» »

Использование оригами в жизни человека исследовательская работа. Научно-исследовательская работа "Искусство оригами"

24.08.2021

Визитная карточка

МБОУ «Нижнеошминская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района

Республики Татарстан.

Научно-исследовательская работа

«Мой след в науке VII»

Тема: Оригами

Секция: творческие работы и научно-техническое моделирование

Работу выполнила: ученица 6 класса

Гильфанова Миляуша М.

Руководитель: Мухаметзянова Гульнар Г.

1. Введение ………………………………………………………………..... 3

2. Истории возникновения оригами…….……………….……....................3

3. Теоретическая часть: изготовление модулей…………….. ………..…..4

4. Практическая часть: изготовление поделок …….……………………...5

5. Заключение………………………………………………………………..10

6. Источники информации………………………………………………....11

7. Приложение (мои работы)…………………………………………….....12

Цель работы: изучить возможности техники модульного оригами для изготовления поделок.

Задачи: 1.Рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения. 2.Изготовить образцы изделий в технике модульного оригами.

Я, Гильфанова Миляуша, очень люблю делать игрушки своими руками. Их у меня много. В этом году я нашла себе новый вид увлечения. Это игрушки… оригами. Модульное оригами.


Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья - бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Я предлагаю попробовать с вами
Выучить технику «оригами».


Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги - кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».
Оригами - традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги.
Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары - кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
И правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки.
Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье «Что такое искусство» случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями».
Ни для кого не секрет, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания - задолго до них это уже делали китайцы. В силу ряда причин, на Западе искусство бумажного складывания стало известно именно в его японском варианте - оригами. Но, тем не менее, есть специфический стиль складывания, за которым закрепилось название «китайское модульное оригами».

Особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля; типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться); очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

Особую популярность модульное оригами обрело в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели - благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это - абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярна в Китае. С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.

Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами».

Японская пословица гласит:

«Расскажи мне - я услышу,

Покажи мне - я запомню,

Дай мне сделать самому -

Я пойму!»

И хочу, представит вам свои творческие работы из бумаги на примере «Зайца». Нам понадобятся треугольники, из которых и собирается это модульное оригами. Заяц получается очень живым, красивым и смотрится невероятно эффектно.

Но перед тем, как приступать к изготовлению объемного оригами зайца, нужно научиться делать треугольные модули оригами.

Как сделать треугольные модули оригами для производства поделок


1. Согни прямоугольник пополам.

2. Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. Поверни горкой к себе.

3. Согни края к середине.

4. Переверни.

5. Подними края вверх.

6. Загни уголки, перегибая их через большой треугольник.

7. Разогни.

8. Снова сложи маленькие треугольнички по намеченным линиям и подними края вверх.

9. Согни пополам.

10. Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.


Всего для зайчика потребуется 522 треугольных модуля. Можно взять только белые модули (лучше всего подходит офисная бумага) или сделать 402 белых и 120 цветных модуля. Свитер для зайчика можно сделать одного цвета или в полосочку. Всего пять рядов (пять полосок), в каждом ряду по 24 модуля. Для этой модели взяли 48 голубых, 48 жёлтых и 24 синих модулей. Возьмем 48 белых модулей для того, чтобы собрать первые два ряда. Расположим три модуля так, как показано на рисунке, в ставим уголки первых двух модулей в кармашки третьего.

Возьмем ещё два модуля и присоедини их к первым таким же способом. Соберем все модули в цепочку. Последним модулем замкнем кольцо. Получилось два ряда по 24 модуля в каждом.

Выполним третий ряд, надевая модули в шахматном порядке.

Аккуратно вывернем круг, превращая его в подобие чаши. Первый ряд при этом становится подставкой и сбоку его, практически, не видно. Возьмем 24 голубых модуля и выполняем четвёртый ряд. Обратим внимание на то, что голубые модули нужно укреплять немного выше, слегка отодвигая нижний конец. Тогда свиторок будет немного отходить от туловища.

Выполним весь четвёртый ряд и выровняем модули.

Точно так же выполним ещё четыре ряда.

Возьмем 24 белых модуля и надеваем их на голубые, развернув короткой стороной наружу, а длинной внутрь.

Этот ряд должен получиться уже предыдущих за счёт того, что белые модули развёрнуты другой стороной и размещаются на концах голубых.

Следующий ряд необходимо увеличить на 6 модулей. Для этого на каждый четвёртый модуль надеваем не один, а два модуля. Модули развёрнуты длинной стороной наружу.

Внимание! Первые два ряда головы имеют достаточно неустойчивое соединение. Следующие ряды закрепят всю конструкцию, но эти два ряда нужно собирать внимательно и аккуратно.

Теперь в каждом ряду будет по 30 модулей. Продолжаем собирать ряд за рядом. Всего голова состоит из восьми рядов (один из 24 модулей, другие из 30).

В последнем ряду сведем все модули вместе, придавая голове округлую форму.

Для ушка возьмем 6 модулей и укрепим их так же, как в первом ряду головы.

Во втором ряду наденем 5 модулей, в третьем — снова 6. Причём, крайние модули будут надеваться на крайние уголки первого и второго рядов. Выполним таким образом 7 рядов. В восьмом ряду необходимо сделать сужение. Два крайних модуля надеваем сразу на три крайних конца предыдущего ряда. В восьмом ряду окажется 5 модулей. В девятом наденем только 4 модуля, причём, два средних поставим выше других.


Пропустим один модуль, т. е. оставь свободными 4 уголка, и выполним точно так же второе ушко.

Нарисуем , вырежем и приклеем детали: глазки, мордочку, ручки, воротник. Ручки вырежим из прямоугольников плотной бумаги размером 2х3 см. Закруглим прямоугольники с одной стороны, а с другой приклеем полоски бумаги такого же цвета, как и одежда. Ручки можно просто вставить между модулями или подклеить. Прямоугольник 4х8 см можно надрезать бахромой, завить её и сделать зайчику чёлочку. Вот и все. Зайчик получился очень забавным и ярким.

Заключение

Вот эти игрушки стали моими друзьями. Сейчас я начала собирать кораблик. Попробуйте и Вы. Очень увлекательно и интересно. Как сказал великий Леонардо да Винчи«Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала её не познать».Складывание фигурок из треугольных модулей оригами - занятие настолько увлекательное и приятное, что усвоив одну модель, сразу хочется попробовать что-то ещё, узнать новые возможности. Выполнив несколько объемных поделок (см. Приложение1, 2,3,4.5), я смог без схемы собрать корзинку для цветов (см. Приложение 6) . И не всегда всё сразу получается…. А начав новую поделку, хочется быстрее её завершить и увидеть результат. И я хочу сказать огромное спасибо маме, папе, сестрам за то, что они помогают мне создавать эти поделки. Ведь для них нужно много модулей и бумаги. Например, для двух зайчиков потребовалось более тысячи модульных треугольников, а бумаги ушло около 65 листов формата А4. Несколько вечеров мы всей семьёй делаем модули для поделки, а затем наступает самое интересное, самое загадочное - «бумага оживает»! Попробуйте и Вы. Как сказал великий Леонардо да Винчи: « Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала её не познать».

