» »

Проект «История пуговицы. История пуговицы Кто ввел в обиход использование пуговиц

19.04.2024

Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Кто именно изобрел пуговицу, неизвестно: одни ученые склоняются к тому, что это были греки или римляне, другие - что пуговица пришла из Азии. Делались они преимущественно из слоновой кости.

Широкое распространение пуговицы получили только в XIII веке. И почти до XVIII века были признаком богатства и знатного происхождения: короли и аристократия могли позволить себе заказать пуговицы из золота и серебра. В начале XVIII века пуговицы стали делать из металла и меди, но почти до конца XIX века пуговицы были настолько дорогим товаром, что их перешивали с одной одежды на другую.

В России пуговицы известны с VI века, но не всегда их использовали для застежки. Большие пуговицы-обереги, полые, с каким-нибудь камешком внутри, чтобы звенели как бубенцы, могли и просто пришить к одежде - вовсе без петли, и эта роль пуговицы до поры до времени считалась в нашей стране основной. А когда такие обереги вышли из употребления, Россия стала равняться на Европу - во всем, в том числе и в пуговичной моде.

Покажи мне свою пуговицу и я скажу, кто ты

Покажи мне свои пуговицы, и я скажу тебе, кто ты - так можно было бы перефразировать известную пословицу. Эта, казалось бы, самая прозаичная деталь костюма скажет посвященному о его хозяине не меньше, чем обувь, часы или сумка Так было не только в Средневековье, когда европейцы научились наконец шить и носить одежду, скроенную по фигуре, и без пуговиц они больше не могли обойтись. Эти маленькие кругляши с дырочками были важным опознавательным знаком и в эпоху Возрождения, когда наряд дамы могли украшать больше сотни мелких пуговок из металла, камня или стекла, и они выглядели как бусы.

По этим, как теперь сказали бы, аксессуарам можно было оценить не только вкус хозяйки, ее происхождение и место жительства, но и размер кошелька ее спутника жизни. А уж о чиновнике или военном, на чей мундир были нашиты литые пуговицы с гербами и символами рода войск, они могли сказать больше, чем раскопал бы иной агент, засланный в тыл врага. «Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству», - сказал гоголевский Нос коллежскому асессору Ковалеву , отвернулся от него и продолжал молиться. Сказал - как отрезал, а были бы у того другие пуговицы - и разговор был бы другой. Регламент был строг до абсурда: в допетровской России, например, каждый вид платья предполагал конкретное число пуговиц. Если к кафтану следовало пришить 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц, то к шубе-8, 11, 13, 14, 15 или 16. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тегиляе - стеганом кафтане с коротким рукавом, который носили и ратники, и цари. У Ивана IV (Грозного) на одном таком кафтане было 48 золотых пуговиц, на другом - 68. А иначе кто бы узнал в нем царя.
Сегодня регламента на этот счет не существует - есть только правила приличия. Мы знаем, какие пуговицы должны быть на платье в стиле сафари, а какие - на костюме Chanel. И сколько совершенно бесполезных пуговичек должно быть на обшлаге рукава мужского костюма, тоже ни для кого не секрет, как и то, сколько функциональных пуговиц на этом пиджаке должно быть застегнуто. И знаменитые металлические пуговицы для альпийских курток из шерстяного лодена - известно, что хотя бы половину из них должны украшать эдельвейсы, даже если они будут только на одной из них - не беда.

От мозаики до пластмассы

Все прогрессивные идеи и новые технологии находили свое отражение в пуговичном деле. В XVI веке появились венецианские пуговицы, сделанные по технологии cracle glass , когда стеклянная раскаленная пуговица резко погружалась в холодную воду, а образовавшиеся трещинки снова заливались стеклом, и свет преломлялся в них, как в драгоценных камнях. На сто лет позже во Флоренции стали носить мозаичные dura mosaic, собранные на золотом или серебряном каркасе из крохотных кусочков камня или стекла. И примерно тогда же мастера стали подкладывать под стекло цветную фольгу -такие пуговицы назывались rhinestones.

Расцвета пуговичное искусство достигло в XVIII веке, когда появились эмалевые застежки в виде миниатюр, копирующих работы Буше и Ватто. В частности, пуговички plique-a-jour - их делали, наплавляя стекло и фарфор на сетку из проволоки, медной или золотой, а потом расписывали. Подобие венецианских cracle glass существовало в Поднебесной задолго до венецианцев. И уже в XV веке возникла японская фарфоровая школа Сатсума, чьи мастера к XVIII столетию стали расписывать пуговицы пейзажами и цветочными букетами.

Причем только на экспорт: кимоно подвязывали висящими на шнурках нэцке. А из фарфора делали еще в конце XVIII века китайские трафаретные пуговицы china stencils - черно-белые, голубые и темно-зеленые. Их сохранилось несколько десятков, и секрет росписи этого раритета, напоминающего мотивы модерна, до сих пор не открыт. Это, впрочем, не помешало в 1930-х годах, после изобретения пластмассы, повторить трафаретные пуговицы в новом материале, позволив наслаждаться их красотой миллионам. С тех пор ничего нового в пуговичном жанре не придумано. Значит, нет в том особой нужды: человечество так много в этой области уже изобрело, что на наш век точно хватит.

