» »

Психическое развитие и обучение. Единственный правильный подход в обучении и воспитании человека Обучение и есть развитие

09.08.2023

Что означает каждое из этих понятий? Попробуем разобраться в этом вопросе, чтобы жизнь родителей и ребёнка не отягощалась ненужной гонкой достижений.

Для начала внесём ясность непосредственно в сами определения:

  • Раннее развитие - это процесс, стимулирующий познавательный и исследовательский интерес у ребёнка в возрасте не старше 3-4 лет;
  • Раннее обучение - это процесс, направленный на получение малышом в возрасте не старше 3-4 лет каких-либо конкретных навыков и умений.

1. Для чего обучаем и для чего развиваем

Разберём это на примере таблицы умножения. Кроха натренирован на запоминание таблицы умножения: все цифры отлетают от зубов. Это - раннее обучение. Но если спрашивать таблицу умножения в непривычным порядке, то, скорее всего, ребёнок запутается и не сможет дать правильный ответ. Раннее обучение направлено как раз на то, чтобы малыш «прочувствовал» цифры и мог обращаться с ними не по памяти, а вольно.

2. С помощью чего обучаем и учим

Обучение, если отбросить нюансы и методики, предполагает сосредоточенное (и зачастую монотонное) изучение материала. Развитие заточено под изучение окружающего мира, в прямом смысле «окружающего». На улице, во время прогулок - изучаем с ребёнком насекомых и травы, дома - как течёт вода из крана или готовится еда на плите. Таким образом, объект раннего обучения - это абстрактные вещи, которые сложно потрогать руками, а раннего развития - окружающий мир в его многообразии.

3. Цель обучения и цель развития

В обучении важно получить определённые навыки - читать, считать, узнавать и так далее. Причём, желательно за конкретный срок. Это как стометровку пробежать. Развитие же, если пользоваться спортивными терминами, то это - долгие тренировки, которые готовят человека к забегу. Может быть, неподготовленный новичок и одолеет дистанцию, но как он после этого будет себя чувствовать и захочет ли участвовать в марафоне? Раннее развитие - это как тренировка, подготовка к обучению.

4. Кто помогает обучаться, а кто - развиваться

При раннем обучении главное действующее лицо - сам ребёнок. Взрослые, мама и папа, выступают скорее в роли подспорья. Во время же раннего развития мама и малыш - полноправные участники, партнеры. Взрослый, помогая своему чаду познавать мир, открывает для себя много нового. А это очень сближает родителей и малыша.


5. Длительность эффекта обучения и развития

Многие детские психологи и педиатры говорят о том, что практические навыки (выученные стихи, знание букв и прочее), полученные ребёнком младше 3 лет, забываются довольно быстро. А вот впечатления, впитанные во время неспешных прогулок с рассказами о животных, природных явлениях, остаются на всю жизнь и не только на подсознательном уровне.

6. Интерес ребёнка к обучению и интерес к развитию

Обучение часто подразумевает способности быть как минимум усидчивым и сосредоточенным на предмете определённое время. Вы часто встречали ребенка 2-4 лет, не говоря уж о годовалых, которые могут заниматься чем-то одним хотя бы 20 минут? Если только, конечно, они не нашли спрятанные родителями краски и не рисуют с упоением на обоях в коридоре! Так вот рисование в коридоре на стенах - это и есть часть раннего развития, которое, под контролем взрослого, идёт у детей на «ура». А заставлять карапуза называть геометрические фигуры в книжке - это раннее обучение. Пусть он лучше нарисует их на асфальте во дворе.


7. Основа обучения и основа развития

Развитие происходит с чистого листа. Для того чтобы развиваться в любой сфере, не нужно быть готовым. Нужно просто захотеть, и ещё — чтобы не мешали познавать новое. Тогда как обучение подразумевает определённую готовность к нему, как физическую, так и моральную.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное : первое свойственно всем людям определенного возраста, второе отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью (от лат. individuum – неделимое, особь).

Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение этих особенностей (различий) связано с тем, что каждый человек проходит собственный особый путь развития, приобретая на нем различные типологические свойства высшей нервной деятельности. Последние, в свою очередь, влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относятся:

  • своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения;
  • особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности.

Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Ответ, кажется, должен быть однозначно положительным, однако среди специалистов есть серьезные разногласия по этому поводу. Согласно одной точке зрения массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые "порции" учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем па свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.

Очень убедительно эту мысль выразил Георг Гегель: "Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание" .

Отечественная педагогика стоит па иных позициях, утверждая, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а адаптации форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям ребенка, с тем чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются "трудные" воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Считается, что индивидуальный подход хорошо сочетается с идеями гуманизации воспитания. Между тем практически реализовать его требования в условиях групповой (коллективной) формы воспитания очень трудно. Если добавить к этому гендерные особенности, о которых шла речь выше, то становится понятно, что реализация принципа индивидуального подхода в условиях коллективного воспитания делается все более проблематичной. Концепции инновационной педагогики требуют перехода к подлинной индивидуализации по схеме 1 + 1 (один учитель – один ученик), но уже на иной основе – репетиторства или применения новых информационных технологий.

Итоговый тест

Утверждение

Развитие сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему

Движущая сила развития – борьба противоречий

Биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера: онтогения (индивидуальное развитие) представляет собой краткое и быстрое повторение (рекапитуляцию) филогении (развитие вида)

Развитие человека предполагает прежде всего его духовное совершенствование. Смысл развития – в духовном возвеличении. Без духовного движения и человек, и его цивилизация останавливаются в своем развитии

Достичь высокого уровня развития, сформироваться означает прежде всего состояться как духовная личность

Назначение воспитания состоит в том, чтобы указать человеку путь к себе, мобилизовать его силы для духовного роста и самосовершенствования

Развитие человека детерминировано только внешними условиями

Процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов: наследственности, среды, воспитания

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга

  • Гегель Г. Соч. М., 1946. Т. VII. С. 82.

Единственный правильный подход в обучении и воспитании человека

- это личностно ориентированный подход .

Единственный способ сделать народ добродетельным - это дать ему свободу;

рабство порождает все пороки, истинная свобода очищает душу. П. Буаст

Ускоряющееся развитие человечества, с его опасными тенденциями как ныне, всё настойчивее требует формирования в человеке не типичного , как диктуют существующие социальные системы, чтобы получить хорошо управляемую и послушную рабочую силу, а ярко индивидуального , позволяющего человеку стать и оставаться самим собой в нестабильном и далеко не идеальном социуме, тем самым, правильно развиваясь, своей творческой деятельностью и проявлением в ней лучшего, изначального себя, стабилизируя и исправляя его (социум).

Поэтому современная школа и все образовательные учреждения остро нуждаются в гуманизации отношений детей, молодёжи и взрослых, в переустройстве ее смысла, сути и жизнедеятельности в целом.

Отсюда очевидна необходимость построения и продвижения, личностно ориентированных систем обучения и альтернативных программ саморазвития, а так же создание условий для правильного, гармоничного развития и воспитания учеников, изучая и бережно оберегая их формирующуюся психологию и будущую личность как индивидуальную единицу правильного социума - гуманного и гармоничного общества.

Для этого необходимо систематизировать и развивать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе.

Значит, настало время ответить на следующие вопросы:

— Что такое личностно ориентированный подход?

— Чем он отличается от традиционных подходов?

— Из каких компонентов он складывается?



Правильно ответить даже на первый вопрос нелегко, хотя частично ответ содержится в самом вопросе. Как ни покажется банальным, личностно ориентированный подход это прежде всего подход . Он стоит в одном ряду с возрастным, индивидуальным, деятельностном, коммуникативным, системным и другими подходами.

Тогда следует определить, что такое подход вообще? Изучение педагогической литературы не позволило в полной мере выяснить, что же все-таки педагоги-исследователи понимают под подходом, какой смысл вкладывается при использовании этого понятия. Это обстоятельство заставило обратиться к философии, где родились многие научные подходы, которые впоследствии стали использоваться педагогической наукой и практикой.

Философы склонны понимать под подходом ориентацию человека в познавательной или образовательной деятельности . К примеру, применение системного подхода они увязывают с такой ориентацией человека, при которой преобразования рассматриваются как система.

В большинстве случаев человеческая деятельность строится на основе не одной, а нескольких ориентаций, которые должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация всегда является приоритетной, благодаря которой формируется качественное своеобразие почерка деятельности человека .

Большинство исследователей считают, что подход включает в свой состав три основных компонента.

1. Основные понятия, используемые в процессе познания или преобразования.

2. Принципы как исходные положения или главные правила осуществляемой деятельности.

3. Приемы и методы построения процесса познания или преобразования.

Опираясь на воззрения философов, дадим определение личностно ориентированного подхода. Личностно ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

В сформулированном определении мы попытались отразить сущность личностно ориентированного подхода и выделить наиболее важные его аспекты, такие, как:

— личностно ориентированный подход является прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;

— он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

— данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося.

Определение понятия и сущностных характеристик личностно ориентированного подхода позволяет ответить на второй вопрос : чем он отличается от традиционных подходов?

Покажем главное его отличие от такого традиционного подхода, как индивидуальный . Использование в педагогической деятельности и того и другого подходов предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка.

Однако при применении личностно ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика , а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка — освоение учащимися социального опыта, т.е. знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для каждого воспитанника. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального , а выбор второго — с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного , что тоже крайне сложно осуществить без учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Теперь ответим на третий вопрос: из каких компонентов складывается личностно ориентированный подход?

С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности.

К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:

— индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

— личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

— самоактуализированная личность —

человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

— самовыражение — процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;

— субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

— субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектами обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

— Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

— выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

— педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением (О.С.Газман, Т.В.Фролова).

Вторая составляющая исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся.

Назовем принципы личностно ориентированного подхода.

Принцип самоактуализаци. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип субъектности . Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.

Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.

Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

Третья составляющая — технологическая. Она включает в себя наиболее соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности .

Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В.Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

— диалогичность;

Большинство педагогов включают в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации .

Использование личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, как полагает Т.В.Фролова, невозможно без применения методов диагностики и самодиагоностики .

Задачей педагога, работающего с ребенком методами педагогической поддержки, является нахождение такого типа отношений, при котором ребенок, с одной стороны, остается в ответственной позиции по отношению к своим проблемам, а с другой - может получить поддержку педагога, когда собственных усилий уже недостаточно.

Причем поддержка осуществляется не как одолжение взрослого, а как заинтересованное взаимодействие партнеров - взрослого и ребенка , добровольно и заинтересованно объединивших свои усилия . Опыт показывает, что такой тип отношений может быть выстроен через договор .

Практика свидетельствует, что ребенок уходит от решения проблемы в нескольких случаях:

Если от ее разрешения ничего в жизни ребенка не меняется (что толку поднимать руку и слушать учителя, если он все равно меня ненавидит?);

если его собственных сил не хватает для разрешения проблемы (что ни делай- ничего не выйдет);

если его лишили возможности самостоятельно действовать, а следовательно, сняли с него ответственность.

Ничего подобного невозможно сделать в договоре , поскольку договор строится на соотнесении личных интересов субъектов, и они объединяются вместе именно для того, чтобы реализовать собственный интерес . Субъекты дополняют друг друга, поэтому «недостаточность» одного восполняется возможностями другого.

Договор строится на соотнесении взаимных обязательств и ответственностей.

Договор - это открытое проявление доверия партнеров друг к другу, готовности к открытому обсуждению возникающих проблем и поиску совместного, обоюдно устраивающего решения.

Освоение педагогами договора как типа отношений, выстроенного на добровольности, паритетности, взаимном уважении и ответственности, позволит взрослому более глубоко освоить договорную этику и показать ребенку образец разрешения противоречий на гуманистической основе, исключающей насилие и манипуляцию личностью .

Договор становится естественным и эффективным средством педагогической поддержки, поскольку эта деятельность напрямую сопряжена с разрешением проблемных ситуаций и конфликтов. Для освоения данного средства одновременно важны соответствующая установка педагога на ребенка и взаимодействие с ним, стремление самосовершенствоваться в развитии гуманистических отношений и овладение специальными знаниями и технологиями, позволяющими выстраивать профессиональную деятельность адекватно заявляемым целям.

Вывод:

Личностно - ориентированный подход это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Основные понятия:

1. Индивидуальность;

2. Личность;

3. Самоактуализация личности;

4. Самовыражение;

5. Субъект;

6. Субъективность;

7. Я - концепция;

8. Выбор;

9. Педагогическая поддержка.

Принципы:

. Самоактуализации

. Индивидуальности

. Субъективности

. Выбора

. Творчества и успеха

. Доверия и поддержки.

Методы и приемы:

— диалогичность;

— деятельностно - творческий характер;

— направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

— представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

План

  1. Обучение и развитие
  2. Понятие учебной деятельности (УД), ее основные характеристики.
  3. Предметное содержание УД.
  4. Структура УД.
  5. Учебная задача в структуре УД.
  6. Учебные действия.
  7. Контроль и оценка в структуре УД.
  8. Учебная мотивация.
  9. Обучаемость.

