» »

Устроить ребёнка, оставшегося без попечения родителей: как, куда, почему? Может ли несовершеннолетний проживать отдельно от родителей, опекунов и попечителей? Ребенок без родителей как называется.

22.10.2020

Родственники убитой москвички Ирины Кабановой готовы взять под опеку ее троих детей, сообщила президент благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская. По словам Альшанской, старшего ребенка намерен забрать первый муж Кабановой, а двух младших — родственники с Украины.

Ниже приводится справочная информация об основных формах устройства детей, чьи родители погибли или лишены родительских прав. Основными такими формами являются усыновление и опека.

Усыновление (удочерение)

Усыновление (удочерение) представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителей, поэтому усыновление является приоритетной формой устройства ребенка — он получает те же права и обязанности, что и кровный, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Этим усыновление отличается от установления опеки над ребенком, решение о которой принимается органами опеки и попечительства.

Могут быть усыновлены дети-сироты и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав.

Опека (попечительство)

Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками над ребенком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребенком в возрасте до 14 лет, а попечительство устанавливается над подростками в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом. В случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребенка.

По результатам исследования лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ, которое проводилось в течение ряда лет в разных регионах России, чаще всего опекунами становились бабушки — в 88% случаев. В 12% случаев ими становились дедушки, а посторонних среди опекунов было не более 2%.

Опекун назначается органами опеки и попечительства, которыми по совместительству являются органы местного самоуправления. Их полномочия определяются их уставами. Решение выносит глава городской или районной, включая районы городов, администрации по месту жительства опекуна. Относительно попечителей применяется та же процедура. Обычно опекунами и попечителями назначаются родственники будущего подопечного, а если они отсутствуют, то назначаются лица по выбору соответствующих органов.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Предварительная опека (попечительство)

Если несовершеннолетнему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, и его помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нецелесообразно, соответствующие органы вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя.

Чтобы своевременно установить предварительную опеку или попечительство, соответствующий орган обращается с предложениями об установлении их к гражданам, выразившим желание быть опекунами или попечителями и состоящим на учете.

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом). Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев.

Международный порядок

Если желающие усыновить (взять под опеку) ребенка проживают в странах СНГ, в силу вступает международный порядок усыновления.

Процедура такого усыновления регламентируется статьями 124, 165 Семейного кодекса РФ, главой 29 ГПК РФ, Федеральным законом "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (от 16 апреля 2001 года), другими актами.

В первую очередь, прорабатывается возможность передать детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих в стране, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства

Усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

Чинилова Инна
Дети без родителей

Сегодня понятие «сирота» стало, к сожалению, многозначным. Ранее сиротой считали ребёнка умерших родителей , лишившегося семьи в результате трагического, но естественного для человеческого бытия события. В последние годы отряд сирот пополнился за счёт социальных сирот – детей, осиротевших при живых родителях .

Вот некоторые данные статистики : по данным на начало 2014 года в России более 600 000 детей сирот, лишённых родительского попечения , 95% из них – социальные сироты. Не менее печальны причины распространения социального сиротства : рост числа детей, рождённых вне брака. Социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей , нездоровые отношения в семье, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содержанию и воспитанию ребёнка).

Среди «отказных» детей многие имеют врождённые психические и физические аномалии, как следствие зачатия партнёрами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности. Дети , помещённые в детские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.

Многие дети –сироты являлись объектом неправильного вредного воспитания в семье (безнадзорность, гипоопека) . Большинство семей, где дети лишены попечения родителей , характеризует вопиющее социальное неблагополучие : низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, аморальный образ жизни, пьянство родителей , скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками.

У оторванного от родителей и помещённого в условия интерната ребёнка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У многих детей развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально – познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротском учреждении вызывает у ребёнка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации : у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большому интересу к вещам, чем к людям, у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность, у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе.

Особая проблема - социально-психологическая неадаптированность выпускников сиротских учреждений. Выйдя из стен детского дома, молодёжь оказывается не готовой к самостоятельной жизни. Таким образом, последствия отсутствия материнской заботы человек может ощущать всю жизнь, ведь всё хорошее, и плохое – из детства.