Пуговицам всегда есть что рассказать об ушедших временах, которые не властны над ними. Хорошо сохранившиеся пуговицы находят и в старинных сундуках, и в археологических раскопах, и в отвалах плуга. По ним удаётся восстановить не только моду, вкус и статус их владельцев, но и понять эволюцию аксессуаров одежды и изучить, как развивалась технология материалов…"Вы можете стать архангелом, дураком или преступником, и никто не заметит этого. Но если у Вас отсутствует пуговица - каждый обратит на это внимание." (Э.М. Ремарк)

ОТ РЕКИ ИНД ДО ИЛЬМЕНЬ-ОЗЕРА

Чтобы удобнее было носить на себе ткань, шкуру или кожу, древние люди ис-пользовали колючки, мелкие палочки или косточки животных. Находки археологов показывают, что в III веке до н. э. жители долины Инда уже пользовались каменны-ми пуговицами с двумя дырками.

Пуговицы долины Инд

В скифских захоронениях находят одежды, украшенные полусотней пуговиц, грече-ские воины в IV веке до н. э. скрепляли хитоны пуговицами - они были надёжнее булавок. Интерес к ним вначале прояви-ли только мужчины, женщины же встрети-ли новшество в штыки, продолжая поль-зоваться булавками.Конусовидные и овальные, треугольные и квадратные, пирамидальные и в виде диска, шарообразные и в форме полусферы, античные пуговицы встречаются археологам повсюду.. Однако пуговица не стала необходимым атрибутом античного костюма.По достоинству ее оценили лишь в Средние века, когда стали возможны и вошли в моду костюмы, скроенные и сшитые точно по фигуре. Их нельзя было надеть, не распарывая, поэтому модникам и модницам приходилось ждать, пока ее зашьют прямо на фигуре перед выходом в свет, а потом так же долго освобождаться от «оков красоты».

Пуговицы на портрете Дожа Леонардо Лоредана. 1501 год. Джованни Беллини. Национальная Галерея, Лондон.

Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской, и мужчины проявили повышенный интерес к новым застежкам. Женщины же встретили появление пуговиц прохладно и продолжали пользоваться булавками.

Автор немецкой хроники 1367 года упоминал о том, что у щеголей в Богемии на костюме размещалось 500 и более пуговиц.На Руси пуговицы стали известны с IV века, однако чаще всего они использова-лись не в качестве застёжек, а как обере-ги.

Наиболее древние русские пуговицы X—XIII в.

Часто это были полые металлические кругляши с камешком внутри, чтобы зве-нели, как бубенцы. Их просто пришивали к одежде, без петли. На раскопках в Нов-городе найдена рубаха купца с пришитой к её вороту крупной плетёной пуговицей красного цвета, которая ничего не застё-гивала. Зная, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечи-стую силу, можно утверждать, что эта пу-говица служила оберегом.По представлениям наших предков, во-рот одежды - очень важная в мистиче-ском плане деталь: ведь самые уязвимые - незащищённые части тела: шея, лицо, руки. А значит, их надо было защищать от злых духов. Поэтому первые пуговицы по-мещались на воротнике и рукавах, укра-шались заговорёнными узорами, отпуги-вающими нечистую силу.

Весьма частыми археологическими на-ходками, например, являются «гирьки», украшавшие воротники древнерусских крестьянских рубах. На многих «гирьках» можно увидеть символы солнца - спи-раль или круг посередине. Оно и понят-но: солнечный цвет отгоняет, отпугивает силы мрака.Не отсюда ли название «пу-говица»? Кстати, есть и другое однокоренное слово, обозначающее тот же предмет, - пугалка. Оно до сих пор бытует в неко-торых диалектах севера России. Так же назывался и колокольчик, помещавшийся на воротнике кафтана. Однако есть и ещё одна версия происхождения слова «пуго-вица» - от церковно-славянского «пугва», то есть выпуклость, горбик.

И РАЗОРИТЬСЯ НЕДОЛГО!

Вплоть до XVIII века пуговицы настоль-ко ценились, что их перешивали с одной одежды на другую, передавали по на-следству. Не случайно, желая показать, ка-кой богатый наряд был у героини, скази-тель одной из русских былин акцентирует внимание на ценах: «надевала шубку со-болиную ценой три тысячи, а пуговки - в семь тысяч».

Пуговицы 17 - 18 век Серебро, перламутр; филигрань, позолота, зернь.

И действительно, яйце и гру-шевидные, в форме шара или шишки, че-канные или ажурные, с резьбой, эмалью, из стекла или с жемчугом пуговицы могли стоить в разы дороже шубы. Так ведь и ра-зориться недолго!

Пуговица с костюма Николая II .

И в Европе пуговицы ценились очень высоко. В летописи XV века упоминаются, к примеру, четыре плаща одного вельмо-жи, казнённого герцогом миланским, пе-реданные его вдове. Ценными были не столько сами плащи, сколько золотые пу-говицы на них, числом до 126. А в англий-ском архиве сохранился счёт 1757 года об оплате герцогом Бедфордом мундира с сотней пуговиц, за который он заплатил пять фунтов. На эти деньги квалифициро-ванный ремесленник мог жить с семьёй целый месяц.

Пуговицы 17 - 18 век Серебро; филигрань, зернь, эмаль.

В Новом Свете первые пуговицы появи-лись в 1706 году. Спустя полвека в штате Коннектикут было начато производство деревянных пуговиц. В 1770 году братья Гриль стали выпускать пуговицы с прово-лочными «ушками» из смеси олова с ме-дью или свинцом. Но в 1774 году кон-гресс штата Массачусетс принял указ о производстве пуговиц только деревянных или из папье-маше, чтобы сократить экс-порт металла из Старого Света.

Пуговица. Эмаль, искусственные бриллианты, медь. 1820-35

ИННОВАЦИИ-ПУГОВИЦАМ!

