» »

Программа по патриотическому воспитанию. Проект "анимационно-игровая деятельность в гражданско-патриотическом воспитании детей" «Я юный патриот»

22.03.2021
1

Настоящая работа посвящена изучению педагогических условий формирования гражданско-патриотических качеств молодых людей средствами социокультурной анимации. Всеобъемлющий характер патриотического воспитания, охватывающего все стороны духовной жизни общества, предполагает целостно и гармонично воздействовать на личность, формируя для этого систему воспитания и развития. Одним из инструментов такой системы становится воспитание патриотизма и гражданственности у молодых людей, которое входит в государственную образовательную и культурную политику. В решении этой задачи мы рассматриваем социокультурную анимацию как духовное явление, направленное на самоорганизацию как общественных, так и педагогических движений в социально-культурной деятельности, имеющее цель – реализацию духовных потребностей различных категорий населения. В статье рассматриваются этапы разработки духовно-нравственных механизмов формирования социокультурного лидерства у аниматора, а также условия становления на путь возрождения духовно-нравственных и культурно-творческих традиций, что для развития анимационной деятельности в России является приоритетной задачей, без которой эта деятельность не сможет стать влиятельной и благотворной силой. В данной статье также разработаны рекомендации по воспитанию патриотических и гражданских качеств молодых людей.

социально-культурная анимация

патриотическое воспитание

духовно-нравственные механизмы

анимационные технологии

1. Аминов Т.М. Признаки профессионального образования // Искусство и образование. - 2008. - № 9. - С. 44.

2. Давлетбаева Р.Г. Система формирования билингвальной личности младшего школьника: дис. ... докт. пед. наук / Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Уфа, 2010.

3. Вильданов Х.С. Ценность как предмет философского познания: дис. ... докт. философ. наук / Магнитогорский государственный университет. - Магнитогорск, 2009. - 432 с.

4. Кунафина Г.А., Вильданов Х.С. Влияние организованного досуга на социализацию молодежи // Наука сегодня: теория и практика: сб. науч. трудов междунар. заочной науч.-практ. конференции / Уфимский государственный университет экономики и сервиса. - 2015. - С. 165-167.

5. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. Государственная программа: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// Консультант Плюс www.consultant.ru.

6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М. : Педагогика, 1990. – С. 123.

7. Понькина Е.С. Психофизиологическое исследование отдаленных последствий эмоционального общения матери с ребенком: дис. ... канд. психол. наук. - Уфа, 2000.

8. Понькина Е.С. Условия формирования экологической культуры личности: социокультурный аспект // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. - 2015. - С. 95-98.

9. Франк С.Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. – М. : Республика, 1997. – 479 с.

10. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. - М., 2005. – С. 97.

В современном обществе существуют проблемы экономического, политического, культурного, духовного кризиса, где ярко проявились недостатки воспитания, формирования морали не одного поколения людей, заключающиеся в алчности, эгоизме, склонности к злу и насилию.

Цель исследования: изучить социально-культурную анимацию как предиктор патриотического воспитания молодежи.

Для реализации цели были применены теоретические методы исследования , заданные, прежде всего, социокультурным подходом, который формирует представления о самосознании личности в его единстве с обществом и культурой. Используется личностный подход, требующий признания уникальности самосознания личности, а также системный и конструктивистский подход, теоретический анализ и синтез.

Результаты исследования. В данной работе изучен феномен социокультурной анимации как средства патриотического воспитания молодежи и основные теоретические подходы к пониманию данного термина. Предложены пути педагогической деятельности, основанные на использовании социально-культурной анимации в деле формирования гражданина и патриота, опирающиеся на управление, планирование и использование системных методов и средств в решении поставленной задачи. С помощью систематических наблюдений, проведения социологических опросов, отслеживания изменений в самооценке молодых людей, анализа творческих работ участников оценен складывающийся, формирующийся уровень гражданских и патриотических качеств участников программ.

Современный этап развития нашего общества характеризуется проблемами в экономической, политической, культурной, духовной сферах, где ярко проявились недостатки воспитания, формирования морали не одного поколения людей, заключающиеся в алчности, эгоизме, склонности к злу и насилию. В данном аспекте всеобъемлющий характер патриотического воспитания, охватывающего все стороны духовной жизни общества, предполагает целостно и гармонично воздействовать на личность, формируя для этого систему воспитания и развития. Одним из инструментов такой системы становится воспитание патриотизма и гражданственности у молодых людей, которое входит в государственную образовательную и культурную политику. Так, принятые в последнее десятилетие государственные законы, программы, документы свидетельствуют об этом. Одной из задач Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» является «…совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан...» . Данное программное положение предполагает поиск новых и совершенствование существующих технологий, способствующих целенаправленному и гармоничному воспитанию чувства патриотизма у молодежи. Одним из инновационных средств воспитания патриотических качеств у молодых людей является социокультурная анимация, которая в ряде трудов некоторых учёных и практиков представлена узко и трактуется как деятельность по развлечению взрослых и детей. По нашему убеждению ее научно-практическое содержание намного шире и включает целый ряд важных характеристик в сфере воспитания патриота и гражданина.

