» »

Теплые цвета объем фигуры человека а холодные. Цвет и его воздействие на человека

16.08.2020

Иногда люди затрудняются сказать, холодный или теплый оттенок какого-то цвета перед ними. Знать все о температуре цвета важно, так как это не только поможет нам определиться с собственной температурой природных красок , но и в дальнейшем выбирать подходящую для нас одежду, цвета которой будут нас украшать, делать лицо боле свежим, отдохнувшим, а нас — еще красивее!

Что нужно знать о цвете

Типичный цветовой круг состоит из шести цветов радуги. Помните, «Каждый охотник желает знать...»? Вы скажете, у радуги семь цветов? Да, но синий и голубой, по сути, являются одним и тем же цветом (голубой — светлый оттенок синего), поэтому в цветовом круге эти два цвета объединены.

Между этими шестью цветами (красный — оранжевый — желтый — зеленый — синий — фиолетовый) находятся промежуточные цвета, сочетающие качества соседних с ними. Между красным и оранжевым размещается красно-оранжевый, межу оранжевым и желтым — желто-оранжевый, между желтым и зеленым — желто-зеленый, между зеленым и синим — цвет морской волны (сине-зеленый), между синим и фиолетовым — сине-фиолетовый, а между фиолетовым и красным — красно-фиолетовый.

Одна из них — это температура цвета, то есть цвета подразделяются на теплые и холодные. Обычно принято разделять цветовой круг пополам по границе между красным и зеленым (изображение ниже), но иногда можно встретить и разделение круга между желтым и фиолетовым. В любом случае, все цвета, близкие к желтому, мы подсознательно воспринимаем, как теплые. Все цвета, близкие к синему, нам кажутся холодными. Поэтому они и являются ориентирами «теплоты» или «холодности» какого-нибудь цвета.

Посмотрите сами: если убрать все так называемые холодные цвета по одну сторону разделяющей линии, то половинка цветового круга нам кажется теплой.

А если убрать все теплые цвета, то оставшаяся половина выглядит холодной.

Как мы понимаем, какой цвет теплый, а какой холодный? Подсознательно, все цвета, которые либо явно содержат желтый цвет в составе, либо к нему приближаются на цветовом круге, мы воспринимаем как теплые.
Все, что напоминает нам синий или приближено к нему, нам кажется холодным.

Давайте возьмем три оттенка красного: алый, ягодный и малиновый.

Алый кажется самым теплым из них, ягодный — уже похолоднее, а малиновый воспринимается как холодный.

Давайте разложим цветовой круг на большее количество оттенков, распределив их по теплоте относительно друг друга (от центра основного цвета в одну сторону идут более теплые оттенки, в другую — более холодные). Например, от чисто-желтого (основной цвет) по направлению к оранжевому идут все более теплые его оттенки (желто-оранжевые), а по направлению к зеленому — все более холодные (желто-зеленые, то есть лимонные).
От центра чисто-красного цвета в сторону желтого идут более теплые оттенки (красный с примесью оранжевого, соседнего цвета), а в сторону фиолетового — более холодные (красный с примесью фиолетового) и т.д.

Найдем наши алый, ягодный и малиновый на этом более подробном цветовом круге.
Так мы увидим, что алый находится ближе к желтому, чем два других цвета, а малиновый — дальше всех трех от него, зато ближе к синему.

Поэтому, алый нам и кажется теплее, а малиновый — холоднее.
Таким образом, мы подсознательно сравниваем цвета с желтым и синим. Именно эти два цвета и отвечают за теплоту и холод каждого оттенка. Давайте посмотрим, почему.

Тон и подтон

Мы только что говорили о том, что цветовой круг поделен на две половины, одна из которых содержит теплые цвета, а другая — холодные.
И тут же сравниваем оттенки красного, который вроде бы должен быть теплым, отмечая, что некоторые из них холоднее, чем другие. Почему так получается?

Дело в том, что у каждого цвета есть тон и подтон.
Тон — это основной цвет, который виден сразу (chroma, то есть хрома, сам цвет), а подтон — то, что делает цвет теплым или холодным, то есть цветовая добавка.

