» »

Лев толстой пришла весна. Короткие рассказы про весну

29.03.2024

Кролевецкая Наталья Михайловна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Пересказ рассказа «Пришла весна » Л. Н. Толстого .

Воспитатель МКДОУ№18 г. Сегежа, Республика Карелия Кролевецкая Наталья Михайловна

Цель : Обучение детей последовательному пересказу с опорой на схему .

Основные задачи :

1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение,учить отвечать на вопросы по содержанию рассказа предложениямииз2-3 слов,развивать умение слушать товарища.

2. Продолжать учить образовывать слова-существительные с уменьшительно -ласкательными суффиксами. Развивать умение подбирать слова-синонимы.

3. Развивать зрительную , слуховую память,диалогическую и связную речь.

4. Воспитывать интерес к весне ,как ко времени года,замечать изменения и сравнивать с другими временами года.

5. Прививать любовь к литературным произведениям, развивать желание читать книги.

Предварительная работа :

Наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций , чтение стихов о весне .

Оборудование :конверт,картины : «Весна » , «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Большая вода» И. И. Левитана,портрет Л. Н. Толстого ., мяч.

Ход занятия:

Воспитатель : Дети,послушайте стихотворение,о каком времени года оно?

Н. Антипина

Я сочиняю про весну

Свое стихотворение.

Весна , когда звенит капель,

И слышно птичье пение.

Весной становится тепло .

И снег повсюду тает.

А над зеленою травой

Подснежник расцветает.

Весною стали дни длинней ,

А ночи все короче.

И листья новые растут

Из липких клейких почек.

Весной уходит от меня

Плохое настроение,

И я дарю весенним дням

Свое стихотворение.

Что ещё бывает весной (дети называют) . Что можно делать весной (играть с корабликами) .

Молодцы, ребята!

Я сегодня встретила утром почтальона, он принёс нам письмо, давайте откроем конверт и узнаем, что в нём.

(воспитатель открывает конверт, достает картины и портрет Л. Н. Толстого .)

Читает письмо :

Дорогие,ребята, мы, работники библиотеки,присылаем вам несколько картин и портрет писателя,рассказ , которого вы найдете в конверте. надеемся, что он вам понравится и вы будете ходить к нам в библиотеку и станете нашими читателями.

Кто знает, что такое библиотека (ответы детей)

О чем эти картины весне ) как узнали (темный снег, проталины, птицы-грачи вьют гнезда,деревья утонули в воде.)

Воспитатель : Правильно, ребята,эти картины о весне ,их написали (нарисовали) художники, а вот это портрет писателя Льва Николаевича Толстого . Это русский писатель,жил он более100лет назад. Он написал много книг для взрослых и детей, о войне,о животных,о добре и зле. Лев Николаевич даже открыл школу для детей, чтобы научить их читать и писать. Давайте послушаем рассказ о природе . Рассказ называется «Пришла весна » .

Пришла весна . По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Всё стало ярче, чем зимой : и дома,и заборы,и одежда людей,и небо, и солнышко. От майского солнца жмуришь глаза, так оно ярко. И по -особому ласково греет,точно гладит всех.

В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.

Воспитатель : Ребята, выражение «пришла весна » скажите, как можно по-другому сказать (наступила весна ) .

Все вопросы сопровождаются ответами, опираясь на таблицу.

Какое время года наступило? (весна )

Что случилось весной ? (Потекли ручьи)

Что стало ярче? (дома, заборы, солнце, небо)

Почему надо жмуриться? (от лучей яркого солнца)

Что случилось с почками? (они раскрылись)

Что раскачивает деревья (свежий ветер)

Чем закончился рассказ ? (деревья шептали свою весеннюю песенку)

Как по- другому можно сказать :«журчат ручьи» (текут ручьи,бегут ручьи,а что значит «пухнули почки» (лопнули,открылись)

Физминутка (дети стоят в кругу)

Весенняя капель

Солнце стало пригревать (растопырили пальчики,руки вверх)

Стали капельки стучать (стучим по ладошке пальцами)

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки (взялись за руки, по двигаемся по кругу)

Их попробуй, догони!

Воспитатель :Ребята,давайте с вами поиграем в игру «Назови ласково» (с мячом)

Дерево-деревце,

Ветка-веточка,

Вода-водичка,

лужа-лужица,

солнце-солнышко,

забор-заборчик,

ручей-ручеёк,

улица-улочка,

сад -садочек.

