» »

Что такое честность классный час. Зачем человеку быть честным? VIII

24.08.2021

Тема: «Честен тот, кто работает на совесть» (беседа-диалог)

Цели и задачи классного часа

— Воспитывать этические качества личности учащихся;

— способствовать осознанию детьми таких важных нравственных категорий, как честность, верность слову и обещаниям.

Ход классного часа

Обсуждение рассказа о честности

Учитель: Честный человек не обманывает никого. Каждый человек должен быть правдивым, ибо честный человек достоин самого глубокого уважения.

Затем учитель читает рассказ:

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать ее. И вот в это время по математике должна быть контрольная. Учитель вошел в класс, записал задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена, увидев шпаргалку, быстро поднял ее и прочитал — вся задача была решена...».

Учитель : Выскажите свое мнение по поводу того, что же произойдет дальше.

Выслушав мнение ребят, продолжить чтение:

«... Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учитель стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена», — сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учителю не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо всхлипывала девочка Катя, она получила за контрольную работу «2». Урок уже почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка — это не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил «5», а не «2».

Учитель предлагает учащимся вопросы:

1. Как вы оцениваете поступок Гены?

2. Почему Гена решился на нечестный поступок?

3. Можно ли оправдать его поступок болезнью матери?

4. Как вы оцениваете признание в своей ошибке?

5. Всякий ли школьник может поступить так, как Гена?

6. Почему? (Ответы учеников)

Чтение и обсуждение рассказа Е. Мари «Ложка»

О Василии Ивановиче Чапаеве, герое Гражданской войны, известно много. И про знаменитую папаху Чапаева ребята, верно, знают. Даже про шашку, быть может, слышали. А тут речь пойдет о ложке, об обыкновенной солдатской ложке. Инструмент для солдата, конечно, необходимый. Но не сравнишь ее с винтовкой или шашкой.

И все же история с ложкой запомнилась многим чапаевцам, которые и рассказали ее мне. А я только записал их рассказ.

В дивизии Чапаева сражалась школьница из Самары Лида. Переодевшись мальчишкой, Лида ушла из захваченного белыми города и попала к Василию Ивановичу.

Вместе с другими ходила девочка-боец в походы, стреляла по врагу и даже была ранена. Рана у Лиды быстро зажила, и она о ней скоро забыла. Но вот случилась другая неприятная история с девочкой-бойцом: потеряла она свою солдатскую ложку.

Подумаешь, велика беда — ложку потеряла. Но без ложки в самом деле плохо бойцу. Подвезут полевую кухню, выдадут порцию каши или супа, и, если ложка при тебе, ешь из котелка все горячее. Ну, а потерял ложку — жди, когда поест товарищ. Невесело это, когда живот от голода подводит.

Шли однажды чапаевцы по деревне. Подбежала Лида к крестьянской избе, попросила попить. И пока пила, заметила у кастрюлек да мисок ложку с красивой витой ручкой.

Хозяйка ушла в дом. А Лида оглянулась — никого нет, взяла и сунула ложку в сапог и пошла своей дорогой, как ни в чем не бывало.

Когда сели обедать, бойцы на привале спрашивают: откуда у Лиды ложка такая интересная.

Лида ест да помалкивает. А иному скажет: нашла на дороге. И все тут.

Но случилось вскоре Лиде зайти в избу, в которой остановился сам Чапаев. А у Чапаева дом всегда полон гостей. Вместе с ним за стол усаживались и командиры, и бойцы, и чапаята-разведчики — их было немало в дивизии.

Увидев Лиду, Чапаев и говорит:

— Садись и ты, боец, за стол с нами!

Молча похлебали щей. Подали кашу. Тут Василий Иванович и заприметил блестящую ложку в руках девочки-бойца.

— Откуда у тебя такая красивая ложка? — спросил Василий Иванович и как-то особенно посмотрел на Лиду.

А Чапаеву врать нельзя: он все равно узнает правду. Это всем было ведомо. Лида встала, тихая, бледная, и говорит:

— Да в деревне одной... Столовкой называется. С крылечка взяла.

— А что, пустой дом, брошенный?

— Да нет, — ответила, потупясь, — не брошенный.

Рассердился Чапаев вовсе. Встал из-за стола да как крикнет:

— На коня — в Столовку! Отдашь ложку и расписку принесешь. Без того не являйся!