У каждого цвета (красный, желтый, зеленый, синий и т.д. по радуге) есть великое множество оттенков. Эти оттенки образованы с помощью смешения этого цвета с другим цветом (или цветами). Именно этот другой цвет и является подтоном.

Если добавить желтый к любому цвету, то это сделает его теплее, а если добавить синий, то цвет станет холоднее.

Например, возьмем желтый цвет. Он априори воспринимается как теплый (это его тон ), но у него бывают и холодные оттенки, лимонный, например. Он тоже желтый (теплый тон), но у него холодный оттенок (подтон — добавили синего в желтый). Добавление синего делает любой цвет (тон) холоднее, а добавление желтого — теплее. Если добавить синий в желтый, то он становится зеленоватым (лимонным), а такой оттенок уже воспринимается, как холодный, так как у него холодный (синий) подтон.

Давайте посмотрим на картинку ниже.
Цвет яичного желтка: желтый (теплый тон) + желтый (теплый подтон ) = теплый оттенок желтого.
Лимонный цвет: желтый (теплый тон) + синий (холодный подтон ) = холодный оттенок желтого.
Зеленый хаки: зеленый (нейтральный тон) + желтый (теплый подтон ) = теплый оттенок зеленого.
Зеленый изумрудный: зеленый (нейтральный тон) + синий (холодный подтон ) = холодный оттенок зеленого.
Синий аква: синий (холодный тон) + желтый (теплый подтон ), так как смесь желтого и синего дает такой сине-зеленоватый оттенок = теплый оттенок синего.
Синий лазурный: синий (холодный тон) + синий (холодный подтон) = холодный оттенок синего.

Что значит теплый и холодный цвет

Итак, если к любому цвету добавить желтый, то цвет приобретает теплый оттенок.
Если к нему добавить синий, то цвет становится холодным.

Если мы улавливаем желтый подтон, то с уверенностью можем сказать, что это теплый оттенок какого бы то ни было цвета.

Например, оливковый воспринимается, как теплый цвет, так как здесь явно добавлен желтый к зеленому. Присутствует желтый (теплый) подтон.
А вот бутылочно-зеленый воспринимается, как холодный, потому как в зеленый добавлен синий, и это видно (это немного синеватый зеленый цвет). Здесь холодный синий подтон.

Зачем нужно отличать теплые оттенки от холодных

Отличать теплые оттенки от холодных (какие-то будут более теплыми, какие-то более холодными) желательно, чтобы мы имели возможность подбирать подходящие нам цвета в одежде и косметике. Если у вас ярко выражена температура красок внешности, то есть вы относитесь либо к , либо к , для вас этот навык будет просто необходим. Часто такие люди оказываются замкнутыми в определенной цветовой палитре, боясь выходить за ее рамки. Например, люди с холодной колористикой знают, что им категорически не идут теплые цвета, и поэтому совсем не используют желтый, зеленый, часто даже красный. Но на самом деле, существует множество холодных оттенков этих цветов, и они могли бы прекрасно подойти к их холодным краскам, и наоборот.

Расширяйте свои возможности, не бойтесь экспериментировать, добавляйте в свою жизнь новые цвета, пусть она раскрасится самыми разными замечательными красками!

Для тех же, кто мучительно пытается определить, теплые у него краски внешности, или холодные, я приготовила сюрприз: в следующей статье я дам ОЧЕНЬ ПОДРОБНЫЕ рекомендации, как наконец то определить свою температуру внешности .

Дорогие читательницы! Оставляйте отзывы и свои пожелания, задавайте вопросы, я с удовольствием на них отвечу, пишите, о чем еще вы хотели бы прочитать и подписывайтесь на новости.

Фото на превью : colorpalettes.net


Источник: Журнал о моде и шитье "Осинка.ру"

Сочетание теплого оттенка песка и холодного оттенка неба или воды - одно из самых наглядных проявлений контраста теплого и холодного в природе.
(фото: Надежда Азарова)


Следующий выделенный контраст в книге Иоханнеса Иттена "Искусство цвета" - контраст теплого и холодного. Суть этого контраста - сочетание в одной композиции теплых и холодных цветов . Вопрос в том, какие цвета считать теплыми, а какие холодными? И самое любопытное, почему?

