» »

Новорожденные от 0 до 3. Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

02.05.2020

Гимнастика для новорожденных – что же это, как её грамотно проводить? Родителям надлежит знать основные упражнения для крохи, ведь чем раньше начать заниматься, тем гармоничнее будет развитие.

Польза и противопоказания

Плюсы. Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни влияет не только на тело малыша, они подключают психику и способствуют её становлению. В организме всё взаимосвязано и маме нужно это понимать, чтобы обеспечить всестороннее развитие малышу.

Польза гимнастики для новорожденного ребенка:

  • развивает мышцы, улучшает двигательную координацию;
  • происходит стимуляция чувственного восприятия. При озвучивании действий включается в работу слух, речевые способности;
  • способствует ускорению начала ползания и самостоятельной ходьбы;
  • у новорожденных со временем появляется представление о своём теле;
  • упражнения, сделанные вовремя, дают эффект расслабления и помогают высвободить накопившуюся энергию.

Базовые движения может показать педиатр, если мама совсем не знает, как их выполнять. Для разных периодов имеются свои методы зарядки, подходящие для новорожденных.

Противопоказания. Не всегда гимнастика для новорожденных может быть безвредной, имеется ряд противопоказаний.

Когда стоит повременить:

  • порок сердца врождённый;
  • гемангиома новорожденных;
  • заболевания суставов;
  • внутричерепное давление повышено.

Разумеется, детям с противопоказаниями нужна нагрузка, но как правильно её распределять – лучше решать квалифицированному специалисту.

Как делать гимнастику новорожденному?

Родителям непременно хочется узнать, по каким принципам делать упражнения. Главное, чтобы проходило всё легко и без принуждений.

Гимнастика для новорожденных до месяца проводится очень осторожно. Запрещается трясти, хлопать или резко дергать малыша.

Уже с самого крошечного возраста гимнастика превращается в игру. Движения должны максимальным образом соответствовать естественным (как при ползании, при ходьбе), вовлекаются в работу группы мышц и суставы.

Основные правила:

  • если нет противопоказаний, целесообразно начинать гимнастику со 2-й недели;
  • поверхность подготавливают ровную и удобную. Идеально подойдёт стол для пеленания или в меру жёсткая кровать;
  • гимнастика и массаж для новорожденных становится частью распорядка дня, делать её следует ежедневно. В одно и то же время - желательно;
  • движения выполняются спокойно, без усилий, от конечностей (периферии) к центру;
  • при массаже спины, исключаются любые воздействия на позвоночный столб. Также следует избегать нажимов на область почек и сердца;
  • достаточно 3-5 повторений одного упражнения, общая продолжительность гимнастики – не дольше 10 минут;
  • проводить зарядку следует в проветренном, но тёплом помещении. Лучше заниматься, когда ребёнок голенький, без подгузников, летом можно на улице;
  • нагрузку нужно распределять между разными группами мышц, чтобы не возникало одностороннего развития;
  • перед зарядкой хорошо подойдёт разогревающий массаж, для подготовки к предстоящим упражнениям;
  • если малыш закапризничал и ему что-то не нравится, то зарядку лучше перенести на подходящее время.

Занятия натощак не рекомендуются, так же, как и сразу после еды, оптимально, когда ребёнок ещё сыт и пока не голоден. Если имеются заболевания и противопоказания, то нужно просто поглаживать малыша и чаще брать на руки, чтобы он чувствовал тепло и заботу.

Виды гимнастики и упражнения

Есть несколько основных вариантов гимнастических занятий. Классический вариант больше напоминает массаж, с дальнейшим подключением упражнений. Есть динамичный вариант, где задействовано большее количество групп мышц. Также, имеется эффективный комплекс зарядки на фитболе. Оптимальный вид упражнений родители могут подобрать сами, либо с помощью педиатра.

Динамичные виды гимнастики получили большое распространение, сейчас имеется масса направлений, отличающихся от всем привычной классики. Что выбирать – зависит только от родителей.

Основные принципы этого вида зарядки заключаются в активных движениях. Используются такие методы, как поднятие крохи за ручки, чтобы он повисел как обезьянка, раскачивание младенца за руки, поднятие ребёнка за ножки вверх, как бы заводя за голову. В этом виде тренировок используются различные раскачивания, поддержки, подъёмы. Важно при этом быть уверенными и чувствовать настроение ребёнка.

Гимнастика на фитболе для новорожденных. Гимнастика для новорожденных на мяче оказывает пользу, особенно покачивания и вибрация. Диаметр фитбола, оптимальный для грудничков – 75 см.

Базовые упражнения заключаются в покачиваниях малыша, лежащего на шаре, на животике. Можно просто делать покачивания, а затем добавлять пружинящие движения, держа младенца за ножки и надавливая на спинку. Можно покружить ребенка, держать за подмышки и поворачивая шар сначала в одну сторону, затем в другую.

Кроме этого, гимнастика новорожденного на фитболе благотворно сказывается на пищеварении, укрепляет мышцы и координацию.

Гимнастика новорожденных от 0 до 3 месяцев

Гимнастика для новорожденных 1 месяц. Что делать, когда ребёнок совсем крошечный, и как правильно воздействовать на детскую кожу, мышцы и крошечные суставы? Упражнения внедряют со 2-й недели, комплекс состоит из поглаживаний. Сначала гладить нужно от кистей рук к плечикам, от стоп к бёдрам, затем гладят спину младенца и живот. Традиционно рекомендуют рисовать пальцем восьмёрки на пятках и проводить простые сгибания-разгибания рук и ног.