В связи с этим мы рассматриваем социокультурную анимацию как духовное явление, направленное на самоорганизацию как общественных, так и педагогических движений в социально-культурной деятельности, имеющее цель - реализацию духовных потребностей различных категорий населения. «Анимационную деятельность» мы обозначаем как интеграцию «одухотворяющего эффекта» социально-культурной деятельности в педагогический процесс. Анимация как «оживление» в современной научной и методической литературе чаще используется авторами как «оживление» отношений в социуме, а понятие «одухотворение» - в качестве метафор, хотя имеет для анимационного процесса вполне конкретный смысл и глубокие корни. Следует согласиться с Франком С.Л., который понятие «духовный» рассматривает в аспекте, отражающем неотъемлемую часть бытия индивида, протекающую на бессознательном уровне, недоступном обыденному сознанию . Следовательно, одухотворение в анимации - это процесс, направленный на духовное развитие личности, реализацию духовно-творческого потенциала, включающего нравственные и духовные ценности общества.

Формирование духовности должно начинаться с самого раннего детства, и высокие ценности духовности будут ближе и понятнее детям, если нам удастся пробудить их неокрепшие еще души. «Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идей и в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества» . Таким образом, процесс одухотворения влияет на социум, являясь продолжением духовного развития личности, и тем самым способствует выздоровлению общества, привнося в общественное сознание духовные ценности. В этом процессе важную роль играет социокультурная анимация, которая опирается на уникальные духовные традиции России в деле духовного оздоровления общества. Осмысление важной роли социокультурной анимации имеет непреходящее значение для современной науки и социокультурной практики. Разработка духовно-нравственных механизмов формирования социокультурного лидерства у аниматора, а также становление на путь возрождения духовно-нравственных и культурно-творческих традиций в качестве оснований для развития анимационной деятельности в России является приоритетной задачей, без которой эта деятельность не сможет стать влиятельной и благотворной силой. Недостаточно развиты педагогические исследования в области анимационной деятельности и разработанность анимационных технологий в социокультурной практике. Сам термин «анимация», принятый в социально-культурной теории и практике, практически совпадает по значению с термином «педагогическая анимация» и заслуживает особое место в качестве одного из фундаментальных терминов российской анимации с точки зрения системного подхода.

Также ювенология рассматривает социокультурную анимацию как одно из направлений работы с молодежью, направленное на актуализацию ее духовного и художественно-творческого потенциала, активного участия в общественной деятельности. Следовательно, в современных развивающихся условиях России социокультурная анимация становится инновационной технологией воспитания патриотизма и гражданственности молодёжи. При этом, как важнейшее средство воспитательного процесса, социально-культурная анимация предполагает совершенствование путей формирования личности и обеспечивает возможность самоидентификации в той или иной социокультурной общности . Именно эта составляющая позволяет признать социокультурную анимацию инновационным направлением в развитии социально-культурной деятельности. Н.Н. Ярошенко теоретически обосновал и определил социокультурную анимацию «как наиболее интенсивно развивающееся направление социально-культурной деятельности» .

Философские, мировоззренческие аспекты и различные прикладные практики, от психотехнических до театральных, переплетаются в социально-культурной анимации. Результаты педагогической деятельности, основанные на использовании социально-культурной анимации в деле формирования гражданина и патриота, достигнут цели в случае опоры на управление, планирование и использование системных методов и средств в решении поставленной задачи. Среди них наиболее эффективными в воспитании молодежи являются следующие анимационные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, музыкальная и библиотерапия, социодрама, моритотерапия, социально ориентирующие игры, театрализация и др. Эти технологии должны стать действенным инструментом учреждений культуры и образования уже сегодня. Содержание этой деятельности на основе использования методологии социально-культурной анимации необходимо направлять на национальное возрождение России. «Россия… вступает в новый этап цивилизационного развития, связанный со сменой или переосмыслением существующих ценностных парадигм. Каждый индивид, нация, государство стоит перед выбором, сложность которого заключена в необходимости выработки устойчивой системы ценностных координат, способных преодолеть цивилизационные проблемы не только экономического или социального, но и духовного характера» .

Согласно сложившимся научным представлениям, педагогический инструментарий социокультурной анимации включает совокупность средств, форм, приемов и методов педагогического взаимодействия объектов и субъектов воспитательного процесса. Для формирования позитивных состояний для многих людей приемами становятся положительные эмоции и впечатления на основе организованной досуговой деятельности. «Принято рассматривать три формы досуга: организованный, неорганизованный и самоорганизованный. Организованный досуг, прежде всего, осуществляют социально-культурные учреждения: дворцы культуры, спортивные, музыкальные и художественные школы, клубы и другие досуговые учреждения» . В этом плане деятельность социально-культурных учреждений в деле развития анимации может быть обширной и очень значимой. Это, прежде всего, активизация деятельности массовой художественной самодеятельности, а также разнообразные концерты, системные встречи ветеранов Великой Отечественной войны с подрастающим поколением, передача опыта молодежи, тематические вечера, торжественные мероприятия, посвященные юбилейным датам героев, трудовые десанты около памятников воинской славы, обелисков и мемориальных комплексов), фестивали творчества молодежи, конкурсы и фестивали патриотических произведений «Песни, опаленные войной». Очень важно участие самой молодежи в разработке сценариев подобных мероприятий, самостоятельного выбора форм этих мероприятий и, конечно, их проведения. В рамках подготовки торжественных мероприятий, посвященных Дню великой победы, в учреждениях культуры и вузах города, колледжах и средних школах будут интересны такие мероприятия, как конкурс «Поэзия о любви и Отечестве», фестиваль творчества «Воинское братство» и т.д. Результаты педагогической деятельности, основанные на использовании социально-культурной анимации в деле формирования гражданина и патриота, достигнут цели в случае опоры на управление, планирование и использование системных методов и средств в решении поставленной задачи. Следует отметить, что к содержанию социально-культурной анимации относятся все средства музыкального творчества, направленные на организацию семейного досуга, они интегрированы и взаимосвязаны между собой, и выбор их для реализации той или иной формы зависит от объекта воздействия, а также от цели и тематической направленности выбранной культурно-досуговой акции.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что семья является важнейшим социальным институтом, а при организации музыкально-досуговой деятельности создаются условия увлечения детей народной и классической музыкой и подготавливается почва для совершенствования процесса воспитания гражданина и патриота.