В последние годы контингент детских домов стал более тяжёлым, но одновременно с этим возросли возможности, благодаря успехам медицины, коррекционной педагогики, в связи с чем удаётся преодолеть многие нервно-психические нарушения у детей. Чем труднее дети , тем квалифицированнее, терпеливее, добрее должны быть воспитатели домов ребёнка, детских домов, приютов.

В настоящее время Российское государство принимает неотложные меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования детей-сирот. Вступило в действие постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » В соответствии с этим существенно увеличены расходы на содержание воспитанников всех типов сиротских учреждений, распространены на опекаемых детей льготы и нормы материального обеспечения, установленные для интернатных учреждений.

ДЕТИ В ПРИЁМНОЙ СЕМЬЕ .

Усыновление - одна из форм воспитания ребёнка, оставшегося без попечения родителей , известная ещё со времён Древнего Рима. В течение столетий люди интуитивно понимали, что ребёнок, потерявший родителей , должен быть принят в другую семью, где его окружат заботой или хотя бы спасут от голода и холода. Психологические исследования последних лет показали, что потребность иметь маму и папу–одна из сильнейших потребностей ребёнка. А поэтому наилучшая замена собственной семье-новая семья; из всех форм опекунской заботы самая подходящая для ребёнка-усыновление.

В современном мире многие супружеские пары хотят усыновить ребёнка. Что к этому побуждает? Выявлено много причин : невозможность иметь ребёнка по медицинским показателям; нежелание иметь своего ребёнка по социальным показателям; смерть или неизлечимая болезнь родителей ребёнка , являющихся близкими родственниками усыновителя или опекуна; лишение родительских прав родителей ребёнка Иностранные граждане, которые с 1991г. Получили разрешение брать в свои семьи приёмных детей из России, видимо, руководствуются мотивами милосердия, поскольку усыновляют детей, особо нуждающихся в лечении и оздоровлении.

Как считают специалисты, в каждом конкретном случае необходима совершенно особая работа с приёмными родителями ещё до того , как в их доме появится ребёнок. Трудности, с которыми сталкиваются эти семьи, не только материальные, но и чисто психологические. Прежде всего это сомнения и неуверенность, сумеют ли они справиться с родительскими заботами и обязанностями, наладить отношения с ребёнком и т. д. Тревожат мысли о том, каков будет ребёнок, какие радости и огорчения он принесёт в дом. Беспокоят думы о «багаже» (наследственные качества, приобретённый опыт, с которым ребёнок войдёт в дом. Но с другой стороны, у будущих родителей зачастую формируются завышенные ожидания в отношении приёмного ребёнка (мечтают о хорошем образовании, развитии творческих способностей и т. д.). Приёмные родители часто испытывают повышенное чувство ответственности за воспитание и образование усыновлённого ребёнка. Они склонны предъявлять ребёнку повышенные требования, с которыми он просто не в состоянии справиться. В то же время родители не способны эмоционально поддерживать ребёнка. Не добившись реальных и быстрых результатов в воспитании, коррекции ребёнка, некоторые приёмные родители сваливают все неудачи на роковую наследственность.

Не справившись со столь сложными психологическими и нравственными проблемами усыновления, приёмные родители нередко возвращают ребёнка в детский дом. Последствия этого тяжёлого шага – душевная травма у ребёнка, серьёзные переживания у несостоявшихся родителей . Как потом сложится судьба у ребёнка? Вряд ли неудачное усыновление добавит в неё счастливые страницы. Вина взрослых, осуществивших этот бесчеловечный эксперимент, велика.

Главная проблема, которая возникает у многих родителей , усыновивших детей, заключается в вопросе : сказать или нет ребёнку о его происхождении? Каждая семья решает этот вопрос по-своему : одни рассказывают ребёнку правду, другие её утаивают. Однако страх перед раскрытием тайны держит в напряжении семью, создаёт в ней нервозную обстановку. Семья меняет место жительства, избегает встреч со знакомыми, знающих об усыновлении ребёнка. Но сохранить от ребёнка тайну усыновления не всегда удаётся. Иногда находятся «доброжелатели» , которые открывают ребёнку историю его происхождения. Специалисты рекомендуют приёмным родителям рассказать ребёнку дошкольного возраста о том, что его взяли, когда он был маленьким, потому что у него не было своей мамы. А теперь у него есть мама и папа, которые его любят. И здесь можно вспомнить русскую народную пословицу «Не та мать, что родила , а та, что выходила» .