Гимнастика для новорожденного 1 месяца жизни основывается на рефлексах. Полезно давать малышу хвататься за пальцы взрослого, это укрепит мышцы спины и рук. Позже ребенок начнёт поднимать головку.

Гимнастика для новорожденных в 2 месяца. В 1-2 месяца ребенок ещё не владеет в достаточной степени своим телом. Его движения по большей части рефлекторны, возникают в ответ на раздражитель. Нередко малыш сам пугается резко вздёрнутых ручек и просыпается при этом.

Основная задача гимнастики для новорожденного 2 месяца – упорядочить движения основанных на врождённых рефлексах.

Основные виды упражнений:

  • ползание. Ребёнка переворачивают на живот, сгибают ножки, чтобы колени смотрели по сторонам, и приставляют ладонь к ступням. Новорожденный отталкивается и движется вперёд;
  • бокс. Пока ребёнок на спине, мама может делать «боксирующие» движения руками крохи, главное не резко;
  • эмбриончик. Ребёнка кладут на спину, «группируют» его, ручки складываются крест-накрест, ножки поджимаются к животу. Голову наклонить по направлению к груди, при этом поддерживать;
  • шагание. Следует взять грудничка за подмышки, приподнять, наклонить корпус вперёд, малыш начнёт делать шаги рефлекторно. Шагание ускоряет процесс обучения ползанию и дальнейшей ходьбе.

Многие мамы используют мяч небольших размеров, чтобы ребёнок дотягивал до поверхности, где находится мяч. Крепко придерживая ребёнка, следует развернуть его животиком на мяч, руки оставить свисать, а колени развести в стороны. В такой позе мяч следует покачивать, это способствует нормализации тонуса мышц у новорожденных.

Гимнастика для новорожденных в 3 месяца имеет ряд особенностей. Здесь уже нужно стимулировать ребёнка двигаться самостоятельно.

Упражнение для конечностей:

  • ручки сводятся и разводятся на груди;
  • проводятся сгибания-разгибания ножек, делаются полукруги ногами;
  • упражнение «бабочка» полезно малышу: оба колена разводятся в стороны, ноги при этом согнуты;
  • из лежачего состояния приподнимать младенца за руки.
  • «Самолётик». Грудничка кладут на живот, держат ноги, а поднимают ладонью, держа за живот. Несколько секунд фиксируют ребёнка в воздухе так, чтобы ноги были слегка выше головы.
  • Присаживание. Осуществляется аккуратно, за ручки ребёнка из лежачего положения поднимают вверх, а затем тихонько кладут на бочок, чтобы не ударить затылком.
  • Движения не должны быть резкими, чтобы не навредить маленькому организму. Всё делается легко и аккуратно, если имеются сомнения, то нужно обратиться за советом к педиатру. Все элементы занятия и число повторов проговариваются вслух, так происходит не только физическое развитие у новорожденных, но и стимулируются его психические функции.

    Начинать гимнастику для новорожденных в домашних условиях необходимо с небольших нагрузок, постепенно добавляя новые действия и увеличивая количество повторений.

    Появление ребенка в семье сопряжено со множеством новых забот, одна из них – выбор одежды для новорожденного. Хорошие родители осознают, что гардероб малыша должен отвечать самым жестким требованиям. Сегодня многие мамы и папы предпочитают не пеленать кроху, а одевать его почти как взрослого с самого рождения. Однако не все знают, как правильно выбирать первые повседневные вещи для малыша. Мы расскажем о видах распашонок и штанишек, а также о том, как разобраться в современном ассортименте чепчиков для крохи.

    Одежда для малыша должна быть безопасной, гигиеничной и натуральной

    Разновидности детской одежды

    Для начала надо разобраться в том, какая одежда для новорожденных от 0 до 3 месяцев существует. Гардероб современных мальчиков и девочек пополнился новыми изделиями, о которых не приходилось слышать нашим мамам и бабушкам. В таблице мы привели классификацию самых популярных моделей для младенцев и детей до трех месяцев.

    Таблица наиболее актуальных вещей для новорожденных:

    Наименование Внешний вид Основные функции
    Боди популярны среди родителей грудничков. Представляют собой длинную футболку с рукавами, которая застегивается между ног. Боди не выскальзывает из-под ползунков, обнажая тело. Их шьют из разных видов ткани, они могут быть предназначены для лета и зимы.
    Специальные штанишки для малышей могут быть на резинке, а также на бретельках. Вторые застегиваются на плечах на кнопки или пуговицы. Такие штанишки комфортны для ползания, они не должны сползать вниз.
    Кофточки, которые не имеют застежек, а лишь запахиваются на груди или спине. Иногда распашонку можно завязать под горлом. Распашонки годятся только для самых маленьких. Ввиду отсутствия застежек этот предмет туалета используется в качестве нательного белья при пеленании малыша.
    Большинство моделей кофточек имеют застежки. Иногда они застегиваются на кнопки, реже – на пуговицы. Являются своеобразным заменителем распашонок. Кофточки лучше комбинировать со штанишками на бретельках. Иначе они будут выглядеть неопрятно – подол кофточки часто выскальзывает из ползунков на резинке.
    Комбинезоны или слипы («человечки») Детская одежда для всего тела – штанишки вместе с кофточкой в одном комплекте. Застегиваться могут по-разному – спереди, сзади. Многие модели дают возможность сменить подгузник, расстегиваясь между ног. Комбинезон может быть утепленным, предназначенным для прогулки. «Человечек»-слип, сшитый из тонкого трикотажа, либо из флиса, подойдет для дома, сна и ползания.