В XVI веке в Венеции появились пугови-цы, сделанные по технологии cracleglass, - это была революция в пуговичном деле! Стеклянная раскалённая пуговица быстро погружалась в холодную воду. Образовавшиеся при этом трещины снова заливали стеклом, и свет преломлялся в них, как в драгоценных камнях.Через 100 лет во Флоренции вошли в моду мозаичные пуговицы, собранные на золотом или серебряном каркасе из крошечных кусочков камней или стекла. Затем мастера стали подкладывать под стекло цветную фольгу. Пуговичное искусство достигло расцвета в XVIII веке, когда появились эмалевые застёжки в виде миниатюр, копирующих работы художников Буше и Ватто.

Пуговицы "Женские головки" Золото, эмаль, роспись 18 век

Однако, как оказалось, Европа лишь повторила открытия азиатских мастеров.Ещё в XV веке в Японии существовала фарфоровая школа Сатсума, мастера которой расписывали пуговицы пейзажами и цветочными букетами. А технология, по-добная cracleglass, была известна в Китае, задолго до венецианцев.

Пуговицы японской школы Сатсума

Известным поставщиком пейзажных пуговиц в европейские страны в XIX веке становится японская школа Satsuma. Еще в XV столетии князь Сатсума привез в Японию плененных им корейских мастеров по изготовлению фаянса и фарфора. Задолго до венецианцев корейцы овладели техникой cracle glass и изготавливали медальоны, глазурованные шпатом с сетью трещинок, находящихся внутри.

Что касается пуговиц, то японцы стали пользоваться ими гораздо позже, веками предпочитая им традиционные подвески-нэцкэ. Так что японские фабрики фарфоровые пуговицы делали только на экспорт. Классические позолоченные “сатсума” c мастерски исполненными пейзажами и букетами котируются и сегодня.

Китайские трафаретные пуговицы.

Не случайно в конце XVIII века в Евро-пе появились трафаретные пуговицы, сделанные по технологии китайских узоров - чёрно-белые, голубые и тёмно-зелёные. Их сохра-нилось всего несколько де-сятков. Но секрет росписи этих пуговиц, напоминаю-щих картины стиля модерн, до сих пор не раскрыт.По-сле изобретения пластмас-сы в тридцатых годах XX века удалось повторить в новом материале рисунок в стиле китайских узоров. С тех пор ничего особенно нового в пуговичном мире не придумано.

ПУГОВИЧНАЯ ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

В допетровской России каждый вид пла-тья предполагал конкретное число пуговиц. Например, к кафтану полагалось 3,8,10,12, 13 или 19 пуговиц, а на шубе следовало но-сить 8,11,13,14 или 15. На тегиляе - стё-ганом кафтане с короткими рукавами, в ко-торые облачались и цари, и воины, - было самое большое количество пуговиц. Так, на одном кафтане Ивана Грозного блистали 48 золотых пуговиц, на другом - 68.

При Николае I, который ввёл в обиход ведомственные пуговицы, почти все долж-ностные лица - от сторожа до государ-ственного канцлера - должны были носить мундиры определённого образца.Помни-те, как сказал гоголевский Нос коллежско-му асессору Ковалёву: «Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству...» Некоторые эмблемы, изображаемые на ведомственных пугови-цах того времени, сохранились и поныне. Например, дубовые ветки у лесничих или якорь на морских мундирах.

Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что были золотыми или серебряными. Солдатские же делались из меди, бронзы, олова или латуни. Известно, что с их помощью Пётр I, например, вос-питывал солдат и экономил государствен-ные рубли. Оказывается, он с умыслом из-дал указ, предписывающий пришивать пу-говицы на обшлагах мундиров с внешней стороны. Ведь эти пуговицы мешали сол-датам вытирать после еды рот рукавом. Так мудрый царь отучил солдатиков от дурной привычки, портившей сукно.

С годами материал, из которого делались пуговицы, удешевлялся. Во время Первой мировой войны Германия начала чеканить монеты вместо серебра из железа и цинка, Россия вместо медных денег стала выпускать бумажные. А пуговицы стали железными и оловянными.В начале 20 века с развитием химической промышленности золото и серебро, заменили сплавами, а стекло и фарфор заменили пластмассы. Если в 20-30-е годы 20 века пуговицы еще чеканились из бронзы и латуни, то после 50-х годов пуговицы стали делать только из алюминия.Сейчас можно сказать, что эпоха металлических пуговиц закончилась. Правда, некоторые страны (например, Швеция, Англия), заботящиеся о престиже своей армии, до сих пор продолжают печатать пуговицы из тяжелого металла. И все же большинство перешли на алюминий или пластмассу.

Интересно отметить, что по ГОСТу в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 грамм. В наши дни регламент на ношение пу-говиц существует в основном в армии и в силовых структурах. А у гражданских всё диктуют правила приличия и мода. Мы знаем, какие пуговицы должны быть на джинсах, платье в стиле «сафари» и сколько бесполезных пуговиц следует пришивать на обшлаге блейзера - муж-ского клубного пиджака. Известно также, сколько функциональных пуговиц долж-но быть расстёгнуто на костюме денди. А в остальном - что хотим, то и пришиваем. Однако вера в мистические спо-собности пуговицы была жива ещё в относительно недавнее время. Так, в одной из иностранных га-зет 1931 года сообщалось, что в Уфимской области чекистами аре-стован крестьянин, владевший «магической пуговицей, принадле-жавшей Николаю II».