Передача осиротевшего ребёнка в приёмную семью ставит перед ней ряд социальных, психологических, эмоциональных и педагогических барьеров. Процесс вживания ребёнка в приёмную семью зависит от личности родителей ,от общей семейной атмосферы, а также от самого ребёнка, его возраста, характера и предшествующего опыта. Адаптация даже здорового ребёнка в новой семье требует времени. В первое время у него возможны острые невротические и поведенческие, в том числе регрессивные нарушения. На определённом этапе могут проявиться отрицательные черты характера, привычки, неразвитость памяти, воображения, узость кругозора, отставание в познавательной сфере. Поэтому приёмным родителям необходимо иметь большое терпение.

Иногда родители хотят усыновить ребёнка, но оказываются не подготовленными к тому, что домашнее воспитание-это постоянный труд, без выходных и праздников, с поражениями и победами. Другими словами, чтобы взрослым решиться на такой ответственный шаг, как усыновление, надо созреть, взвесить силы и возможности, быть готовым к самоограничению, самоотверженности. Не принесёт счастья усыновление ни ребёнку, ни родителям , если на этот шаг супруги решились, чтобы спасти свой брак : ребёнок должен жить в счастливой семейной атмосфере.

Дети, которые в связи с жизненными обстоятельствами остались без родительского внимания и заботы, должны быть обеспечены защитой государственных органов. Их определяют в приемные семьи либо в специализированные учреждения, где за ними будет осуществляться надзор и уход. Кроме того, несовершеннолетние в данном случае не считаются сиротами, а только детьми, которые остались без родительского попечения, потому что законные представители ограничены или лишены прав, не исполняют свои обязанности. Сиротой можно назвать только того ребенка, который потерял и отца, и мать, потому что они умерли.

Определение

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который остался без заботы, внимания и материального обеспечения последних, в связи с тем, что они были лишены или ограничены в правах на него, уклоняются от воспитания, длительно отсутствуют, не забирают его из образовательного учреждения.

Вопросами по устройству таких детей в приемные или патронатные семьи либо в специализированные учреждения занимаются государственные социальные службы. Они должны выявлять таких несовершеннолетних, вести их учет, а также осуществлять контроль за их дальнейшей жизнью, питанием и развитием, если последние были переданы для воспитания другим людям.

Устройство

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определяются в специализированные учреждения для того, чтобы они могли нормально питаться, развиваться и получать образование.

Существует несколько форм для устройства несовершеннолетних:

  • опека или попечительство;
  • усыновление, удочерение;
  • патронатная или приемная семья.

В случае если такие возможности определения детей отсутствуют, то они должны быть переданы в специальные учреждения. Последние могут быть следующих видов:

  • детские дома;
  • интернаты;
  • социально-реабилитационные центры и приюты.

Ст. 155 кодекса о семейных отношениях говорит о том, что перечень таких учреждений может быть также дополнен иными некоммерческими организациями, которые будут осуществлять свои главные функции в виде надзора за такими несовершеннолетними.

В данном случае помощь детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивается государством в лице специальных социальных служб, которые занимаются их устройством в приемные и патронатные семьи, а также в специализированные интернаты и временные приюты.

Сроки

Органы опеки вправе определить несовершеннолетних в указанные учреждения для постоянного или временного проживания.

В том случае, когда ребенок помещен в детский дом на неустановленный период, то все обязанности по уходу, питанию и его содержанию ложатся на данную организацию.

Если же несовершеннолетнего определили в интернат временно, то за законными представителями, опекунами, попечителями сохраняются все права. При этом у данных лиц обязательно должны быть уважительные причины (тяжелое заболевание, длительная командировка), в связи с которыми они не могут должным образом следить и ухаживать за детьми.