Эффективность организации анимационной деятельности определяется, во-первых, наличием свободного времени у членов семьи и его постоянным увеличением, во-вторых, дальнейшим развитием современной музыкальной индустрии досуга, в-третьих, умелым и продуманным выбором использования средств и форм музыкального творчества в семье.

Во время досуга деятельность человека обуславливается его объективными потребностями и интересами, развитостью сети культурно-досуговых учреждений, их материальной обеспеченностью, состоянием окружающей досуговой среды и т.д. Следовательно, эффективность организации семейного досуга во многом зависит от уровня взаимодействия учреждения культуры с семьей, а также от самого человека, от его личной культуры, интересов и т. д.

Таким образом, сущность семейного досуга средствами музыкальной творческой анимации состоит в том, что это один из видов социальной групповой деятельности людей, объединенных узами родства, создающих музыкальную среду своего общения. Эта деятельность построена на комбинированном сочетании факторов социализации, способных создать условия для свободного развития и сохранения духовного мира как основы личностного формирования гражданина, культуры его приобщения к музыкальным ценностям общества, к народным истокам, возрождающим любовь к родине, своему краю .

Музыкально-досуговая деятельность наиболее успешно осуществляется в учреждениях социокультурной сферы, основная задача которых заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха.

Наряду с такими понятиями, как формы и средства, большое значение имеют «методы социокультурной анимации». Их следует охарактеризовать как многообразные способы социально-психологической помощи индивиду в процессе жизнедеятельности. Методы осуществления анимационных мероприятий достаточно разнообразны и включают в различные типы программ игровые методы, обсуждение, создание проблемных ситуаций, упражнения, проигрывание, популярные ныне квесты, методы театрализации.

Важно помнить, что любая анимационная деятельность должна быть ориентирована на достижение определенного результата. С помощью систематических наблюдений, проведения социологических опросов, отслеживания изменений в самооценке молодых людей, анализа творческих работ участников можно оценить складывающийся, формирующийся уровень гражданских и патриотических качеств участников программ.

Заключение. Таким образом, социокультурная анимация составляет целостную социально-культурную систему, имеющую ресурсную базу, специфическое содержание и технологии анимационной деятельности. Решая многогранные задачи воспитания, образования, формирования оптимистического настроения, социокультурная анимация развивает и укрепляет патриотические качества молодёжи.

Библиографическая ссылка

Бикметов Ф.Ф., Понькина Е.С. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ КАК ПРЕДИКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24511 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад с. Грабово.

Программа кружка по патриотическому воспитанию

«Я юный патриот»

Руководитель кружка воспитатель:

Еремина А.В.

Пояснительная записка.

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.

Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие на селе перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение сельчан, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По использованию же фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, деревня практически сравнялась с городом, т.е. нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Старший дошкольный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы дети стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе - на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Актуальность темы.

России нужны преданные делу, патриотически настроенные люди. Потому необходима работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность данной темы прописана в ФГОС. «…Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника детского сада»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. …»

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на 2016-2017 учебный год и представляет собой три содержательные линии.

- «Мой дом, моя семья».

- «Моя малая Родина».

- «Моя Родина - Россия».

Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения села (района, области), памятные места. Практическая направленность программы позволяет воспитанникам усваивать материал в деятельности.

Рассчитана программа на 66 часов (2 часа в неделю).

Цель программы:

Формирование основ патриотизма, что подразумевает воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории своей семьи, своей малой и большой Родины.

Задачи программы:

Воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Развитие интереса к русским традициям;

Расширения представлений о России;

Знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном;

Формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Совместная работа воспитанников с родителями и родственниками по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье и т.п.;

Отношения, формируемые в результате общения и деятельности

Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему

поколению в семье, детям, другим людям; благородство, достоинство, толерантность;

Осознание того, что мы не безродные, «не Иваны родства своего не помнящие»;

Понимание своей ответственности за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).

Планируемые результаты.

Реализация данной программы предполагает:

Систему краеведческих знаний,

Устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,

уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

Любовь и бережное отношение к родной природе;

Посильное служение Отечеству, активную жизненную позицию, развитие интереса к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;

Инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

Честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

1 блок - «Мой дом, моя семья»

Цель блока : изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

Задачи : 1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.

2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Формы занятий : беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.

: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, связанные с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация презентаций, слайд-шоу.

Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся постепенно осваивали этот вид деятельности.

Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.

Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.

Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей» и т.п.

2 блок - «Моя малая Родина»

Цель блока : прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.

Задачи : 1. Воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

2. Развитие творческой активности.

3. Ознакомление учащихся с «малой» родиной, её историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и национальными традициями.

Содержание программного материала : Пензенская область, Бессоновский район, село Грабово - частица России. Архитектурные и культурные памятники. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди нашей Малой Родины; интересные люди: герои войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи и т.п.

Формы занятий : конкурсы, беседы, встречи с тружениками тыла и заслуженными людьми, экскурсии в краеведческий музей школы, конкурс рисунков «Моё село», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.

Основные методы организации учебно-воспитательного про-цесса : частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация презентаций.

Большое внимание уделяется практическим работам: нарисовать рисунок любимого места в селе и т.д. Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий: иллюстрации, экспонаты школьного музея.

Мультимедийное оборудование, программное обеспечение: презентации «Моя малая родина», «Край серебряных рос» и т.п.

3 блок - «Моя Родина - Россия»

Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое страны, прививать любовь к ее культуре, традициям и обычаям, духовным ценностям, воспитывать экологически грамотное отношение к родной природе.

Задачи: 1. Утверждение национально - патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов России.

2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.

4. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.

Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

Государственная символика России. Герои нашей страны.

Формы занятий : викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в школьный музей, беседы, конкурсы рисунков, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.

Основные методы организации учебно-воспитательного про-цесса : рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий : физические карты России, иллюстрации растительного и животного, таблицы природных зон, экспонаты школьного музея;

мультимедийные презентации, видеофильмы и т.п.

Формы занятий: викторина, конкурс знатоков истории, конкурс рисунков, беседа, и т.д.

Список детей.

Используемая литература:

Вераксы Н. Е., Вераксы А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : .: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;

В.И.Петрова “ Нравственное воспитание в детском саду” Программа и методические рекомендации; М.Мозайка - Синтез, 2005г.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы ” под. редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. - М.:

«Сфера», 2005.

Л.А. Кондыркинская., Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду.-М.: «Сфера», 2010

Н.Г. Зеленова., Л.Е. Осипова Мы живем е России. М.: 2016

Можейко И.Я., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Наглядное пособие. Государственная символика России. История и современность. М.: ЦНСО, 2003.

http://www.moi-detsad.ru

http://doshvosrast.ru

http://detsadd narod.ru

Календарно-тематическое планирование.

Кол-во часов

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Игра - тренинг «Знакомство».

Сплочение группы для преодоления личностных барьеров и раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Кто я такой?

Формировать умение детей осознавать себя как личность.

Кто, кто в моем доме живет?

Формировать у детей представления о семье, как о людях, которые живут вместе.

Рисование «Моя семья»

Совершенствовать умение детей изображать группу людей- семью, передавая характерные особенности каждого члена семьи.

Моя семья и родственники.

Познакомить детей с понятием «родословная» и «генеалогическое древо»

Аппликация «Дом, в котором я живу»

Формировать умение создавать несложную композицию; по разному располагать на пространстве листа изображение своего дома и дополнительных предметов.

Вот он какой мой папа дорогой

Совершенствовать умение детей составлять рассказы о папе.

Папин портрет

Формировать умение детей рисовать портрет папы по памяти.

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Моя мама, лучше всех.

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к матери, стремление помогать ей.

Рисуем милой мамочки портрет

Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика.

Изготовление подарка ко Дню Матери.

Развивать умение детей выполнять работу по образцу, используя нетрадиционные техники работы с бумагой

Развлечение посвященное «Дню матери»

Создать праздничное настроение у детей и мам.

Мужчина и женщина в семье.

Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

« Герб моей семьи»

Познакомить детей с историей происхождения семейного герба.

Рисование «Герб моей семьи»

Формировать умение детей изображать герб семьи.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Профессия моих родителей.

Формировать представления детей о трудовой деятельности и ее цели.

Рисование «Профессия моих родителей».

изобразительное творчество. Развивать умение детей рисовать людей в движении.

Семейные ценности

Расширять представления о традиции семьи.

Моя Родина.

Знакомить детей с малой родиной, воспитывать любовь к ней.

Моя малая родина.

Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине - селе -Грабово.

История моего села.

Экскурсия в музей.

Формировать патриотическое воспитание детей, через представлений о малой Родине

Наши улицы.

Познакомить детей поближе с улицами села.

По селу мы идем.

Расширять знания о селе;

Я
Н
В
А
Р
Ь

«Накануне Рождества…»

уточнить представления детей о смысле проведения традиционных народных праздников (Рождество, Святки);

Вот эта улица, вот этот дом

Расширять знания детей об архитектурных сооружениях своего села, через изобразительную деятельность

«Село будущего»

создание интересных архитектурных сооружений: домов-символов, домов-образов; закрепление интереса к изобретательству;

Профессии людей в селе.

Расширять знания детей о труде в селе.

История завода Граз.

Знакомить детей с историческим прошлым и настоящим завода Граз.

Александровский спиртзавод № 14«От винокурни до завода гиганта»

Знакомить детей с историческим прошлым и настоящим завода Александровского спиртзавода № 14

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

«Обитатели Грабовской усадьбы»

Экскурсия в дом музей Устиновых.