Теплый или холодный?
Цепочка простых ассоциаций позволяет любому неподготовленному человеку моментально выделить из всего спектра самый теплый и самый холодный цвет.

  • теплое - огонь, солнце - красный, оранжевый;
  • холодное - лед, вода, снег - синий, голубой.
Практическим следствием этой интуитивной связи являются цветовые маркеры в быту: кран с горячей водой отмечен красным, кран с холодной - синим. Шкала положительных температур градусника - красная, шкала минусовых температур - синяя. Устойчивую ассоциацию теплого с красным, а холодного с синим можно смело записать в список базовых стереотипов человека.


Синий, голубой, фиолетовый принято называть холодными цветами, а красный, оранжевый и желтый - теплыми.
(рисунок: Надежда Азарова)


Если же спросить у обычного человека про теплоту зеленого, лилового, оливкового, лимонного и других промежуточных цветов, скорее всего этот вопрос поставит его в тупик.

В этой статье мы досконально разберемся, что влияет на теплоту цвета и почему цвет становится теплым или холодным. И начнем с самого начала. Когда детей на уроках рисования обучают делению цветов на теплые и холодные, обычно говорят, что синий, голубой, бирюзовый, фиолетовый - холодные цвета, а желтый, коричневый, оранжевый, красный - теплые. Для закрепления этой связи приводят ассоциативный пример: зима и лед - холодные, а лето и огонь - теплые. Это, безусловно, правильно.

На этом, как правило, обучение дихотомии "теплый-холодный" заканчивается. По большому счету, и ассоциативный ряд на теплое и холодное тоже заканчивается где-то здесь, вследствие чего в разделении остальных цветов на теплые и холодные у разных авторов имеются разные точки зрения.


Упрощенное деление цветового круга на теплую и холодную половину. Слева от вертикали - холодные "синие" цвета, справа - теплые "красные".
(рисунок: Надежда Азарова)


Давайте посмотрим как можно разделить цвета на теплые и холодные в цветовом круге. Проведите мысленно вертикаль через желтый цвет и пурпурный, разделяя круг на две части. Все цвета по "красную" сторону деления - желто-оранжевый, оранжевый, красный, пурпурный - считаются условно-теплыми. Все цвета с другой "синей" стороны - желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, фиолетовый - считаются условно-холодными. Цвета, через которые проходит граница теплоты - желтый и пурпурный - могут быть при таком делении и теплыми, и холодными в зависимости от своих примесей. Например, золотисто-желтый будет теплым, а лимонно-желтый - холодным. Это понятный, но достаточно условный подход к делению цветов.

Сделаем следующий шаг к углублению понимания температуры цвета. На мой взгляд, основная проблема с отнесением цвета к теплым или холодным связана с несистематизированным представлением о цвете. Кроме того, слова "холоднее-теплее" носят в нашем языке несколько субъективный характер. Что москвичу жара невыносимая, то южноафриканцу - прохлада желанная. Как следствие, появляется и субъективность в оценках цветов. Кому-то кажется, что желтый - это теплый цвет, а кому-то кажется, что он - холодный.

Однако, понятие "температура" в отношении цвета - параметр весьма и весьма объективный. Каждый физик это знает со студенческой скамьи и при наличии оборудования может даже ее измерить. В обычной жизни единственное оборудование, которым мы располагаем для оценки цвета и которое всегда с собой, это наши глаза. В помощь им у нас есть память и тело. Имея перед глазами упорядоченное множество цветов в виде спектра или в виде цветового круга, нам будет намного проще понять и постичь такую необычную характеристику цвета как "температура".


Все цвета имеют относительную "температуру". При движении цвета от холодного полюса к теплому его "температура" растет (красные стрелки). И наоборот, при движении от теплого к холодному (синие стрелки), "температура" цвета падает. Здесь наглядно видно, что желто-оражевый теплее чем салатовый, а фиолетовый холоднее чем пурпурный.
(рисунок: Надежда Азарова)


Абсолютным качеством теплоты/холода обладают только оранжево-красный полюс и сине-голубой. Все остальные цвета занимают промежуточное положение на шкале "теплый-холодный". Чем ближе цвет к холодному полюсу (сине-голубому), тем он холоднее. Чем ближе цвет к теплому полюсу (оранжево-красному), тем он теплее.