Помчалась Лида в темень по лесной дороге. Хотя нетрусливого была десятка, но страшно ей показалось в этом лесу. Потому страшно, что совесть была у нее нечиста, что нарушила она закон чапаевцев: не трогать чужого.

Доскакала все же девочка до Столовки. Робко постучалась в окошко того дома, где ложку взяла. Хозяйка долго не могла понять, про какую ложку речь идет.

И только когда Лида рассказала про Чапаева и его приказ, отворила хозяйка дверь и при свете лучины написала каракулями расписку под диктовку Лиды: «Получена металлическая ложка в единственном числе». Дальше шла подпись.

Погоняя усталого коня, возвращалась Лида к дому, где остановился Чапаев. Василия Ивановича она не застала. Но ей передали:

— Чапаев, мол, спрашивал, доставила ли девочка-боец расписку на какую-то ложку.

Чапаев никогда не забывал проверять свои приказы. И не прощал тем бойцам, кто брал крестьянское имущество. Одного молодого солдата даже отдал под суд за то, что тот залез в хозяйскую банку с вареньем.

— Нам такие любители чужого варенья не нужны, — сказал Чапаев. — Пусть судят по закону этого сладкоежку.

Про Чапаева сказывали, что он был отдан мальчиком в лавку к купцу. Доволен был купец расторопным продавцом. Все Вася понимал с полуслова. Летал стрелой, считал — мигом. Только обвешивать да обманывать не умел, да и не хотел. Хотя хозяин и учил его: будто греха в том нет, а без обмана и прибыли не будет. Но не мог Вася Чапаев лгать.

И от своих бойцов Чапаев всегда требовал быть честными.

Храбрость да честность — словно два пехотинца, лежащие в окопе, или два конника, что в одном строю конь о конь мчатся на врага. Они всегда должны быть вместе.

Учитель: Какие качества характера особенно ценил Чапаев? Почему?

Чтение рассказа Е. Мари об А. Гайдаре и его вере в слово. «Арбузы и волки»

Жили мы в лесу на берегу реки Урал — я, Аркадий Гайдар, еще три наших товарища и девушка Наташа. Жили хорошо и весело, охотились и ловили рыбу.

Но однажды Гайдар вернулся в лагерь задумчивый и грустный. Мы сразу поняли: что-то случилось. Даже маленького щенка Кутьку Гайдар не погладил. Обиделся Кутька, отошел в строну и лег под кустом, накрыв морду лапами.

Наташа взглянула на Гайдара и вздохнула, а я спросил по нашему обычаю прямо и просто:

— Кто тебя огорчил, друг?

Тогда Гайдар расстегнул патронташ, повесил его рядом с ружьем на кол у палатки и сказал:

— Огорчило меня, товарищи, чрезвычайное событие. Знаете ли вы в лесу большое высокое дерево, у которого молния расщепила верхушку?

— Есть три дерева в том лесу с расщепленными верхушками, — сказал я.

— Одно упало вчера, когда ветер был, — сказала Наташа.

— Правильно говоришь, моя хорошая!—обрадовался Гайдар, потому что радовался он каждому верному слову. — Но не о том дереве разговор. Мое дерево стоит на краю большого оврага, и наверху у него в расщепе гнездо большого орла с белой головкой и разными глазами.

— Знаем, — сказали мы все вместе.

— Так, хорошо... — сказал Гайдар. — А теперь, охотники, расскажу я вам про самое главное. Вышел я на охоту на рассвете и возле того самого дерева сел отдохнуть. Я сидел так тихо, что старый тетерев-косач подобрался ко мне на пять шагов и полчаса ходил вокруг, бормотал, ругался: кто-то оборвал на том месте самую лучшую ежевику.

— Ежевику я собирала, — сказала Наташа. — Только нечего ругаться старому косачу — ее вон там сколько...

— Не знаю, — сказал Гайдар, — но только вдруг шарахнулась эта птица через кусты в большом страхе. А я, заметьте, не шевелился и увидел, как из-под яра на тропинку вылезает волк...

— Подумаешь, невидаль! — сказали мы. — Рассказывай, не волнуйся. Каждую ночь волки воют на Толстой гриве.

— Но этот волк был не простой, — сказал Гайдар.

— Какой же? — спросили мы. — Синий, черный, белый? Ростом с лошадь?

— Волк был серый и даже немного облезлый, — сказал Гайдар, — но дело в том, что шел он по дну пересохшей старицы и катил впереди себя арбуз...