познакомить детей с историей возникновения имения Устиновых.

История районного центра Бессоновка

познакомить детей с историей районного посёлка Бессоновка

Пенза- моя малая Родина!

познакомить с гербом города расширять знания детей о родном городе, продолжать знакомить их с историческим прошлым родного города.

3анятие - экскурсия

познакомить детей с памятными местами и достопримечательностями

родного города.

Мое село в годы Великой Отечественной войны.

Знакомить детей с жизнью людей во время Вов.

Мои известные земляки.

Познакомить детей с героями родного села.

Конкурс знатоков «Знатоки родного края»

Обо6щить знания детей о родном крае, развивая умение применятъ

полученные знания в игре.

М
А
Р
Т

Моя большая и малая Родина

формировать патриотическое воспитание детей через формирование представлений о

России и Пензенской области как о большой и малой Родине

«С чего начинается Родина?» Вводное занятие.

Развивать у детей чувствопатриотизма и любви к своей Родине.

Наша страна - Россия

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране.

Как жили наши предки славяне

Познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова предки, понимание того, Россия - страна с большой многовековой историей.

Богатыри земли русской

Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями.

А
П
Р
Е
Л
Ь

История Московского Кремля.

Познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля.

Знакомство с государственными символами России: Флаг, Гимн.

Знакомство с государственными символами России: Гимн, Флаг

Знакомство с государственными символами России: Герб.

Главный город нашей страны.

Уточнять и систематизировать знания детей о столицы России - Москве.

Что значит быть гражданином. Права и обязанности гражданина России.

Уточнять представления детей о России как о родной стране, объяснить детям понятие «гражданство».

Какие народы живут в России

Познакомить детей с многонациональным составом населения России.

Разноцветные люди

Формировать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей.

Рисование « Вечный огонь»

Воспитывать у детей нравственные и патриотические чувства

М
А
Й

Государственные праздники России. День Победы

Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Экскурсия к памятнику воинам -погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Расширять представления детей о воинах-защитниках, воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Викторина «Мы патриоты»

Обобщить и систематизировать знания детей о России.

«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Программа гражданско – патриотического воспитания «Я - гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», Уставом МОУ ДОД « Центр юных техников», локальными правовыми актами. - Законом РФ «Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОУДОД «Центр юных техников».

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей « Центр юных техников» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель и задачи Программы

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
  • формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Ресурсное обеспечение Программы

Кадровое обеспечение

Группа Функции Состав
Административно-координационная Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
Директор учреждения
Консультативная Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Заместитель директора по УВР,методист по программному обеспечению,методист по УВР
Педагоги учреждения дополнительного образования Реализация программы в системе воспитательной работы.

Использование современных воспитательных технологий.

Педагоги дополнительного образования, педагог- организатор
Специалисты, сотрудничающие с учреждением Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Диагностика.

Участие в мероприятиях учреждения

Методисты, педагоги дополнительного образования, специалисты

Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы

Программа «Я рожден в России» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей « Центр юных техников».

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

Форма реализации Программы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный

Цель : подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».

Задачи :

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
  4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  5. Проводить мониторинг реализации программы.
  6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  1. Обобщить результаты работы учреждения.
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  3. Спланировать работу на следующий период.

Механизм реализации Программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУДОД « Центр юных техников» сотрудничает с музеем, библиотеками, общественными организациями.

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.

Оценка эффективности реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

  1. Сформированность гражданских навыков:
    • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
    • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
    • умение принимать и защищать свои решения;
    • готовность к участию в общественных делах;
    • готовность к образованию.
  2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
    • патриотизм и любовь к Родине;
    • права и свобода человека и гражданина;
    • символика Российской Федерации;
    • национальное самосознание;
    • уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  • отсутствие детей с девиантным поведением;
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

  1. В учреждении, как в образовательной системе:
    • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
    • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
    • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  2. В образе выпускника:
    • в познавательной сфере : развитие творческих способностей;
    • в историко - краеведческой : осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
    • в социальной : способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
    • в духовно-нравственной сфере : осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

Программа включает в себя следующие направления:

1. Направление «Связь поколений »

Цель : Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

  1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
  2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
  3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2. Направление « Растим патриота и гражданина России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
  2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
  3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы:

3. Направление «Мой край родной»

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

  1. Изучать историю родного края.
  2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Урала».
  3. Формировать экологическое поведение.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4. Направление «Я и семья»

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

  1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
  2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
  3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

  1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
  2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
  3. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
  4. Участие в тематических конкурсах, выставках.
  5. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

Используемая литература:

  1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
  2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
  3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
  4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
  5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
  6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
  7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
  8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
  9. Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Рязани «Школа № 69 «Центр развития образования»

Принята

на педагогическом совете

Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Т.Г. Детко

2015 г.

Программа гражданско-патриотического воспитания

«Гражданин России-2020»

на 2015 – 2020 годы

2015 г.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа воспитания школьников «Гражданин России-2020» МАОУ Школа №69 «ЦРО»

Исполнители программы

Администрация, педагоги, учащиеся, родители МАОУ «Школа № 69»

Цель программы

Цель:

    Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.

    Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи программы

Задачи:

    Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

    Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

    Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

    Развитие нравственных взаимоотношений в семье;

    Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.