В то же время, чем дальше цвет отстоит от полюса теплоты/холода, тем более его восприятие как "теплый" или "холодный" становится относительным, то есть, зависящим от соседствующих цветов. Поэтому неудивительно, что с оценкой промежуточных цветов возникают разногласия. Зачастую только при сравнении двух цветов мы можем сказать, что один из них теплее, а другой - холоднее. Например, малиновый холоднее, чем красный, но теплее, чем лиловый.

Отсюда вытекает полезное следствие. Каждый цвет имеет теплый и холодный оттенок. Про желтый я уже упоминала выше. Сравните - теплый золотисто-желтый и холодный лимонно-желтый. И тот, и другой цвет сам по себе в обиходе большинство людей назовет просто "желтым". Однако, на цветовом круге лимонно-желтый лежит левее, ближе к зеленым тонам. А золотисто-желтый лежит правее, ближе к оранжевым тонам. Поэтому, мы однозначно можем сказать, что лимонный цвет холоднее золотистого. В паре они представляют собой теплый и холодный нюансы желтого.

На следующих схемах показано движение цвета к холодному и теплому оттенку на примере желтого, голубого, зеленого и красного.





Любой цвет может быть разделен на теплый и холодный оттенок. Эти схемы показывают развитие желтого, зеленого, голубого и красного в сторону теплоты и в сторону холода. Между двумя близкими плашечками цвета разница очень тонка, нюансирована. Но чем более оттенок становится теплым или холодным, тем больше видна разница с исходным цветом.
(рисунок: Надежда Азарова)

Упражнение с красками. Для желающих проделать это упражнение с красками я подготовила . Его можно скачать и распечатать на листе А4 акварельной бумаги. Постепенно подмешивая к исходному цвету теплый оранжево-красный, закрашивайте ячейки строки "теплее". Затем, подмешивая к исходному цвету холодный сине-голубой, закрашивайте ячейки следующей строки "холоднее". Так вы наглядно увидите, как цвет обретает теплый характер и как он становится холоднее. Это замечательное упражнение как для собственного развития нюансированного чувства цвета, так и для развития художественного вкуса у детей.
Теплые и холодные оттенки могут иметь глаза, кожа и губы человека. Сравните: холодные голубые глаза и теплые карие, персиковый оттенок губ и холодновато-малиновый. Стилисты, оценивая сочетание красок в лице клиента, часто говорят о теплом или холодном колорите. Это является для них точкой отсчета при подборе палитры цветовых нюансов в косметике и рекомендаций по цвету в одежде.


Киево-Печерская Лавра. Одна и та же фотография в разной теплоте красок производит разное впечатление! Теплый тон фотографии слева делает колокольню более душевной, мягкой. Нам кажется, что на улице - теплый вечер. Холодный тон фотографии справа придает колокольне некоторую отстраненность, формализм. На улице скорее холодный день, чем теплый вечер, правда?
(фото: Надежда Азарова)


Для художников теплые и холодные оттенки имеют особую важность. В теплых красках художник постарается передать теплый закат или солнечный день. Холодные краски незаменимы для прохладного утра и кристальной свежести зимнего пейзажа.

Одна и та же картина, написанная в теплых или холодных тонах, будет производить разное впечатление на зрителя.

Теплоту и холодность картинки учитывают и фотографы. Балансируя между теплом и холодом, они подбирают цветовые фильтры, чтобы "согреть" зимний пейзаж или напротив "охладить" ночную композицию.

Теплота ахроматических цветов
Отдельно хочу выделить группу ахроматических тонов. Напомню, ахроматические цвета - это черный, белый и серый во всех своих вариантах. Некоторые авторы априори считают эти цвета холодными. Некоторые полагают, что говорить о теплоте или холодности здесь вообще нельзя, поскольку единственное качество цвета, которым обладают черно-белые тона - это светлота.


Несмотря на то, что цвета ахроматической гаммы отличаются друг от друга главным образом по светлоте, мы все таки можем говорить о теплых и холодных оттенках белого, черного и серого.
(фото: Надежда Азарова)


Моя точка зрения такова - теплота ахроматических красок зависит от их подтона . В природе не бывает нейтральных белых, серых или черных красок. У каждой из них есть малозаметный цветной подтон. По этой причине, и текстильные ткани одного цвета отличаются друг от друга. Две черных материи от разных фабрик при сравнении друг с другом наглядно проявят разницу в отливе. Одна окажется иссиня-черной, другая - коричневато-черной.