Экономическая оценка

Расчет себестоимости вазы.

4.yourorigami .info /2008/01/28/statya -posvyashhennaya -origami .html

5. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.

Мои работы

1.Сова 2. Снеговик 3.Лунаход

4. Лебединое озеро 5. Кошка с котенком

6. Снеговик с подарками 7. Я и мои работы.

Пригодина Александра Леонидовна

Цель работы : узнать историю искусства оригами.

Задачи:

1.Подобрать и изучить литературу по этому виду творчества и проанализировать материалы интернет - источников по этой теме.

2.Провести анкетирование одноклассников по теме «Что вы знаете об искусстве оригами?»

3.Познакомиться с историей распространения техники оригами в России, на Каргополье.

4. Провести интервьюирование каргопольских мастеров, работающих в технике оригами.

5. Выполнить работы в технике оригами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Межрайонная детская исследовательская конференция «Я познаю мир…»

Волшебное искусство оригами

Исследовательская работа

Вельск 2015

11. https://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Анкета «Что вы знаете об искусстве оригами?»

Дорогие друзья!

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. В какой стране и когда появилось оригами?
  2. Где родина модульного оригами?
  3. В чем разница между простым оригами и модульным?
  4. Назовите известных оригамистов мира?
  5. Назовите известных оригамистов России?

Приложение 2

Фото 1 Фото 2

Бумажный журавлик Модульный куб

Фото 3 Фото 4

Акира Йошидзава Птички пахариты

Фото 5

Воротник XVI – XVII вв.

Фото 6 Фото 7

Роберт Лэнг Бумажные птички из музея Василия Поленова

Фото 8 Фото 9

Сергей Тарасов Макет х рама Василия Блаженного

Фото 10

Макет Минусинского православного Свято-Спасского храма

Фото 11 Фото 12

Татьяна Николаевна Проснякова Галина Тихова

Фото 13

Виктория и Владимир Серовы

Приложение 3

Мои работы

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Искусство оригами увлекло меня два года назад. Первоначально мы вместе с мамой складывали несложные фигуры из бумаги, затем фигуры становились сложнее. Конечно, это было не обучение, а игра - волшебное превращение простого листочка в игрушку. Оригами - это идеальный конструктор, который состоит из одной детали (листа), с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, складываются тысячи и тысячи разных фигурок.

Актуальность.

Оригами - удивительное искусство бумажной пластики. Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают и взрослые и дети, художники и конструкторы. Я заметил, что, складывая фигурки оригами, сталкиваюсь с математическими понятиями. Мне стало интересно, как связаны таинственное искусство складывания фигурок из бумаги оригами и давно интересующая меня математика.

Цель работы. Расширение знаний об истории развития оригами, выяснение, каким образом математика проявляется в оригами.

Задачи.

    Изучить понятие, историю происхождения, виды оригами;

    Исследовать связь математики и оригами на примере модульного оригами;

    Научить одноклассников создавать различные фигуры в технике модульного оригами и заинтересовать их данной работой;

    Разработать буклет для одноклассников с описанием последовательности выполнения фигуры павлина в технике «Модульное оригами».

Объект.

Оригами в математике.

Предмет исследования.

Модульное оригами.

В процессе изготовления фигур оригами я открыл для себя удивительное явление: из плоского листа бумаги появляется объемная фигура. Если развернуть фигурку оригами, и посмотреть на складки, то можно видеть множество многоугольников. И здесь я столкнулся с математическими понятиями и подумал, что с помощью оригами, можно показать, что математика не скучная наука, а красота и гармония.

Так появилась гипотеза: искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения.

Методы исследования.

Поиск и анализ информации в Интернете, библиотеке, практическая работа, описание, обобщение, фотосъемка.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. История оригами

Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея.

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки, появляются сначала в монастырях. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов.

Со временем оригами стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Японцы использовали бумажные фигурки для того, чтобы передать то или иное послание другому человеку. Например, записки, сложенные в форме бабочки, журавля или цветка, были символом дружбы и доброго пожелания. Только человек, владеющий искусством оригами, может аккуратно развернуть и прочитать послание, не предназначенное для посторонних глаз. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Далее бумага перестает быть предметом роскоши, и оригами начинает распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста - четыреста лет назад, изобретается ряд фигур, которым суждено было стать классическими. Среди них и японский журавлик «цуру» - традиционный японский символ счастья и долголетия, а теперь и международный символ свободы и мира.

Однако настоящее революционное развитие оригами началось только после Второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера Акиры Йошизавы. Акиро Йошизава работал на машиностроительной фабрике, где помимо основной работы ему поручили учить новичков читать чертежи. При этом он начал активно использовать оригами, объясняя с помощью складывания азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и вызывали неподдельный интерес. Он изобрел сотни новых, ранее неизвестных фигур. Он не только доказал, что искусство складывания может быть широко применимо на практике, но и способствовал его распространению. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков - чертежей.

Новый поворот в истории оригами тесно связан со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда была сброшена атомная бомба на Хиросиму. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны. Каждый, кто брался за оригами, знает историю Садако, девочки из Хиросимы, которая делала журавликов, веря, что это спасёт её от лучевой болезни. Кто-то сказал ей, что, если она сделает 1000 журавликов, она поправится. Садако скоро поняла, что ей уже не станет лучше, она умрёт. И тогда она стала дарить журавликов другим больным. Каждый журавлик, которого делала Садако, был молитвой, молитвой о спасении человека. Девочка успела сложить 644 фигурки и умерла. Её подруги закончили остальных журавликов. Печальная история японской девочки подняла волну детской солидарности во всём мире. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами. Так возникло движение «1000 журавликов». Это движение вызвало интерес к японскому искусству оригами.

Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

В Европе же в начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором "фольклорных" фигурок из бумаги. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, каждый год проводятся выставки и конференции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что оригами появилось очень давно и в разное время, в разных странах использовалось для различных целей: украшение стен храмов, передача посланий, обучение, игры. В настоящее время оригами завоевало весь мир. С каждым годом, все большее количество людей вовлекаются в это искусство.