    Дополнительные аксессуары:

    Наименование Внешний вид Основные функции
    Шапочки Для дома используют чепчики, сшитые из трикотажного полотна. Они плотно облегают голову грудничка, имеют веревочки, которые завязываются под подбородком. Шапочки для прогулки шьют из более плотных материалов – они красивы и сидят на малыше свободно. Головной убор призван защитить ребенка от солнца, ветра или мороза. Подобрать шапочку или чепчик непросто – нужно, чтобы выбранная модель хорошо сидела.
    Носочки - обязательный предмет туалета младенца. Для лета можно приобрести несколько пар из тонкого трикотажа, для холодного времени – махровые или шерстяные. Носочки используются не только для защиты ножек от холода. Носочками иногда фиксируют слишком свободные ползунки.
    Пинетки Пинетки - предмет облачения, имитирующий обувь. 3-месячный малыш еще не может ходить, поэтому задача пинеток такая же, как и у носочков. «Тапочки» смотрятся нарядно и хорошо фиксируются на ножке шнурком или липучкой.
    Защита для ручек Защита для ручек похожа на варежку, однако, без отдельного «домика» для большого пальца. В народе такие варежки называют «антицарапки». Они могут завязываться на запястье, а могут фиксироваться на руке с помощью резинки. Антицарапки предназначены для того, чтобы малыш сам себя не поцарапал.






    Пинетки (рекомендуем прочитать: )

    Одежда для первых дней

    Собираясь за покупкой облачения для новорожденного, невозможно учесть все. В связи с этим желательно действовать, ориентируясь на стандартный комплект экипировки младенца. Мы составили список изделий, необходимых малышу сразу после выписки из роддома:

    • боди с коротким или длинным рукавом в зависимости от сезона – 2-4 шт;
    • ползунки на резинке и на бретелях – 3-5 шт;
    • кофточки или распашонки – 2-4 шт;
    • чепчики из трикотажа – 2-4 шт;
    • носочки – 2-4 пары.

    Для выписки из роддома, когда счастливые родители заказывают услуги фотографа, нужно подготовить традиционный набор: нарядный комбинезон, яркий конверт, а также шапочку. Тогда фото и видео первого выхода малыша «в свет» будут напоминать родителям о счастливых минутах.

    Позже в этом комбинезоне и шапочке мама сможет выходить с малышом на прогулку. Если это зима или поздняя осень, облачение должно быть теплым, если лето – достаточно флисового “человечка”. Все изделия желательно выбирать по размеру, который определяется ростом крохи.



    Нарядный комбинезон потом можно будет использовать для прогулок и фотосессий

    Также понадобятся пеленки. Их количество зависит от того, используют ли родители подгузники. Если мама с папой планируют пользоваться одноразовыми подгузниками и не пеленать малыша с первых дней жизни – 4-5 пеленок вполне достаточно. Их удобно использовать для того чтобы застелить кроватку, матрасик в люльке или коляске, пеленальный столик. Также пеленки понадобятся для каждого визита к педиатру.

    Если же родители не планируют использовать одноразовые подгузники, пеленок придется купить больше. Сколько штук понадобится? Чем больше, тем лучше – в среднем 15-20 единиц. Также желательно приобрести пару штук непромокаемых пеленок.

    Одежда по сезону

    Подбирая малышу облачение, следует учитывать время года. Дети до года растут намного быстрее, чем 2-4-летние малыши. Покупать комбинезон «на вырост», который понадобится только через полгода, не стоит. Никто не знает, как подрастет кроха, какой размер ему придется впору. Желательно приобретать изделия, рассчитанные на 2-3 месяца. Если малыш родился летом – не следует покупать для него вещи, предназначенные для зимы, сделать это желательно позже. Ниже рассмотрим, какая одежда потребуется новорожденному в зависимости от времени его рождения.



    В летнюю пору ребенку нужна легкая одежда, которая защитит от сквозняков и солнечных лучей

    Лето

    В жаркую погоду малыш потеет так же, как и взрослый, поэтому нужно выбрать несколько комплектов легких кофточек и штанишек. Не стоит стараться одеть кроху потеплее, чтобы он не простудился. Таким способом можно добиться противоположного результата – ребенок вспотеет и станет кашлять от легкого ветерка. Список детских вещей, которые подойдут для лета:

    • Боди – они могут иметь короткие рукава или не иметь их вовсе.
    • Песочники – такое облачение представляет собой рубашку или майку, совмещенную с шортами. Песочники (ромперы) комфортны тем, что не облегают тело, как боди. Эта одежда свободная, ромперы не натирают, в них обычно не жарко. Однако песочники лучше подходят детям постарше, которые уже начинают сидеть – от 4-5 месяцев.
    • Для прохладных дней необходимо иметь более теплую одежду – комфортны в носке вязаные кофты на пуговицах (а не пуловеры), комбинезоны из фланели, курточки и штанишки из плотного хлопка (рекомендуем прочитать: ).

