности в семье: - общность во всех семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные дела, заботы; - дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребёнка к семейным делам; - разобщённость взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.

В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.

Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка их детского сада.

Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. Показателен интерес родителей к детским работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде. Педагог должен использовать не только наблюдение со стороны, но и включённое наблюдение, т.е. создавать специальные ситуации: -совместный труд; -досуг; -занятия с родителями и детьми.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями. В этой связи меняется и позиция ДОУ в работе с семьей.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести:

Информационно-аналитические

    анкетирование;

    опрос;

    «почтовый ящик»

Наглядно-информационные

    родительские клубы;

    мини-библиотека;

    информационные стенды «ОКНО –очень короткие новости»;

    выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».

Познавательные

    родительские гостиные;

    нетрадиционные родительские собрания;

    устные журналы;

    экскурсии.

Досуговые

    праздники;

    совместные досуги;

    акции;

    участие родителей в конкурсах, выставках.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Популярное