1.2. Виды оригами

Существует пять основных видов оригами: простое оригами, складывание по развертке, мокрое складывание, модульное оригами и киригами. Простое оригами

Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом. Этот стиль ограничен использованием только складок, как складки между горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. (Приложение 1, рис.1)

Складывание по развёртке

Развёртка (англ. creasepattern; паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, но по праву считается наиболее точной и практичной, ведь представляет собою диаграмму, которая нанесена на лист и которой пользуется мастер-оригамист перед складыванием. А линии, которые показаны на диаграмме, есть не что иное, как будущие складки, из которых впоследствии сформируется конечная фигура. (Приложение 2, Рис.2)

Мокрое складывание

Мокрое складывание— техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометрических объектов, как фигурки животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу. (Приложение 2, Рис.3)

Модульное оригами

Эта увлекательная техника — создание объёмных фигур из модулей. (Приложение 3, Рис.4)

Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

В этой технике можно создавать целые бумажные скульптуры, а также различные полезные предметы, которые можно использовать в быту и преподнести в качестве подарка: коробочки, подставки для мелочей, шкатулки, вазы.

Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама , объёмное тело шарообразной формы. (Приложение 4, Рис.5)

Киригами

Киригами - вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: (киру) — резать, (ками) — бумага.

Большинство людей помнит, как в детстве делали бумажные снежинки. Да и взрослые с восхищением и удивлением разворачивают бумажные снежинки, к тому же почти невозможно сделать один и тоже образец дважды. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления. Так вот эти бумажные Снежинки и декорации и есть первые шаги в изучении техники Киригами. (Приложение 4, Рис.6)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует несколько видов оригами, каждый из которых интересен по-своему.

1.3. Оригами - это математика

Многие считают, что оригами, это забава, с помощью которой люди создают различные фигуры, но очень многое в оригами связано с математикой, геометрией.

В процессе складывания фигур оригами мы учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, диагональ, узнаем многое другое, что относиться к математике и геометрии.

Американский педагог Ф.Фребель предлагал основы геометрии изучать не с помощью линейки, циркуля и некоторых понятий, а на примере фигур складывающейся бумаги. Он активно внедрял оригами в педагогический процесс.

Оригами способствует активности как левого, так и правого полушария мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук. На занятиях по математике при помощи оригами можно повторить следующие понятия:

Горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

Сложи квадрат разными способами, покажи смежные стороны, диагональ;

Квадраты;

Все виды треугольников (Приложение 5, рис.7).

В ходе изучения геометрии с использованием оригами знакомимся с основными геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырехугольник), понятиями (сторона, угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры), их свойствами и учимся основам техники оригами.

Работа по схемам, процесс складывания плоскостных фигур направлены на развитие восприятия, которое связано с различными операциями мышления.

По мнению дизайнера оригами Адзума Хидэаки, если развернуть фигуру оригами и посмотреть на складки - то можно увидеть лишь обилие многоугольников, соединенных друг с другом. В сложенном же виде оригами представляет собой многогранник, фигуру с множеством плоских поверхностей, а когда фигура разложена и показаны все складки, то мы можем увидеть множество геометрических фигур.

С точки зрения математики оригами, это точное определение местоположения одной или более точек листа, задающих складки, необходимые для формирования окончательного объекта. Я проанализировал базовые формы оригами (Приложение 6, рис.8) и заметил, что уже при первом знакомстве с этим искусством дети узнают о таких простых геометрических фигурах, как прямоугольник и треугольник. Сам же процесс складывания подразумевает выполнение последовательности точно определенных действий по следующим правилам, которые перекликаются с законами математики:

Точность выполнения инструкции;

Точки определяются пересечениями линий;

Линия определяется либо краем листа, либо линией сгиба бумаги;

Все линии прямые и делятся на два вида параллельные и перпендикулярные.

Таким образом, математика это одна из сторон оригами и наоборот оригами является одной из направляющих математики.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Анкетирование

С целью выяснить, имеют ли представление об оригами и знают ли о том, что оригами связано с математикой, был проведен опрос учащихся 2 «Г» класса на тему: «Оригами» (Приложение 7). Количество опрошенных - 28 человек. В ходе опроса мы узнали, что 80% ребят знают, что такое оригами, 20% - не знают.

50 % опрошенных считают, что оригами способствует развитию интереса у человека, 18 % - мелкой моторики, 12 % - ума, 20% - затрудняются ответить. (Приложение 7).

100% ребят считают, что технику оригами можно использовать на уроках труда.

60% ребят не умеют создавать фигуры в технике оригами, 40% - умеет.

Ребята нашего класса выразили 100% желание научиться создавать фигуры оригами.

Таким образом, можно сделать вывод, что мои одноклассники имеют представление о том, что такое оригами, но считают, что оригами можно использовать только на уроках технологии.

2.2. Мастер-класс «Оригами - это увлекательно»

Исходя из результатов первого анкетирования, и для того чтобы познакомить одноклассников с разнообразием оригами, и убедиться вместе с ними в том, что оригами связано с математикой, в классе мы (с классным руководителем) провели мастер - класс под названием «Оригами - это увлекательно», на котором показали этапы технологии создания модульного оригами, а также рассмотрели развертку модуля с точки зрения математики. Сначала я показал свои работы, сделанные в технике оригами. Далее мы приступили к созданию сердечка в технике модульного оригами. Ребята научились правильно складывать бумагу, создавать модули, с помощью которых потом они собирали сердечко. После создания первого модуля, я попросил ребят развернуть лист, который они сложили, и задал им вопрос: «Что вы видите на листе бумаги?». Они ответили, что видят множество прямых линий (места сгиба), различные фигуры - треугольники, прямоугольники. Таким образом, мы вместе с ними, убедились в том, что с помощью оригами можно изучать различные геометрические фигуры, а значит, мы можем использовать оригами при изучении некоторых тем в школьном предмете «математика». Я рад, что смог научить одноклассников делать модульное оригами. Теперь и они смогут поздравить своих дорогих и любимых мам (близких людей) с праздником и подарить незабываемый подарок, сделанный своими руками. (Приложение 8,10).

После мастер-класса, я еще раз провел анкетирование. По его результатам, можно сказать о том, что мои одноклассники расширили свои знания об оригами и, создавая фигуры оригами, убедились в том, что оригами связано с математикой и может использоваться на уроках математики.

2.3. Беседа учителем математики МБОУ СОШ №8 г.Туймазы Пупышевой В.В.

Для того, чтобы удостовериться в своих предположениях о том, что оригами связано с математикой я также побеседовал с учителем математики высшей категории МБОУ СОШ №8 г.Туймазы Пупышевой Верой Владимировной. (Приложение 12).