Этот крестья-нин лечил царской пуговицей всех окрестных больных. По его словам, за неделю до убийства царя в Ека-теринбурге пуговица была переда-на ему родственником - красноар-мейцем, стоявшим в карауле дома Ипатьева. Лекарь уверял наивных башкир, что пуговица наделена чу-додейственной силой: чтобы вы-лечиться, достаточно лишь прило-жить её к больному месту.Самое удивительное, что многие больные действительно выздоравливали…

Некоторые факты из истории пуговиц

В 1798 году во время египетского похода Наполеона, солдаты его частенько возвращались с базара в расстёгнутых мундирах - они расплачивались пуговицами. Кто бы мог подумать, но оловянные пу-говицы сыграли и трагикомическую роль в истории наполеоновского нашествия в Россию. Известно, что зимой 1812 года французы очень страдали от русских мо-розов. Губительное воздействие холодов усугублялось ещё и тем, что одежда фран-цузских солдат буквально спадала с них из-за того, что оловянные пуговицы их мундиров на сильном морозе крошились. Дело в том, что при температуре ниже-15 градусов твёрдое олово переходит в по-рошкообразное состояние.

Оловянная пуговица войны 1812 г.

Тайна смерти шведского короля Карла XII. тоже связана с пуговицей. 30 ноября 1718 года Карл XII инспектировал инженерные работы возле осажденной норвежской крепости. Стараясь лучше рассмотреть стены неприступного сооружения, король до пояса высунулся из траншеи — и в этот момент раздался выстрел. Считается, что короля убили свои. Ходили слухи, что Карл заговорен от обычного оружия и убить его можно лишь чем-то, что принадлежало ему самому. Заговорщики залили свинцом круглую латунную пуговицу от королевского кафтана и использовали в качестве мушкетной пули.Эрцгерцог Франц-Фердинанд умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени.Французский король Франциск I заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма.В 19-м веке в США были популярны perfume buttons - парфюмерные пуговицы, или пуговицы для духов. Эти пуговицы зачастую изготавливали из меди и обтягивали бархатом. Поскольку духи на масляной основе могли запачкать платье, дамы наносили их на пуговицы.

Парфюмерная пуговица

Бархат впитывал духи, и аромат сохранялся надолго. С другой стороны, почему бы не наносить духи прямо на кожу? Но, вероятно, в платье с высоким воротником и длинными рукавами этот вариант не годился. С этими пуговицами связано множество романтичных историй. Так, во время Гражданской войны в США, южанки дарили их мужьям, уходившим на фронт. Те носили их в кармане или пришивали к мундирам.

Приметы связанные с пуговицами

Народная мудрость гласит, что если у мужчины не хватает пуговицы, он, в зависимости от своего положения, должен жениться или развестись.Если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание - оно обязательно исполнится.Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.

Пуговица в разных языках

Простые пуговицы, доведенные японскими мастерами до совершенства, подарили миру нэцке. Именно так звучит слово «пуговица» по-японски.





В переводе с английского пуговица (button) - нераспустившийся бутон. И действительно, наиболее древние известные пуговицы напоминают рисунком цветы, плоды или животных.Романская группа языков: французский bouton, итальянский bottone, испанский baton, португальский botao имеют общих предков со значением «шишечка, почка, бутон» или «пронзать, протыкать, протискивать».Германская группа языков: немецкий Knopf, голландский Кnоор, исландский Кnаppr, датский Кnор, ирландский Cnaipe имеют общих предков со значением «шишка, выпуклость, вершина».

В современном русском языке из этих языков осталось слово кнопка, обозначающее разновидность пуговицы.

Славянская группа языков: (русский пуговица, словенский poglica, латышский puoga и т.д.). По одним данным это слово восходит к древне-индийскому punjas «куча, ком, масса». По другим - к церковно-славянскому пугва (погва) «пуклость, выпуклость, горбок, холмик».Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила оберегом, защитой от злых сил.

Памятник пуговице в Монреале, Канада

Людей, коллекционирующих пуговицы, называют филобутонистами. Это увлечение считается абсолютно самостоятельным направлением в коллекционировании. В европейских странах и США оно немногим уступает филателизму - собиранию почтовых марок.В Америке существует клуб коллекционеров пуговиц, в котором насчитывается более пяти тысяч членов с редкими коллекциями.В последние года два-три интерес к пуговицам у нас в стране заметно возрос. Мы начали серьезно относиться к такой, казалось бы, незначительной вещи, как пуговица. Это правильно и очень важно, ведь пуговица - свидетель эпохи.

Собираясь каждый день на работу, учебу или прогулку, мы не придаем особого значения пуговкам на одежде. Они стали настолько привычным и обыденным аксессуаром, что порой их просто не замечаешь и застегиваешься по инерции. А ведь у пуговицы история очень интересна и богата. Познакомимся поближе с этим видом застежки.

Семантика пуговицы

В русском языке это слово соотносится с «пугалом», «пугачом», «пугать». Связано это с тем, что пуговице славяне приписывали охранительную и устрашающую функцию. Также, согласно словарю Даля, в русских диалектах долго сохранялось название «пугалка». Так называли специальный аксессуар-колокольчик, который прикрепляли к воротничку или вешали на цепочку. С древнего санскритского «пуга» - это «кнут», а «вица» - «розга», «прут», «хлыст». И получалось, что пуговицу называли пугохлыстом, кнутовицей или пугопрутом. То есть также имелась отпугивающая функция.