В независимости от того, временно или постоянно ребенок будет находиться в специализированном учреждении, органы опеки составляют соответствующий акт при его передаче в указанную организацию.

Главные обязанности

На органы опеки возложены следующие функции:

  • обеспечение устройства несовершеннолетнего в специализированную организацию, где он будет получать образование, находиться под присмотром и на полном содержании;
  • осуществление контроля за деятельностью учреждения, где проживают маленькие граждане.

До того момента, пока ребенок не станет совершеннолетним, он будет находиться под их пристальным вниманием и надзором.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, полностью ложится на органы опеки, которые таким образом выполняют свои главные функции.

Помощь

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний гражданин, который вправе получать питание, образование и жилье от государства, потому что он лишился заботы родных и близких людей. Подобную помощь детям оказывают государственные органы, которые их передают в специализированные приюты и интернаты. Для этого и существуют социальные службы. Кроме того, каждый неравнодушный человек может помочь детям, обратившись для этого в специализированное учреждение.

Данные

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который находится в банке учета детей, которые нуждаются в помощи и защите. Для того чтобы получить какую-либо информацию о несовершеннолетних либо при желании их взять для воспитания в семью, необходимо обратиться к региональному оператору. На сайте банка есть анкеты малышей, вместе с фотографиями и краткими сведениями.

Данные о детях, оставшихся без попечения родителей, существуют для учета специализированными органами, которые осуществляют контроль за ними, а также для реализации прав граждан, желающих взять ребенка для воспитания в семью или усыновить.

Формы

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который нуждается в заботе и помощи государства. В данном случае его определением в интернат или приют будут заниматься специализированные органы.

Существует несколько форм устройства несовершеннолетних, лишившихся поддержки близких людей:

  • усыновление или удочерение, которое производится после оформления всех необходимых документов, представляет собой принятие ребенка на правах кровного родства, после чего от него уже невозможно отказаться;
  • опека - устанавливается над малышом до 14 лет, после этого возраста возможно только попечительство; подразумевают под собой проживание несовершеннолетнего с людьми в их доме под постоянным контролем социальных служб;
  • приемная семья - малолетние передаются гражданам после оформления договора; заменяет нахождение последних в специальной организации.

Поддержка государства

Права детей, оставшихся без попечения родителей, ни в коем случае не должны быть нарушены. Поэтому существует государственная поддержка, направленная на их защиту. Дети в данном случае имеют следующие права:

  • на образование;
  • на медицинское обслуживание;
  • на получение жилья;
  • на осуществление трудовой деятельности.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с помощью государственных органов опеки, благодаря которым ребенок сможет обрести новую и крепкую семью, которая лучше прежней сможет позаботиться о нем и его будущем.

Труд

Несовершеннолетние граждане, лишенные родительского попечения, при обращении в службу занятости должны быть поставлены на учет в качестве безработных с назначением пособия, которое будет соответствовать уровню средней зарплаты региона. При этом данные лица имеют право пройти профессиональную подготовку с назначением стипендии. Кроме того, если при трудоустройстве работодатель нарушит их права, то он будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Медицинское обслуживание

Детям, оставшимся без родительского попечения, и сиротам гарантируется бесплатная помощь в случае их болезни. Кроме того, они имеют право на лечение за пределами РФ при наличии достаточных медицинских показаний после обследования, которое будет проведено за счет денег из федерального бюджета. Также указанные несовершеннолетние граждане направляются в оздоровительные лагеря на безвозмездной основе.

Получение жилья

Дети, которые остались без попечения родителей, и сироты должны находиться в специализированных учреждениях, в которых за ними будет осуществляться надзор и контроль со стороны органов опеки. После достижения указанными лицами 18 лет, они имеют право на предоставление им благоустроенного жилья. Кроме того, оно должно быть в состоянии, пригодном для проживания. Возможность получения жилья сохраняется за данными лицами даже после исполнения последним 23 лет.

Судебная защита

В том случае, если нарушаются права детей, оставшихся без родительского попечения, и сирот, то их законные представители и прокурор вправе обратиться в вышестоящие инстанции для восстановления социальной справедливости. При этом данные граждане могут обратиться в суд, который находится по их месту жительства.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется профессиональными юристами на безвозмездной основе, потому что такое правило установлено законодательством РФ.