На простейшем примере, складывание листа бумаги по вертикали и диагонали, она показала, что мы уже решаем задачи на построение: строим перпендикуляр к прямой, биссектрису угла, высоту треугольника. Учитель отметила, что при решении задач с помощью методов оригами роль прямых играют края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании, а роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов. Во время беседы мы вместе с учителем выполнили несколько несложных задач методом оригами: разделили один из углов квадрата на три равных угла, построили правильный треугольник. После выполнения задач, Вера Владимировна сказала о том, что точность полученных правильных многоугольников можно проверить с помощью чертежных инструментов либо применить математическое обоснование. Также учитель показала мне изображения готовых разверток различных многогранников, которые изучаются в старших классах.

Во время беседы, Вера Владимировна подтвердила мои предположения о том, что математика тесно связана с оригами. С помощью оригами можно успешно решать различные задачи на построение, также изучать различные геометрические, обьемные фигуры.

Заключение

В ходе исследования мною была проведена следующая работа:

    Изучил Интернет-ресурсы и литературу в Туймазинской центральной библиотеке

Доржиева Софья

Актуальность исследования заключается в том, что позволяет расширить наши знания о оригами и геометрии, умение с помощью обычного листа решать геометрические задачи.

Цель исследования – освоить технику оригами и использовать в жизни.
Задачи:
- изучить историю оригами;
- ознакомиться с техникой оригами;
- научиться создавать изделия оригами;
- выявить связь оригами и геометрии;
- найти способы применения оригами в повседневной жизни.

Выяснить насколько ученикам нравятся занятия оригами, сделать выводы.
Объектом исследования является искусство оригами.
Предметом исследования является использование оригами в повседневной жизни.
Гипотеза : Занятие оригами развивает творчество, интеллект, учит труду.
Практическая значимость . Искусство оригами помогает создавать разные изделия и применять эти знания в учебе.

Методы исследования:

  • поиск материала
  • анализ анкетирования

Методы и приёмы:

  • исследовательский
  • информационно - познавательный

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение управления образования Джидинского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Боцинская средняя общеобразовательная школа»

Тема: «Геометрия и оригами».

Секция: Геометрия

Руководитель: Зиннатова Надежда Рафиковна,

Учитель математики.

2014 г.

С О Д Е РЖ А Н И Е

Введение …………………………………………………………….……..…..…1-2

1. История возникновения оригами ………………………………….………..……3

2. Оригами – это математика? …………………………………………..…………4-5

3. Модульное оригами …………………………………..…………………………. 6

4. Решение задач с помощью оригами…………………………………………….7-8

Заключение ………………………………………………….…………….…..…… 9

Приложение.

Японская мудрость издревле гласит:
"Великий квадрат не имеет пределов".
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.

Введение.

Оригами – это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Единственный рабочий материал - это бумага , единственный инструмент - руки.

Уникальное занятие складывать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры. При изготовлении фигурок оригами развиваются воображение, мелкая моторика рук, пространственное мышление, воспитывается вкус, аккуратность, трудолюбие, что и делает изучение использования оригами актуальным для исследования. Приобретенные во время складывания навыки можно использовать на уроках по математике и конструированию. Занявшись этим искусством, я увидела, как сильно оригами связана с геометрией. С оригами можно знакомиться и повторять основные геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырехугольник. Понятия: сторона, угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры их свойства.

В настоящее время можно сказать, что математическое образование является основным для людей многих профессий, поэтому большое внимание уделяется изучения основ арифметики , геометрии и алгебры. Особую актуальность приобретает проблема обучения элементам геометрии и повышение уровня математических знаний в целом.

В геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Искусство оригами как нельзя лучше подходит для решения данных задач. Еще в XIX веке немецкий педагог Ф.Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения.

Актуальность исследования заключается в том, что поз воляет расширить наши знания о оригами и геометрии, умение с помощью обычного листа решать геометрические задачи .

Цель исследования – освоить технику оригами и использовать в жизни.
Задачи:
- изучить историю оригами;
- ознакомиться с техникой оригами;
- научиться создавать изделия оригами;
- выявить связь оригами и геометрии;
- найти способы применения оригами в повседневной жизни.

- выяснить насколько ученикам нравятся занятия оригами, сделать выводы.
Объектом исследования является искусство оригами.
Предметом исследования является использование оригами в повседневной жизни.
Гипотеза : Занятие оригами развивает творчество, интеллект, учит труду.
Практическая значимость . Искусство оригами помогает создавать разные изделия и применять эти знания в учебе.

Методы исследования:

  • поиск материала
  • анализ анкетирования

Методы и приёмы:

  • исследовательский
  • информационно - познавательный
  1. История возникновения оригами и геометрии.

Официальной датой “появления” бумаги в Китае считается 105 г. до н.э. А в 610 году японцы уже производят собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникла в 1870году.

В древности, в Китае бумагу использовали в религиозных обрядах. Не случайно первые оригами появляются в храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении коробочек санбо , которые наполняли кусочками рыбы и овощей, для жертвоприношения богам. Это искусство в Японии стало традицией, которая передавалась из поколения в поколение, в основном по женской линии . Первым японским изданием по оригами считается книга “Сенбадзуру ориката” (1797г., “как сложить тысячу журавлей”). Автором считается настоятель храма Рокан. Во второй половине XIX века оригами вышло за границы Японии. В России так получилось, что большинство взрослых оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Оригами распространяется среди преподавателей и рассматривается как прием обучения и развития учащихся. Самые крупные центры оригами в России находятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Геометрия в первоначальном своем значении понималась как наука о фигурах, о взаимном расположении и размерах их частей, а также о преобразованиях фигур. История геометрии теряется в глубокой древности, но колыбелью ее, несомненно, является Восток. Геометрические сведения и факты в основном сводились к правилам о вычислении площадей и объемов, и надо полагать, что эти правила носили больше эмпирический, чем логический характер. В VII в. до н. э. геометрические сведения были, по мнению греческих историков, перенесены из Египта и Вавилонии в Грецию. Греческие философы стали знакомиться с египетской и вавилонской мудростью. С этого времени начинается период развития геометрии – период систематического изложения геометрии как науки, где все предложения доказывались. Само название "оригами" происходит от двух японских слов "ори" и "ками" и в буквальном переводе означает "сложенная бумага". И это не случайно, так как сгибание является простейшей операцией с листком бумаги, которая не требует от человека никаких навыков, кроме воображения и, как не странно, эта простейшая операция порождает своеобразную геометрию, не менее богатую, чем геометрия циркуля и линейки. Сначала кажется, что возможности перегибания включают в себя всю геометрию одной линейки, однако это ошибка. В некоторых случаях складки таят в себе также возможности циркуля, хотя и не позволяют проводить непосредственно дуги окружности. И чем дальше погружаешься в эту необычную геометрию, тем все больше приходишь в восхищение от разнообразия забавных и серьезных задач, которые удается решить. С помощью оригами есть возможность показать, что математика не сухая наука, а красота и гармония.