С английского языка «пуговица» (button ) обозначает «бутон» - нераскрывшийся цветок. Это наводит на мысли, что в Западной Европе маленькие детали одежды выполняли не скрепляющую, а эстетическую, декоративную функцию. Согласно романской интерпретации, существовали созвучные слова с ударением на первый слог: «батон», «ботон» и «ботао». Они означали «пронзать», «прокалывать», «протискивать».

«Пуговица» на арабском языке является омонимом розы и звучит как «зарра». А вот с древнеперсидского перевода это слово означает «золото». Можно предположить, что в давние времена пуговицы в тех местах символизировали солнце, и потому отливали их исключительно из драгоценных металлов.

Разновидности

Благодаря тому что у пуговицы история очень богатая, этот элемент одежды сегодня представлен во всевозможных цветах и формах. Самыми распространенными являются плоские круглые варианты. Но также можно встретить выпуклые, шарообразные, овальные, цилиндрические, треугольные, квадратные, в виде животных и другие пуговицы. Каждая форма придает своеобразный стиль, поэтому модельеры и рукодельницы тщательно выбирают пуговицы, чтобы они сочетались с тканью и фасоном одежды.

Большим спросом пользуются элементы с двумя или четырьмя сквозными отверстиями, реже - с тремя. Например, такие перламутровые пуговицы стали отличием мужских рубашек марки «Ван Лаак». Застежки с одним отверстием сквозные (похожи на плоские бусинки) либо имеют ушко, за которое и крепят нитками. Разновидность для джинсов не пришивают, а устанавливают на одежду. Такая пуговица имеет твердую ножку-гвоздик и плавающую шляпку. Также существует канадка. Она имеет отверстия и две продолговатые щели, через которые и крепится с помощью ленты.

Кроме туго, пуговицы различаются по размеру. Большие и толстые застежки пришивают на плотные ткани и верхнюю одежду. А тонкие и маленькие перламутровые пуговицы идеальны для легких материалов.

Функции застежек

Этот элемент одежды видоизменялся на протяжении всей истории. И в результате сложилось так, что пуговки различаются по назначению. Какие же функции они могут выполнять?

1. Утилитарную. То есть это первоначальная роль застежки, скрепление деталей одежды.

2. Информационную. По пуговице можно определить должность или статус.

3. Магическую. Из пуговок делали всевозможные талисманы и обереги.

Рассмотрим подробнее, какова история возникновения пуговицы и какие видоизменения она претерпевала со временем.

Древние застежки

Изначально первобытные люди не использовали пуговицы, а завязывали узлом кончики одежды или продевали один кусочек в отверстие другого. Позднее они уже догадались использовать пояса, шнуровку и булавки из косточек, палочек, камушков, шипов растений и других подручных материалов. В Древнем Египте уже был популярен способ скрепления с помощью пряжек. Самые старинные находки датируются 2800 годом до нашей эры.

Позднее (где-то в 2000 году до нашей эры) люди стали изготавливать металлические и глиняные бесформенные шарики с отверстиями. Но некоторые экземпляры были настолько аккуратными и точными, что их можно было прикрепить при помощи нити. Также находили пуговицы из ракушек, которые, скорее, использовались в качестве украшений. Что примечательно, застежки, изготовленные из панциря моллюсков, популярны и по сей день.

Как отмечают археологи, находки из камня, которые датируются 1500 годом до нашей эры, можно причислить к функциональным. То есть люди их использовали для застегивания, а не в качестве украшений как ракушки. Еще один доступный материал - это дерево. Но элементы одежды из него не находили. Можно только предположить, что деревянные пуговицы также были распространены. Но ввиду своих свойств попросту сгнивали и не сохранились до нашего времени.

Пуговицы как амулеты

Сегодня мало кто помнит, что элементы одежды были важными магическими оберегами, которые отпугивали враждебные силы. Среди них выделяют камушки, бусы, вышивки, колокольчики и псевдозастежки, которые крепились на цепочку или воротничок. Например, в Новгороде была найдена рубашка с крупной красной пуговицей. Она ничего не застегивала и точно не служила украшением. Красный цвет у славян отпугивал нечистую силу и был популярен. Потому можно утверждать, что пуговица в данном случае была оберегом. У китайцев к магическим мотивам относятся всевозможные узлы-застежки, из которых самый известный - «кулак обезьяны».

Также в полые металлические или деревянные пуговицы помещали дробинку, круглый камешек или кусочек олова, которые при движении издавали приглушенный звук, как у бубенца. Их как обереги помещали на цепочку или пришивали к одежде. Еще в качестве талисманов использовали плоские кругляши с четырьмя отверстиями. Здесь большое значение имел способ пришивания такой пуговки. Например, для привлечения богатства стежки нужно сделать в виде буквы Z, для сохранения богатырского здоровья и красоты - в виде крестика.

Инновационные идеи

В 16 веке венецианские мастера начали изготавливать пуговицы по новейшей технологии. Смысл заключался в том, что раскаленную стеклянную форму быстро опускали в ледяную воду и вынимали. Из-за перепада температур на изделии образовывались многочисленные трещинки. Их снова заполняли стеклом, и в результате преломления света пуговка переливалась яркими красками, словно драгоценный камень. Это была настоящая революция!

Спустя век флорентийские умельцы придумали мозаичное оформление для пуговицы. История до этого еще не видела такого прорыва в дизайне застежек. Мастера на серебряном или золотом каркасе выкладывали крошечные кусочки стекла или камня в хаотичном порядке, но получалось очень красиво. Позже под стеклянный верх застежки стали подкладывать разноцветную фольгу. А уже в 18 веке в моду вошли эмалевые пуговицы с миниатюрами, скопированными с работ и Буше. Именно с этого времени искусство оформления маленькой детали одежды достигло своего расцвета.

