» »

Мужские прически славян. Мужские славянские прически

21.04.2024

Славянский стиль в прическах является сильновыраженным. Они значительно отличается от национальных стрижек других народов и основан на смешении восточных и западных культурных традиций.

Славянские мужские прически делаются на волосы средней длины (не ниже плеч) и существуют определенные правила по их созданию и ношению, о которых и поговорим сегодня. Лишком короткая стрижка говорила о том, что мужчина находится в рабстве.

Издавна славяне носили удлиненные волосы, которые должны закрывать затылок. По надобности подстригали шевелюру полукругом. При этом прическа укладывалась в виде шапки, когда волосы распределялись равномерно на все стороны от макушки.

Также обязательно мужчины отращивали бороду и усы, причем с молодых лет. Густая борода с усами не только говорили о половой зрелости, но и о том, что с мужчиной уже можновести дела.

Над мальчиками в годовалом возрасте или немного старше проводили обряд пострига. Для этого его садили рядом с объектом, который ассоциировался с мужской силой (саблей, топором, конем) и придавали волосам необходимую форму, после чего его облачали в мужскую одежду и начинали обучать необходимому ремеслу. До проведения данного ритуала ребенок читался бесполым. Чтобы добиться ровных линий в стрижке «под горшок» ребенку на голову одевали этот предмет, а все выглядывающие из-под краев горшка волосы убирались.

Совет! Чтобы волосы выглядели здоровыми и блестящими можно воспользоваться рецептами по уходу за ними от древних славян. Мужчины тщательно следили за чистотой своих волос, используя вместо шампуня яичный желток или простоквашу. Также ополаскивали локоны после мытья отварами трав или коры дуба.

Если женщины заплетали свои длинные волосы, то мужчины собирали шевелюру в тугой хвост. Отправляясь на войну, некоторые мужчины брали несколько тонких прядей и заплетали косу, которая свободно спадала на плечо сбоку около уха. Такое решение неслоособое значение, коса символизировала оберег и защищала воина от вражеского негатива. Важно отметить расположение тонкой косы, которая не должна нависать на лоб и глаза, чтобы не мешать в бою.

История

Прически славян обновлялись с каждой эпохой. Ели в древние времена стиль мужских причесок был продиктован практичностью, то во времена влияния французской моды на первый план выдвигалась уже эстетические моменты.

В древние времена каждый мужчина носил волосы по плечи и густую бороду. В период норманнского влияния мужские стрижки стали короче, а бороды полностью сбривались, оставляя на лице только усы.

Во времена введения христианства появилась новая мода на бороды-лопаты и стрижки «под горшок». При этом данная стрижка использовалась и для детей и для взрослых мужчин и пожилых людей.

Важно! Только в VIII веке после регулярных навалов монголо-татарского ига пришла мода на короткие стрижки и лысины.

Во времена правления Ивана Грозного даже был издан закон, запрещающий мужчинам брить бороды и головы. А реформы Петра І распространили моду на длинные мужские локоны с пробором посредине.

Длина волос

Если хорошо изучить историю, то становится понятно, что все славянские мужские стрижки основаны на волосах средней длины. При этом только дома мужчины позволяли себе носить волосы в распущенном виде. При выходе из дома все волосы собирались в хвост или их основная часть, оставляя некоторые пряди в затылочной зоне свободными. Слишком длинные волосы славянские мужчины не носили никогда. Длинные косы – это удел женщин.

Длина волос воина мало отличалась от прически обычного земледельца. Одно отличие заключалось в том, что воины собирали волосы в низкий хвост около шеи, чтобы удобнее было носить шлем. Поэтому в глубокой древности прически у всех мужчин были с удлиненными локонами до плеч и мало отличались друг от друга разве только по структуре волоса. Шевелюра у славян имела особое сакральное значение, поэтому было греховно сильно ее укорачивать. Длинные волосы были символом силы и красоты , а короткая прическа говорила о безбожной «низкой» натуре человека и поэтому такое решение осуждалось.