  1. Оригами - это математика?

В наше время в Японии, США и других развитых странах обучение геометрии при помощи оригами практикуется во многих школах. Если в прошлом математика применялась в довольно ограниченном числе областей жизни человека, будучи, следовательно, необходимой сравнительно небольшому числу специалистов, то в современную эпоху математика проникла во все те области, в которых практикуется рациональное мышление, и этот процесс, находящийся в постоянном развитии, требует соответствующей математической подготовки.

Простые базовые формы

Треугольник

Книга

Дверь

Воздушный змей

Средние базовые формы

Блин

Рыба

Двойной треугольник

Двойной квадрат

Видя эти формы понимаешь, что на занятиях по математике при помощи оригами можно повторить следующие понятия:

– горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

– сложи квадрат разными способами, покажи смежные стороны, диагональ;

– квадраты;

– все виды треугольников.

На первом этапе в ходе изучения геометрии с использованием оригами знакомимся с основными геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырехугольник), понятиями (сторона угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры), их свойствами и учимся основам техники оригами. На втором этапе развиваем систему знаний, умений и навыков, приобретенных на начальной стадии обучения. Работе по схемам, процессу складывания плоскостных фигур. Эта деятельность направлена на развитие восприятия, которое связано с различными операциями мышления. На этой ступени важно уделить внимание ознакомлению с орнаментами, которые очень красивы по своей форме. Складывая их в различных комбинациях, можно получить многогранники. При этом развивается пространственное воображение, что способствует успешному усвоению стереометрии в старших классах. Важность этой ступени состоит в том, что здесь особое место занимает метод решения задач на построение без помощи циркуля и линейки. Особая ценность этого метода в том, что он позволяет построить правильные многоугольники, построение которых с помощью циркуля и линейки затруднительно, а в некоторых случаях невозможно. Таким образом, навыки, накопленные во время обучения на первом и втором этапах, позволят нам успешно обучаться на третьем этапе.

На третьей этапе изучения геометрии с использованием оригами ведется целенаправленная работа по формированию содержательного логико-математического мышления. Большое значение для развития воображения играет изготовление геометрических фигур, в которых прослеживается определенная закономерность расположения модулей, наглядное восприятие которых помогает понять эту особенность и справиться с геометрическими задачами. Сюда входят построения правильных, полуправильных и неправильных многогранников, их сечения, нахождение площадей боковых поверхностей и объемов геометрических тел.

  1. Модульное оригами.

Модульное оригами - техника складывания оригами , которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги . Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила упругости не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой. Модульное оригами вошло в моду в последние 20 лет. Оригами является поистине универсальным конструктором, поскольку из всего одной детали (листа или квадрата бумаги) можно сделать что угодно. Отдельная бумажная деталь называется в этом случае модулем (от латинского слова modulus – такт, ритм, мера, модуль). Модули могут быть одинаковыми и составлять вместе орнамент, звезду, правильный многогранник. Разные модули обычно используются для составления сложных конструкций. В этом случае говорят о гетеромодульном оригами.

Сегодня существует множество игрушек-трансформеров и мозаичных картинок, все творчество работы с которыми заключается в механическом соединении готовых элементов. Такие игры собираются, раз и навсегда, а сам ребенок не участвует в их разработке и изготовлении. Игра, которую ребенок сделает сам, окажет, несомненно, большее воспитательное и эстетическое воздействие, чем любая купленная в магазине.

Модульное оригами это вид объемного оригами. Готовятся одинаковые модули, которые затем вкладываются один в один. Клей не используется.

Схема:

Вывод:

По схеме видно, какие геометрические фигуры и понятия мы будем применять: прямоугольник, равнобедренный треугольник, высота, биссектриса, параллельные прямые, сгибание под углом 45 0 .

Также из модулей можно сделать любые мотивы – малые и большие формы. Модули вкладываются друг в друга без клея. В зависимости от того, как их соединять между собой и какие размеры модулей использовать, можно получить ту или иную конструкцию.

  1. Решение задач с помощью оригами.

Рассмотрим примеры задач, решаемых методами оригами. Как правило, они проще и нагляднее, а относительная простота помогает убедиться в правильности классических утверждений, теорем и побуждает к дальнейшим исследованиям. Сколько любопытных тайн кроется в обычном листочке бумаги, который всегда под рукой! Например, при изучении темы «Замечательные точки треугольника», учащиеся убеждаются в том, что каждая тройка биссектрис, медиан, высот, серединных перпендикуляров треугольника пересекаются в одной точке, а потом свои убеждения пробуют подтвердить математически. Возможности перегибания листа бумаги велики, что обеспечивает решить большое разнообразие задач.

При решении задач с помощью методов оригами роль прямых играют края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании, а роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов.

Любая оригамская задача состоит:

1. Из постановки задачи.

2. Из оригамского решения, проверки или способа построения.

3. Из математического обоснования, то есть доказательства того, что в результате действительно получается фигура с требуемыми свойствами.

Для примера решим несложную задачу.

Задача. Методом оригами разделить один из углов квадрата на три равных угла.

При решении данной задачи методом оригами необходимо знание некоторых условных обозначений, принятых в оригами. Они приводятся в следующей таблице:

Линия сгиба "долиной" , "на себя"

Стрелка сгиба "долиной" , "на себя"

Совместить отмеченные точки

Согнуть и разогнуть

Оригамское решение

  1. Наметьте сгиб, делящий верхнюю сторону квадрата пополам.
  2. Совместите вершину правого нижнего угла квадрата с некоторой точкой намеченной линии сгиба.
  3. Перегните левую верхнюю часть фигурки и вернитесь в исходное положение квадрата.
  4. Проверьте результат. Вершина левого нижнего угла квадрата линиями сгиба разделена на три равных угла.

Математическое обоснование

Используя чертеж рис. 5, можно записать: ВАС – равносторонний, значит АВС=60 0 .

ОВА=90 0 -60 0 =30 0 , ABN=30 0 , ОВА= ABN= NBC=30 0 .

Итак, данным методом мы разделили угол квадрата на три равные части. Продолжением данной задачи является задача построения равностороннего треугольника в квадрате.

Деление листа бумаги на 5 частей.

Деление стороны квадрата на четыре равные части. Для этого достаточно их поделить пополам, а затем, каждую из половинок снова пополам. Именно так происходит, когда мы складываем базовую форму дверь.

К ак легко догадаться, деление квадрата на пять частей с помощью складывания представляет собой гораздо более сложную задачу. Ее решение изображено на рисунке. Попробуйте сами доказать, что таким образом мы действительно разделим квадрат именно на пять частей.

Заключение.