— Понятно, — сказали мы. — Хорошо, что не воз с сеном.

— Так я и знал, что вы мне не поверите, — грустно сказал Гайдар.

Покрутили мы головами и больше ничего товарищу не сказали. Но никто из нас не слышал, чтобы волки катали по лесу арбузы.

И не верить Гайдару мы не привыкли, и поверить ему тоже не могли.

Всем лагерем мы вышли к старой осине, шли долго. Мой охотничий пес два раза делал стойку, и я убил старого тетерева с белой лирой и огненными бровями. Но серого облезлого волка мы так и не встретили. А через неделю приехал к нам в лагерь из поселка Коловертного дед Захар — старый рыбак и колхозный сторож.

— Помогите, охотники, отбиться от волков! — сказал он. — Бахчи разоряют, спасу нет. Полное наступление открыли на колхозные арбузы. Не столько едят, сколько портят. Сорок арбузов разгрызет серый черт и только сорок первый съест.

Гайдар подошел поближе к старику.

— А бывает так, что волки с бахчи арбузы укатывали? — спросил он.

— Почему же не бывает? — сказал дел. — В позапрошлом году я сидел под яром, ловил сазанов, так он меня чуть не убил арбузом. Докатил до яра да спихнул арбуз в воду. Как бомбой ударил!

— Ну, а ты что?

— А я его удилищем.

— А он что?

— Убег, — сказал дед.

С вечера мы сели в засаду на колхозных бахчах, сами увидели, как волки грызут арбузы, а на рассвете попросили прошения у Гайдара за то, что не поверили его рассказу о лесной встрече.

— То-то, — сказал он, крепко пожимая руку. — Как же можно товарищу не верить, если вы сами настоящей правды не знаете!

Учитель : Почему А. Гайдар вернулся однажды в лагерь такой грустный? (Ответы детей.)

Обсуждение пословиц о честности и долге

Учитель предлагает учащимся несколько пословиц:

— Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.

— Нет большего позора, как не выполнить уговор.

Учитель: Объясните, что означают эти пословицы? (Ответы детей.)

— Приведите еще пословицы о честности и долге.

Подведение итогов классного часа

Классный руководитель делает вывод, что человек в любых жизненных ситуациях должен быть честен, всегда отвечать за данное честное слово. Ложь всегда, рано или поздно, будет обнаружена окружающими людьми. Честный человек, «человек слова» чаще всего бывает уважаем в обществе.

Этапы
1. Организационный
момент
2. Мотивация
Деятельность учителя
Здравствуйте, ребята! Девочки садитесь, мальчики садитесь. Меня зовут
Владислава Вадимовна. Сегодня я проведу у вас классный час.
Я постараюсь Вас научить быть честными по отношению ко всем и к себе, уметь
признавать и исправлять свои ошибки, выполнять различные правила.
Вы узнаете о том, что же все - таки такое честность», а так же познакомитесь с
таким новым словом для многих из Вас, как «коррупция»
Наша беседа поможет каждому понять, как перестать обманывать и научиться быть
честными со всем, что нас окружает, даже если это иногда оказывается очень
трудным.
Ребята, вы уже не маленькие – ходите в школу и знаете, что, если посмотреть на
календарь, то можно в нем обнаружить много интересных дат. Как например, 9
декабря ­ Международный День борьбы с коррупцией.
Слышали такое слово? Где? (По телевизору, родители дома обсуждали). А как вы
понимаете это слово?
Корр пция
уу
­ это использование своего положения в целях личной выгоды.
(Взятка, подкуп, растрата денег)
­ Коррупция ­ это хорошо или плохо?
­ Какие положительные качества в людях могут противостоять коррупции. Сегодня
наше занятие поможет нам научиться одному такому хорошему качеству. Что это
за качество вы узнаете, разгадав ребус.
Деятельность обучающихся
Организуются,
настраиваются на
общение и сотрудничество, проверяют
готовность к классному часу
Слушают классного руководителя,
отвечают на вопросы, размышляют
Приводят примеры и обсуждают их с
учителем.
Аргументированно
высказывают собственное мнение,
приводят примеры жизненного опыта