    Зима

    Главный туалет новорожденного для зимы – теплый и комфортный комбинезон (см. также: ). К его выбору стоит отнестись серьезно. Основные требования:

    • Комбинезон должен быть предназначен для зимы. Нельзя новорожденному надевать демисезонную одежду при минусовой температуре.
    • Желательно, чтобы верхний слой изделия был непромокаемым – обычно используется парусиновая ткань с напылением.


    Верхний слой комбинезона должен быть непромокаемым
    • Хороший комбинезон легко и быстро застегивается. Это качество поможет не перегревать кроху в процессе долгого надевания верхней одежды. Оптимально, если комбинезон оснащен двумя длинными и надежными застежками-«молниями».
    • Желательно, чтобы зимний комбинезон имел капюшон. Он потребуется не только для того чтобы защитить голову малыша от ветра и снега, но и чтобы прикрыть шею.
    • При покупке сразу нужно уточнить у продавца, можно ли комбинезон стирать. Эта же информация есть на ярлыке изделия. Если наполнитель – пух, то комбинезон придется сдавать в химчистку, что не всегда удобно. Во-первых, услуга недешевая, во-вторых, пока изделие будет в чистке, кроха не сможет выходить на прогулку. Модели побюджетнее шьют с синтепоном или холлофайбером, их можно стирать в машинке (рекомендуем прочитать: ).
    • Комбинезон обычно укомплектован варежками и бахилами. Чаще всего их шьют из того же материала, что и основное изделие. Затем крепят на рукава и штанины с помощью молний, кнопок.

    Вместо комбинезона можно использовать утепленный конверт. Также для зимних прогулок пригодится теплая шапочка – она должна сидеть на голове свободно, чтобы под нее можно было надеть чепчик. При этом шапочка призвана закрывать уши и прикрывать часть лба.

    Межсезонье

    Осенью и весной нужно особенно внимательно отнестись к одежде малыша. Это время коварное – в марте-апреле солнце днем согревает воздух, а ближе к земле температура более низкая. Не стоит забывать, что ребенок в коляске находится ниже мамы, поэтому ему может быть холоднее. В то же время не следует перегревать малыша, чтобы он не потел.



    Перегрев для малыша так же опасен, как и сильное охлаждение

    Демисезонный комбинезон – наиболее актуальное изделие для весны и осени. Пусть малыш будет одет так же, как и зимой, только верхняя одежда должна соответствовать сезону. Демисезонный комбинезон тоньше, чем зимний, в нем не будет жарко. При этом детские комбинезоны шьют из непромокаемых тканей, а также у них может быть отстегивающаяся подкладка.

    Если мама сомневается в том, как одеть малыша в межсезонье, ей стоит руководствоваться собственными ощущениями.

    Существует универсальное правило: ребенок должен иметь столько же слоев одежды, как и взрослый, плюс еще один слой. Например, мама для прогулки надела два слоя – спортивный костюм и куртку. Значит, малышу потребуется нижний слой, промежуточный и верхний.

    Чтобы легче было ориентироваться в том, как одеть ребенка в зависимости от погоды, мы собрали имеющуюся информацию в таблицу. В таком возрасте не имеет значение пол ребенка – облачение для мальчиков и девочек может быть идентичным.

    Таблица видов одежды в зависимости от времени года

    Возраст ребенка Зима Лето Межсезонье
    В первые дни в роддоме В любой сезон ребенку потребуются: "человечек", боди, распашонки, ползунки, чепчики
    Новорожденный Утепленный конверт или комбинезон (либо то и другое), теплая шапочка. Снизу на ребенке должно быть еще два слоя одежды: чепчик, человечек, а также распашонка, штанишки. Конверт из легкой ткани, комбинезон-человечек, распашонка, штанишки. Носочки, антицарапки, чепчик и летняя шапочка. Демисезонный комбинезон или конверт, "человечек" флисовый (фланелевый), распашонка-кофточка, штанишки.
    От 0 до 3 месяцев Пеленки, боди, человечки, распашонки, штанишки, кофточки. Конверт или комбинезон для зимы, чепчики и шапочки. Для дома желательны антицарапки, носочки, пинетки. Пеленки, легкое одеяло для коляски. Песочники, боди, ползунки, распашонки, чепчики. 1-2 штуки флисовых комбинезонов, пару вязаных кофточек. Носочки, пинетки. Пеленки, теплое одеяло в коляску. Демисезонный конверт или комбинезон, шапочка для прогулок, чепчики. Боди, распашонки и штанишки.

    Все перечисленное для новорожденных и детей до трех месяцев является наиболее актуальным. Важно не бросаться в крайности, закупая огромное количество всевозможных вещей для грудничка – мама может не успеть использовать все. К тому же малыш растет быстро, а ползунки и распашонки за короткое время станут ему малы. Одежду лучше приобретать небольшими партиями по мере необходимости, ориентируясь на текущие потребности крохи.

    Массаж и гимнастика

    Младенческий возраст — не помеха для начала занятий массажем и гимнастикой. Массаж — это пассивная гимнастика, система дозированных механических воздействий на мускулы и мышцы. Во время массажа мышцы приводятся в такое состояние, как если бы они хорошо поработали. Так, массаж мышц живота активизирует деятельность его гладкой мускулатуры, то есть перистальтику кишечника.