Пуговица как визитная карточка

В допетровской России по застежкам можно было многое узнать о человеке. Количество пуговиц, их форма, изображенные на них узоры или знаки говорили о положении, статусе, близости к власти или заслугах. К каждому число пуговиц было строго определенным. Например, на шубу пришивали 8, 11, 13-16 застежек, а на кафтан - 3, 8, 10-13, 19. Больше всего пуговок должно было быть на тегиляе, стеганом доспехе с коротким рукавом, в котором ходили ратники. Также имел значение материал изделия. Например, одеяниям Ивана Грозного полагалась золотая пуговица. Причем на одном кафтане она была представлена в количестве 48 штук, а на другом блистало 68 таких застежек.

Воинские звания тоже можно было различить по пуговицам. У офицеров они были серебряными или золотыми, а у солдат - бронзовыми, медными, оловянными или латунными. У гвардии и генералитета на застежках были гербовые рисунки, то есть с орлом. А полки, которыми руководили представители императорской фамилии, носили пуговицы с изображением короны. В дальнейшем знаковая роль продолжала развиваться. Пуговица могла подсказать, к какой профессии относится человек: военнослужащего, государственного чиновника, ученого и так далее. Некоторые эмблемы используются и в наше время. Это золотая пуговица с якорем на морских мундирах и с дубовыми веточками у лесничих.

Застежки в мужских и женских костюмах

Примечательно, что пуговицы долгое время были привилегией мужчин. Причем на их одеяниях эта маленькая деталь встречалась только с лицевой стороны справа. Дело в том, что мужчины одевались сами и застегивать спереди было удобнее.

Женщинам же помогали наряжаться служанки. Встречались платья, у которых были и корсет, и даже юбка на пуговицах. Можно представить, что процедура одевания могла затянуться надолго. Чтобы служанки все это время не крутились перед глазами хозяйки, все застежки на платьях размещались сзади. Причем пришиты они были с левой стороны. Это объяснялось тем, что прислуге так было удобнее застегивать, а значит, хозяйку можно было одеть быстрее.

Позже девушки стали одеваться сами, но, что удивительно, различия в расположении застежек сохранились и по сей день. Обратите внимание, что пуговицы на мужских рубашках находятся справа, а на женских - слева.

Пуговки как украшения

Позже застежки в женском наряде стали выполнять не только утилитарную функцию, но и декоративную. Тогда-то и случился «пуговичный бум». Девушки старались украсить все свое платье маленькими кругляшами. А поскольку тогда вся фурнитура была металлической, то бедным модницам приходилось натирать ее до блеска целыми часами. Так появились застежки, обтянутые тканью.

Тогда же были популярны пуговицы большие и дорогие. Их изготавливали из серебра, золота, фарфора и украшали драгоценными камнями. Такое приданое передавалось по наследству и перешивалось с одного платья на другое. И неудивительно, ведь сама одежка могла стоить четыре тысячи, а пуговки - восемь.

Современные пуговки

В 19 столетии уже перестали вручную изготавливать фурнитуру, весь процесс механизировался. Поэтому пуговки подешевели и стали доступны уже простому народу. А в 20 веке по миру распространилась пластмасса. Из ее различных видов можно было изготовить все что угодно и создать любую фигурную форму. Также среди девушек стала популярна джинсовая юбка на пуговицах. С ней-то и пришли в моду специальные клепки-застежки.

Сегодня пуговки часто встречаются как застежки и как декор на рубашках, пальто, шляпках, купальниках и другой одежде. Более того, их стали использовать в качестве материала для творчества. Ими украшают балетки, вазочки, пояса, всевозможные поделки, из них создают флористические композиции и даже картины.

  • Самый богатый пуговицами костюм был у французского короля Франциска. К нему было пришито более 13,5 тысячи штук.
  • Обязательным атрибутом манжеты мужской рубашки стала маленькая пуговица. Ее пришивали, чтобы солдатам было неудобно вытираться рукавом.

  • Самыми ненадежными оказались пуговицы на мундирах наполеоновской армии. Они были из алюминия и просто рассыпались на сильном морозе.
  • Людовик XIV за всю свою жизнь потратил на застежки более шести миллионов долларов. Так сильно он их любил.
  • В Англии долго существовала традиция собирать на леску или нитку самые красивые пуговки. Когда их будет 999, девушка найдет свою вторую половину.

В завершение

К сожалению, имя человека, придумавшего пуговицы, история не сохранила. Хотя он, как изобретатель колеса, однозначно заслуживает памятника. Времена меняются, и застежки как соединители одежды оказываются на втором плане. Их уже заменяют более удобными вариантами: молниями и липучками. Хотя в некоторых случаях это неоправданно. Ведь пуговки проще заменить, если они оторвались или просто хочется обновить одежку.


Среди нас наверное есть те, которые не придают особого значения такой детали нашего гардероба, как пуговица. Тем не менее, модные пуговицы могут иметь немаловажную роль в одежде, так как способны не только соединять полочки пальто или блузы, но и украсить ваш наряд. И в этом можно убедиться, если заглянуть в коллекции .