3. Актуализация знаний
Давайте поиграем ­ решим с Вами небольшой ребус ­ загадку. А суть в нем
такова: я буду вам задавать загадки про какую­то одну букву нашего алфавита, а
Вы должны будете ее отгадать. Кто первый поймет о какой букве идет речь, тот
выходит к доске и записывает ее. Естественно, ребята, чтобы мы с Вами не
поднимали шум, не забываем про поднятую руку.
Принимают участие в игровой
деятельности,
в соответствии с
правилами игры выполняют принятую на
себя роль
Очень часто под окошко
Воробьишки прилетают,
Очень шумно и дотошно
Эту букву обсуждают!
(Ч)
Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву...
(Е)
«Скатерть», «Стол», «Салфетка», «Слон»,
«Стул», «Сапожник» и «Салон»,
«Сон», «Симфония», «Страна»,
«Символ», «Сеть», «Стакан», «Стена».
Что за буква это, дети,
Встретилась нам в строчках этих?
(С)
Она на антенну похожа
И на зонт как будто тоже.
(T)
«П» в другую букву можно
Очень быстро превратить.
Перекладинку немножко
Нужно только опустить!
(Н)
Круглой формы голова,
Той же формы буква...

(О)
Слон ­ огромный дядя­слон,
Слушать сказки любит он.
Сказку про дремучий лес
Слушает под буквой …
(С)
На одной стоит ноге
На крыше дома буква...
(Т)
Безголосый он добряк,
Всё смягчает...
(Ь)
Итак, детишки, посмотрим мы на доску. Какое же слово получилось?
­ Честность.
Что же все­таки это такое?
Честность - честное поведение, честное отношение к кому­то или чему­то.
Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и
своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.
Абсолютно все Вы сегодня большие молодцы. Вы справились с этим заданием. Для
меня оно было очень сложным. А для Вас?
(Слушаем впечатление учеников).

4. Основная часть
Корейская сказка. Честный мальчик.
Давным­давно жил в селении мальчик Отец его умер, мать с утра до ночи
работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке.
Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер
загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами.
Шел он, шел и пришел к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «
Срублю­ка я это дерево, ­ подумал мальчик. ­ Из него много дров получится».
Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в
озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем
он теперь дрова рубить будет?
Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок старенький.
­ О чем ты, мальчик, плачешь? – спрашивает.
Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:
­ Не горюй, мальчик, найду я топор твой.
Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в
Сказал он так и под водой скрылся.
Принимают участие в организованной
воспитательной работе,
выполняют
указания педагога,
размышляют,
слушают друг друга и учителя,
высказывают
собственное
аргументированное мнение

руке у него топор из чистого золота.
­ Этот ли топор твой? - спрашивает.
­ Что ты, дедушка, не мой это топор!
Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его
мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор
серебряный.
- На, бери свой топор, - говорит. А мальчик ему и отвечает:
- Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.
И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз
был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.
- Вот мой топор, дедушка, - говорит. А старик усмехнулся ласково и сказал:
­ Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото.
За это отдам я все три топора. Продай их на рынке ­ они дорого стоят, ­ пусть твоя
мама не работает больше на чужих людей.
Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял
мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор
не знали они с матерью нужды и горя.
Типичные ответы:

­ Чему учит эта сказка?
­ Какого человека мы можем назвать честным?
­ Честности. Тому, что не надо
обманывать
­ Человек искренний, прямой.
“… Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики.
Не заметили, как день прошел. Идут домой - боятся: Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
Я скажу, - говорит первый, - будто на меня волк напал в лесу. Испугается отец и
не будет ругаться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мама и не
будет ругаться.
А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче говорить, потому что
она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись все по домам. Только
сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож: идет.
Нет, говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй мальчик
про деда рассказал. А тут дед в гости идет. Узнала мама правду. За первую вину
рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во
всем и сознался. Поворчала на него тетка, да и простила.
Типичные ответы:
­ Ложь обычно все равно будет известна
и принесет большие неприятности.
­ Ребята, в чем суть этого рассказа?

Творческое задание «Честные люди»
Ребята, прочитайте пословицу: « Где правда, там и счастье».
Как вы ее понимаете?
(Выслушиваем ответы учащихся)
А теперь посмотрим все вместе на презентацию. Как вы видите, на картинках
изображены люди, разной профессии. Скажите мне, как эти люди помогут
окружающим стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво? (Например:
честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач
будет давать больным лучшие лекарства и т.д.)
Тренинг по выходу из неприятной ситуации
Наверняка каждый из вас, ребята, хоть однажды попадал в такую ситуацию, в
которой у Вас стоял выбор: обмануть или сказать правду? Обычно в таких случаях,
многие люди выбирают первый вариант, надеясь, что все закончится, останется
позади и никто не узнает об их маленьком обмане. Но не стоит забывать, дорогие,
что правда рано или поздно становится явной, а за ложь в любом случае придется
ответить.
Сейчас я Вам предлагаю объединиться в группы по рядам. Каждый ряд получает
Просматривают карточки, на которой
изображены картинки людей различной
профессией.
Обсуждают между собой данную им
ситуацию, а затем с учителем
всевозможные выходы из них.