Для справки! Чтобы украсить свои прически славяне часто использовали обереги, которые представляли собой яркие тканевые полоски или ленты из кожи. Их завязывали на лбу, что помогало закрепить волосы в определенном положении и исключить их попадание в глаза во время работы. Также к оберегам подвешивались элементы украшений, кольца или бомбоны.

Присутствуют ли такие стрижки до сих пор?

Сегодня все современные прически удлиненной формы,без использования особых парикмахерских изысканных техник,можно отнести к славянским стрижкам. Важным штрихом в данном стиле является наличие у мужчины густой бороды.

Также сегодня модники часто пользуются формой «горшок», которую также часто применяли славяне. Современные интерпретации данной стрижки немного изменены, но в целом форма остается узнаваемой. Она может дополняться удлиненной челкой или профилированными прядями. От укладки так же зависит конечная форма прически.

Почему все длинные стрижки считаются славянскими?

Славяне считали, что в волосах заключена богатырская сила мужчины, поэтому никогда не состригали их выше плеч. Тогда же, как слишком длинные пряди говорили о небрежности и неопрятности представителя сильного пола, поэтому важно было придерживаться установленных правил. Мужчина являлся силой и опорой у женщины, генератором энергии и защитником. Длинноволосый образ богатыря был описан во многих сказках и рассказах.

Во времена князей и княгинь, царей и цариц волосы у славян олицетворяли жизненную энергию, здоровье. Длинная коса считалась эталоном красоты у девушек и замужних дам. Не стриглись и мужчины, полагая, что в волосах концентрируется сила, внутренняя мощь. Прически Древней Руси не отличались сложностью и замысловатостью исполнения. Именно о них мы и поговорим дальше, рассмотрим популярные варианты, модели, которые актуальны и сегодня.

Особенности древнерусского стиля

Стиль одежды, способы укладки волос у русских девиц были абсолютно противоположными воздушным убранствам и образам восточных красавиц. Считалось, что женщина Древней Руси должна быть со статной, крепкой фигурой, сильная и смелая.

Длинная рубаха, шушун (удлиненный сарафан), массивные шубки или душегрейки, теплые жилетки (бугаи) или короткие кафтаны (шугаи) выполнялись из толстых и тяжёлых тканей. Порой наряд древнерусской барышни достигал 20 кг.

Голову барышни обязательно покрывал головной убор (покойник, кика, кокошник, платок, др.). Яркие, замысловатые узоры, платки, украшенные золотистыми и серебряными нитями, драгоценными камнями, гармонично смотрелись с простыми укладками.

Со временем манера одеваться частично видоизменялась, но увесистость и многослойность наряда оставалась неизменной.

Среди косметики приветствовались натуральные средства: румяна и помаду заменяла свекла, черными угольками подчеркивали красоту разреза глаз. Славянские девушки отличались красивой внешностью, поэтому большой арсенал косметики не использовался.

Короткие стрижки в Древней Руси не выполняли. Считалось, что с укорачиванием длины шевелюры уменьшается здоровье. Поэтому русские красавицы носили длинные прически. Мужчины также не пренебрегали традицией отращивать волосы и бороду.

Характерные черты причесок

Неизменным атрибутом прически Древней Руси выступала . По плетению можно было определить замужем красавица или нет, есть ли жених. К примеру, замужние дамы заплетали 2 симметричные косы, а незамужние девушки носили одну косу. Если у красавицы был суженый, в косу вплетали ленту. , вы можете узнать на нашем сайте.

Чтобы длинные косы не мешали управляться по хозяйству, их укладывали .

Обязательно голову древнерусских женщин покрывал головной убор. Это мог быть кокошник, высокая шапка, чепчик, платок, украшенный золотом и драгоценными камнями. Головной убор имел яркий и красивый узор, был расшит золотыми и серебристыми нитями. Покрывать голову убором обязательно было только замужним дамам, свободным красавицам допускалось появляться на улице без головного убора.