Прокурор при обращении в судебный орган всегда исходит из того, что граждане из тех детей, которые лишились родителей, в силу своего трудного материального положения не могут самостоятельно сделать этого. Кроме того, они нуждаются в защите государства.

Организации

Виды учреждений для детей, которые лишились родительского попечения, достаточно сильно отличаются друг от друга, и каждое имеет свое назначение.

К организациям, где содержатся несовершеннолетние, относятся:

  • образовательные, где они обучаются и воспитываются;
  • социального обслуживания, в случае наличия у ребенка выраженных умственных и физических недостатков;
  • системы охраны здоровья.

Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда могут обеспечить им полноценное образование и развитие, поэтому органы опеки всегда стараются найти для каждого такого малыша хорошую семью.

Данные организации существуют нескольких видов:

  • социальный приют предназначен для временного пребывания;
  • дом ребенка, куда помещаются малолетние до трех лет, в том случае если их оставили после рождения, для помощи матерям-одиночкам;
  • школа-интернат, где несовершеннолетние проживают и учатся;
  • детский дом - специализируется как учреждение для ребят различного возраста.

Кроме того, не сильно впечатляют темпы устройства маленьких граждан в семьи. Поэтому число детей, оставшихся без попечения родителей, становится все больше. Также не каждого ребенка можно взять для воспитания в семью в связи с различными медицинскими показаниями, иногда ему лучше будет находиться под контролем специалистов коррекционного учреждения.

В последнее время Даугавпилс в массовом порядке покидают молодые люди в поисках лучшей жизни, а вернее, в надежде заработать, они уезжают за границу. Впору распевать задорную песенку, слегка изменив слова: "Мой адрес не дом и не улица, мой адрес - Евросоюз!" Так-то оно так, и все бы ничего, но в родном городе остаются дети, причем остаются на долгие годы. А дети без родительского примотра могут вырасти такими, что никакие заработанные на чужбине деньги не будут в радость.

Не секрет, что среди подростков выросла наркозависимость. Нередко в квартирах, где живут оставленные на произвол судьбы подростки, создаются притоны. Мамы и папы рады бы остаться в родном городе рядом с детьми, но не всегда удается найти работу с нормальной оплатой труда. Что же делать? Какие самые необходимые меры предосторожности следует принять, покидая детей? На эти вопросы отвечает инспектор полиции порядка Светлана Федорова.

*У каждого возраста свои кошмары *

За последние 4-5 лет ужасающе возрос процент невротических расстройств у детей уехавших на заработки в Европу родителей, хотя ребята и растут в хороших условиях, любимы и избалованы.

Малыши 3-5 лет заметно реагируют на расставание с одним из родителей или с обоими; они испуганы и чувствуют себя незащищенными, страдают от ночных кошмаров. У них развивается страх расставания.

У ребят в возрасте 7-8 лет наблюдаются депрессивные реакции, ночные фобии вплоть до приступов пароксизма.

У 9-12-летних встречаются навязчивые идеи, суеверия, частые кошмары. Они представляют себе родителей мертвыми, больными, жертвами несчастных случаев, потому что боятся никогда не увидеть своих родителей снова. Из-за тревоги начинаются проблемы в поведении и учебе.

Подросткам лучше удается придать смысл случившемуся; они видят в отъезде родителей положительную сторону. Их внимание обращено скорее к самим себе как личностям и к собственным отношениям с людьми; их занимает собственная свобода и сексуальность.

Однако такие ребята входят в группу риска, не защищены перед проблемами, связанными с употреблением алкоголя и наркотиков.

Психологи обращаются к родителям, уехавшим и намеревающимся уехать: „Если копнете глубже в душах ваших детей, найдете пугающие вещи. Верните им детство!"

Учителя утверждают: дети, оставшиеся без родительского присмотра, получают очень много свободы, которой пользуются неэффективно (развлечения, дискотеки, ночные клубы, сомнительные заведения).