Воспитатель : А теперь, я прочитаю вам рассказ ещё раз , а вы внимательно слушайте и запоминайте. (повторное чтение)

Воспитатель : А теперь вы расскажите , о том, как наступила весна , в этом вам помогут картинки, надо рассказать по -порядку . (первый рассказ по цепочке .)

Второй и третий –индивидуально.

Воспитатель : Молодцы, ребята, ничего не забыли. Давайте посмотрим ещё раз на потрет, кто это (Лев Николаевич Толстой )

Как называется рассказ ? («Наступила весна » )

Вам понравился рассказ (ответы детей)

На следующий год мы с вами запишемся в библиотеку, и будем брать книги для чтения.

А вечером мы с вами сделаем кораблики из бумаги и вы сможете их пускать в ручейках.

Публикации по теме:

«Пришла весна, прилетели птицы». Конспект занятия по развитию речи в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Пришла весна, прилетели птицы». Цель: Знать время года – весна, её признаки. Задачи:.

Конспект НОД по речевому развитию с детьми средней группы на тему «Весна», пересказ рассказа «Март, апрель, май». Задачи: -познакомить с.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Конспект О. С. Ушакова. Развитие речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Подготовил педагог Тагиева С. З. ГБОУ.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»» Любовь Тулупова Тема:" Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»". Задачи: Образовательные задачи: Познакомить детей с писателем М.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого.

На солнце нельзя было теперь взглянуть, – лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды – ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, – суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, – пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еще не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков:

– Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку…

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, – все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и еще веселее засвистал весь сад, зашумел листьями.

Однажды Никита сидел на гребне канавы, у дороги, и, подпершись, глядел, как по берегу верхнего пруда по ровному зеленому выгону ходит табун. Почтенные мерины, опустив шеи, быстро рвали еще короткую траву, обмахивались хвостами; кобылы оборачивали головы, посматривая – здесь ли жеребенок; жеребята на длинных, слабых, толстых в коленках ногах бегали рысью кругом матерей, боялись далеко отходить, то и дело били матери под пах, пили молоко, отставляли хвост; хорошо было напиться молока в этот весенний день.

Кобылы-трехлетки, отбиваясь от табуна, взбрыкивали, взвизгивали, носились по выгону, брыкаясь, мотая мордой, иная начинала валяться, иная, ощерясь, визжа, норовила хватить зубами.

По дороге, миновав плотину, ехал на дрожках Василий Никитьевич в парусиновом пальто. Бороду его отдувало набок, глаза были весело прищурены, на щеке – лепешка грязи. Увидав Никиту, он натянул вожжи и сказал:

– Какая из табуна больше всего тебе по душе?

– Безо всякого «а что»!

Никита так же, как отец, прищурился и показал пальцем на темно-рыжего меринка Клопика, – он ему уже давно приглянулся, главным образом за то, что конь был вежливый, кроткий, с удивительно доброй мордой.

– Вот этот.

– Ну и отлично, пускай нравится.

Василий Никитьевич крепко прищурил один глаз, чмокнул, шевельнул вожжами, и сильный жеребец легко понес дрожки по накатанной дороге. Никита глядел вслед отцу: нет, этот разговор неспроста.

Весна долго не открывалась.
Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Всё в снегу.
Днём таяло на Солнце, а ночью доходило до семи градусов;
наст был такой, что на возах ездили без дороги, Пасха была на снегу.
Потом вдруг, на второй день Святой, понесло тёплым ветром, надвинулись тучи,
и три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь – Солнцу взамен.
В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман,
как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен.
В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины,
быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, весне не до сна.
И на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман,
тучи разбежались барашками, прояснело и открылась настоящая весна.
Наутро поднявшееся яркое Солнце
быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды,
и весь тёплый воздух задрожал
от наполнивших его испарений ожившей земли в лучах солнечной погоды.
Надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой берёзы,
зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава
и на обсыпанной золотым цветом лозине
загудела выставленная облетавшаяся пчела.
Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим ночью жнивьём,
заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами,
и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси,
удаляясь к горизонту со своими звонкими голосами.
Заревела на выгонах облезшая, только местами ещё не перелинявшая скотина,
заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей,
побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам,
затрещали на пруду весёлые голоса баб с холстами и их радостных детей,
застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны,
Теперь им не до сна -
Пришла настоящая весна.
______
Таланту Л.Н. Толстого.
Л. Н. Толстой. Анна Каренина. Часть вторая. (Отрывок.)
…Весна долго не открывалась. Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги, Пасха была на снегу. Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. Пришла настоящая весна.