Сроки реализации программы

2015 – 2020 гг.

Ожидаемые результаты

    Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.

    Формирование стойкой патриотической позиции.

    Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.

    Воспитание потребности в духовном обогащении.

    Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.

    Воспитание уважения к труду, человеку труда.

    Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.

    Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.

    Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни.

    Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.

    Формирование положительного имиджа МАОУ «Школа № 69 «ЦРО» через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в городе.

Пояснительная записка

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям.

Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право». Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение духовно-нравственного и правового долга.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью уважительно отношение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества родителей.

Программа воспитания и социализации обучающихся реализуется по следующим направлениям:

    воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

    воспитание нравственных чувств и этического сознания;

    воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

    формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; экологии.

Содержание воспитания и социализации обучающихся – в каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся, которые представлены в виде модулей, раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по формированию воспитания и социализации обучающихся – формулирует и раскрывает основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

По каждому направлению разработан модуль, содержащий цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. В каждом модуле приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся,

Понятие « гражданственность » предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин - государство» и «человек - общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, и готовность к его защите.

На личностном уровне патриотизм всегда выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Программа воспитания и социализации обучающихся МАОУ «Школа № 69 «ЦРО» разработана в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.

Программа воспитания и социализации обучающихся учитывает цель программы развития школы – создание целостной образовательной среды, стимулирующей саморазвитие личности и обеспечивающей достижения обучающимися уровня развития ключевых компетентностей в интеллектуальной, духовной, нравственной, правовой, коммуникативной, информационной сферах, позволяющих им успешно адаптироваться в конкурентном и изменяющемся мире.

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование

Основные принципы организации воспитания:

    Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и учащихся общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства.

    Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

    Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

    Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

    Принципы организации и самоорганизации, (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

    Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: становление, период зрелости и преобразование.

Участники программы: учащиеся 1–11-х классов МАОУ «Школа № 69 «ЦРО».

Организация программы

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

Форма реализации Программы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи :

    Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

    Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

    Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

    Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Цель : реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Гражданин России - 2020».

Задачи :

    Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

    Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.

    Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

    Проводить мониторинг реализации программы.

    Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель : анализ итогов реализации программы.

Задачи:

    Обобщить результаты работы учреждения.

    Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

    Спланировать работу на следующий период.

Структурная модель программы воспитания и социализации

«Гражданин России - 2020».

Блоки

Воспитательные задачи

Основное содержание

Основные формы

Личность

Выявление и развитие у учащихся способностей, стремлений к самореализации;

Воспитание ответственности и гражданской позиции;

Приобщение к духовным ценностям.

Приобщение учащихся к творчеству;

Развитие спортивных способностей;

Развитие интеллектуальных способностей.

Беседы;

Деловая игра;

Классные часы;

Кружки;

Секции;

Конкурсы.

С емья

Осознание важности семьи в жизни;

Воспитание любви и чуткости к родителям;

Осознание обязанностей в семье.

Знакомство с профессиями родителей;

Сохранение лучших традиций в семье;

Изучение родословной.

Экскурсии;

Выставки;

Праздники;

Походы;

Родительские собрания;

Конкурсы;

Совместные мероприятия с детьми.

Малая и большая Родина

Воспитание гордости и любви к родному городу, уважение к его истории и жителям;

Осознание себя гражданином.

Знакомство с знаменитыми земляками;

Посещение различных памятных и значимых мест.

Классные часы;

Встречи;

Экскурсии;

Беседы;

Походы;

Школьные мероприятия.

Человечество

Воспитание уважения к ближним;

Осознание себя в коллективе;

Развитие инициативы и активности.

Выявление актива класса;

Привлечение всех к общественным мероприятиям;

Работа по сплочению коллектива.

Классные часы;

Праздники;

Диспуты;

Выставки;

Беседы.

Наука

Воспитание любви к школе;

Воспитание и развитие духовных ценностей на примере выпускников школы.

Работа по благоустройству школы;

Соблюдение традиций школы;

Изучение истории школы;

Участие в школьных мероприятиях.

Различные школьные мероприятия;

Субботники, трудовые десанты,

Экскурсии в школьный музей.

Экология

Приобщение детей к насущным заботам города, к его экологическим проблемам;

Знакомство с историей города;

Изучение военной и трудовой истории города;

Посещение значимых предприятий;

Работа по благоустройству поселка.

Чтение книг об истории города;

Встречи с интересными людьми;

Выставки и экскурсии;

Классные часы;

Субботники.

Патриотизм

Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека.

Знакомство с историей России, ее культурой;

Изучение культуры других национальностей, населяющих Россию;

Участие в конкурсах различного уровня.

Классные часы;

Экскурсии;

Посещение театров и выставок других национальностей и народов;

Праздники;

Смотры строя и песни;

Военно-патриотические игры;

Встречи с интересными людьми.

Циклограмма основных мероприятий программы воспитания и социализации

«Гражданин России-2020»

Вид мероприятий

Название

Цели

Исполнители

Классный час

«Как поступить»

«Мои увлечения»

«Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних»

«История моей семьи – часть истории России»

Отношение к честности и принципиальности на основе школьных ситуаций.

Отслеживание кружковой деятельности учащихся.

Воспитание правовой культуры

Воспитание гражданственности, уважения к прошлому семьи, собственной значимости в истории страны

Классные руководители

Беседа

Мои интересы

«Золотое правило»

Анкетирование с целью выявления интересов в свободное время.

Отношение подростков к классному коллективу.

Классные руководители

Общешкольный итоговый фестиваль года «Овация»

Беседа

«Этикет для меня»

«Ох уж этот переходный возраст»

«Как противостоять агрессии и разрешить конфликт».

«Толерантность – путь к общению»

Развитие интеллектуальных и нравственных способностей и самоанализа.

Привитие навыков общения и поведения в социуме.

Разрешение психологических проблем путем моделирования конфликтных ситуаций.

Привитие навыков общения и поведения в социуме. Воспитание толерантности.

Развитие способности противостоять экстремистским течениям. Воспитание толерантности.

Классные руководители

Психолог

Конкурс творческих работ

Месячник правовых знаний.

Конкурс

«Человек будущего»

«Письмо самому себе»

«Мои права и обязанности»

«Проступок, правонарушени, преступление»

«Всем миром против табака»

«СТОП наркотик»

Выявление индивидуальных представлений учащихся о своей роли в обществе.

Воспитание правовой культуры

Воспитание потребности в ЗОЖ

Развитие творчества, активности, воспитание любви к прекрасному.

Классные руководители,

Классный час

«Я+ТЫ= МЫ»

«Этот дружный класс»

«Мир моих увлечений»

Распределение поручений с учетом характера и склонностей учащихся.

Воспитание качеств товарищества, взаимопомощи.

Отношения в классе между одноклассниками.

Отслеживание характера взаимоотношений в классном коллективе

Классные руководители

Классный час

Мы дежурим

Формируем уважение к труду

Классные руководители

Праздник

«Папа может!»

Воспитывать гуманистическое начало.

Классные руководители

Конкурс

«Своя игра»

«Законы класса»

«Мир детей в пространстве мира взрослых»

Определение системы ценностей подростков и соответствия их представлений нравственным нормам.

Классные руководители

Зам. директора по ВР

«Природа и человечество»

Вид мероприятия

Название

Формирование личностных результатов

Исполнители

Классный час

«О людях, прославивших наш город »

«Почему так названа улица?»

Воспитание патриотических чувств, гражданской позиции.

Навыки поисковой деятельности, ознакомление с историей города

Учителя истории, классные руководители.

Лекторий

«Мой город»

Чтение и обсуждение книг о Рязани

Библиотекарь.

Экскурсия

Конкурс на лучший отзыв об экскурсии

Конкурс творческих работ «Мой город»

«Исторические места города»

Поисковая работа «Вехи истории»

«Краеведческий музей»

«Предприятия моего города»

Береги родной край

Воспитание патриотических чувств и любви к прекрасному.

Ознакомление с историей города.

Ознакомление с профессиями.

Сбор информации об экологических проблемах края

Классные руководители

Субботник

«Посади дерево во дворе»

«Мой город»

Воспитание любви и бережного отношения к природе, к труду.

Экологическое воспитание.

Классные руководители.

Родительские собрания

1.Адаптация в школе

Классные руководители

2. Здоровый образ жизни

Классные руководители

3. Безопасность детей - забота родителей

Классные руководители

4. Организационное «Здравствуй, лето!»

Классные руководители

    По плану работы школы

Начальная школа (1-4 классы)

Личность, семья

Вид мероприятия

Название

Цели

Исполнители

Классные часы

Выставка

Классный час

Классный час

Если с другом вышел в путь?

Твори добро

Мое семейное древо

Моя семья служит России

«Война в моей семье»

Воспитывать нравственные качества

Воспитывать чувство патриотизма.

На примере родственников учащихся воспитывать гражданские качества.

Развитие творческих способностей.

Классные руководители, психолог, педагоги

Праздник

«А ну-ка, мальчики!»

Акция

Операция «ВНУК»

Воспитывать чувство долга, патриотизма на примере ветеранов войны.

Воспитывать чувство долга, патриотизма.

Классные руководители, родители

Акция

Помощь многодетным семьям, пенсионерам Мальшинской богадельни

Воспитание нравственных качеств, чувства долга

Классные руководители, родители, ШДОО

Участие в конкурсах различного уровня

Классные руководители, педагоги

Мероприятия по плану воспитательной работы школы

Зам. директора по ВР

Малая и большая Родина

Вид мероприятия

Название

Цели

Исполнители

Экскурсии

Музеи и памятники города

Знакомство с прошлым горожан и жителей области.

Классные руководители

Викторина

«Конституция России»

Воспитание активной гражданской позиции, знание прав и обязанностей человека

Классные руководители

Памятные даты

Смотр строя и песни

«Беслан – помним и скорбим»

Воспитание толерантности, уважения к традициям, гордости за воинскую доблесть страны.

Классные руководители

Мероприятия по плану воспитательной работы школы

Зам. директора по ВР

Основная школа (5-9 классы)

«Патриотизм »

Вид мероприятия

Название

Цели

Исполнители

Классный час

Классный час

России верные сыны

Воспитывать патриотические чувства, нравственные качества на примере героического прошлого.

На примере деятелей культуры разных народов России воспитывать эстетические качества.

Воспитывать чувство долга, патриотизма на примере ветеранов войны.

Воспитывать чувство долга, патриотизма.

Развитие творческих способностей.