задание: проанализировать ситуацию. Эти ситуации могут встретиться нам и в
повседневной жизни. Чтобы в дальнейшем избежать неприятностей, то все обсудим
и потренируемся над ними здесь.
Ситуация для первого ряда:
 Представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши
родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как
отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?
Ситуация для второго ряда:
 Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того,
что он кого­то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:
­промолчите;
­поссоритесь;
­поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним
дружить.
(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком,
настоящий друг должен говорить правду)
Ситуация для третьего ряда:
 Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?
5. Подведение итогов.
Рефлексия
Ребята, сегодня мы познакомились и поговорили с вами о честности и о том, как
следует поступать в различных ситуациях, где, порой, нам хочется сказать
неправду. Так давайте постараемся как можно чаще говорить людям все как есть,
стоит доверять и навсегда забыть о таком плохом слове, как «ложь». А ещё
давайте учиться отвечать за свои поступки и всегда думать прежде, чем что­то
совершить: а что из этого получится?
Закончите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял…», «Я считаю, что горькая
правда лучше, чем сладкая ложь, потому что…»
Совместно с классным руководителем
подводят итоги, делают выводы и
обобщения по содержанию классного
часа
Продолжают фразы, предложенные
учителем.взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.
Задачи:
Образовательные:
­ Формировать у детей представление о честности (быть честным по отношению ко всем, уметь
признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).
Развивающие:
­ Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
­ Формировать мотивацию к антикоррупционному поведению, соответствующему нравственно­
правовым нормам общества.
­ Побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
Планируемые результаты:
Личностные:
­ формирование умения формулировать нравственные суждения;
­ способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма, уважения к истории и традициям
нашей Родины, гражданственности;
­ овладение начальными навыками адаптации.
Метапредметные:
регулятивные:
­ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
­ умение находить ответы на вопросы;
­ умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
коммуникативные:
­ активное использование речевых средств;
­ умение слушать собеседника и вести диалог;
­ развитие у младших школьников самосознания, которое помогает детям увидеть себя и других
такими, какие они есть на самом деле;
­ воспитание чувства коллективизма, сплочённости, развитию уважительного отношения между
учащимися.
познавательные:
­ расширение кругозора;
­ развитие умения отличать хорошее от плохого.
Предметные:
­ формирование у обучающихся представления о понятии «честность»;
­ формировать умение искать выход из неприятных ситуаций;
­ формировать творческие способности обучающихся на основе моделирования ситуаций.
Оборудование:

­ Таблички со словами и рисунками – «Повар», «Полицейский», «Почтальон», «Продавец»,
«Врач», «Пекарь»
­ презентация «Всё тайное, рано или поздно становится явным» ­ Сократ.

Классный час «Зачем человеку быть честным?» - страница №1/1

Классный час «Зачем человеку быть честным?»
Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, как честность, необходимого не только для взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.

Задачи:


  1. Формировать у детей представление о честности (быть честным по отношению ко всем, уметь признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).

  2. Побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.

  3. Помочь учащимся в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействовать их стремлению стать лучше.

  4. Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Подготовительная работа:

  1. Презентация классного часа, работа с интерактивной доской.

  2. Анкетирование учащихся по теме классного часа.

  3. Подбор материалов (афоризмы, сценка, ситуации для разыгрывания в группах, пословицы и т.д.).
Оборудование:

  1. Интерактивная доска, компьютер.

  2. Свеча, столик для свечи, скатерть.

  3. Организация пространства (стулья стоят полукругом, в центре круга горит свеча).

Честность есть простейшее выражение правды

С. Смайлс

Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.

Ф. Бэкон


  1. Вступительное слово классного руководителя, эмоциональный настрой.
Я рада всех вас видеть и рада сегодняшней нашей встрече. Давайте возьмемся все за руки, улыбнемся друг другу, настроимся на общение.