Л. Н. Толстой Отрывок описывающий весну из “Анна Каренина”

Часть вторая, глава XII.
…..
Весна долго не открывалась. Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги, Пасха была на снегу. Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. Пришла настоящая весна.

Весной

Чехов А. П

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы молоды, любите природу, и если вы не капризны, не истеричны, и если по службе не обязаны сидеть в четырех стенах с утра до вечера. Нехорошо, если вы больны, если чахнете в канцелярии, если знаетесь с музами…..

Встреча весны: (Рассуждение)

Чехов А. П

Борея сменили зефиры. Дует ветерок не то с запада, не то с юга (я в Москве недавно и здешних стран света еще достаточно не уразумел), дует легонько, едва задевая за фалды… Не холодно, и настолько не холодно, что можно смело ходить в шляпе, пальто и с тросточкой. Мороза нет даже ночью. Снег растаял, обратился в мутную водицу, с журчаньем бегущую с гор и пригорков в грязные канавы; не растаял он только в переулках и мелких улицах, где безмятежно покоится под трехвершковым бурым, землистым слоем и будет покоиться вплоть до мая… На полях, в лесах и на бульварах робко пробивается зеленая травка… Деревья еще совершенно голы, но выглядывают как-то бодрей. Небо такое славное, чистое, светлое; лишь изредка набегают тучи и пускают на землю мелкие брызги… Солнце светит так хорошо, так тепло и так ласково, как будто бы славно выпило, сытно закусило и старинного друга увидело… Пахнет молодой травкой, навозом, дымом, плесенью, всевозможной дрянью, степью и чем-то этаким особенным… В природе, куда ни взглянешь, приготовления, хлопоты, бесконечная стряпня… Суть в том, что весна летит.

Публика, которой ужасно надоело тратить деньги на дрова, ходить в тяжелых шубах и десятифунтовых калошах, дышать то жестким, холодным, то банным, квартирным воздухом, радостно, стремительно и став на носки протягивает руки навстречу летящей весне. Весна желанная гостья, но добрая ли? Как вам сказать? По-моему, не то, чтобы слишком уж добрая, и нельзя сказать, чтобы слишком уж и злая. Какая бы она ни была, но ждут ее с нетерпением.

Поэты старые и молодые, лучшие и худшие, оставив на время в покое кассиров, банкиров, железнодорожников и рогатых мужей, строчат на чем свет стоит мадригалы, дифирамбы, приветственные оды, баллады и прочие стихоплетные штуки, воспевая в них все до единой весенние прелести… Воспевают по обыкновению неудачно (я не говорю о присутствующих). Луна, воздух, мгла, даль, желания, «она» - у них на первом плане.

Прозаики тоже настроены на поэтический лад. Все фельетоны, ругательства и хваления начинаются и оканчиваются у них описанием собственных чувств, навеянных приближающейся весной.

Барышни и кавалеры того… Страждут смертельно! Пульс их бьет 190 в минуту, температура горячечная. Сердца полны самых сладких предчувствий… Весна несет с собой любовь, а любовь несет с собой: «Сколько счастья, сколько муки!» На нашем рисунке весна держит амурчика на веревочке. И хорошо делает. И в любви нужна дисциплина, а что было бы, если бы она спустила Амура, дала ему, каналье, волю? Я пресерьезный человек, но и ко мне по милости весенних запахов лезет в голову всякая чертовщина. Пишу, а у самого перед глазами тенистые аллейки, фонтанчики, птички, «она» и всё такое прочее. Теща уже начинает посматривать на меня подозрительно, а женушка то и дело торчит у окна…

Медицинские люди очень серьезные люди, но и они не спят спокойно… Их душит кошмар и снятся самые обольстительные сны. Щеки докторов, фельдшеров, аптекарей горят лихорадочным румянцем. И недаром-с! Над городами стоят зловонные туманы, а туманы эти состоят из микроорганизмов, производящих болезни… Болят груди, горла, зубы… Разыгрываются старинные ревматизмы, подагры, невралгии. Чахоточных тьма-тьмущая. В аптеках толкотня страшная. Бедным аптекарям некогда ни обедать, ни чая пить. Бертолетову соль, Доверов порошок, грудные специи, иод и дурацкие зубные средства продают буквально пудами. Я пишу и слышу, как в соседней аптеке звенят пятаками. У моей тещи флюс на обеих сторонах: урод уродом!