В случае отъезда одного родителя, ребенок оставлен на попечении другого. В таких семьях ситуация относительно стабильная, ученики имеют моральную поддержку как дома, так и в школе. Но если отсутствуют оба родителя, о детях заботятся дедушки, бабушки, родственники, соседи, опекуны – лица, менее близкие. После первых разногласий ребята предпочитают обходиться без них. В результате – опоздания на уроки, подавленность, неверие в себя, употребление алкоголя и наркотиков.

Утраченные иллюзии

Игодда отъезд родителей – такой многообещающий вначале, ведет к потере семьи. Пережитый опыт оставляет отрицательные следы на психическом здоровье оставленных детей.

Что же происходит с ребенком, для которого долгие годы родители - это лишь фотографии, голос в телефонной трубке и дорогие подарки?

Для маленького человечка мама – часть его самого. Известный всем родителям кризис трехлеток, не что иное, как первая попытка малыша осознать тот факт, что он – отдельная личность. Но это лишь крошечный шажок на пути взросления. Полностью отделиться от опеки ребенок сможет намного позже, после восемнадцати, а то и двадцати лет. До этого возраста родители для него - та самая стена, на которую он всегда может опереться в случае необходимости. Для ребенка это такой же непреложный факт, как необходимость есть, спать или дышать.

Легче всего воспринимают длительный отъезд родителей дети из больших сельских семей. В таких семействах родительские роли равномерно распределены между братьями и сестрами: старшие следят за младшими, у каждого есть своя часть работы по дому, которую просто не на кого свалить.

Намного сложней приходится ребенку-одиночке. Для него любые объяснения о том, что “у нас не хватает денег” - абстракция, которую он еще не может осознать. Пытаясь справиться с напряжением, вызванным необходимостью смириться с неотвратимыми изменениями, ребенок начинает по-своему объяснять себе факт отъезда.

Глубины души

Чаще всего отъезд родителей на заработки означает для малыша не что иное как предательство! Ребенок обижается на маму-папу, в его душе бушуют сильные чувства – обида, злость. Проблемы начинаются с того момента, как агрессия, рвущаяся наружу, сталкивается с внутренним цензором ребенка: родители – это табу, боги, которые не могут быть виноваты. Понять и объяснить себе или окружающим, что с ним происходит, ребенок еще не может и поэтому решает, что отъезд родителей - только его вина. Если бы он был лучше, умнее, послушнее, то родители, конечно же, остались бы дома. Чувство вины растет как снежный ком, ребенок становится неуверенным, замкнутым и малообщительным. Некоторые дети, отчаявшись обратить на себя внимание своими успехами, скатываются в другую крайность – мечтая добиться хоть какой-нибудь реакции родителей, они перестают слушаться, ведут себя вызывающе, эпатажно.

Родителям стоит помнить и о том, что на сильные переживания малыш может отреагировать и различными заболеваниями – проблемами желудочно-кишечного тракта, аллергией, кожными высыпаниями, частыми простудами. Это – следствие задавленного внутри стресса.

Пожалуй, единственный вариант, когда отъезд родителей на заработки - благо для ребенка, ситуация, когда в семье царит ложь. Для малыша, прекрасно читающего настоящие взаимоотношения родителей, внешняя видимость, когда взрослые стараются “держать марку”, – не более чем видимость. Малыш, чутко ощущая злость, обиду близких людей, вынужден не доверять своим собственным чувствам, слушая бодрые слова взрослых. Такая двойственность очень быстро приводит к психологическим проблемам и даже к психическим заболеваниям. Избавление от таких семейных отношений один из выходов для ребенка.

Жажда любви

В полноценной семье ребенок учится переживать эмоции, управлять ими, понимать реакции других людей. Лишенные такого багажа люди впоследствии не понимают своих эмоциональных реакций, в глазах других людей они выглядят роботами, занятыми лишь карьерой и внешними проявлениями успеха. Их называют “толстокожими”. Это – один из возможных вариантов психического развития малышей, чьи родители уехали на заработки. Однажды обманутые в своей жажде любви, они всю жизнь не могут переступить внутренний страх, предпочитая держать людей на расстоянии, лишь бы не испытывать боль, пережитую ими в детстве из-за отсутствия родителей. Частично это можно сгладить до бесконечности повторяемыми объяснениями в любви, но, к сожалению, любые слова не исправят ситуации прошлого.