Аналогично и с белыми тканями и цветами. Одна белая ткань может иметь молочный оттенок, другая - снежный. Это проявляется особенно наглядно при подборе белых тканей на свадебное платье. Можно объехать десяток магазинов в поисках такого же оттенка белого для кружева, каким обладает атлас платья.


Это только кажется, что все белые цвета одинаковы! На самом деле, подобрать две белые ткани одной теплоты - непростая задача. При сравнении оттенков всегда будет видно, что один белый цвет скорее молочный, а другой - более холодный, снежно-белый.
(фото: Надежда Азарова)


Серые цвета могут показаться образцом нейтральности. Но и здесь существуют оттенки! Сравните между собой мышиный серый и стальной серый. Очевидно, что теплота нюансов этих цветов даже по называнию оттенков - разная.


На шкале от белого до черного, серый - самый нейтральный по теплоте цвет. Однако, на его восприятие по теплоте будут влиять и подтон, и фактура ткани. Важный аспект: блестящие ткани всегда холоднее матовых.
(фото: Надежда Азарова)


Таким образом, общее правило определения теплоты работает и в отношении ахроматических цветов . Добавление теплых цветов (охры, коричневого) создает теплые оттенки, добавление холодных (синих, зеленых) - холодные.
Поэтому, иссиня-черный цвет будет холоднее, чем коричневато-черный. Молочный белый будет теплее, чем снежный белый. А мышиный серый будет намного теплее стального серого.


Иван Шишкин "Зима", фрагмент. Оригинал - слева, обработка фильтром - справа. Посмотрите, насколько снег холоднее на картинке справа! Его холодный голубоватый подтон особенно заметен на контрасте с теплым оттенком снега на исходной картине Шишкина слева. Также эта замечательная картина позволяет увидеть, что черный (стволы деревьев) действительно теплее белого (снега).


Относительную теплоту цветов на шкале белый-черный я бы определила так: белый - самый холодный цвет, черный - самый теплый, а серые цвета занимают промежуточное состояние.

Мои ассоциации в подтверждение этой идеи следующие. Белый - это снег, а даже согретый лучами солнца снег остается холодноватой субстанцией. Черный - это сажа, уголь, продукт горения, поэтому он всегда кажется теплее, чем белый.

Ранней весной, сравнивая между собой тающий снег и проталины черно-коричневой земли, мы точно чувствуем, что земля - теплая, а снег - холодный. Таким образом, черный будет теплее белого всегда, если их цветовые нюансы поддерживают это правило. Только если у черного цвета появится холодный подтон, он может стать холоднее теплых оттенков белого. Сравните между собой: теплый молочный оттенок и холодный иссиня-черный.

Заканчивая этот параграф, хочу еще раз подчеркнуть важный момент. Теплота и холодность оттенка любого цвета зависит от его подтона. Добавление теплых примесей - согревает оттенки, добавление холодных примесей - напротив, создает холодные оттенки. Кроме того, блеск всегда охлаждает цвет. Особенно по контрасту с матовым вариантом того же оттенка.

Значение теплого и холодного
Говоря про теплые и холодные цвета, нельзя обойти молчанием ассоциации и дополнительные смыслы, связанные с ними. Вы наверняка слышали не раз, что теплые цвета приближают, а холодные - отдаляют? На этом утверждении основываются рекомендации для полных женщин отдавать предпочтение холодным и темным тонам в одежде. Почему так считается?

Прежде всего, наша реакция на любой цвет связана с физиологией зрения и нервной системы. Цвета в цветовом спектре отличаются друг от другой длиной волны. С одной стороны спектра - сине-фиолетовой - длина волны короткая (400-500 нм, нанометров), другая сторона спектра - красно-оранжевая - характеризуется большей длиной волны (600-800 нм). Цвета с большой длиной волны - красный, оранжевый - кажутся нам теплыми. Цвета с короткой длиной волны - фиолетовый, синий, голубой - выглядят для нас холодными.


С точки зрения физиологии, теплые и холодные цвета отличаются для нас только длиной волны. Чем больше длина волны, тем теплее цвет. Чем меньше длина волны, тем он холоднее.
(рисунок: Надежда Азарова)


Так устроено наше тело, что красные лучи человеческому глазу сложнее сфокусировать. Это требует большего изменения кривизны хрусталика, чем при восприятии голубых красок. Аналогичную коррекцию глаз проделывает каждый раз при переводе взгляда с ближних объектов на дальние. Вероятно, эти похожие физиологические процессы уравнивают для нас понятия далекий и голубой, близкий и красный.

Кроме того, мы привыкли, что голубое небо - далеко, и далекие горы всегда окутаны голубоватой прохладной дымкой. Поэтому, холодные голубые тона мы считаем более удаленными, воздушными, отступающими вглубь. И напротив, теплые красные тона мы воспринимаем как близкие, выступающие наружу, плотные.


Архип Куинджи "Эльбрус вечером". Даже не зная, что это вечерний Эльбрус, мы могли бы понять время суток по холодному лунному отблеску на воде. Общий холодный колорит картины подчеркивает удаленность и холодное величие этих гор.


Подтверждение глубинной связи между холодным и далеким, теплым и близким я вижу в детской игре в поиск спрятанного. Если игрок далеко от клада, мы говорим ему "Холодно!", "Очень холодно!". Если он приближается к цели, мы подбадриваем его "Теплее!", "Тепло!". И когда спрятанное наконец найдено, мы кричим "Горячо!". Вероятно, наш язык поддерживает и сохраняет глубокие связи и ассоциации, о которых мы в обычной жизни не задумываемся.


Ян ван Гойен "Пейзаж с дюнами". Теплые краски очень характерны для горячего песка, зрелой пшеницы, солнечных дней. Эти цвета и объекты ближе к нам и душевно теплее, чем прекрасные, но далекие горы Эльбруса на предыдущем фото.


Цвет - это также определенный раздражитель для нервной системы. Исследования в области цветотерапии показывают, что синий цвет приводит к успокоению и торможению нервных реакций, а красный - к усилению кровотока, активности и гиперактивации. Зеленый и желтый цвета не дают таких полярных реакций и, как правило, используются для поддержки и небольшой коррекции состояния человека.

С любыми физиологическими изменениями в теле тесно связаны человеческие эмоции. Воздействие синего напоминает воздействие холода с его понижением двигательной активности, приток же крови под воздействием красного непременно повышает и градус эмоций. Именно это обстоятельство делает цветолечение таким эффективным. И более того, именно эти связи создают прочные ассоциативные ряды между цветом - эмоцией - физиологическим состоянием тела.


Максимилиан де Мойрон "Вид на Большой Эгер". На этой картине мы четко видим, что холодные голубоватые горы - дальше от нас, а ущелье с коровами, написанное в теплых красках земли, находится ближе к нам. Обратите также внимание, как естественно, что легкий и холодный цвет вверху картины, а теплый и тяжелый - внизу.


Сравните между собой две цепочки:
1. Горячий спор, теплый прием, радушный человек, активность, ярость, гнев, накал страстей, огонь, жаркий секс, знойная женщина, теплый полдень. Цвета - красный, багряный, оранжевый.
2. Холодный человек, освежающий душ, тонкий лед, водная гладь, пронзительный взгляд, свежий бриз, синий туман, голубая мечта, небесные дали, холодный мрак. Цвета - синий, голубой, фиолетовый.

Такие ассоциативные ряды являются основой при выборе цветовой палитры картины, кадра телефильма или образной фотографии при съемке в студии. Яркий действенный запоминающийся образ получается только тогда, когда он построен на физиологии человека, то есть активирует нужные связи в нервной системе и вызывает конкретные эмоции.

Представьте, как неубедительно выглядит освежающий душ в красных тонах или жаркий секс в сине-зеленой гамме. Поэтому, гель для душа с чувственным ароматом всегда будет подан в теплой или даже горячей цветовой гамме, а гель для душа с освежающим запахом - в холодной палитре красок. Иначе есть риск, что у вас не возникнет нужных ассоциаций и вы не купите этот товар. А кому сейчас нужны убытки?

Контраст теплого и холодного
Отдельная история - это сочетание теплых и холодных тонов в одной композиции. Композиция - это костюм, фотография, картина, кадр в фильме, обстановка в комнате. Неважно. Главное, это нечто, воспринимаемое глазом одномоментно.

Из предыдущего текста вы уже хорошо поняли про диаметральность чувств, которые вызывают по отдельности теплые и холодные цвета. Какие же эмоции рождает контрастный душ из теплого и холодного одновременно? Представьте себе, какой манящей выглядит запотевшая бутылка холодной воды в жаркий полдень. Или как острым ножом входят в душу влюбленной холодные слова о разрыве отношений. Или как трогает душу теплый огонек в избушке посреди заснеженного леса. Коктейль из противоречивых чувств обычно никого не оставляет равнодушным!

Надо заметить, что все самые яркие переживания и яркие эмоции человека всегда построены на контрасте чувств. Мы привыкли смешивать боль и радость, счастье и горе, близость и разлуку, любовь и ненависть. Возможно, противоложные эмоции уравновешивают друг друга, и одно не может обойтись без другого. А может, напротив, без этих полярных эмоциональных качелей жизнь представляется слишком серой...


Константин Васильев "Маршал Жуков". Глядя на эту картину, я слышу мощные звуки марша. Они зовут встать в строй и идти за победой. Несгибаемая воля маршала, национальная гордость, шаг вперед вопреки и пережитая боль. Передать силу этих эмоций позволяет художнику яркий контраст теплого и холодного. На фоне холодных серо-голубых тонов оранжевый кант шинели и ордена полыхают таким же огнем, как и оранжевое пламя за спиной маршала. Мы чувствуем напряжение войны, мы знаем цену победы.


Как бы там ни было, контраст теплого и холодного позволяет передать широкий спектр эмоциональных переживаний. Холод стали и жар огня - незаменимый контраст для полевых сражений и былинных сюжетов. Прохлада бирюзовой воды и раскаленный песок - обязательный контраст для создания настроения отпуска и рекламы тропических удовольствий. Холодный расчет в глазах и горячее сердце в груди героя - просто невозможно отразить без противоречивой игры теплого и холодного. Там, где есть соприкосновение противоречивых материй, всегда найдется место для контраста теплого и холодного!

Вместе с тем, контраст теплого и холодного - это не только жесткое противопоставление. На границе солнечного блика и снежной шапки в горах рождается мягкое переливчатое движение. Можно сказать, что этот контраст рождает особую вибрацию, движение, одухотворенное начало. Иттен считает этот контраст "самым звучащим среди других цветовых контрастов. Благодаря ему открывается возможность с помощью цвета передать высшую музыку небесных сфер".

Чаще всего, в живописи синим и фиолетовым тонам противопоставляют золотистые и охристые оттенки. В витражах храмов и библейских сюжетах используют сочетание теплого красного и холодного синего. Иттен пишет, что "Грюневальд обращался к этому контрасту тогда, когда хотел передать ощущение божественного начала."


Филипп де Шампень "Благовещение", фрагмент. Контраст холодного одеяния ангела, который принес весть Деве Марии, и теплого свечения вокруг него подчеркивает его божественную природу.


Особую любовь к контрасту теплого и холодного питали импрессионисты. Считается, что с тех пор как Моне открыл для себя этот контраст, все его работы построены на сочетаниях теплых и холодных оттенков. "Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного света, выполняя роль теневых цветов. Очарование картин Моне, Писсаро и Ренуара заключается зачастую именно в необыкновенной игре модуляций холодных и тёплых тонов", раскрывает тему Иттен. В двух словах, импрессионизм - это течение в искусстве с акцентом на передачу впечатлений (impression - впечатление). А где впечатления, там и эмоции! А где эмоции, там не обойтись без контраста теплого и холодного.
Очень интересно выглядит проявление этого контраста в интерьере и одежде. Поскольку этот контраст связан с движением и некоторым противоречием, эти идеи должны быть поддержаны фактурой человека или задачей помещения. Применить контраст теплого и холодного на практике можно двумя способами:
1. Выбранный цвет делится на два оттенка - теплый и холодный. Композиция строится на сочетании полученных тонов. Например, вместо одного красного можно сделать более вибрирующее сочетание оттенков - холодного малинового и теплого оранжево-красного. Вместо одного зеленого можно взять пару бирюзовый с горчичным. На нижеследующем рисунке в качестве примера я использовала крайние оттенки теплого и холодного, полученные в упражнении из первой части статьи.
2. Контраст строится на ярком противопоставлении теплых красно-оранжевых тонов и холодных сине-зеленых. Например, на голубом диване могут лежать оранжевые подушки. В интерьере песочного цвета появляется синий ковер. Стол с голубой скатертью может стать более нарядным и звонким с оранжевыми салфетками. Контрастные сочетания синего с терракотовым, бирюзового с охрой, голубого с песочным, действительно, прекрасно смотрятся в интерьерах.