Мелкие коммерсантики, ссудосберегатели, практические людоедишки, жидки и кулаки пляшут от радости качучу. Весна и для них благодетельница. Тысяча шуб идут в ссудные кассы на съедение голодной моли. Всё теплое, еще не переставшее быть ценным, несется к жидкам благодетелям. Не понеси шубу в ссуду, останешься без летнего платья, будешь щеголять на даче в бобрах и енотах. За мою шубу, которая стоит minimum 100 рублей, мне дали в ссуде 32 рубля.

В Бердичевах, Житомирах, Ростовах, Полтавах - грязь по колена. Грязь бурая, вязкая, вонючая… Прохожие сидят дома и не показывают носа на улицу: того и гляди, что утонешь чёрт знает в чем. Оставляешь в грязи не только калоши, но даже и сапоги с носками. Ступай на улицу, коли необходимость, или босиком, или же на ходулях, а лучше всего и вовсе не ходи. В матушке Москве, надо отдать справедливость, сапог в грязи не оставишь, но в калоши непременно наберешь. С калошами можно распрощаться навсегда только в весьма немногих местах (а именно: на углу Кузнецкого и Петровки, на Трубе и почти на всех площадях). От села до села не проедешь, не пройдешь.

Всё собирается гулять и ликовать, кроме отроков и юношей. Молодежь и не увидит за экзаменами весны. Весь май пойдет на получение пятерок и единиц. Для единичников весна не желанная гостья.

Погодите немножко, дней через 5-6, много через неделю, коты запоют под окнами громче, жидкая грязь станет густою, почки на деревьях станут пушистыми, травка выглянет повсюду, солнце запечет - и весна установится самая настоящая. Из Москвы потянутся обозы с мебелью, цветами, тюфяками и горничными. Закопошатся огородники, садовники… Охотники начнут заряжать ружья.

Подождите недельку, потерпите, а пока накладывайте на ваши груди прочные бинты, дабы не выскочили из грудей ваши разбушевавшиеся, не терпящие отлагательств сердца…

Между прочим, как прикажете изобразить на бумаге весну? В каком виде? В былые времена ее изображали в виде прекрасной девицы, сыплющей на землю цветы. Цветы - синоним радостей… Теперь иные времена, иные нравы, иная и весна. У нас она изображена тоже дамочкой. Цветов не сыплет, ибо нет цветов и руки в муфте. Следовало бы изобразить ее тощей, худой, скелетообразной, с чахоточным румянцем, но пусть она будет комильфо!1 Делаем ей эту уступку только потому, что она дама.

, о природе, о погоде.

Бургсдорф Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ №226 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Город Северобайкальск
Наименование материала: Непосредственно Образовательная Деятельность
Тема: Пересказ рассказа "Пришла весна" (по Л. Н. Толстому) в средней группе
Дата публикации: 25.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №226» открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект НОД (ОО Речевое развитие)

Тема: Пересказ рассказа «Пришла весна»

(по Л. Н. Толстому)

в средней группе

Воспитатель 1 квалификационной категории

Екатерина Владимировна Бургсдорф

г. Северобайкальск

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое

развитие, физическое развитие

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность

Форма организации детей: подгрупповая

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

Наблюдения в природе.

Цель-результат: дети умеют связно последовательно пересказывать текст с

наглядной опорой в виде графических схем, отображающих

последовательность событий.

Формировать умение целостно и эмоционально воспринимать

произведение; отвечать на вопросы предложениями из 2 - 3 слов;

образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными

суффиксами; составлять рассказ по мнемотаблице.

Развивать конструктивный праксис, мелкую моторику.

Воспитывать интерес к рассказу.

Оборудование и материал

Демонстрационный материал: Демонстративная картинка с изображением

весны, сюжетные картинки, схемы, мяч, мягкая игрушка-медвежонок, сундук,

кусочек дощечки, емкость с водой, емкость пустая, презентация «Цветущее

Раздаточный материал: разрезные картинки "лодочка" по количеству детей,

лодочки-оригами по количеству детей.

Средства ТСО : ноутбук, проектор, экран

Методы и приёмы

Словесный: (слушание стихотворения И. Токмаковой, чтение рассказа

«Пришла весна» Л.Н. Толстого, беседа, пересказ).

Наглядный: (рассматривание портрета Л.Н. Толстого, дощечки, картины с

изображение весны, рассматривание демонстрации глаголов «потекла»,

«пустить»)

Игровой: (Д/и «Собери лодочку», игра с мячом «Назови ласково»,

физ.минутка «Весна», сюрпризный момент – появление медвежонка)

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организованный момент. Пальчиковая игра «Поиграем с ручками»

выполнять движения в соответствии с текстом.