…Девочку уже четыре года воспитывала бабушка, в то время как мама уехала на заработки. К девяти годам у ребенка развился тяжелый невроз, проявляющийся тиками. Да, она скучала по маме, как и любой ребенок, но одно с другим родственники не очень связывали. Проблема в том, что ребенок, в отличие от взрослого, не может прийти к психологу и сказать - у меня депрессия, мне тревожно.

У детей напряжение проявляется через поведение, эмоции - многие кусают ногти, начинается энурез. Они могут вести себя неадекватно – дергаться, убегать из дома, отказываться общаться.

Ребенок не может осознать, что значит - “мама вернется”. Если его оставляют с бабушкой, которая нянчила его с младенчества, и привязанность ребенка к ней больше, чем к маме, то ему легче перенести отъезд. Но в любом случае отъезд родителей вызывает ощущение потери. То же самое происходит с детьми, попавшими из семьи в детдом. Таким детям в дальнейшем тяжело установить отношения привязанности в своей собственной семье.

А если иначе не выжить ?

Если же вы взвесили все “за” и “против” и поняли, что отъезда не избежать, необходимо подготовиться к нему заранее.

Во-первых, с тем человеком, с которым будет оставаться ребенок (бабушка или тетя), нужно обеспечить длительный контакт, чтобы ребенок успел привыкнуть. Это нужно начинать делать не менее чем за полгода до отъезда. В идеале - пожить это время вместе, одной семьей, чтобы у ребенка была возможность сменить объект привязанности.

Во-вторых, уезжая, нужно оставить дома как можно больше напоминаний о себе – фотографии, вещи родителей. Попробуйте поступать так же, как с малышом, который первый раз идет в детский сад - ему в кармашек очень полезно положить какую-то бумажку, имеющую отношение к маме-папе, например, самый обычный талончик, чтобы ребенок клал руку в карман и натыкался на памятку о родителях.

В-третьих, желательно звонить и разговаривать с ребенком каждый день или хотя бы через день. Чем чаще – тем лучше.

В-четвертых, постарайтесь найти такую работу, чтобы уезжать не сразу на пять лет, а, скажем, хотя бы на год через год.

Но даже при правильном подходе к отъезду остаются проблемы. Дело в том, что если у человека пропадает объект здоровой зависимости – родители, близкие люди, то заменой могут стать компьютеры, наркотики, алкоголь или игровые автоматы.

Нужно правильно расставлять акценты - нужен ли будет потом этот дом, купленный на заработанные деньги, если рядом окажется наркоман, в которого превратился твой собственный ребенок?

Проблема осиротевших детей остается актуальной вне времени и места. По официальным данным, численность детей, оставшихся без попечения родителей на начало 2016 года по России, составила 71,2 тыс. Очевидно, что эта проблема не обходит стороной и наш город. Рязанский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции уже 17 лет принимает детей, оставшихся без родительской поддержки. Корреспондент портала сайт отправился в детский центр, чтобы выяснить, как здесь живут и взрослеют юные «пациенты».

Основная миссия детского центра – реабилитация и поддержка. Чаще всего сюда определяют детей из социально неблагополучных семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Фактически родители еще не лишены прав на ребенка, а он, в свою очередь, временно отдан под опеку государства.

Конечно, центр реабилитации – это не просто то место, где дети могут только покушать, поспать и отдохнуть после уроков. Руководство обозначает, что их база располагает всеми необходимыми ресурсами для обеспечения детям полноценного развития и досуга. Действительно, пройдя по коридорам центра, можно увидеть несколько актовых залов, кабинеты медицинских работников, интерактивные классы, тренажерный зал. Правда, заглянуть за двери этих кабинетов сотрудники не разрешают, ссылаясь на конфиденциальность информации. Художественных руководителей и педагогов увидеть также не удалось, правда, на предоставленных фотографиях их деятельность ярко отражена.