В становлении человека решающую роль играет процесс усвоения социального опыта. Обучение – один из видов такого усвоения. Любой вид усвоения направлен на изменение человека, на повышение его возможностей, т.е. на его развитие. Развитие характеризуется, прежде всего, новообразованиями , т.е. качественными изменениями в психической жизни человека. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (Л.С.Выготский, 1926).

Связь обучения и развития ребенка, человека является одной из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что:

а) само развитие есть сложное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев);

б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс (регресс), неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.

Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:

Обучение и есть развитие (У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж. Уотсон, К.Коффка), хотя природа научения понимается всеми по-разному;

Обучение- это только внешние условия созревания, развития, т.е., «обучение идет в хвосте развития» (В.Штерн);

Развитие не зависит от обучения: «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития, независимо от того, обучается ребенок или нет» (Ж.Пиаже);

- «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л.С.Выготский, Дж.Брунер), обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время опирается на актуальное развитие, обучение должно ориентироваться на завтрашний день детского развития. Последующие исследования позволяют внести в это положение два уточнения:

1. Учение имеет решающее значение для психического развития тогда и только тогда, когда оно является ведущей деятельностью.


2. Ведущая роль учения в психическом развитии человека не имеет четко очерченных возрастных границ. Как правило, оно выполняет свою ведущую роль в пределах младшего школьного возраста. Однако во многих случаях эта роль сохраняется вплоть до студенческого возраста. Вместе с тем иногда и у младших школьников учение не является ведущей деятельностью.

Движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой.

Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно. Резкие сдвиги, обострение противоречий могут принимать «форму острого кризиса». В психологии известно шесть кризисных периодов: кризис новорожденности, кризис одного года – от младенчества к раннему детству, кризис трех лет – переход от раннего детства к дошкольному, кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом. Кризис тринадцати лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту). Кризис 17 лет –переход к юности.

Для педагогической психологии в целом и для определения психологического портрета обучающегося на каждой ступени образовательной системы важно «…то, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования, и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде» (Д.Б.Эльконин). За этими изменениями педагогическая система может «не поспевать» (Л.С. Выготский), в результате чего возникает эффект трудновоспитуемости, неуспеваемости, одна из причин которого кроется в самой динамике возрастного становления.

Психическое развитие - это целостное развитие всей личности . Оно осуществляется одновременно по линиям:

Познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);

Психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов, освоение способов и средств деятельности);

Личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).

Учебная деятельность – основная форма включения в общественное бытие людей в возрасте от 6-7 до 22-23 лет, характеризуется спецификой предметного содержания и внешней структуры, в которой особое место занимает учебная задача и учебные действия по ее решению.

Обучение - деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения, его механизмах, как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов, способов и форм обучения.

Обучение и развитие.

Существует три взгляда на соотношение этих процессов

1) Ж.Пиаже (по уровню развития мыслительных операций): Развитие должно идти впереди обучения, сначала развиваем мышление, потом ребенок решает задачу.

2) Гештальт психология: Обучение параллельно развитию, начинается одновременно, заканчивается одновременно.

3) Л.С. Выготский

Зона актуального развития(ЗАР) - объем действий и операций, который ребенок может выполнить самостоятельно, используя имеющийся у него уровень психического развития.

Зона ближайшего развития(ЗБР) - уровень действий и операций, который ребенок может выполнить только при помощи взрослого, который в ходе специального обучения способствует психическому развитию ребенка.

Психология обучения - это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения.

Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления процессом учения. При этом учение рассматривается как специфическая деятельность, включающая мотивы, цели и учебные действия. В конечном итоге она должна привести к формированию психологических новообразований и свойств полноценной личности. Учение - универсальная деятельность, ибо составляет основу овладения любой другой деятельностью. Центральная задача психологии обучения - анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:

Выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;

Выявление общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка;

Системно-структурный анализ педагогического процесса;

Раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.

Учебная деятельность имеет структурно-системный характер. Система - это единство компонентов и их взаимосвязей. Структура включает в себя:

" 1. Компоненты деятельности, без которых она неосуществима. Сюда входят задачи и цели деятельности; ее предмет, способы принятия решения и выполнения; действия контроля и оценки деятельности.

" 2. Взаимосвязи между указанными компонентами. Взаимосвязаны могут быть воздействия, операции, элементы функциональной организации, оперативные системы отображения и т.д.

" 3. Динамика установления указанных взаимосвязей. В зависимости от регулярности активизации связей формируются симптомокомплексы психических процессов, функционально важных свойств.

Все структурные элементы соединены многочисленными связями. Элементы структуры - условно неделимые ее части. Любая структура обеспечивает реализацию какого-то функционального свойства, ради которого она собственно и была создана, т.е. своей основной функции (например, система образования создана, чтобы реализовать функцию обучения). Функция -это процесс осуществления определенного результата.

Сочетание структуры и функции приводит к образованию системы. Основные характеристики системы:

1) это нечто целое;

2) носит функциональный характер;

3) дифференцируется на ряд элементов с определенными свойствами;

4) отдельные элементы взаимодействуют в процессе выполнения определенной функции;

5) свойства системы не равны свойствам ее элементов.

6) имеет информационную и энергетическую связь с окружающей средой;

7) система адаптивна, изменяет характер функционирования в зависимости от информации о получаемых результатах;

8) разные системы могут давать одинаковый результат.

С позиций системного подхода отдельные психические компоненты (в том числе функции и процессы) в деятельности выступают в виде целостного образования, организованного в плане выполнения функций конкретной деятельности (т.е. достижения цели), т.е. в форме психологической системы деятельности (ПСД). ПСД есть целостное единство психических свойств субъекта и их всесторонних связей. Учебный процесс во всех своих проявлениях реализуется исключительно ПДС. В ее рамках происходит перестройка индивидуальных качеств личности путем их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей, условий деятельности. Собственно так и возникает накопление индивидуального опыта, формирование знаний и развитие личности ученика.

Психологические составляющие обучения

Как системная организация учебная деятельность имеет относительно устойчивые ("статические") компоненты и связи между ними. Устойчивые структурные элементы учебной деятельности:

Предмет обучения;

Ученик (субъект обучения);

Собственно учебная деятельность (способы обучения, учебные действия);

Учитель (субъект обучения).

Предмет обучения - это знания, умения и навыки, которые необходимо усвоить.

Ученик - это личность, на которую направлено воздействие по освоению знаний, умений и навыков и которая имеет определенные предпосылки для такого освоения.

Учебная деятельность - это средство, с помощью которого формируются новые знания, умения и навыки.

Учитель - это человек, который выполняет контролирующие и регулирующие функции, обеспечивая координацию деятельности ученика, пока тот не сможет это делать самостоятельно.

Устойчивые компоненты соединяются друг с другом связями, среди которых основными будут: мотивационные, эмоциональные, когнитивные, информационные. Общая направленность учебной деятельности - гностическая, предметная.

Все перечисленные элементы должны соотноситься друг с другом в гармоничном единстве. Только тогда система будет функционировать с максимальной эффективностью. Любой дефект или выпадение какого-либо компонента приводят к деформации, деструкции или же распаду всей системы. Она оказывается не в состоянии выполнять свою основную функцию - обучающую.

По сравнению с другими видами деятельности, учебная деятельность имеет свою специфику. Традиционная схема "субъект - собственно деятельность - объект - результат" выглядит так:

Если в качестве "объекта" выступает личность ученика ("Л" (person) ученика), то схема приобретает принципиально иную окраску. Основной, активной силой в обычных видах деятельности является "субъект". В учебной деятельности активность исходит как от "субъекта" (учителя), так и от "Р - person" (ученика).

Все основные составляющие деятельности: мотив, способы деятельности, результаты начинают приобретать двойственное личностное значение, обусловленное личностью ученика и личностью учителя. Объектом учебной деятельности выступает целостная личность ("Я") учащегося, т.е. сложная психосоциальная система. Не менее сложной системой является и личность учителя. В совокупности своих взаимных воздействий на предмет изучения, способы преподавания и результат они образуют суперсистему "учебная деятельность". Известно, что воздействие на какой-то элемент системы влечет за собой изменение состояния всей системы. При сложном сочетании как минимум двух личностей (учителя и ученика) воздействие на различные участки системы "учебная деятельность" идет постоянно. Следовательно, сама система постоянно находится в активном динамическом изменении. Учение всегда влечет за собой перестройку и сознания, и психических свойств участвующих в нем личностей.


Похожая информация.