На Древней Руси девушки свои волосы распускали редко. Как правило, такую укладку использовали украинские красавицы, пробор делался по центру. Дополнительно голову украшали яркой лентой, ее обвивали вокруг головы (как ободок). Для праздничного случая дополнительно использовали в качестве украшения венок из цветов, луговых трав и колосков.

Для удобства волосы делили напополам и поочередно опутывали вокруг специального кольца-каркаса. Кольцо выполняли из веревки, шнура и располагали поверх шевелюры.

Насколько актуальны прически в наши дни

Со временем плетение не утратило актуальности, прибавилось множество вариаций , и 5 прядей, и другие). Современным красавицам нет необходимости придерживаться древнерусских канонов, предпочитая лишь .

Если природа не наградила красавицу шикарной шевелюрой, стилисты рекомендуют обратить внимание на . Девушкам с длинными и густыми волосами можно смело экспериментировать с .

Не забывайте при выборе прически учитывать форму лица. Уравновесить узкий лоб и пышные щечки поможет дополнительный объем в верхней части шевелюры, попробуйте и широкую челку. А чтобы скрыть широкий лоб, наоборот, сконцентрируйте внимание нижней части шевелюры. Две симметричные ажурные в этом случае окажутся кстати.

Стильно, изысканно, сдержанно и оригинально смотрятся прически с платками и лентами. Они подходят всем возрастам, не требовательны к типу лица и структуре шевелюры.

Стоит отметить, что стиль одежды красавицы играет незначительную роль. Романтичным и деловым личностям древнерусские варианты укладки однозначно подойдут. Их используют для праздничного, торжественного случая, на каждый день, для похода в кино или на свидание.

Древнерусские прически не отличались сложностью и замысловатостью техники исполнения, поэтому выполнить их без помощи профессионала может каждая. Достаточно вооружиться расческой, заколкой или резинкой, шпильками, невидимками, а также дополнительными аксессуарами-украшениями.

Воплотить задуманный образ в реальность, помогут советы опытных мастеров:

  1. Выполняйте укладку на чистые и высушенные волосы, для пушащихся, непослушных волос рекомендуется дополнительно применить масляный флюид, кондиционер или несмывающийся бальзам.
  2. При выборе варианта прически обязательно учитывайте тип лица, особенности внешности, выбранный наряд.
  3. Экспериментируйте с техникой и расположением плетения. Это поможет вам выглядеть каждый раз по-новому, интересно.
  4. Украшения используйте в меру, особенно если ваш наряд и без того яркий, ослепительный.
  5. Решили сделать укладку на торжество самостоятельно? Не поленитесь потренироваться в выполнении до намеченного события, просмотрите тематическое видео.
  6. На Древней Руси, чтобы придать волосам дополнительной густоты, использовали прядки конских волос. В наши дни актуально наращивание и вплетение канекалона.
  7. Чтобы образ получился максимально приближенным к древнерусскому стилю, отдавайте предпочтение натуральным оттенкам волос.
  8. Не переусердствуйте с макияжем, обратите внимание на мэйк в стиле нюд.

Современные русские укладки

В первозданном варианте древнерусские прически практически не сохранились, современные красавицы спешат добавить в укладку шарма, усложняя задачу. Рассмотрим приближенные варианты женских причесок:

  • - выполняется легко и быстро, подходит абсолютно всем. Сделать плетение более интересным, романтичным и утонченным можно, если заплести ее на бок и немного распушить, тем самым придавая образу небрежности, естественности.

  • - послужит украшением для шевелюры любой длины. Техника плетения несложная, в отличие от обычной косы, выполняются подхваты.

  • - смотрится эффектно и необычно, простая в выполнении. Подходит для средних и длинных волос.

  • - подходит для офиса, учебы, прогулок в парке, свидания или праздничного ужина. Выполняется на волосах различной длины, даже на каре. В качестве украшения можно использовать цветы, ленту, шнурок. При этом можно задействовать всю шевелюру или часть, остальные .