В итоге руководство показало лишь одну из детских комнат. Оказалось, что это двухкомнатное помещение – спальня и прихожая. Дети спят на двухъярусных невысоких кроватках. В прихожей стоят небольшие шкафчики, комоды, мягкие кресла, всюду много разных игрушек. Это просторные детские, в которых есть все необходимое для ребенка.

Глубоко оценить качество жизни детей в центре при полученной информации не удается. В ходе непродолжительного общения руководство центра дает понять, что многие вопросы и частные моменты не подлежат обсуждению. «Аккуратное» интервью ограничивается общими ответами, отказом от экскурсии по базе и предложением проводить корреспондента до выхода.


Чтобы понять общую картину жизнедеятельности детей в центре, остается только понаблюдать со стороны.

База центра реабилитации и коррекции находится в спальном районе нашего города, на улице Халтурина. Рядом расположен детский садик, напротив – школа, куда дети устраиваются при поступлении в центр. Его воспитанники обязательно получают дошкольное и основное образование. Некоторые после «выпуска» поступают в колледжи.

Хотя жизнь детей здесь находится под контролем, некоторую свободу они все-таки имеют. База ограждена, но главные ворота закрывается только на ночь. Подростки могут свободно выходить за территорию центра, но на установленное воспитателем время. Здесь, за территорией, и определяется их поведение и характер.

– Многих детей уже можно считать ребятами «с нашего двора». Малыши, конечно, всегда находятся под присмотром воспитателей, они обычно живут по распорядку, играют на территории детской площадки при центре. А вот подростки на наших глазах вырастают и взрослеют. Все разные – есть ребята невоспитанные, иногда такие фразы под окнами выдают, нельзя не сделать замечания. А есть и очень хорошие ребята. Часто собираются после школы на лавочках возле подъезда, общаются, смеются, и даже нам, пенсионерам, помогают, – рассказывает жительница соседнего дома.

Со стороны дети выглядят вполне довольными и беспечными. Воспитатели встречают и провожают маленьких детей в детские сады, подростки возвращаются из школ самостоятельно, чаще небольшими группами. Дети опрятны, одеты в новую школьную форму, у всех большие красивые портфели. После обеда ежедневно с детьми играют на детской площадке при центре, иногда все вместе организованно гуляют за территорией. По выходным здесь тихо и спокойно, в эти дни в центр обычно приезжают навестить детей их родственники и родители.

– Когда ребенок попадает сюда, нельзя сразу определить, сколько времени он здесь проведет и как сложится его судьба. Бывает, замечаешь, что семья искренне хочет вернуть ребенка, родители звонят, навещают его, изо всех сил стараются исправить ситуацию. По статистике, 50% детей в нашем центре возвращаются в семью или находят новую. Но это цифра. В частном порядке, случается, что дети повторно возвращаются к нам. Бывают позитивные случаи усыновления. К примеру, недавно приемные родители забрали из нашего центра сразу четырех маленьких сестер, – комментирует директор центра Валентина Фетисова.


Вспоминая своих «выпускников», сотрудники рассказали несколько историй о том, как сложилась судьба некоторых детей. История о мальчике, который вырос в центре, потом отучился в училище, стал военным и создал крепкую семью. Другой пример о девочке, которая попала в детский центр вместе с братом. Они рано лишились родителей и довольно долго проживали здесь. Позднее сотрудники помогли девушке устроиться в профессиональное училище, которое она смогла закончить и получить образование. Но спустя несколько лет, уже молодой женщиной, она привела в центр реабилитации своих собственных детей, ссылаясь на трудную жизненную ситуацию. Впоследствии ее лишили родительских прав.

Поговорить с руководством о конкретных случаях более подробно также не удалось. Обозначилось только, что за время своей работы центр реабилитации выпустил более 1 400 детей, оставшихся без родительской поддержки.

Мы видим, что в данном центре обеспечивается вполне благоприятная для жизни и развития детей обстановка. И остается тем более непонятным, почему руководство и сотрудники центра реабилитации отнеслись к посещению журналиста столь незаинтересованно, не захотели рассказать ничего конкретного и в прямом смысле закрыли перед ним двери.

Разочаровалась Маргарита Серегина

Фотографии предоставлены Рязанским центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции