» »

Техники и методики эффективного запоминания для студентов. Мнемонические приемы запоминания: примеры

24.11.2020

Для успешной подготовки к сессии. Но мы решили на этом не останавливаться и познакомить вас еще минимум с четырьмя действенными методами быстрого запоминания текста или любой другой информации. Читайте, думайте, выбирайте подходящий.

В основе всех нижеперечисленных методик лежит повторное чтение. Но речь идет не о бессистемном и неосмысленном чтении, а о глубокой работе над текстом.

Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

  1. О сновная мысль. Текст читается для осмысленного восприятия и выделения основных мыслей, установления взаимосвязей между ними. Не нужно воспринимать все в тексте. При необходимости основная информация подчеркивается или выписывается на отдельный листок.
  2. В нимательное чтение. Второе прочтение отличается повышенной внимательностью и вдумчивостью, следует обращать внимание на мелкие детали, подробности. Текст читается неторопливо. Главная задача этого этапа – мысленно привязать подробности к основным мыслям. В конце этапа нужно постараться вспомнить основные мысли и уже привязанные к ним подробности.
  3. О бзор . Текст бегло просматривается бегло, без углубленного чтения. Просмотр начинается с конца. Читающий мысленно задает себе вопросы по главным пунктам, пытается провести параллели с уже полученными сведениями о тексте. На этом этапе составляется примерный план текста и запоминается очередность основных мыслей.
  4. Д оводка . Повторение текста по памяти в определенной последовательности: вспоминают основные моменты, постепенно переходя к подробностям. На этом этапе по возможности следует избегать подсматриваний в текст. Затем идет повторное прочтение с мысленными «засечками» на тех местах, которые чтец упустил или забыл. Почему так случилось? Если упущенная информация существенная, следует проработать ее.

Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза. Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно. В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

  1. О риентировка . При прочтении текста важно понять его главную мысль. При необходимости ее записывают или подчеркивают, многократно повторяя в памяти.
  2. Ч тение . При повторном прочтении с информацией знакомятся более внимательно, выделяются более мелкие детали, устанавливается связь между ними и основными мыслями текста. Мысленно несколько раз повторяются главные мысли, привязанные к деталям.
  3. О бзор . При быстром просмотре текста определяется, правильно ли были определены основные мысли и их связь с деталями. Для более глубокого понимания можно поставить вопросы к главным частям.
  4. Г лавное . Выполняется мысленный пересказ, а по возможности – и вслух. На этом этапе важно вспомнить основные мысли, ответить на поставленные вопросы.

Старайтесь снизить количество прочтений до минимума. При этом количество мысленных повторений может быть абсолютно любым, необходимым для лучшего усвоения в памяти.

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест .

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

  • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
  • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
  • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
  • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак . В качестве образца помещения можете использовать картинку:

Данная техника - один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Пиктограмма - это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

  1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
  2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление). Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное. Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» - слезу или антиулыбку, для «размышления» - лампочку и т.д.


Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.


Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

Примерное упражнение : нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.


Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинки Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы .

Использование системы накопления: метод Аткинсона

А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы, нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.


Суть системы такова:

  1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
  2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
  3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.
Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.

Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

Исследования показали, что в результате применения этой техники:

  • выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
  • способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
  • с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.

Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.

Что важно помнить?

Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.

А память можно и даже нужно тренировать! Запоминать нечто новое полезно не только при подготовке к экзаменам, но и для жизни вообще. Уже в скором времени после начала использования выбранной методики можно увидеть, как мозг начинает запоминать другую информацию, которой мы пользуемся в жизни: запоминать телефоны, адреса, регулировать входящую/исходящую корреспонденцию и многое другое.

Секрет в том, что после многократных тренировок память автоматически начинает применять навык запоминания большего количества информации. И это без применения каких либо мнемонических приемов и тренировок. Впрочем, все же стоит время от времени помогать своему мозгу, сортируя важную и неважную информацию. Например, при подготовке к экзамену по дисциплине, которая вам никак в реальной жизни не пригодится, вовсе ни к чему учить массу бесполезной информации. Достаточно обратиться за помощью к людям , которые сделают это за вас.

А вот тут вы можете посмотреть видео по приемам запоминания ОВОД и ОЧОГ – наиболее популярным способом увеличения памяти:

Быстро и надёжно запечатлеть в памяти учебные и художественные тексты, лекции, имена, лица, номера телефонов, иностранные слова вполне реально. С этой целью прибегают к использованию разнообразных техник.

Основные приемы

Один из способов освоения искусства запоминания состоит в том, чтобы обучиться специальным технологическим приёмам. Они помогают человеку правильно распорядиться сохранением в мозговых структурах любых данных, поступающих извне.

В основе эффективного запоминания лежат яркие впечатления, желание намеренно чётко запомнить событие, установление связи нового материала с уже имеющимся опытом, навыки своевременной концентрации внимания, осознание запоминаемых сведений и понимание, где они будут использоваться.

На обучение опосредованному запоминанию направлена методика пиктограмм, которая рекомендует с целью эффективного припоминания слова превращать в рисунки.

Проверка собственной фотографической памяти возможна с помощью метода Айвазовского. Великий художник при необходимости мог перенести на холст оставшийся в памяти пейзаж. Несколько минут испытуемый посвящает изучению какого-нибудь предмета, затем закрывает глаза и пытается воспроизвести его мысленно.

Нередко для удержания в голове большого объёма информации люди прибегают к зубрёжке, но механические способы заучивания утомительны и неэффективны. Для успешного усвоения слов специалисты рекомендуют следующие приёмы:

  • рациональные техники предполагают использование логического мышления;
  • эйдетика строится на удержании в памяти интересных образов;
  • основные мнемические методы опираются на искусственные приёмы эффективного запоминания сведений.

Мнемотехника нацелена на развитие образного мышления, создание опорных ассоциативных рядов и усиление концентрации внимания. Она применяется для фиксации трудной информации. Существует множество интересных эффективных методов запоминания.

Мнемонический

Большая часть приёмов мнемоники напоминает детские игры. Вся поступающая информация кодируется. Затем следуют процесс заучивания и повторение. Лексическая база любого иностранного языка может быть освоена за 2 недели. Приёмы основаны на создании цепочек индивидуальных ассоциаций, связанных с яркими образами и определёнными эмоциями.

Звучание иностранного слова накладывается на знакомое понятие. Английское слово «wall» (стена) созвучно русскому «вол», поэтому нужно представить огромного вола, быстро бегущего и упирающегося своими могучими рогами в стену. Можно даже вообразить сильный треск разрушающейся стены.

Акроним

Факты легко запоминаются посредством условного сокращения фраз, начальные буквы слов которых являются кодом для расшифровки нужных для заучивания данных. Астрономы по начальным буквам слов определённых фраз легко усваивают названия планет Солнечной системы. С малых лет люди для воспроизведения всей цепи радужной расцветки в строгой последовательности запоминают выражение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Компоновка

Данный приём предполагает применение определённых принципов или правил. В процессе заучивания текста одни прибегаютк расположению информации в алфавитном порядке, другие производят распределение по цвету, размеру, возрасту или назначению.

Ассоциативный метод

Для более эффективного запоминания при создании ассоциативных рядов желательно использовать следующие приёмы мнемотехники: гиперболизацию, оживление, видоизменение и акцентирование.

  • Гиперболизация подразумевает намеренное преувеличение образов. Мелкому предмету надо в воображении придать гигантский вид. Он должен предстать в мыслях намного более крупным, чем есть в реальном мире. Например, нужно представить муху огромного размера. Может быть, ей будут присущи параметры орла или даже самолёта.
  • Оживление предмета предполагает придание ему движения. Надолго запомнится самостоятельно движущийся по комнате стол.
  • Видоизменение происходит при преобразовании понятия, но без нарушения значения самого слова. Например, мотоцикл можно в воображении снабдить пропеллером.
  • Акцентирование основывается на мысленном усилении образа посредством выделения важной детали. Можно задействовать карикатуру или шарж. Иногда запоминаемому образу придают свет или звук. Например, во время запоминания слова «шарф» представляют его гудящим и светящимся изнутри.