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь со всеми

Ни кого не обойду

С ноготками поиграю

Друг о друга их потру

Затем руки помочалю

Плечи мягко разомну

Затем руки я помою

Пальчик в пальчик я вложу

На замочек из закрою

И тепло поберегу

Вытяну я пальчики

Пусть бегут как зайчики

Раз-два, раз-два вот и кончилась ига,

А раз кончилась игра

Наступила тишина.

Предлагаю детям послушать стихотворение И. Токмаковой и ответить на

вопрос: Про какое время года в нем говорится?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Видно очень теплые

Ноги у весны.

Сюрпризный момент.

Ребята, посмотрите и скажите, кто к нам пришел в гости? (Медвежонок)

Что он принес с собой? (Показ сундучка)

Давайте посмотрим, что в нем лежит? (Демонстрация картины «Весна» на

большом экране)

Ребята, скажите какое время года изображено? (Весна)

Чтение рассказа. (Во время чтения выставляю сюжетные картинки)

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили

лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего

впереди себя не видели и в лужу упали.

Ребята, выражение «пришла весна» как можно сказать по другому?

(Наступила весна)

А вы знаете, что такое дощечки? (ответы детей)

Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму.

(демонстрирую дощечку, даю возможность детям потрогать её)

Предлагаю тетям рассказать, что значит «потекла», «пустили».

Уточняю, демонстрируя глаголы: Беру одноразовые стаканчики и под

наклоном переливаю воду из одного в другой стаканчик. Комментирую, что

вода потекла.

Беру тазик с водой, лодочку, сделанную своими руками, и опускаю в воду.

(Приглашаю детей подуть на лодочку). Комментирую, что вот так дети

пускали лодочки.

Какое время года наступило? (Наступила весна)

Что сделали дети? (Дети сделали лодочку)

Из чего они сделали лодочку? (Лодочку они сделали из дощечки)

Куда дети пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде)

Лодочка плыла или стояла на месте? (Лодочка плыла)

Что делали дети? (Дети бежали)

Чем же закончился рассказ? (Дети упали в лужу)

Какое настроение стало у детей? Почему? (Ответы детей)

А сейчас ребята я приглашаю вас в центр зала поиграть (Проводится под

музыкальное сопровождение физ.минутка «Цветок» 2-3 раза)

Спал цветок и вдруг проснулся, (дети сидят на корточках, спят)

Больше спать не захотел, (Встают, вперед-назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, прыжки вверх.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Ребята, посмотрите (обращаю внимание детей на части изображения

лодочки разложенных на столах) что это? (ответы детей). Предлагаю детям

собрать лодочки.

Д/и «Собери лодочку"» (Дети собирают около столов лодочки из 3 частей)

Молодцы, ребята! У вас здорово получилось!

Ребята, давайте поиграем с мячом в игру «Назови ласково», выходите в

центр, образуйте круг.

Игра с мячом «Назови ласково»

Доска – дощечка, лодка-лодочка, река-речка, дождь-дождик, ветер-ветерок,

дерево-деревце, вода-водичка, лужа-лужица, трава-травка, солнце-солнышко,

цветок-цветочек.

Вы большие молодцы!

А сейчас, ребята, приглашаю вас на свои стульчики.

Повторное чтение рассказа.

Ребята, я вам прочитаю рассказ еще раз. Помогут мне в этом схемы. (Во

время чтения рассказа выставляю схемы).

Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

А теперь давайте вы расскажите про то, как наступила весна (Пересказ

рассказа всеми детьми по цепочки и индивидуально)

Вы сегодня все такие молодцы! Медвежонок вам приготовил сюрприз. Но

сначала давайте мы научим медвежонка определять на картине весну, мы

назовем все признаки весны. Поможем? (Да)

(Демонстрирую на экране дерево, на котором нет ни одного листочка. Дети

называют признаки весны и на дереве появляются листочки и цветы)

Молодцы! Посмотрите, сколько вы назвали признаков весны, что наше

дерево расцвело такими красивыми цветами.

С каким произведением мы сегодня познакомились? (С произведением

«Пришла весна"»

А кто его написал? (Его написал Лев Николаевич Толстой)

Медвежонок дарит детям бумажные лодочки.

Литература: В Лебедева, И.В. Козина «Обучение дошкольников пересказу».

Средняя группа. ООО «Центр педагогического образования», 2015 г.

Модифицированный материал Л.В Лебедева, И.В. Козина пересказ

рассказа «Пришла весна» по Л.Н. Толстому.