Ребята, в центре нашего круга горит свеча. Свеча – символ нашей открытости, честности, правдивости, искренности, символ того, что мы настроены на честный, откровенный разговор. Вы настроились?


  1. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о таком важном качестве человеческого характера, как честность. Готовясь к этому разговору, я на прошлом классном часе провела анкетирование.

Первый вопрос звучал так: что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет.

Второй вопрос: всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.

Третий вопрос: какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.

Четвертый вопрос: какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.

Пятый вопрос: хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.

По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным? «Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Как вы считаете, что такое честность? Как вы это объясните, дома вы должны были подумать над этим, можно зачитать определение, которое вы нашли в словаре (дети объясняют)

Ребята, давайте подберем синонимы к слову честность?

Справедливость, правда, смелость, порядочность.

А теперь подберите антонимы к слову честность? (Ложь, нечестность, обман, трусость).

Ребята, эпиграфом к нашему классному часу являются слова известных философов. Читаю эпиграф.О чем эти высказывания, как вы их понимаете?


  1. Задание «Неоконченный рассказ»
Ребята, послушайте, пожалуйста, очень внимательно один рассказ.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. Закончилась первая четверть, и подошло время для написания контрольной работы по математике. Учительница вошла в класс, записала задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена поднял её – а на бумажке вся задача была решена…»

«…Гена не знал, как поступить, но все-таки списал задачу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена»,-сказала она и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительнице не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала девочка Катя, она получила «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.

Вопросы для обсуждения:


  1. Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?

  2. Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?

  3. Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)

  4. А как бы вы поступили в подобной ситуации?
Я – это каждый из нас, давайте определим, какими качествами характера должен обладать честный человек? Какие качества характера мы сейчас назвали, говоря о Гене?

(уважение к самому себе, смелость, пишу на доске под лучиками )


  1. Сценка «Лгун»
А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её.

Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики.

Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха)

Решил он пошутить и стал кричать.

М: Помогите, волк! Волк!

Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).

Р: Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать.

М: Волк! Помогите, волк!

Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем)

Р: Но вот и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать.

М: Помогите, волк! Волк!

Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (мальчик плачет)

Р: Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок.(участники сценки садятся на свои места)

Вопросы для обсуждения:


  1. Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не обманывай, а то тебе никто не будет верить)

  2. Если людей постоянно обманывать, то как они будут к тебе относиться? (можно потерять веру в человека) Ребята, давайте запишем, что еще будет иметь честный человек: доверие (записываю на интерактивной доске)

  1. Работа в группах
Ребята, а сейчас объединитесь в группы. Каждая группа получает задание: проанализировать ситуацию.

1 группа : представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?

Кл. рук-ль: Да, мама и папа- самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь (пишу)

2 группа: Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:

Промолчите;

Поссоритесь;

Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.

(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду)

3 группа : Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?

(пишу «не берет чужого»)


  1. Собери пословицы
А следующее задание называется «Собери пословицу». Из перепутанных слов вы должны правильно собрать пословицу.

Давайте проверим, правильно ли вы собрали пословицы.

Чему учат людей эти пословицы? (быть честными)


  1. Сказка о честном Зайчике и лгунье-Лисе
Давайте составим сказку про честного зайчика и лгунью-лису, выбирая те слова, которые подходят нашим героям. Жил – был честный зайчик. Он был…(на интерактивной доске дети выбирают подходящие определения). А по соседству жила лгунья – лиса. Она…

Какой совет нужно дать лисичке, чтобы изменилось к ней отношение?


  1. Заключительная часть
Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом часто говорит наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях)

Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

Кл. рук-ль: В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть и вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям! (Сергей Островский)

Спасибо вам за честность, искренность. Домашнее задание будет выборочным, оно напечатано на карточках, которые вы возьмете па перемене.


  1. Домашнее задание:

  1. Расскажите о своем поступке, где, на ваш взгляд, проявилась ваша честность.

  2. Расскажите, кого из ваших родственников, знакомых вы считаете честным человеком?

  3. Сочините стихотворение о честности, о честных людях.

  1. Рефлексия
На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»


Л.Вовенарг.
«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»
В.Гюго.
«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»
А. Дюма (сын).

Наш час общения закончен, идите на переменку отдыхать.

МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа»

Зачем человеку быть честным?

час общения

(5 класс)

Классный руководитель:

Никифорова Лариса Александровна

Березовка, 2010

Цели и задачи

— воспитывать этические качества личности;

— способствовать осознанию детьми таких важных нравственных категорий, как честность, верность слову и обещаниям.