Работая над данной темой я выделила наиболее существенные моменты. Оригами как основа различных направлений искусства является наиболее логичной и гармоничной формой изучения геометрии. Логика здесь выступает как средство подтверждения наглядности и практической значимости. Выполняя геометрические фигуры в технике оригами, знакомятся с новыми геометрическими понятиями, основными определениями и наглядно изучают закономерности поведения двухмерной плоскости в трехмерном пространстве. Правильно гласит великая китайская мудрость: я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю. В голове удерживаются только те знания, которые применяются на практике.

Для изготовления изделий из бумаги могут применяться разные техники – такое занятие не надоест и не покажется скучным.

Собственноручное изготовление бумажных изделий – отличный способ самовыражения, доступный всем. Такое хобби хорошо развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, усидчивость и аккуратность.

Темп современной жизни очень велик: одни дела в течение дня стремительно сменяются другими. И в повседневной суете очень важно находить время для любимых занятий. Изготовление изделий из бумаги – это творчество, возможность выразить себя в великолепных работах, обрести душевную гармонию

Моя работа актуальна, предрасполагает воспитанию позитивных качеств личности, а также способствует общению людей, объединенных решением поставленных задач.

Список используемой литературы.

1. О. В. Весновская Оригами: орнаменты, кусудамы, многогранники. -Чеб.: изд. «Руссика», 2003г., 52с.

2. В. А. Гусев Методика обучения геометрии. - М.: изд. «Академия», 2004г, 376с.

3. //Нужна ли школе 21-го века Геометрия? (И. Ф. Шарыгин) Математическое

Просвещение. №3, вып. 8.-М.: МННМО, 2004 -264с., С37-52.

4. В. В. Нуркова и Н. Б. Березанская Психология. -М.: изд. «Юрайт», 2004г., 498с.

5. С. Н. Белим Задачи по геометрии, решаемые методами оригами. – М.: изд. «Аким», 1998г., 66с.

6. Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения. - Журнал «Начальная школа» №4, 2000г.

7. Глейзер Г.Д. Каким быть школьному курсу геометрии / Г.Д. Глейзер // Математика в школе. – 1991. - №1. - С. 68 – 71

8. Бескин Н.М. Методика геометрии с приложением главы «Методика преподавания наглядной геометрии А.М. Астряба» / Н.М. Бескин. – М.: Учпедгиз, 1947. - 274с.

9. http://www.trozo.ru/archives/34530#more-34530

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Анкетирование.

1. Ты знаешь, что такое оригами?

2. Ты пробовал заниматься оригами?

____________________________________________________________________

3. Ты знаешь, что такое модульное оригами?

____________________________________________________________________

4. Ты знал, что можно с помощью оригами решить геометрические задачи?

____________________________________________________________________

Результаты анкетирования.

Я провела анкетирование среди учащихся 5-11 классов МБОУ»Боцинская СОШ». По результатам анкетирования можно сказать следующее: у всех учащихся есть представление, что такое оригами, но не все знают, что такое модульное оригами. Многие пробовали заниматься оригами, но не у всех получалось. 25 учащихся не знали, что с помощью оригами можно решить геометрические задачи. Мой проект всем понравился, всех он заинтересовал. Теперь нам задачки по геометрии по силам!

РОСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТО УЧАЩИХСЯ

Творческо-исследовательская работа по теме:
«Использование оригами в жизни человека»

Выполнила: ученица 6 класса
Барташевич Анастасия
Руководитель: учитель математики
Барташевич Людмила Юрьевна,

Ростовка 2010 г.

Содержание
стр.
1.Введение……………………………………………………………………3-4
2.Оригами-искусство складывания бумаги…………………………….5-6
3.История оригами…………………………………………………………7-9
4.Азбука оригами……………………………………………………………10-12
5.Основные приемы складывания……………………………………….13-16
6.Бумага………………………..……………………………………………..17-19
7.Изделия в технике оригами……………………………………………...20-21
8.Оригами и основные геометрические понятия……………………….22
9.Заключение………………………………………………………………...23-24
Использованная литература………………………………………………25

Японская мудрость издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечет интересное дело.
А. Е. Гайдаенко
1.Введение.
Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами буквально означает «бумажные поделки». Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы, хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги.
Первый раз я его услышала в 4 классе. Мне казалось, что фигурки рождаются прямо в руках учителя, при помощи каких-то магических действий, и мы просили еще и еще раз показать нам, как происходит чудо, пока мы сами не превратились в маленьких волшебников, влюбленных в бумажный лист. Все мы складывали яхты, самолеты и двухтрубные кораблики, позже с огромным удовольствием учились складывать хлопушки, водяные бомбочки, пилотки, шапочки с козырьком и тюльпаны. На этом наше знакомство с оригами, как правило, заканчивалось.
Поэтому мне захотелось узнать об этом интересном увлекательном и полезном искусстве на тему «Оригами в жизни человека».

Актуальность.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.
Ручной художественный труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил. Это и есть основная актуальность данной темы.
Цель исследования – освоить технику оригами и использовать в жизни.
Задачи:
- изучить историю оригами;
- ознакомление с техникой оригами;
- научиться создавать изделия оригами;
- выявить связь оригами и геометрии;
- найти способы применения оригами в повседневной жизни.
Объектом исследования является искусство оригами.
Предметом нашего исследования является использование оригами в повседневной жизни.
Гипотеза. Занятие оригами развивает творчество, интеллект, учит труду.
Практическая значимость. Искусство оригами помогает создавать разные изделия и применять эти знания в учебе.

2. Оригами – искусство складывания бумаги.
Многие удивляются, услышав слово «оригами». «А что это такое?» - спрашивают они. Между тем каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из квадратного листа бумаги- кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».
Понятие «оригами» пришло из японского языка. Сами японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а кама – «бумага». Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа.
Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей.
Сейчас первоначальный философский смысл этой игрушки забылся. Кроме традиционных поделок из квадрата, изобрели множество других способов создания бумажных фигур. Это могут быть модели, сложенные из правильного треугольника и половинки квадрата, оторванной по вертикали или диагонали, или даже из пяти-, шести-, восьмиугольников. Последняя «мода» - складывать оригами из листа обычной писчей бумаги стандартного формата.
Еще делают модели, сплетенные из бесконечной ленты - тут уж оригами переходит в макраме. Совсем отошел от традиционного «оригами» также способ делать модели из множества одинаковых деталей (модулей). Так, из нескольких квадратов можно сделать красивый браслет или даже диадему.
В наше время оригами перестало быть только игрушкой. Этим искусством заинтересовались ученые и конструкторы. Проходят научные симпозиумы по оригами. Уже создаются сложнейшие технические конструкции - бумажные модели…
Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги.
3.История оригами
Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.
Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Первоначально бумажные фигурки и поделки оставались лишь предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или иных праздничных мероприятиях и традиционных обрядах. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца. Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек мог развернуть его, не испортив.
К началу XIV в. мода на оригами настолько захватила жителей стран Востока, что практически каждая зажиточная семья имела своего учителя-оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности. Любое образование теперь было немыслимым без знаний и владения техникой оригами.
Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально осталась родиной этого искусства. Именно здесь и были изобретены все классические модели бумажных фигурок, поделок, которые используются по всему миру и по сей день.
На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».
Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".
Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акира Йошизавы. Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Все свои знания и опыт он зафиксировал и отразил в точных чертежах, разработав условные знаки оригами.
Хорошо известна трагическая история японской девочки из Хиросимы, которая после атомной бомбардировки осталась сиротой, обреченной на умирание от лучевой болезни. В больничной палате девочка делала бумажных журавликов. В Стране восходящего солнца существует предание: если сложишь тысячу, то исполнится любое задуманное желание. Ведь птица эта обладает бессмертием. В японских домах не редкость увидеть огромные гирлянды разноцветных журавликов. Садако сложила 644 журавлика. До тысячи оставалось еще много. И узнав об этом, дети стали присылать в Японию бумажных птиц со всех континентов. В них - знак сострадания и милосердия…
К традиционным в настоящее время добавились и модульные оригами. Модуль – это часть, деталь, элемент фигуры. Этот вид оригами подобен сборке, когда объединяется множество одинаковых модулей, образующих ту или иную бумажную конструкцию. В целом, этот вид оригами напоминает детские кубики, из которых можно строить замки, дворцы, машины и другие вещи. Многогранные же заготовки в виде кубов, шаров, коробок и иных мелких одинаковых частей из бумаги мастера-оригамисты соединяют в определенной последовательности. Чаще всего данным способом выполняют больших размеров конструкции (замки или дворцы), а также сложные фигуры животных, цветов и иных растений, птиц, рыб. Чем опытнее оригамист, тем сложнее фигура. Модульное оригами часто используется мастерами, так как позволяет из различных геометрических частей создавать сложнейшие оригамные конструкции. Однако для занятий модульным оригами важно, чтобы мастер умел производить очень непростые геометрические расчеты. Иначе поделка будет иметь неприглядный покоробленный или вывернутый вид.

4.Азбука оригами
В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике. Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную "азбуку" оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель. Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине XX века известным японским мастером Акирой Йошизавой. В последние десятилетия к этим знакам добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначений следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит "изобретать велосипед" и пытаться записывать схемы складывания как-то по-своему. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки.
4.1. Линии и стрелки

Линия складки “долиной”, “на себя”

Стрелка складки “долиной”, “на себя”

Линия складки “горой”, “от себя”

Стрелка складки “горой”, “от себя”

Перегнуть на себя - согнуть и разогнуть, сделав складку “долиной”

Получившаяся в результате перегиба линия

Невидимая или воображаемая линия

4.2. Уточняющие знаки
Изображение Обозначение Пример

Совместить указанные точки

Раздвинуть бумажные слои
Равнозначные углы; равнозначные отрезки, прямой угол
(90 гр.)

4.3. Операции с фигурой
Изображение Обозначение Пример

Повернуть фигуру на 180 гр.

Перевернуть фигуру другой стороной
4.4. Комбинированные операции
Изображение Обозначение Пример

Складка “гармошкой”

Проделать указанную операцию несколько раз

Свернуть

Сложить несколько раз

Достать, открыть, вывернуть, развернуть

Нажать, затолкнуть
4.5. Знаки оформления
Изображение Обозначение

Номер операции
Стороны бумаги: цветная и нет

Увеличение масштабирования
4.6. Другие знаки
Изображение Обозначение

Линия для разреза

Дунуть, надуть

5.Основные приемы складывания
1. Вывернутые складки
а) Внутреняя вывернутая складка: б) Внешнняя вывернутая складка

2. Складки “гармошкой” : а) Внутрение складки “гармошкой”

Б) Внешнняя складка “гармошкой”

3. Расплющивание

4.Лепестки

5. Заячье ухо:
а) Одинарное заячье ухо: б) Двойное заячье ухо:

6. Утапливание

7. Головы птиц

Вот такими вот приёмами должен владеть каждый любитель искусства оригами. Если мы всё усвоили, то можем смело двигаться дальше. После первого шага, знакомства со знаками и обозначениями в оригами, пора сделать второй, ещё немножечко приближающий нас к этому удивительному искусству. Теперь нам нужно освоить базовые схемы оригами - часто используемые несложные формы, на которых базируются настоящие вершины произведения искусства оригами. И действительно, зачем засорять каждую вторую схему, если можно изучить основные формы и дать указание “начинаем с формы “квадрат”", вместо многократного повторения схемы этого самого квадрата. Это и время сэкономит, и схему понятнее сделает. Базовые фигуры, формы, складки - это основные фигуры, на основании которых строятся сложные. Итак, базовые формы оригами:
1.Совсем простые треугольник и прямоугольник:

2. Блин или блинчик: 3. Водяная бомбочка

4, 5. Бумажный змей (воздушный змей), плавно переходящий в ромб
Змей: Ромб:

6,7. Рыбное ассорти: рыба-1 и рыба-2:
Рыба-1: Рыба-2:

:8. Квадрат, он же двойной квадрат:

9, 10. Птица-1 и птица-2:
Птица-1: Птица-2:

11, 12. Лягушка-1 и лягушка-2:
Лягушка-1: Лягушка-2:

13. Дверь:

14, 15. Катамаран, вертушка:
Катамаран: Вертушка:

16, 17. Узор и стол:
Узор: Стол:

Вот такие вот базовые фигуры в искусстве оригами. Разумеется, от трактовки к трактовке могут варьироваться названия, этапы получения, но суть остаётся нерушимой: это основные складки, на которых базируются все сложные фигуры.
6. Бумага