Воспитание патриотических чувств, нравственных качеств, развитие творческих способностей учащихся

Классные руководители

Экскурсии

Выставки и музеи других городов.

Знакомство с прошлым народов разных национальностей.

Воспитывать гражданственность и патриотизм.

На примере творчества деятелей культуры воспитывать любовь к прекрасному.

Классные руководители

Игра – викторина

«Гражданином быть обязан»

Воспитание активной гражданской позиции, умение отстаивать свою точку зрения.

Классные руководители

Месячник оборонно-спортивной работы и патриотического воспитания

Памятные даты

Смотр строя и песни

«Беслан – помним и скорбим»

«Афганистан – незаживающая рана»

Воспитание толерантности, уважения к традициям, обычаям других национальностей.

Воспитание активной гражданской позиции,

патриотизма, нравственных качеств на примере героического прошлого.

Классные руководители

Мероприятия по плану воспитательной работы школы

Зам. директора по ВР

«Наука»

Вид мероприятия

Название

Цели

Исполнители

Классный час

От красоты познания к творчеству

Познакомить учащихся с понятиями: красота науки, деятельность, эстетическое восприятие научных фактов

Классные руководители

Классный час

Как появился этикет

Познакомить с понятиями этикета. Расширить круг знаний об этикете

Классные руководители

Классный час

Великие открытия современного общества

Привить интерес к наукам для первоначального представления. Развивать стремление к познавательной деятельности и этическом отношении к учебе

Классные руководители

Мероприятия по плану воспитательной работы школы

Зам. директора по ВР

«Человечество»

Вид мероприятия

Название

Цели

Исполнители

Классный час

Каким человеку следует быть

Классные руководители

Классный час

«Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих!»

Анна Ахматова

Познакомить учащихся с общими принципами на которых основаны межличностные взаимодействия; развитие социальной восприимчивости, навыков взаимопонимания между людьми

Классные руководители

Классный час

Люди перестают мыслить, когда перестают мечтать

Формировать положительную оценку таких качеств как любознательность эрудиция; воспитывать уважение к книги, знаниям; расширять кругозор детей.

Классные руководители

Классный час

«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила»

Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей

Классные руководители

Родительские собрания

1. Организационное собрание

Классный руководитель

Классный руководитель, администрация

Мероприятия по плану воспитательной работы школы

Зам. директора по ВР

Старшая школа (10-11 классы)

«Гражданственность»

Вид мероприятия

Название

Цели

Исполнители

Классный час

Я - гражданин своей Родины

Воспитание гражданственности подростков и чувства гордости, чувство патриотизма за свое государство

Классные руководители

Мероприятия (отдельный план)

Классный час

Закон и порядок; Конвенция о правах ребенка

Ознакомить учащихся с их правами и обязанностями

Классные руководители

Классный час

Конституция РФ

Дать объяснения конституции - основной закон государства, определяющий, как устроено государство и общество, как образуются органы власти; Российская символика

Классные руководители

Мероприятия по плану воспитательной работы школы

Зам. директора по ВР

«Социальная солидарность»

Вид мероприятия

Название

Цели

Исполнители

Классный час

Как я понимаю справедливость, милосердие, честь и достоинство

Сформировать представление учащихся о понятиях: справедливость, милосердие, честь и достоинство

Классные руководители

Классный час

Нужно ли в наше время милосердие

Формировать у учащихся способность сознательно выстраивать отношения к себе, к другим людям, к обществу, к государству, к миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов

Классные руководители

Классный час

Если герои у нашего времени

Дать представление о понятиях: «Герой», «Подвиг». Раскрыть образ героя на примерах современной жизни

Классные руководители

Классный час

Мы выбираем жизнь

Профилактика суицида среди подростов

Классные руководители

Мероприятия по плану воспитательной работы школы

Зам. директора по ВР

«Традиционные российские религии»

Вид мероприятия

Название

Цели

Исполнители

Классный час

Ценности религиозного мировоззрения

Углубление знаний учащихся о традициях народа, представление о верности и духовности, ценности религиозного мировоззрения

Классные руководители

Классный час

Семья и семейные ценности

Воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважения к родителям; развитие интереса к истории совей семьи и семейным традициям

Классные руководители

Классный час

Толерантность

Познакомить учащихся с понятием, с основными чертами толерантной личности; сформировать представление о том, что толерантность, как качество личности, необходимо

Классные руководители

Родительские собрания

1. Организационное собрание

Классный руководитель, администрация

2. Семья- здоровый образ жизни

Классный руководитель

3. Правонарушение и преступление, вредные привычки

Классный руководитель, администрация

4. Ценность жизни (привлечение специалистов)

Классный руководитель, психолог

Мероприятия по плану воспитательной работы школы

Зам. директора по ВР

Оценка эффективности реализации программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

    умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

    знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

    умение принимать и защищать свои решения;

    готовность к участию в общественных делах;

    готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

    патриотизм и любовь к Родине;

    права и свобода человека и гражданина;

    символика Российской Федерации;

    национальное самосознание;

    уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность.

Количественные параметры:

    включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

    качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

    отсутствие детей с девиантным поведением;

    участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

    проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается :

1. В учреждении, как в образовательной системе:

    создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

    обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

    вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

    в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

    в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

    в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

    в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.