  • Распущенные волосы, обрамленные лентой, повязкой в тон одежды, смотрятся свежо, оригинально, плюс удобно в ветреную погоду. Завить локоны помогут подручные средства (платок, самодельные папильотки, др.), бигуди, плойка.

  • Узлы, пучки из кос - удобный и красивый вариант укладки на манер древнерусских красавиц. Для выполнения потребуются длинные волосы. Смотрится прическа нарядно и стильно.

Плюсы и минусы

Универсальность наряду с простотой и быстротой выполнения подкупает многих современных красавиц. Прически выполнимы в домашних условиях, смотрятся интересно и гармонично, удобны, сочетаются с любым стилем.

Отсутствие ограничений по длине и типу волос, по возрасту - еще один существенный плюс укладок в древнерусском стиле.

Недостаток - больше подходят для офиса, учебы, как повседневный вариант. Для праздничного торжества обычная коса может показаться слишком простой, незамысловатой.

Звездные примеры

Знаменитости мирового масштаба, зарубежные поп-дивы в последнее время все чаще можно заметить с подобными прическами, в частности, с обычной косой, заплетенной на бок или по центру.

Майли Сайрус, Ева Лонгория, Айла Фишер, Люси Хейл с косой набок смотрятся естественно и женственно.


Майли Сайрус и Ева Лонгория

Леа Мишель нередко украшает голову классическим вариантом косы.

Сдержанные и элегантные варианты демонстрируют Ким Кардашьян, Ники Хилтон, Тулиса Контоставлос, Фелисити Джонс. Обычное плетение они решили заменить «рыбьим хвостом». Смотрится не менее эффектно и гармонично.


Ким Кардашьян и Фелисити Джонс

Коса в истории причесок России играет весомую, главенствующую роль. Со временем появилось множество вариаций, техник плетения, но обычный, классический вариант русской косы по-прежнему актуален.

Полезные видео

Плетение русской косы.

Легкий способ самой себе сделать косу.Коса на резинках.

Давно хотел написать, точнее спросить, да все откладывал.

Итак, на картинке сверху видим две диаметральные прически, к чему бы это?

Краткие сведения:

Оселедець:

Длинные усы и немного поседевший оселедец украшал лицо признаками опыта и покоя , а серебряная булава, которая блистала в его сильной руке, напоминала всем о большой власти запорожского кошевого атамана...

Оселедец , что не говорите, не просто атрибут, не средневековая мода - это признак отличия, определенного статуса.

другой вариант - Коса на голове - это знак, что воин находится в состоянии священной войны и готов в любую минуту умереть за свою землю и род.

Чуб (оселедец ) это не тюркская и не типичная словяно - норманнская фризура , ведь варяги голову не брили и даже заплетали косички, а если китайцы и японцы тюрки (они тоже брили голову ) - то я всевышний мессия буда-алах-ярило . Это же откуда пошел чуб? Давайте попробуем разобраться

Но у некоторых норманов тоже были чубы! Но у каких норманнов? Обычно у тех, которые общались со славянами. На голове у норманнов такая прическа была признаком знати - ярлов. Норманны, которые завоевали Англию имели выбритые головы и широкий чуб спереди. Такая прическа была распространена среди кельтов. Последние считали длинные копны волос, как признак божественности. В IX ст., при династии Каролингов, франкские воины носили прическу, которая напоминала чуб-оселедец.

Питалися козака: "Що то за причина,

Що в вас гола голова, А зверху чуприна?"