Слово “оригами” переводится с японского как “сложенная бумага”. Новички, которые впервые сталкиваются с этим искусством, обычно придают больше значения первой составляющей этого слова. Увлекаясь самим процессом складывания, они забывают о том, что для достижения художественного эффекта необходимо для каждой работы подобрать наиболее подходящую для нее бумагу. Это может быть и полупрозрачная калька, и толстый картон. Все зависит от поставленных задач. В Японии существуют десятки разновидностей бумаги, каждая из которых имеет свое название. В качестве примеров можно привести лишь некоторые из них:
Данси - так называемая “песчано-древесная” бумага, которую начали производить еще в период Нара (710-794) и производят до сих пор для упаковки ценных подарков.
Козо - толстая белая бумага, на которой придворные дамы периода Хейан (794-1192) предпочитали записывать стихи.
Фудагами - не смачиваемая водой бумага с добавлением танинов для изготовления этикеток, прикрепляемых к ткани
Фусумагами - бумага для изготовления раздвижных панелей “фусума”
Газенси - бумага для каллиграфии и рисунков тушью, которую импортировали из Китая в период Эдо (1603-1867).
Хакуаиси - бумага для упаковки с золотой и серебряной фольгой.
Хакуучиси - бумага с добавлением крошечных кусочков серебряной и золотой фольги.
Ханси - тонкая легкая и недорогая бумага для различных целей
Ходомураси - бумага, производящаяся в провинции Точиги.
Хососи - бумага, на которой в период Эдо (1603-1867) чиновники записывали устные приказания сёгунов, придавая им статус законов.
Хосокаваси - производимая в провинции Огава прочная бумага для счетов, записей и т.п.
Каиси - бумага, которую используют в чайной церемонии для вытирания пальцев. Обычно ее засовывают под пояс кимоно
Караками - буквально “китайская бумага” - импортировавшаяся из Китая
Камико - “бумажная одежда” - бумага для изготовления одежды
Кинси Гинси Йоси - бумага, которую режут на ленты, затем сворачивают в веревки, золотят и серебрят (кин - “золото”, гин - “серебро”).
Кумогами - бумага с “облачным” рисунком
Мичинокугами - буквально “бумага с севера Японии”, использовалась во время периода Хейан (794-1192) в церемониальных целях
Минатогами - вид обоев, использующихся исключительно в чайных домиках
Миногами - один из наиболее древних видов бумаги, происхождение которого датируется 702 годом.
Рамонси - бумага с добавлением шелковых волокон, расположение которых делает ее похожей на ткань “рамон”.
Сенси - рисовая бумага для рисования.
Соджигами - бумага для изготовления ширм и раздвижных дверей.
Сугихараси - бумага, которую в средние века самураи и священники использовали в качестве подарков.
Сукуси - бумага, которую производят из макулатуры.
Тенгуджоси - бумага для литографий.
Ториноко - буквально “цыпленок” - неотбеленная бумага с желтоватым оттенком.
Удагами - бумага с добавлением глины.
Йосиногами - бумага для фильтрования лака.
Некоторые страны (например, США, Италия, Корея и Япония) уже производят специальные наборы бумаги для складывания. Вложенная в них бумага часто отличается не только по палитре цветов, но и по нанесенному на нее орнаменту. В качестве примера можно привести серию “Harmony”, которая включает квадраты с разнообразным геометрическим рисунком. Отдельно следует упомянуть бумагу, по-разному окрашенную с двух сторон - “Double Color”. Для мокрого складывания подойдет бумага Craft и Awayuki. Бумага для складывания с нанесенными на нее традиционными японскими орнаментами составляет серию “Chiyogami”.
Не следует, однако, думать, что имеющиеся в продаже наборы идеально подходят для любой фигурки. В крупных городах нашей страны бумагу, оптимально подходящую для складывания конкретной работы в технике оригами, можно найти в магазинах которые торгуют материалами для художественного творчества.

7. Изделия в технике оригами.
Создавая разнообразные и сложные изделия из бумаги, мы делаем свои произведения частью повседневной жизни.
Как приятно получать подарки! Но не менее приятно их дарить. Подарок, изготовленный своими руками, а не купленный в магазине, - это нечто уникальное, оригинальное и особенно приятное. Благодаря искусству оригами мы можем подарить младшим сестренкам и братишкам забавные игрушки. Что бы мы не приготовили, наши родные и любимые будут приятно удивлены. Широкое известность в наши дни приобрело такое направление в оригами, как упаковка подарков. Ведь красиво упакованный подарок – это не просто подношение, это знак уважения и любви к одариваемому. А к чему тратить множество фраз на то, что прекрасно можно выразить без слов? Правильная упаковка расскажет о ваших чувствах!
Коробочки для упаковки. Коробочка может быть обычной квадратной, в форме звездочки, в форме спичечного коробка, необычной формы, санбо, дзунако - видов коробочек может быть бесчисленное множество... Небольшой подарок можно положить в красиво оформленную коробочку, а подарок покрупнее - можно украсить розочкой или звездочкой из бумаги. Искусство оригами - прекрасный способ сделать новогодний подарок необычным и интересным.
Цветы в нашей жизни занимают очень большое место. Их мы дарим любимым в дни праздников. Ими же украшаем свои квартиры, наряды, и подарки для близких. Цветы из бумаги можно сделать как объемными, так и плоскими. Объемные цветы можно поставить в любую декоративную или бумажную вазу. Плоские цветы используют в основном для изготовления панно, украшения подарочных коробок.
Салфетки - искусство оригами можно использовать и в сервировке стола, чтобы празднично разложить салфетки.
Наш быт и отдых теперь сложно представить без продуктов искусства оригами. Оно еще помогает в оформлении холлов и залов, стендов для выставок, экспозиций и др.

8. Оригами и основные геометрические понятия

Оригаметрия - это сочетание оригами и геометрии, которое несет в себе оригинальность другого подхода к геометрическим задачам.
В оригаметрии считается: а) роль прямых будут играть края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании; б) роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов. В настоящее время математическое образование является основным для людей многих профессий. Искусство оригами подходит для изучения геометрического материала. Еще в 19 веке немецкий педагог Ф.Фебель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами.
Оригами можно использовать на занятиях по математике в таких заданиях, как: а) найти горизонтальные, вертикальные, наклонные линии; б) найти все квадраты; в) найти все треугольники; г) дать название изображениям; в) складывание квадрата, смежные стороны, диагональ.

9.Заключение
Так для чего же нужно оригами???
Оригами прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость. Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Красивые и выразительные маски широко продаются как настенные украшения. Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Муниципалитеты платят за оформление городских праздников, шоу и карнавалов. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.
Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.
Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.
Оригами:
- учит различным приемам работы с бумагой;
- развивает способность работать руками;
- учит концентрации;
- знакомит с основными геометрическими понятиями;
- развивает пространственное воображение, художественный вкус и творческие способности.
Процесс оригами трудоемкий и сложный. Но именно поэтому он способен отвлечь от повседневных забот и уныния и перенести в страну Творчества, в которой не существует никаких ограничений.
Лично для меня оригами стало новым увлечением, которое поглотило меня с головой!!! Сейчас я уже освоила азбуку оригами и теперь перешла к более сложным композициям…

Использованная литература
1. Н. Г. Юрина. По книге “Я познаю мир”
2. http://www.origami.ru
3. Выгонов В.В.Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушек: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
4. Выгонов В.В.Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушек: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2003.
5. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели.-М.: Айрис-пресс, 2003.
6. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи.-М.: Айрис-пресс, 2004.
7. Щеглов О. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис» М.: Издательский Дом «Рипол Классик», 2007.

Популярное