    Желательно, чтобы занятия проводились в одно и то же время. «Время» в данном случае — не какой-то определенный час, но определенная последовательность действий. Малышу для комфорта необходима предсказуемость событий, когда он знает, когда и что ожидать. Следовательно, вы можете заниматься перед купанием, после дневного сна, перед прогулкой — тогда, когда это удобно и вам, и ребенку. Гимнастикой и массажем нельзя заниматься сразу после еды, купания или ночного сна. Важно, чтобы малыш был настроен на занятия. Если он устал, голоден или просто не в настроении, отложите занятие.

    Проводить массаж и гимнастику лучше всего в проветренной комнате с температурой воздуха от 22 до 25 °С. Положите на любую твердую поверхность байковое одеяло, а поверх него — клеенку и простынку Первые сеансы массажа должны продолжаться не дольше 2 минут. Постепенно продолжительность массажа можно довести до 10 минут в день, а к 1 году — до 15 минут.

    Ни в коем случае нельзя делать массаж, если:

    — ребенок болен;

    — у малыша температура выше 37,5 °С;

    — у ребенка диатезная сыпь, гнойничковые или воспалительные заболевания кожи;

    — поставлен диагноз «порок сердца».

    Массаж можно делать через день, а гимнастические упражнения нужно выполнять ежедневно. Все свои действия желательно сопровождать словесными объяснениями — называть те части тела, к которым вы прикасаетесь, придумывать веселые песенки и стишки для определенных движений. Очень важно не забывать хвалить малыша во время занятий — это побудит его выполнять все, о чем вы его просите. Занимаясь со своим ребенком массажем и гимнастикой, вы заметите, как он и сам стремится повторить то, что вы только что проделывали с ним, радуется «игре», которую вы ему предложили.

    Развитие мелкой моторики ребенка во многом зависит от хорошего развития мышц рук и гибкости пальцев.

    Массаж рук для детей от рождения до 1,5 месяцев

    — Возьмите малыша за правую руку, нежно погладьте ее по направлению от запястья к предплечью и плечу, обходя локтевой сгиб, а затем к подмышечной впадине. Мышцы-сгибатели в этом возрасте еще сильно напряжены, поэтому не пытайтесь разгибать руку насильно, чтобы не причинить малышу боль. Повторите те же движения с левой рукой ребенка.

    — Возьмите кулачок ребенка в свою руку и раскройте его. Распрямите пальчики, погладьте каждый из них по боковым сторонам, от ладошки к кончикам, легонько нажмите на каждый ноготок, слегка помассируйте подушечки пальцев.

    Массаж и упражнения для рук для детей от 1,5 до 3 месяцев

    Малышу исполнилось всего лишь полтора месяца, а он так заметно изменился: мышцы-сгибатели уже меньше напряжены, появились новые движения и навыки.

    — Положите ребенка на спинку и сделайте массаж рук так же, как делали раньше, с той лишь разницей, что ваши «невесомые», поглаживающие движения должны стать более ощутимыми.

    — Возьмите руку малыша, обхватите запястье большим и указательным пальцами и растирайте в том же направлении, как при поглаживании, то есть вверх по руке.

    — Возьмите в свои руки кисти ребенка и легонько потрясите их, затем разведите его ручки в стороны и подвигайте ими так, как будто птица машет крыльями. Это упражнение хорошо расслабляет мышцы рук малыша.

    — Вложите в ручки ребенка свои большие пальцы — он тут же рефлекторно сожмет кулачки. Остальными пальцами обхватите его пальчики и вытяните (поднимите) его правую руку вверх, а левую опустите вниз, после чего поменяйте их положение. Повторите упражнение 3-4 раза.

    — Разведите руки малыша в стороны, положите их на стол, затем скрестите их на его груди и опять разведите в стороны. Повторите упражнение 3-4 раза.

    — Одной рукой возьмите руку ребенка, вложив свой большой палец ему в кулачок. Отведите руку в сторону, положите ее на стол, прижав другой рукой плечо ребенка к столу. Сгибайте и разгибайте руку в локте 3-4 раза. Повторите это упражнение с другой рукой.

    — Возьмите руку малыша за предплечье и легко поверните ладошку сначала влево, затем вправо, после чего разогните и согните руку в лучезапястном суставе. Проделайте это упражнение с другой рукой.

    Интерес к окружающему миру

    С рождения малыш попадает в предметный мир. Чтобы войти в этот мир, надо научиться познавать его, правильно воспринимать, действовать с предметами. Познавательная деятельность младенца начинается примерно с 2 месяцев, когда он сосредоточивает взгляд на объекте внимания и делает пока еще беспорядочные движения ручками.

    В возрасте до 3 месяцев развиваются такие важные способности, как зрительное слежение и рассматривание, слуховое внимание, кожная чувствительность. Не секрет, что большими знаниями обладают люди любознательные. Поэтому первое, что мы должны делать, как только у нас родился ребенок, — всемерно стимулировать его активность, не только физическую, но и познавательную. Новорожденному интересно все, но в первую очередь — те, кто его окружает.

    — Вспомните, с каким удовольствием вы делали в детстве разные гримасы. Состройте ребенку смешную рожицу и посмотрите на него, улыбаясь. Он может просто улыбнуться в ответ или попробует скопировать вашу гримасу. Высуньте язык, поднимите брови, наморщите нос — словом, поиграйте со своим лицом. Ребенок будет смотреть не отрываясь. Отодвиньтесь на минутку так, чтобы малыш не видел ваше лицо. Если игра его не утомила, вы увидите, как он начнет искать вас. Тогда продолжите игру до тех пор, пока ему не надоест.

    — Младенцам очень нравится, когда тело и ручки гладят какой-нибудь мягкой игрушкой. Еще лучше, если эта игрушка издает какие-нибудь звуки. Это может быть мягкая собачка, которая гавкает, если нажать ей на животик, или зайчик, пищащий при сдавливании. Возможно, это кукла, умеющая говорить: «Мама!» Погладьте и пощекочите ребенка игрушкой, а потом спрячьте ее себе за спину. Если ребенок начнет беспокоиться и искать игрушку, продолжите игру.

    — Дети довольно быстро начинают изучать свои руки: подносят ладошки поближе к лицу и шевелят пальчиками. Можно помочь ребенку — поиграть с его руками. Поднесите ручки ребенка к своим губам, подуйте на них, поцелуйте, подвигайте его пальчиками, приговаривая что-нибудь нежное и ласковое. Потом отпустите ручки и слегка отвернитесь, поглядывая на ребенка время от времени, так, чтобы он это замечал. Если он постарается снова привлечь ваше внимание — продолжите игру.

    Наблюдательность — еще одно необходимое качество, которое нужно развивать с самого нежного возраста. Ребенок приобретает знания об окружающем мире, наблюдая за всем происходящим вокруг. Чтобы развивать врожденную склонность к наблюдению, нужно сделать так, чтобы окружающее было интересным для ребенка, привлекало бы его внимание. Ребенок в этом плане мало отличается от нас: сев в поезд, мы с интересом начинаем смотреть в окно, но если пейзаж однообразен и скучен, внимание наше быстро переключается на что-либо более интересное. Если же ничего интересного нет, мы, скорее всего, предпочтем проспать всю дорогу.

    До 3 месяцев малыш больше всего времени проводит в своей кроватке. Как сделать его мир интересным? Лучшее средство для этого — подвесной мобиль.

    — Мобиль можно подвесить на шнуре (особенно удобно это получается на кроватке с пологом) или закрепить на кронштейне. Мобиль необязательно покупать, его можно сделать из обычной вешалки, подвесив к ней игрушки, шарики или ленточки. Висеть он должен так, чтобы ребенок мог рассматривать предметы, но не дотягивался бы до них.

    — Обязательно ходите с малышом по квартире, кладите его на диван, на кресло, на пол. Таким образом вы меняете поле зрения ребенка, а значит, тренируете его координацию в пространстве и чувство равновесия, даете возможность составить свои впечатления о доме.

    — Такая, казалось бы, простая игрушка, как погремушка, способствует развитию слуха, внимания, координации движений. К 3 месяцам (а нередко даже раньше) ребенок уже поворачивает голову в ту сторону, откуда доносится звук. Младенец хорошо реагирует на звуки на расстоянии не более полутора метров. Возьмите яркую погремушку и потрясите ее справа от малыша. Он повернет головку в сторону, откуда доносится звук. Похвалите умницу. Погремите игрушкой слева. Малыш с интересом устремит взгляд в эту сторону. Привлеките погремушкой внимание к себе.

    — Дайте ребенку потрогать погремушку. Поверхность игрушки должна быть гладкой. Погремушка должна быть яркой, удобной для захвата, безопасной и приятно звучащей. Помните, что слишком громкие звуки могут напугать ребенка.

    — Позвените около малыша колокольчиком так, чтобы звук раздавался справа, слева, сверху, сзади и т. п.

    — Привяжите воздушный шарик к ручке малыша ленточкой так, чтобы ребенок мог наблюдать за его движением и, следовательно, координировать движения своих глаз и рук. Только будьте внимательны и осторожны, чтобы шарик не лопнул и не напугал малыша.

    Полезны и приятны малышу будут и другие упражнения.

    А ну-ка подтянись!

    Здоровые новорожденные до 2 месяцев обладают хватательным рефлексом, который можно использовать для игры и физической тренировки малыша.

    Вставьте в ручки ребенка свои указательные пальцы и слегка поднимите руки. Малыш потянется за вашими руками и слегка приподнимется. Через 1-2 секунды опустите малыша, чтобы он отдохнул, потом опять приподнимите.

    Теперь вставьте в сжатые кулачки ребенка свои большие пальцы. Осторожно тяните его к себе до тех пор, пока малыш не «сядет».

    Помогите малышу ухватиться за деревянную палочку, пластмассовое или деревянное колечко и осторожно приподнимите.

    Как только ручки ребенка начинают слабеть, нужно осторожно положить его. Месяцам к двум он уже сможет приподниматься, держась за ваши пальцы.

    Игра развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы, улучшает координацию.

    Наши маленькие ручки

    Осторожно, нежно погладьте правую ручку малыша по направлению от запястья к плечику, обходя локтевой сгиб, а затем к подмышечной впадине. Повторите те же действия с левой ручкой.

    Взяв кулачок ребенка в свою руку, раскройте его, погладьте ладошку, распрямите пальчики. Погладьте каждый пальчик, начиная от основания, а в заключение массажа слегка нажмите на ноготок.

    Игра необходима для физического развития, закаливания, укрепления эмоциональной связи мамы и ребенка.

    Наши пальчики

    Спойте потешку, перебирая детские пальчики:

    Сорока-белобока Кашу варила,

    Деток кормила.

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала:

    — Ты воды не носил,

    Дров не рубил,

    Каши не варил —

    Ничего тебе не дам!

    Слегка погладьте ладошку малыша, мягко надавливая на основания пальцев.

    Игра развивает мелкую моторику, слух, память.

    Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего малыша, нужно обладать информацией, какими навыками уже обладает ребенок.

    В статье описано, что малыш уже умеет и чему учится, и как облегчить и стимулировать процесс обучения.

    Развитие ребенка 0-3 месяца

    В этом нежном возрасте есть смысл рассмотреть «умения» ребенка по месяцам, так как за эти, первые месяцы, ребенок приобретает очень много навыков.

    Ребенку 0-1 месяц

    • У ребенка ярко проявлены основные : подошвенный, сосательный, хватательный, и тд. Некоторые рефлексы будут видоизменяться и превращаться в другие навыки, а некоторые рефлексы будут угасать. Подробнее об этом читайте в статье Рефлексы новорожденных.
    • Ребенок может удерживать в поле зрения один неподвижный предмет, прямо перед собой.
    • Слышит и реагирует на резкий громкий звук, и рефлективно вздрагивает (иногда раскинув руки).

    Ребенку 1-2 месяца

    • Развивается моторика ребенка, понемногу начинают разжиматься ручки. Движения ребенка становятся менее хаотичными. Малыш уже может иногда схватить (случайно) находящийся возле него предмет.
    • Лучше различает формы, цвета, лучше фокусирует взгляд.
    • Совершенствуется слух, кроме громких и резких звуков малыш начинает слышать и обычные звуки, но еще не в полной мере.
    • Держит голову, когда вы его держите на руках.

    Ребенку 2-3 месяца

    Может удерживать головку, в положении лежа (несколько секунд).

    Зрение и слух уже развились в полной мере. Малыш узнает знакомые лица и знакомые голоса.

    Как развивать ребенка 0-3 месяца

    В этом прекрасном, нежном возрасте от заботливых родителей требуется следующее.

    • Побольше носить ребенка на руках или в . Ребенок, которого держат на руках и носят быстрее начинает держать голову, и вообще, растет быстрее. Не дожидайтесь, пока малыш позовет Вас криком и . Берите его на руки «просто так» и почаще.
    • . Это не просто еда, это информация о мире, общение и настоящее развитие. В возрасте 1-3 месяцев,- ГВ это способ показать малышу, что его любят. Это же, кстати, касается и ношения на руках. Кормите по требованию. Это закладывает в ребенке ощущение базового доверия к миру, что мир буквально «слышит его и отвечает на его просьбы». Вы ведь пока для ребенка - весь мир .
    • во взрослой ванной, приучайте к раннему . Не просто «вымачивайте» младенца, а делайте это с пользой:). Прекрасно, если можно купаться вместе с малышом. Это и купание, и общение, и зарядка.
    • . Если по каким то причинам не хотите или не можете спать ночью, то спите дневные сны.
    • Поддерживайте с малышом достаточно . Если ребенку физически «вас мало», то ни о каком развитии и речи нет.
    • Гуляйте на свежем воздухе. Можно гулять, нося ребенка в слинге, это и прогулка и . Можно и в .
    • Говорите с ребенком. Это первичное занятие для самого малыша. Говорите ему что делаете, рассказывайте, как Вы его любите, проговаривайте все, что вы делаете или собираетесь делать. Говорите в «произвольном режиме», - хотите,- рассказывайте стихи, хотите пойте, или просто общайтесь (сами спросили, сами ответили). Не заставляйте себя «говорить на заданную тему». Чем естественнее ваше общение с малышом, тем лучше.
    • Танцуйте с ребенком на руках . Это возможно еще совсем недолго, так как малыш растет с каждым днем. Пользу от этого занятия невозможно преувеличить. Ребенок рядом с мамой, вы вместе двигаетесь в ритме, - это настоящее развитие.

    Примечание. Мнения насчет того, «сюсюкать» с ребенком или нет, часто расходятся. Мы приведем мнение наших специалистов. Если «сюсюкать» означает «искажать слова» ,- то не нужно так делать. Не нужно говорить: где нас малысик? кто напикунькал? и тому подобное:). А если «сюсюкать» означает ласковую, нежную интонацию и специфический тембр голоса,- то можно и очень нужно.

    Важно! Создается впечатление, что ничего «специфически развивающего» в перечисленных выше занятиях нет. Это не так. Это база, без которой, хоть обвешивай малыша картинками, хоть классику ему с рождения ставь, или читай Пушкина днями, хоть что угодно делай,- а самого главного не дано. Поэтому, все что перечислено выше,- это настоящий фундамент развития. И именно так и нужно к этому относиться. Вы не «приучаете ребенка к рукам» и не «кормите по первому писку»,- а проявляете ребенку свою любовь и по-настоящему развиваете его. Это гораздо важнее, чем водить перед ребенком каким-то предметом, фокусируя его взгляд, или бесконечно вкладывать в его руку .

    Дополнительные варианты развития

    • Занимайтесь с малышом гимнастикой, подробно в статье . Поглаживайте ребенка, делайте ему .

    Примечание. И во время гимнастики, и во время массажа, обязательно приговаривайте что вам удобно. Это могут быть ритмичные стихи, потешки, просто проговаривание того, что вы делаете, каких частей тела касаетесь, и тд.

    • Фокусировка взгляда. Для этого можно использовать любые подручные средства, вплоть до своего лица. Желательно, конечно, контрастный предмет (двух цветов, темного и светлого). Предмет нужно поместить на расстоянии 30 см от лиа малыша, подождать пока он сфокусирует на нем взгляд, и медленно двигать предмет вправо-влево, следя, чтобы малыш не терял его из вида. Это упражнение стоит выполнять не более пары минут.

    Примечание. Вместо предмета также можно использовать человеческое лицо, нарисованное на воздушном шарике. Детки в этом возрасте любят рассматривать лица.

    • Фокусировка слуха. Так же, как зрение, тренируем слух. Шуршите, трещите, звените (только все по очереди, не все сразу) на расстоянии от ребенка. Он повернет голову, будет искать источник звука.
    • Можно вкладывать в ручку ребенка небольшой предмет, типа маленького кольца, погремушки. Малыш еще не меет сам сжимать и разжимать кулачки, поэтому он просто зажмет ладошку и будет держать предмет.
    • Полезны любые игры с пальчиками, поглаживание, разглаживание, с потешками и без, как удобно.

    Примечание. Все занятия, написанные в разделе «дополнительно»,- это около 10-20 (максимум) минут в день. Основное,- это то что выше (ГВ, ношение на руках, тактильный контакт, и тд).

    При покупках в мы гарантируем приятное и быстрое обслуживание .

    Занимайтесь с удовольствием!

    Ребенок уже хорошо знает черты вашего лица. Подберите несколько разных шляп, шарфов и/или лент. Меняйте несколько раз головные уборы, демонстрируя изменения малыми. При очередной смене облика позволяйте ребенку внимательно вас рассмотреть, зафиксировать изменения, понаблюдать за вашими движениями. Игра развивает внимание и воображение.

    Игры и упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка

    Упражнения направлены на формирование слуховой, зрительной активности, двигательных способностей.
    Целью подобных упражнений является развитие у малыша координации движений, представлений о величине, форме, цвете различных предметов, увеличение его двигательной активности.

    Упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия (для ребенка старше 7-10 дней)

    Любую простую игрушку поднесите к ребенку на вытянутой руке, удерживая ее на расстоянии 60-70 см от лица малыша. Вскоре его взгляд задержится на предмете, после чего начните не спеша перемещать игрушку в разных направлениях.

    Занимайтесь с ребенком, когда он пребывает в бодрствующем спокойном состоянии. Его ничто не должно беспокоить. Сам процесс занятий должен проходить в непринужденной обстановке и обязательно вызывать положительную ответную реакцию у ребенка.

    Выполняя движения небольшой амплитуды, необходимо добиться того, чтобы взглядом малыш следил за предметом. Вы можете также приблизить руку на расстояние 20-30 см или удалить на 1,5 м от лица ребенка.

    Упражнение длится 1-2 минуты. Выполняйте его не более 2 раз подряд и не чаще чем 2 раза в день.

    Упражнение на развитие слуха

    Чтобы выполнить это упражнение, нужно подобрать игрушку, издающую какие-либо звуки (колокольчик, погремушку), но не громкие. Слегка позванивайте колокольчиком, отводя поочередно руку в противоположные стороны на расстояние 60-70 см от лица ребенка. При этом каждый раз делайте паузы, давая возможность ребенку прислушаться к затухающему звуку. Ребенок будет искать глазами издающий звуки предмет.

    В возрасте 2-3 месяцев в ежедневные занятия с ребенком необходимо вводить упражнения наразвитие способности удерживать внимание на движущихся и неподвижных предметах, стараясь увеличить продолжительность удержания им внимания.

    Со временем можно увеличить амплитуду движений, давая возможность малышу повернуть голову в сторону звенящего колокольчика, поискать его глазами.

    Упражнение проводится на втором и третьем месяце жизни малыша 1-2 раза в неделю.

    Упражнение па развитие сенсомоторной и речевой деятельности ребенка

    Для этого упражнения лучше всего подойдет какой-нибудь яркий предмет, привлекающий внимание малыша (шарик, бант и т. п.). Перемещайте его в разные стороны, одновременно разговаривая с ребенком. Например, можно обратиться к нему с вопросом «Где же шарик? А вот он где - посмотри!»

    К этому возрасту можно чаще использовать игрушки, издающие различные звуки (например, колокольчик), которые будут особенно привлекать внимание ребенка. Активно перемещая игрушку в разных направлениях, постоянно спрашивайте у малыша: «А где теперь звенит?» - и отвечайте: «Сейчас вот здесь».

    Во время игры предмет можно приблизить к ребенку, чтобы он смог его потрогать. Тем самым у него развивается хватательный рефлекс. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок видел предмет полностью и фиксировал взглядом на нем. Лучше использовать игрушки разные по форме и в то же время удобные для хватания.