Оборудование

Настольные игры (4—5 штук).

Предварительная работа

Обсуждение пословиц и поговорок о честности, верности слову, чтение рассказов на данную тему, подготовка пересказа (индивидуально) рассказал. Н. Толстого «Правду сказал».

Ход классного часа

Чтение и обсуждение рассказа С. Баруздина «За столом»

Учитель. Послушайте рассказ и подумайте, о чем мы сегодня поговорим на занятии.

Как-то утром во время завтрака была разбита тарелка.

Никто не видел, как она упала со стола на пол и разбилась на мелкие кусочки.

Зинаида Федоровна спросила ребят:

— Кто из вас разбил тарелку?

— Не я! — сказал Володя.

— Не я! — сказала Лена.

— Не я! Не я! Не я! — сказали другие дети.

Только Светлана посмотрела на Зинаиду Федоровну и тише всех сказала:

— Наверное, она сама как-нибудь разбилась...

— Ну ладно, — говорит Зинаида Федоровна, — идите пока играть.

Стали ребята играть и забыли о случившемся. Не заметили, как пролетело время и наступил час обеда.

Все вымыли руки и сели за столы.

Нина Марковна принесла большой поднос, а на нем рядами стояли тарелки с супом.

Ребята начали обедать.

— А мне? — спрашивает Виталик. — У меня нет тарелки!

Все посмотрели на Виталика: и правда, нет у него тарелки!

— Тебе, Виталик, придется подождать, — говорит Зинаида Федоровна. — Ведь у нас утром одна тарелка разбилась. Правда, ребята?

— Правда! — закричали ребята.

— Вот и неправда, — вдруг тихо сказала Света. — Тарелки сами не бьются. Это... Это я... ее нечаянно разбила... Я больше не буду! — и она пододвинула свою тарелку Виталику. — Ешь!

Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит.

Сейчас Зинаида Федоровна накажет Свету, решили ребята.

Но Зинаида Федоровна подошла к Светлане и сказала:

— Вот и хорошо, что тарелки сами не бьются, а ребята говорят правду.

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

— Если человек совершил проступок, как поступить? Признаться или нет? Почему?

— Как вы оцениваете поступок Светы?

— Почему Света не призналась с самого начала?

— А вы совершали нечестный поступок? Можете нам рассказать об этом?

— Легче ли вам стало, когда вы признались?

Пересказ

Учитель. Этой же теме посвящен рассказ JI. Толстого «Правду сказал».

Пересказывание текста учеником.

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что сказал правду».

Игровая ситуация «Настольные игры»

Учитель. Сейчас мы обсудим правила честной игры и состязаний.

1. Соблюдай правила игры и состязаний: не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем. Только честная борьба — иначе и победа неинтересна.

2. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

Учитель. Вы познакомились с правилами честной игры. Сейчас на практике мы посмотрим, кто умеет выполнять эти правила. Я вам предлагаю настольные игры. Вы сейчас самостоятельно организуете команды и проведете один кон игры. А затем мы проанализируем ход игры. (Дети разбиваются на группы и играют в настольные игры.)

Вопросы для обсуждения:

— В вашей команде, на ваш взгляд, игра была честной?

— Почему вы так считаете?

— Если победа досталась нечестным путем, принесет ли она радость?

Учитель . Иногда люди дают «честное слово» и забывают о нем.

Вы не встречались с таким поведением?

Чтение и обсуждение рассказа Л. Пантелеева «Честное слово»

Мне очень жаль, что я не могу вам рассказать, как зовут этого мальчика, и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе.

Как-то летом я зашел в садик — я не знаю, как он называется, — на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.

Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчик сторожа.

Я боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.

Я свернул на боковую дорожку — там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах: какая-то будка или сторожка. А около ее стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал.

Я подошел и окликнул его:

— Эй, что с тобой, мальчик?

Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голову, посмотрел на меня и сказал:

— Ничего.

— Как это ничего? Тебя кто обидел?

— Так чего же ты плачешь?

Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще всхлипывал, икал и шмыгал носом.

— Давай пошли, — сказал я ему. — Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.

И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:

— Не могу.

— Что не можешь?

— Идти не могу.

— Как? Почему? Что с тобой?

— Ничего, — сказал мальчик.

— Ты что — нездоров?

— Нет, — сказал он, — здоров.