Модные пуговицы из коллекций












История возникновения пуговиц
Первые пуговицы известны с давних пор. Ещё древние греки и этруски застёгивали свои туники на плече при помощи пуговицы и петли. А в Европе застёгивались, используя для этого броши и защипы. И это происходило до тех пор, пока в XIII веке не изобрели всего лишь… дырочку для пуговицы. В XIV веке пуговицы начали использовать как украшение. Их пришивали на рукав от локтя до манжета, на грудь – от шеи до пояса. Пуговицы изготавливали из золота, серебра, слоновой кости. Они говорили о статусе и богатстве владельца, по ним определялась знатность рода (в зависимости от того, какой рисунок или герб наносился на пуговицу и из какого материала она сделана).


Пуговицы инкрустировались слоновой костью и черепашьим панцирем и конечно же драгоценными камнями. На кафтане короля Франции (XVI век) было 13 600 мелких золотых пуговиц с изображением короны. Наполеон с большим уважением относился к красоте военного мундира и требовал, чтобы все пуговицы на рукавах солдат сверкали, как золотые. А его маршалы считали, что у императора было, в данном случае, не только уважение к красоте, но и презрение к неопрятности (он не любил, когда солдаты вытирали нос рукавом, а пуговицы этому явно мешали). Наиболее часто делали пуговицы из кости, дерева и керамики. Затем стали делать пуговицы, обтянутые текстилем и расшитые пуговицы. Самые интересные пуговицы были чуть более 200 лет назад. Они были покрыты стеклом, под которое помещались цветы, бабочки и даже портреты. Величина этих пуговиц доходила до нескольких сантиметров.



Франция достигла в производстве пуговиц необычайных вершин. Французы стали делать пуговицы из фарфора. В XVIII веке в Богемии появились стеклянные пуговицы. А в начале XIX века в Европе стали популярны китайские пуговицы из папье-маше. Для изготовления пуговиц пошли вход морские и речные раковины и перламутр. С 1920-х годов самые красивые пуговицы, можно сказать, пуговицы ювелирной работы остались принадлежностью только для нарядной одежды. Повседневные наряды стали экипироваться пуговицами из пластмассы. Декоративными считались пуговицы, обтянутые тканью, из которой шилось платье или блуза.



И так, наиболее часто пуговицы изготавливались из дерева, кожи, стекла, кости, перламутра. А вот металлические пуговицы долгое время служили даже платёжным средством. В Германии есть поговорка – пуговицами не разбрасываются. Металлические пуговицы изготавливались не только из золота и серебра, но и из олова, меди. Форма металлических пуговиц была самая разнообразная: миндалевидные, грушевидные, желобчатые, яйцевидные, а размеры – от мелкой горошины до размера яйца. Декоративность их также отличалась разнообразием. Пуговицы были ажурные, декорированные чернью, гравировкой, украшенные многоцветной эмалью. Пуговицы за время своего существования выполнялись из разнообразных материалов и претерпели различную технику изготовления. Кроме названных натуральных материалов, пуговицы сегодня изготавливаются из полиэфира с металлизацией и различными вставками, а также пластиковые с напылением и заливкой.




Коллекция пуговиц


В Америке существует клуб коллекционеров пуговиц, в котором насчитывается более пяти тысяч членов с редкими коллекциями. Есть такой клуб и в Италии, в нём пока только около 20 членов, так как создан клуб в 1995 году.



Также, как и ювелирные украшения, пуговицы должны быть подобраны самым тщательным образом. Выбор пуговиц зависит от моды и свойств ткани. Они должны сочетаться по цвету с тканью, подчёркивать стиль одежды. Даже самая маленькая пуговичка на манжете может играть большую роль. Не забывайте, что пуговицы – важная и эффектная отделка, и в настоящем сезоне они имеют одну из ключевых ролей в нарядах.
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование у детей представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • знакомство детей с историей пуговицы;
  • формирование представления о многообразии видов пуговиц;
  • развитие мыслительной активности и любознательности;
  • развивать мелкую моторику;
  • поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;

Речевое развитие:

  • способствовать развитию речевой активности детей;
  • обогащение словаря;

Художественное-эстетическое развитие:

  • формировать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • развивать конструкторские и дизайнерские способности детей.

Социально-коммуникативное развитие:

  • воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, уважение друг к другу;
  • формировать умение общаться в процессе совместной деятельности.

Новые слова: фибула, застёжка, солдатский мундир, дизайнер.

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, игровой метод, вопросы поискового характера, “мозговой штурм”, рассматривание слайдов презентации, художественное слово, сюрпризный момент, практический.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, экран, ноутбук, указка, аудио запись, различные пуговицы, ножницы, макет дерева, картина из пуговиц “Воздушный шар”.

Предварительная работа:

Чтение загадок, стихотворений о пуговицах. Чтение сказки Г.Шалаева “Потерянная пуговица”. Рассматривание альбома “Поделки из пуговиц”. Создание в группе мини - музея “Пуговица”, конкурс с родителями “Волшебная пуговица”, дидактическая игра “Мозаика из пуговиц”, “Сосчитай пуговицы”, НОД “Пришей пуговицу”, НОД “Предметы которые нас окружают”, творческое задание “Подбери пуговицы”, совместная деятельность педагога с детьми “Бабочка из пуговиц”, картина “Рыбка”, “Ваза с цветами”.

Работа с родителями:

Создание коллекции “Пуговицы”, конкурс с родителями “Волшебная пуговица”, участие в проекте “Волшебная пуговица”, мастер класс “Венок из пуговиц”.

Ожидаемый результат: расширение кругозора детей, умение создавать коллективную работу, оценивать правильность выполнения работы, задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества; видеть прекрасное в окружающем мире, быть в роли дизайнеров, создавать поделки из пуговиц своими руками, всплеск эмоций.

Звучит мелодия № 1.

Воспитатель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами:

День чудесный,
Улыбнись ты мне.
Ну, а я улыбку-
Подарю тебе.
“Здравствуй, это я! ”

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?

Дети: Хорошее, доброе, весёлое, весеннее.

Воспитатель: А, у меня тоже хорошее настроение, и я вам сделала подарок, красивую картину. Рассмотрите её. Из чего она сделана?

Дети рассматривают картину.

Дети: Она сделана из пуговиц.

Воспитатель: На этой картине, мы вместе с вами летим на воздушном шаре. Нравится она вам?

Дети: Лариса Анатольевна, очень красивая картина, вы молодец.

II. Ход НОД

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это?

Дети: Пуговица, пуговка.

Воспитатель: А что такое пуговица?

Дети: Застёжка для одежды.

Воспитатель: Какие застёжки вы знаете?

Дети: Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки.

Воспитатель: Ребята, а если вы потеряли пуговицу от платья, рубашки, как решите эту проблему?

Мозговой штурм, дети высказывают своё мнение, предположения, как решить эту проблему, работают парами, командой.

Дети: Можно пришить другую пуговицу.

Воспитатель: У вас нет другой пуговицы.

Дети: Закрепим на булавку, заколем зубочисткой, пришьём ниткой, заколем иголочкой, завяжем шнурком.

Воспитатель: Такая маленькая вещь - пуговица, а какая важная. Вы согласны со мной?

Воспитатель: Ребята, хотите ли вы, узнать историю пуговиц, какие были пуговицы, сколько пуговице лет?

Воспитатель:

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я
Не теряя ни минутки
Приглашаю вас я в путь
Умения взять не забудь!

Презентация “История маленькой пуговицы”.

История пуговицы началась семьсотлет назад.

В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, куски дерева на которые набрасывали - петли.

Древним грекам и римлянам застежками служили фибулы. Они были похожи на английские булавки. Кроме того, фибулы еще и служили украшением, являясь признаками богатства, и знатности.

Слайд 7,8,9.

На Руси наиболее распространенными были полые металлические пуговицы шарообразной или удлиненной формы с круглой петлей. Их делали из серебра, золота, богато украшали жемчугом. Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и водной вещью. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье.

Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова “пугать”. Круги означали солнце. Пятиконечная звезда – символ плодородия. Для “большей силы” в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звон бубенца. Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед.

Петр I, повелевал пришивать, пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира с одной целью: сохранял дорогое сукно, не позволяя солдатам вытирать рукавом, нос или рот после еды, отучил их от дурной привычки.

Появились даже пуговицы, которые были настоящим произведением искусства. Художники стали расписывать пуговицы, как картины: изображениями людей, животных, насекомых. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях.

Слайд 13,14.

Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т. д.

Слайд 15,16.

Пуговицы в армии использовались разные, чтобы можно было отличить моряка от связиста или артиллериста.

Слайд 17,18,19,20.

Очень быстро пуговицы становились важным элементом одежды. В современной жизни пуговицы используются не только для застегивания одежды, но и для украшения и создания интересных красивых вещей. Например, таких, какие показаны на слайде. Люди, которые изготавливают такие необычные красивые вещи, называются дизайнерами.

Воспитатель: Повторите ребята дизайнеры.

Дети: Дизайнеры.

Воспитатель: А вы хотите стать дизайнерами?

Физкультминутка “Пуговица”

Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Пуговицы в руки возьмём
И под музыку передаём.
Когда настанет тишина.
Скажи, какая пуговица, у тебя?

Когда остановится мелодия, ребёнок, у которого в руках пуговица, называет свойства пуговицы, большая, зелёная, красивая.

Дети: Да.

Воспитатель: В моей шкатулке много пуговиц и все такие разные.

Воспитатель: Смотрите, что это у меня на столе?

Дети: Ствол дерева, ствол берёзы в горшочке.

Воспитатель: Давайте, с вами сделаем пуговичное дерево. Вы будете на леску собирать пуговицы, веточки этого дерева и прикреплять к стволу.

А я хочу напомнить правило:
Не брать пуговицы в рот,
Не засовывать их в нос.

Педагог вместе с детьми делает пуговичное дерево. Звучит аудио запись, детская песенка “Отрывается пуговица”.

Педагог читает стихотворение “Пуговица”.

Воспитатель:

“Пуговица”.

В пыли, едва приметная,
Пуговица медная.
Ты потри её сильней,
Якорь светится на ней.
Может,
Пуговица эта
На бушлате моряка
Обошла почти полсвета,
Приплыла издалека.
Значит, видела она
Лопоухого слона.
Посещала, значит, страны,
Где на ветках - обезьяны.
На краю огромной льдины
Танцевали ей пингвины.
У причала на рассвете
Провожали её дети.
Может, в бурю у штурвала
Чуть её не оторвало
От бушлата моряка,
Не схвати её рука.
Г. Горбовский

Рефлексия.

Воспитатель: Смотрите, какое красивое дерево у нас получилось. Вы настоящие дизайнеры. Вам понравилось наше занятие? И так, что нового вы узнали?

Дети: Узнали историю пуговицы, были в роли дизайнеров, создавали пуговичное дерево.

Воспитатель:

Но пришла пора прощанья,
Говорю вам до свиданье.

Список использованной литературы.

1. Журнал “Дошкольная педагогика”, №1 2014 год;

2. Нуждина Т.Д., Энциклопедия для малышей, 2008 год;

3. О.В. Дыбина, Что было до, 1999 год.

4. Интернет-ресурсы.