"А причина то така: Як на війні згину

— Мене ангел понесе

В небо за чуприну".
Чубы также носили древние германцы - готы (остготи), которые жилы в степях современной Украины России и Белоруссии, потому эта прическа была распространена среди скандинавов и русичей.
Славянская языческая идолография практически не знает длиннобородых богов и вовсе не знает длинноволосых.Славянские племена изображали своих идолов с усами, но без бород (Перун, у которого „ус злат”). На миниатюрах Радзилловской летописи у Перуна усов не видно, как и бороды. Зато выразительно заметен чуб-оселедец, совсем по-запорожски ниспадающий к левому уху. Историки утверждают что, Русы (скандинавы) Киевской Руси IX-XI ст. брили бороды и головы. Придерживаясь княжеской военной традиции, запорожцы, равно как и войско варяга Святослава, брили голову и бороду, оставляя усы и чуб.
Нужно здесь сказать, что в средневековой Европе христианская церковь выступала против обычая “выращивать на лице щетину”в отличии от православной. Козьма Пражский, описывая знатного чеха времен Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове. „Великая хроника”, описывая последнего представителя родовой знати на польский престол - Котишко, говорит, что его голова была голой, за исключением одного клока волос на маковке - полная аналогия со Святославом. Похожая прическа у князя Вацлава на миниатюрах Вольфенбюттельской рукописи. Почти сородичи славяне и балты тоже не были склонны отпускать волосы и бороды. На средневековых изображениях пруссаков видим бритые бороды, длинные усы и коротко подстриженные волосы (иногда распознаются чубы). В иконографической традиции Литвы изображения Ягелло (Ягайло) очень происходит на князя Святослава. Такой же был и общий вид литовской шляхты того времени.
На острове Мальта в часовне Арагона есть интересным надгробием Большого магистра Мальтийских рыцарей Николо Котонера, выполненный скульптором Доменико Гвиди (1628—1701). Один из Атлантов, что поддерживает это надгробие, похожее на запорожца, который разрывает путы. Искусствоведы сходятся в мнении, что это изображение литовского князя Радивила (смотри рисунок), который был гребцем на галере в турецком плену, и которого позже освободили мальтийские рыцари. И опять вопрос: почему у князя казацкая прическа?

То есть мы пришли к выводу, что чуб то был признак как-то класса людей у разных народов, но какого?

Шведский историк Йоган Гербиний в описании давнего мира вспоминает борисфенитив-косоносцев (жителей бассейна Борисфена-Днепра). Неизвестный персидский автор 9-го века н.э. в труде «Книга границ мира» описывает русов: «народ русов воинственен. Они воюют со всеми неверными и всегда выходят победителями, среди них есть группа из моровват (рыцарей). Они шьют шаровары приблизительно из 100 гязев ткани, которые надевают и вращают выше колена...они шьют шапки из шерсти с хвостом (шлыком)». Полное описание казака в шароварах и в шапке со шлыком. В целом следы распространения оселедца в мире заметны по мере расселений арийских племен из Надднепрянщины.
В Мизине, на берегу реки Рось, украинские археологи нашли старейшее в мире антропоморфное изображение с чубом, вырезанное на кости мамонта. Возраст изображения — 20 тысяч лет. Но историографией даже вспоминать об этом изображении не желает. Ведь эта находка убедительно доказывает, что родиной арийских племен была именно эти земли.
У арийских племен, которые в давние времена переселились в Индию, эта прическа была признаком военной касты — кшатриев. Кшатрии носили ее еще четыре тысячи лет назад. У них она имела название „шикхандака" и была она свойственна индийскому богу ветра, Кришне (как символу воинства). Считается, что эта прическа символизировала солнечный луч, знак солнца. Кроме того, чуб, который формой напоминает шлык на казацкой шапке, свидетельствовал о пренебрежении кшатрия к смерти. Ведь через чуб бессмертная душа его поднимется к солнцу.
Лишить чуба казака считалось наибольшим позором. О чрезвычайно высоком статусе этой прически у запорожцев свидетельствует и сурово регламентированный способ ношения чуба, закрученного именно за левое ухо.
Чуб непременно носили за левым ухом, как все отличия и награды, - объяснял прежний запорожец Антин Головастый Великому князю Константину Павловичу, — саблю, шпагу, ордена и др. носят слева, то и чуб, как знак рьяного и отважного казака, следует также носить слева". В Украине существовал даже специальный термин „чуприндир" — храбрый, как запорожец, который носит чуб на голове.
Нет ни единого сомнения, что первые казаки были язычниками, но потом, неизвестно при каких обстоятельствах, часть приняла христианство. И еще одна мысль, которая постоянно мозолит мне голову - Государство наших предков, которое европейцы называли РУСЬ никто не мог завоевать, тогда решили расколоть ее внутренне и ввели христианство, которое втолковывает нам с детства, что мы рабы божьи!...
Самый известный язичник-характерник - Сирко.

Добровольный раб или хозяин своей судьбы? Кем Вы хотите быть? Решайте.

А это Вам что-то напоминает?:
Рабочий день закончился, и рабы, которые работали на плантации, разбрелись по своим жилищам. Во время ужина они разговорились: - Нужно что-то с хозяином делать. Он нас так в могилу загонит! - Так, если бы от него как лишиться... И так сказал к ночи. А когда все наговорил, довольные пошли спать, набираться сил. Ведь завтра нужно идти на плантацию продолжать работать...

Фото чубов других народностей:

Святослав Завоеватель. Князь Руси в годах 964-972.


Варяг из войска Святослава Храброго

Большинство франкских, сакских, вандалов и других воинов средневековой Европы заплетали шевелюры в косы и брили затылок

Cлов’янско-норманская прическа-чуб воина Киевской Руси времен князя Святослава.

Русский воин

Широкая разновидность норманского чуба

Воины германского племени англов носили прическу, которая напоминала оселедец. (Кадры из шотландского исторического фильма „Winter Warrior” Palm Tree UK Ltd.)

Запросто, с маху, можно сказать так: тонзура - это специально выбриваемая лысина на темени католических монахов. Собственно tonsura переводится с латыни как стрижка или бритьё. Тонзура фигурировала в христианстве задолго до раскола на католичество и православие, да и в православии иногда темя брили - это называлось гуменце . Вот что говорит по этому поводу Даль :

гуменце также самое темя головы, маковка, верховка, выстригаемая у священно- и церковнослужителей, при посвящении их; встарь выстригалось на постригах, при возмужалости отрока вообще; ныне крестьяне, склонные к староверству, особ. ниж. выстригают гуменце.

Наиболее полно о разных формах тонзуры рассказано :

Тонзура (лат. tonsura) - остриженное место на макушке у католических духовных лиц, символ отречения их от мирских интересов. С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица; это было узаконено четвертым толедским собором 633 г. Т. различалась двух родов: Т. апостола Павла, когда наголо остригалась передняя часть головы, и Т. апостола Петра, делавшаяся на макушке в форме кружка. Первый род Т. был обычен в греческой церкви, а в несколько измененной форме (Т. апост. Иакова) - также у британцев и ирландцев; второй род Т. общепринят в западной церкви у монахов и священников. В настоящее время Т. обыкновенно производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиною с небольшую монету; у священников она величиной с гостию, у епископов - еще большие, а у папы оставляется лишь узкая полоса волос над лбом.

О происхождении тонзуры единого мнения как-то нет. Похоже, в нынешнюю форму тонзуры слились самые разные обычаи укрощения растительности на голове, пришедшие в христианство из разных культур. Вот, товарищ Бондаренко пишет:

Тонзура ирландских (и британских до н. IX в.) монахов, которая также вызывала раздражение в Риме (передняя часть головы выбривалась до линии, шедшей от одного уха до другого, на остальной части головы волосы не стриглись) была, судя по пассажу из Книги из Арма, заимствована у друидов...

Вот что пишет по этому поводу товарищ Блаватская (КОРНИ РИТУАЛИЗМА В ЦЕРКВИ И МАСОНСТВЕ ):

Макушка голов у жрецов Анубиса /египетское божество с головой собаки и телом человека, проводник души в царство мёртвых - прим. ДМ/ была обрита (Ювенал) — отсюда произошла тонзура...

Впрочем, если верить Блаватской, у нас вообще всё хоть сколько-нибудь мистическое - из Египта:::) А вообще, что символизирует тонзура? http://mirslovarei.com/content_sim/Tonz ura-874.htmlвполне светло и мистично:

Выбривание волос символизирует отказ от плодородных сил природы, духовную трансформацию, обнаженность новорожденного дитя, аскетическую жизнь, вступление на духовную тропу самоотрицания и отрицания мира, концентрацию. Тонзура может разделять символику солнечного диска, короны и купола храма. В христианстве она символизирует терновый венец и отказ от плоти.

Однако, масоны, например, проводят здесь параллель со световым окошком в крыше храма - в их интерпретации тонзура есть готовность немедля воспринять низошедшую благодать. Думается, если проследить исторические корни, можно будет добраться и до того, что это - просто бритьё волос над Сахасрара-чакрой...

С давних времен волосы имели для человека особое значение. Недаром именно пряди волос использовали колдуны в своих магических ритуалах. Причем, чаще всего целью таких обрядов являлось нанесение вреда здоровью.

Сила в волосах

Нельзя сказать, что в древности длина мужских волос была абсолютно равна длине женских. Славяне мужского пола регулярно стриглись, но тем не менее их прически никогда не были слишком короткими. Мужчинам волосы стригли так, чтобы затылок и уши оказывались прикрытыми. Волосы расчесывали от макушки по кругу или попросту зачесывали назад. До Х века среди князей оставался популярным прямой пробор, при этом длина волос доходила до плеч.

Наши предки считали, что именно через волосы они приобретают особую силу от богов, окружающей природы и своих предков. Недаром волосы часто сравнивали с пшеничным полем. Длинные колосья получают больше животворящей влаги от Матери Сырой Земли и больше света от Солнца – Ярила. Да и предостережение славянского бога Сварога гласило: «Не стригите свои власы русые, власы разные, да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете».

Длинные волосы на Руси ассоциировались не только с силой, но и мудростью. Считалось, что чем больше их длина, тем мудрее их обладатель. Получает он эту мудрость свыше, как бы сказали сейчас – из космоса. Не зря слово «космы» так похоже на «космос».

Как стригли

Детей до определенного возраста на Руси не стригли вообще. До совершения обряда пострига маленькие славяне считались бесполыми. Мальчики и девочки носили одинаковую одежду и одинаково длинные волосы. В возрасте 3-7 лет, в зависимости от местности, мальчиков стригли, предварительно усаживая их рядом с предметами, символизирующими мужское начало. Это могла быть борона, топор или сабля. Только после стрижки мальчиков одевали в мужскую одежду.

Традиции

В старину с волосами бережно обращались не только женщины, но и мужчины. Стричь мужчину
имела право только его жена или другой близкий родственник. Состриженные волоски бросали в горящую печь или закапывали под плодовым деревом, дабы мужчина не потерял жизненную силу, а также для того, чтобы никто не смог воспользоваться его волосами в недобрых целях.

Если говорить о славянских прическах, мужских или женских – не имеет значения, то необходимо уточнять, о каком временном этапе идет речь. Ведь мужские и женские славянские прически менялись с течением времени, и чем ближе к современности – тем чаще. Вероятно, это связано с модой на заимствования из других культур. Сегодня прически в славянском стиле – это стилизации на различные эпохи, в нынешних салонах красоты вам никто точно не скажет, откуда взята та или иная концепция. Тем не менее, существует немало литературы, описывающей славянские прически, начиная с Позднего Средневековья. Подобные наработки основаны в большей степени на дошедших до нас изображения – это фрески и рисунки в книгах. Также существуют упоминания европейских и азиатских хронистов, которые встречались со славянами (например, знаменитые дневники Ибн Фадлана).

Но какими были славянские стрижки изначально, в Раннем Средневековье и в еще более древние эпохи? Точного ответа на этот вопрос у нас нет, потому что до нас через фольклор дошли лишь скупые упоминания о принципах, на основе которых такие прически формировались. К примеру, прически славянских женщин, по всей вероятности, всегда подразумевали косу или даже несколько кос. Одну мощную косу носила женщина замужняя, «колосок» косы в этом случае олицетворял единство рода. Коса должна была располагаться за спиной вдоль позвоночника, главного «энерговода» в человеческом теле. Прически славянских женщин, еще не вступивших в брак, могли подразумевать несколько кос. Зачастую их располагали не только на спине, но также спереди вдоль плеч. Так женщина показывала, что она свободна. При этом, вероятно, из волос могли собираться «корзинки» и прочие эстетически гармоничные фигуры. Но прическа славянской женщины однозначно не могла подразумевать распущенные или короткие волосы. Ведь наши предки полагали, что в волосах заключена сила человека. Волосы – как своеобразные антенны-приемники, напитывались окружающей силой и передавали ее своему владельцу. Распущенные волосы напротив, отдают энергию. Женщина могла носить распущенные волосы только в доме, среди самых близких людей, даже в кругу друзей такой вариант был недопустим. Не говоря уже о коротких прическах (типа каре). Таких исконно славянских причесок никогда не существовало, потому что женщина, которой необходимо делиться жизненной силой со своими детьми, никогда не станет лишать себя дополнительного притока энергии, это попросту глупо и даже опасно (чревато болезнями).

Что касается мужских славянских стрижек, то они также не подразумевали распущенных локонов, но по другой причине. Мужчины сильнее женщины с точки зрения энергетики, образно выражаясь, мужчина – генератор (тогда как женщина – приемник). Но распущенные волосы говорили о небрежности, да и попросту были неудобны, ни в быту, ни в бою. Мужчины носили достаточно длинные прически, но не такие длинные, как у женщин. Судя по уже упомянутым дневникам Ибн Фадлана, у мужчин волосы были примерно до плеч. Мужские славянские прически не подразумевают косу, волосы собираются в хвост. При этом часть волос сзади могла располагаться под хвостом в свободной форме (такую стрижку можно увидеть у Геральта из Ривии из ныне популярной компьютерной игры Ведьмак 3). Предположительно, мужчины могли заплетать несколько локонов в тонкую косу, оставляя ее сбоку. Этот аспект носил символическое значение, возможно, это был символ мужчины, идущего на войну. Однако такая коса никогда не оставлялась спереди лба, она могла мешать в схватке. Прически славянских воинов не особенно отличались от бытовых мужских причесок. Они в любом случае забирались в хвост, чтобы не мешать обзору. Также здесь стоит учесть один практический аспект. Учитывая наличие у воина шлема, хвост располагался у самой шеи, иначе воин попросту не мог надеть шлем с подшлемником. Это единственный действительно логичный момент, который стоит учитывать, в остальном, если мы говорим о глубокой древности, нам неизвестны какие-то особые прически славянских воинов. Таким образом, волосы у славян, имея особое символическое значение, распускались только в доме. Длинные волосы у славян были нормой, ненормальными считались короткие прически, не важно – у мужчин или у женщин. При этом у женщин они, разумеется, были длиннее, что отчасти обусловлено элементарной физиологией. Длинные волосы у славян – это символ красоты и силы, короткие волосы могли указывать на «низость» натуры человека, что, кстати, справедливо для многих народов древнего мира (за редким исключением, как, например, было у римлян). Также короткие волосы, вероятно, могли служить указанием на «рабское» положение. При этом известно, что славяне с древности использовали берегини – полоски из кожи или ткани, которыми обвязывался лоб. Так даже растрепанные локоны не мешали обзору, кроме того, к берегине могли подвешиваться декоративно-обережные элементы, к примеру – всем известные височные кольца, распространенные у восточных славян в Средние Века. Волосы у древних славян имели чуть ли не сакральное значение, поэтому к прическам, вероятно, подходили с большим тщанием. К сожалению, у нас нет точных сведений об обрядовых, жреческих или воинских славянских прическах. Однако мы знаем базовые принципы, знаем, как наши предки относились к своим волосам. Вероятно, этого достаточно для человека, который пытается так или иначе прикоснуться к своим корням, чтить былые традиции.