— Так почему же ты идти не можешь?

— Я — часовой, — сказал он.

— Как часовой? Какой часовой?

— Ну что вы — не понимаете? Мы играем.

— Да с кем ты играешь?

Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:

— Не знаю.

Тут я, признаться, подумал, что, наверное, мальчик все-таки болен и что у него голова не в порядке.

— Послушай, — сказал я ему. — Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь, с кем?

— Да, — сказал мальчик. — Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?». Я говорю: «Хочу». Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик... он маршал был... он привел меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад — в этой будке — ты будешь часовой. Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь».

— Ну, я и сказал: «Честное слово — не уйду».

— Ну и что?

— Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.

— Так, — улыбнулся я. — А давно тебя сюда поставили?

— Еще светло было.

— Так где же они?

Мальчик тяжело вздохнул и сказал:

— Я думаю — они ушли.

— Как ушли?

— Забыли.

— Так чего ж тогда ты стоишь?

— Я честное слово сказал...

Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, надо стоять, что бы ни случилось — хоть лопни. А игра это или не игра — все равно.

— Вот так история получилась! — сказал я ему. — Что же ты будешь делать?

— Не знаю, — сказал мальчик и опять заплакал.

Мне очень хотелось ему чем-нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул, взяли с него честное слово, а сами убежали домой? Да где ж их сейчас найдешь, этих мальчишек?

Они уже небось поужинали, и спать легли, и десятые сны видят,

А человек стоит на часах. В темноте. И голодный небось...

— Ты, наверное, есть хочешь? — спросил я у него.

— Да, — сказал он, — хочу.

— Ну вот что, — сказал я, подумав. — Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.

— Да, — сказал мальчик. — А это разве можно?

— Почему же нельзя?

— Вы же не военный.

Я почесал затылок и сказал:

— Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник...

И тут мне в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чем дело? Надо, значит, искать военного.

Я ничего не сказал мальчику, только сказал: «Подожди минутку» — а сам, не теряя времени, побежал к выходу...

Ворота еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальних уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.

Я встал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли какой-нибудь лейтенант или хотя бы простой красноармеец. Но, как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал улицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокий железнодорожник в очень красивой шинели с зелеными нашивками. Но и железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему.

Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел за углом, на трамвайной остановке, защитную командирскую фуражку с синим кавалерийским околышком. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, не успел добежать, вижу — к остановке подходит трамвай, и командир, молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон.

Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил его за руку и закричал:

— Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!

Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:

— В чем дело?

— Видите ли, в чем дело, — сказал я. —Тут, в саду, около каменной будки, на часах стоит маленький мальчик... Он не может уйти, он дал честное слово... Он очень маленький... Он плачет...

Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.

— При чем же тут я? — сказал он.

Трамвай его ушел, и он посмотрел на меня сердито.

Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не стал раздумывать, а сразу сказал:

— Идемте, идемте. Конечно. Что же вы сразу мне не сказали?

Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на ворота замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.

В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять — но на этот раз очень тихо — плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:

— Ну вот, я привел начальника.

Увидев командира, мальчик как-то выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

— Товарищ караульный, — сказал командир. —Какое вы носите звание?

— Я — сержант, — сказал мальчик.

— Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:

— А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек...

— Я майор, — сказал командир.

— Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост!

И сказал он это так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались.

И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.

Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота, и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.

Майор протянул мальчику руку.

— Молодец, товарищ сержант, — сказал он. — Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.

Мальчик что-то пробормотал и сказал: «До свидания».

А майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит трамвай, побежал к остановке.

Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.

— Может быть, тебя проводить? — спросил я у него.

— Нет, я близко живу. Я не боюсь, — сказал мальчик.

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему действительно нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.

А когда он вырастет... Еще неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком.

И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.

Вопросы для обсуждения:

— Что вы можете сказать про мальчика?

— Почему мальчик не ушел с поста, если знал, что игра кончилась?

— Легко ли ему было сдержать слово?

— Почему взрослые так серьезно отнеслись к детской игре?

— Хотелось бы вам быть похожими на этого мальчика? Каким, по-вашему, он будет, когда вырастет?

— А что надо делать, чтобы и про тебя могли так сказать — «очень приятно познакомиться»?

Подведение итогов

Учитель делает вывод, что человек в любых жизненных ситуациях должен быть честным, отвечать за свои слова. Честные люди, люди «слова», чаще всего заслуживают уважение в обществе.