Можно воспользоваться приёмом «цепочка» и соединить между собой слова, логически не связанные друг с другом. Например, создают цепь образов для запоминания списка покупок.

Чем смешнее и абсурднее получится рассказ, тем лучше он сохранится в голове.

Система запоминания «Джордано»

Для длительного сохранения в памяти различных чисел, номеров телефонов, адресов, точных дат, топонимических названий, фамилий, имён, отчеств, одной из наиболее эффективных техник признана система «Джордано». Основные этапы включают в себя кодирование деталей запоминаемого материала в зрительные образы, сам процесс последовательного заучивания информации и её закрепление в памяти.

Кодирование в визуальный образ не является самим запоминанием. Это только подготовка к нему. Например, срочно надо зафиксировать в памяти номер телефона 8-914-240-53-03. Он может быть закодирован следующим образом. Восьмёрка представляет собой песочные часы, в которых отражается эпизод, связанный с началом Первой мировой войны.

Следующие 3 цифры запоминают, представляя зрительно ежа с двумя торчащими в разные стороны иглами, к одной из которых прицеплен чайный пакетик, так как цифра «4» похожа на букву «Ч». На другой игле виднеется яйцо, потому что оно по форме напоминает ноль.

По ежу стекает пот. В первой букве слова закодирована пятёрка, а в последней – тройка. Машина скорой помощи, на которой ярко написано «03», увозит заболевшего ёжика.

Сначала выделяют основу будущей ассоциации. Нужно создать 3 части отдельных её звеньев, а потом представить целиком. На образование одной связи обычно уходит 5-6 секунд. Надо запомнить все образовавшиеся связи между элементами созданных в воображении сведений.

Запоминание последовательности ассоциаций происходит 2 способами. Первый предполагает создание ассоциативного ряда из необходимого количества стимулирующих образов. Второй способ подразумевает формирование информационного блока с помощью непосредственно соединённых между собой ассоциаций. Закрепление необходимого материала осуществляется посредством его сознательной проработки в воображении.

Информация закрепляется при использовании приёма активного повторения. Мысленно воспроизводят в памяти все события, связанные с заучиванием номера телефона.

Законы памяти в психологии

Закон ярких впечатлений воздействует на запоминание. Память всегда реагирует на сильные впечатления, поэтому яркие события запоминаются быстро и легко. Можно без особого труда вспомнить любой очень интересный эпизод, который случился достаточно давно. Надолго остаётся в памяти человек, который выделился экстравагантной одеждой или неординарным поведением. При необходимости заучить какие-нибудь сведения надо придать им яркость и необычность.

Закон значимости информации распределяет сведения по их нужности. Всё, что необходимо для выживания, удовлетворения потребностей, не вызывает никаких проблем с запоминанием. Индивидуальные привязанности, жизненные ценности, хобби, личные эмоции и чувства запоминаются без приложения особых усилий.

Закон мотивации действует при наличии побуждающей силы, большого желания овладеть материалом. Намечающаяся награда в конкурсе или на соревнованиях наделяет сильной мотивацией для выучивания множества различных фактов и сведений. Замечено, что ученикам сложно осваивать именно те предметы, которые, как они думают, им не пригодятся в жизни.

Закон деятельности предполагает перед укреплением информации в памяти произвести какое-либо действие. Это могут быть подсчёты, сопоставления, вычленение главных идей. Можно искусственно включаться в работу над сведениями, поработать с ними. Любые произведённые действия улучшают процесс заучивания.

Изучение настроек и установок перед началом освоения любого материала обязательно. Для рационального применения ресурсов памяти надо подготовиться к его восприятию. Рекомендуется бегло просматривать всю информацию, подлежащую изучению.

Закон предшествующих знаний предполагает опору на накопленный опыт. Связь со знакомым материалом помогает легче усвоить новые сведения. Надо провести параллели, анализ и систематизацию фактов.

Закон взаимовлияния следов памяти предусматривает организацию работы над запоминанием с чередованием мыслительных процессов и коротких пауз, за период которых данные закрепляются в мозговых структурах.

Другие методики

Многие техники способны повысить эффективность усвоения учебного материала. Важно производить анализ эффективности каждой используемой методики и впоследствии пользоваться наиболее подходящими техниками запоминания.

Для быстрого припоминания заготовленной речи используют эффект края , который помогает воспроизвести начало и конец длинной фразы. Метод локации предполагает привязать к предметам, встречающимся ежедневно по пути на учёбу или работу, необходимые для запоминания понятия. Проложить маршрут можно по своей квартире или комнате.

Метод ОВОД включает в себя 4 основные стадии заучивания материала: выделение основной мысли, внимательное прочтение, обзор и доводку. Сначала предполагается осмысленное чтение нужных данных, сопровождающееся поиском главной мысли, которую записывают на листочке. На следующем этапе внимательно читают ещё раз всю речь с фиксацией внимания на мельчайших деталях и подробностях, которые нужно привязать к основным мыслям текста.

Дальше следуют обзорный просмотр всей речи и составление примерного плана с целью уяснения последовательности нужных фактов. Доводка предусматривает повторение текста по памяти. Сначала воспроизводят основные моменты, затем мысленно восстанавливают подробности. После чего рекомендуют прочесть ещё раз план и отметить упущенные данные.

Некоторые специалисты предлагают рациональные методы изучения иностранной лексики или трудных терминов во сне. Технология методики предусматривает использование первого часа после погружения в сон и последнего получаса перед пробуждением. Сначала читают слова и прослушивают их в аудиозаписи, затем производится громкое повторение лексики вслед за диктором под сопровождение успокоительной музыки. Через 15 минут обучающийся должен лечь спать. В аудиозаписи следует трёхкратное повторение слов сначала громким голосом, затем он становится всё тише и тише. Утром вновь идёт прочтение лексики с нарастающим звуком.

Метод золотого списка предусматривает двухнедельные интервалы и повторения записей. Вначале заготавливают бронзовый список из 25 слов, зафиксированных в блокноте. Через 2 недели усвоенные слова исключают из списка, 17 слов записывают и опять про них забывают. В 3 список войдёт уже 12 слов, в 4 раз запишут примерно 8 слов. Золотой список формируется путём переписывания забытых слов из серебряного списка. Работа осуществляется по той же схеме.

Память есть у всех без исключения. Но у кого-то она развита лучше, а у кого-то – хуже. Если второй вариант вам ближе, не стоит расстраиваться – все исправимо. Существует много способов, методов запоминания. Почему бы не воспользоваться ими? Мы расскажем, как можно запомнить самую сложную информацию.

Память с точки зрения физиологии.

Процесс запоминания – одна из главных функций памяти. Без него невозможно дальнейшее ее функционирование. Запоминание позволяет человеку воспроизводить ранее увиденную или услышанную информацию, корректировать ее, использовать в дальнейшей жизни.

Иногда человек с трудом воспроизводит материал. Происходит обратный процесс – забывание. Такая ситуация естественна для людей любого возраста. Происходит это потому, что мозг отсеивает ненужную ему информацию, либо ту, которая давно не задействована. Зато механизм помогает концентрироваться на новом материале, запомнить его лучше.

Процесс запоминания (как и забывания) сугубо индивидуален, зависит от особенностей мозга.

Запоминание в психологии.

Запомнить - значит выстроить воображаемую связь чего-то с чем-то: например, имя человека с его стилем одежды, дату события с его содержанием и т.д. В это называется «ассоциативные связи».

Выстраивание подобных связей обеспечивает поэтапное запоминание информации со всеми деталями. Множество методик основываются на ассоциациях.

Важно: определяем свой тип памяти.

5. Способ отбрасывания слов.

Нужный материал для изучения переписывается вручную, с отбрасыванием некоторых слов (оставлять нужно только первую букву). После – читать текст, восстанавливая пропущенные моменты по памяти. Существуют специально созданные программы, которые после загрузки текста перекрывают части слов. Такой способ выручает при заучивании стихотворений.

6.Рифма.

Методика часто используется, чтобы запомнить правила. Может, словосочетание «правила в стихах» звучит по-детски, но зато можно надолго запомнить, что «Ударение в слове катало г падает на третий сло г !».

7. Цифры.

Существует техника связывания слов с цифрами. Это разновидность техники ассоциаций. Например, 0-бублик, 2- лебедь, 8-очки … Такой прием можно применять при изучении слов с ребёнком, приводя подобные примеры для простого запоминания.

Метод Цицерона заключается в представлении предметов в знакомой обстановке. Техника действенна во время изучения языков. Когда возникает потребность вспомнить слово, ассоциация происходит со знакомой обстановкой: cat лежит на кровати, а wardrobe стоит в углу.

Как запомнить все без особых проблем: 8 секретов.

Эти детали помогут сконцентрироваться на нужной информации, сделают процесс запоминания интересным.

  • Важные мысли должны фиксироваться . Записывая нужный материал, мы развиваем механическую память. Очень полезным окажется ведение письменного дневника. Ученые утверждают, что мозг способен прочно концентрироваться на отрицательных мыслях. «Выплескивание» плохих мыслей на бумагу перед началом заучивания хорошо повлияет на результат.
  • Природа помогает . Заучивание материала на природе повышает концентрацию внимания на 20%. Если выбраться на свежий воздух не получается, можно просто посвятить время себе и немного .
  • Уровень громкости имеет значение. Произношение слов вслух и громко увеличивает эффективность запоминания на 10%. Особенно это касается заучивания иностранных слов.
  • Использование диктофона для записи своего голоса задействует сразу несколько .
  • Смена обстановки поможет, когда мозг совсем не хочет работать, а слова «не лезут» в голову. Это говорит об общем переутомлении, а значит не стоит забывать давать организму отдых, менять окружение.
  • Здоровье – в первую очередь . Делая постоянные умственные нагрузки, нужно помнить о правильном , занятиях спортом и крепком сне.
  • Стимулируйте себя приятным вознаграждением за пройдённый и выученный материал.
  • Повторение – неотъемлемая часть изучения любой информации. Особенно полезно повторение перед сном.

Закончить хочется словами американского писателя Джека Керуака: «Доверьтесь своей памяти, результаты вас удивят». Используйте наши рекомендации и поделитесь ими с друзьями. Работая над собой, запомнить можно всё.

Введение

Глава 2. Приёмы запоминания

2.2 Современные приёмы и методы запоминания

Заключение

Список литературы

Введение

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого. Появился специальный термин, заимствованный из греческого - мнемо́ника, означающий искусство запоминания.

Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за последнее столетие по сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач человека в современном обществе. Изучение и применение определённых способов, приёмов и методов запоминания значительно способствует качественному и количественному улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации.

Особенно важно знание этих приёмов для студентов и школьников, поскольку усвоение учебного материала, общеобразовательной или специальной информации является основной сферой их деятельности. И без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного удержания в памяти изученного процесс обучения потеряет для них всякий смысл.

Освоение приёмов запоминания информации входит в число вопросов ознакомления с формами и методами научной организации обучения студентов, развивает их навыки работы с учебной и научной литературой, способствует успешному овладению знаниями, необходимыми для учебной и учебно-исследовательской деятельности.

Целью данного реферата является рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.

Глава 1. Память и запоминание: общая характеристика

1.1 Память как основа психической деятельности человека

Наша память основана на ассоциациях - связях между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными и закреплёнными в нашем сознании.

"Память - это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал" .

Формы проявления памяти очень многообразны. В основу их классификации легли три критерия: объект запоминания, степень волевого управления памятью и длительность сохранения в ней информации.

По объекту запоминания различают образную , включающую в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно-логическую , выраженную в мыслях, понятиях, словесных формулировках; двигательную , называемую также моторной или кинестетической; эмоциональную , память на пережитые чувства.

По степени волевой регуляции, целям и способам запоминания память подразделяют на непроизвольную (без ранее поставленной цели запомнить) и произвольную (напрягаемую усилием воли).

По степени длительности сохранения информации память делится на кратковременную , действующую всего несколько минут; долговременную , характеризующуюся относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала и оперативную , хранящую информацию лишь необходимое для выполнения какой-либо операции время. Объектом данной работы является словесно-логическая долговременная произвольная память, составляющая основу успешного обучения в вузе.

В зависимости от того, как успешнее запоминает информацию человек, выделяют зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), моторный (кинестетическая) и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухово-двигательный) типы памяти.

1.2 Запоминание, его особенности

Память как психическая деятельность подразделяется на процессы запоминания, сохранения/ забывания, воспроизведения и узнавания. Запоминание - это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека, "закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия" .

Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или произвольным (целенаправленным). Произвольное запоминание ранжируется по степени точности будущего воспроизведения материала. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть мыслей. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Запоминание смысла - это запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нём наиболее важное и значимое, а что второстепенное. Оно тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Заучивание - вариант высшей точности воспроизведения при произвольном запоминании - в учебном процессе используется особенно часто. Оно подразумевает "систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определённых приёмов" .

Воспроизведение словесного материала без понимания его смысла - не логическое, а механическое заучивание, запоминание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Материал, запомненный механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию" . "Осмысленное (смысловое) запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями" .

Глава 2. Приёмы запоминания

2.1 Возникновение и развитие мнемоники

Большая часть истории человечества протекала до появления письменности. В первобытных сообществах память о жизни отдельных людей, истории семей и племен передавалась в устной форме. То, что не удерживалось в индивидуальной памяти или не передавалось в процессе устного общения, навсегда забывалось. В таких бесписьменных культурах память подлежала постоянному упражнению, а воспоминания - сохранению и обновлению. Поэтому искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы знаний. Особые люди - старейшины, барды - становились хранителями общественной культуры, способными пересказывать эпические повествования, в которых запечатлевается история любого общества.

Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги - всё это побуждало запоминать текст. Система приемов, улучшающих использование памяти, - так называемая мнемотехника - по-видимому, не один раз независимо возникала и разрабатывалась во многих культурах.

Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки, хотя в письменных источниках первое упоминание о ней принадлежит римлянам. В трактате "De oratore" ("Об ораторе") римского государственного деятеля и писателя Цицерона содержится первое упоминание о мнемотехнике. Цицерон приписывает открытие правил запоминания поэту Симониду, жившему в пятом веке до н.э. Этот первый приём предлагал держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать мысленные образы запоминаемых предметов. В результате порядок мест сохранит порядок предметов. В таких мнемотехнических системах воспоминания сохраняются путем "привязки" их к элементам хорошо знакомого окружения - обычно дома с его комнатами, а подлежащие запоминанию предметы мысленно размещаются вдоль цепочки таких элементов. После этого их легко вспоминать, если говорящий будет "внутренним зрением" следовать по ходу этой цепочки, переходя от одного элемента к другому. Другой латинский текст неизвестного автора под заглавием "Ad Herennium" определяет память как прочное сохранение, усвоение умом предметов, слов и их взаимного расположения. В этом тексте речь идет о том, как выбирать образы, которые, помимо прочего, могут давать представление об организации запоминаемых объектов.

Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В средневековье оно в основном сводилось к приемам запоминания чисел и букв. Считалось, что достаточно запомнить легко воспринимаемую глазом последовательность рисунков или расположенных по кругу надписей, чтобы при случае вспомнить порядок молитв или перечень пороков и добродетелей. С XIV века место "записи" запоминаемых образов стали уподоблять театру - особому "театру памяти" с символическими скульптурами, подобными статуям древнеримского форума, у основания которых можно было располагать объекты, подлежащие запоминанию.

Книги по мнемонике писал Джордано Бруно. В своих показаниях трибуналу инквизиции он рассказывает о своей книге под названием "О тенях идей", повествовавшую о его мнемонических приёмах. В его руках театры памяти стали средством классификации и постижения сущности Вселенной и природы, моделями небес и преисподней.

В научном мире запоминание осуществляется в основном через аналогию, особенно в точных науках. Мы пытаемся понять неизвестное, сравнивая его с тем, что уже знаем. Так, Резерфорд в своей теории сравнивал электроны, движущиеся по орбитам вокруг атомного ядра, с планетами, обращающимися вокруг Солнца. Здесь аналогия нужна лишь для того, чтобы создать наглядный зрительный образ.

Популярное