В целом хочу отметить, что наиболее экспрессивно контраст теплого и холодного выглядит при равной светлоте использованных оттенков. Если же один из оттенков осветлен, а другой затемнен, большую роль в композиции начинает играть контраст светлого и темного, уменьшая вибрирующую температурную игру красок.





Примеры использования контраста теплого и холодного в одежде. Я взяла крайние цвета из упражнения выше, где было показано, как цвет изменяется в сторону теплого и холодного оттенка.
(рисунок: Надежда Азарова)


Как всегда, завершая тему, демонстрирую свой коллаж. Вы видите здесь и произведения живописи, и подумные варианты одежды, и природный контраст горячего песка и яркого синего неба. Проявления контраста теплого и холодного есть повсюду. Надо только приглядеться.


В коллаже использованы фотографии с подиума от Marcio Madeira, рисунки Надежды Азаровой, произведения живописи: Клод Моне "Парламент, Лондон", Борис Кустодиев "Дети в карнавальных костюмах", Микеланджело "Сивилла", Иван Айвазовский "Девятый вал", Уильям Тёрнер "Колизей".


Для тех, кто изучает колористику дистанционно. В качестве задания для детей предлагаю нарисовать гуашью два пейзажа - один теплыми красками (например, пустыню с верблюдами, осень или закат), а второй - холодными (например, горное озеро, зимнюю дорогу или рассвет), и рассказать маме, почему они выбрали именно эти краски для своего пейзажа.
В помощь юным колористам - два шаблона для раскраски: и . Оба шаблона с разрешением 150 dpi для распечатки на листе А4. Кроме того, можно поэкспериментировать с красками, изменяя цвет в теплую сторону и в холодную. Шаблон для раскраски можно . Такое упражнение учит различать нюансы оттенков и очень полезно для художественного развития.
А от взрослых вольных слушателей, как всегда, жду коллажи или рисунки на контрасте теплого и холодного в нашей теме "Изучаем колористику с Осинкой" .

Статья взята с сайта

Потренируемся находить и запоминать ведущую характеристику цвета на конкретных примерах. Если светлый от тёмного или яркий от приглушённого отличают легко, то определение температуры цвета — задача посложнее.

Представьте себе синий и голубой цвет в тёплых оттенках, а красный и жёлтый — в холодном варианте. О двух значениях терминов «тёплый цвет» и «холодный цвет» написано . Напоминаю, что тёплый цвет – это цвет с жёлтым (золотистым) полутоном, холодный цвет – с синим полутоном.

Разберём на примерах тёплые и холодные оттенки базовых цветов.

КРАСНЫЙ.

Тёплые оттенки красного: томатный, кирпичный, коралловый, маково-красный, медно-красный, огненно-красный, цвет красной рыбы, цвет перца чили, гранатовый, багряный, красное дерево.
Холодные оттенки красного: вишневый, малиновый, клюквенный, винный, бургундский, рубиновый, пурпурный, бордовый, свекольный, черешневый.
Также есть нейтральные оттенки красного: алый, кровавый красный, арбузный, кардинал.

Существуют и другие, но давайте остановимся на этих и попробуем научиться видеть температуру цвета.

Запомните – тёплые оттенки постепенно переходят в оранжевый (красный + жёлтый = оранжевый), холодные – в фиолетовый (красный + синий = фиолетовый).

Тёплые оттенки красного



Холодные оттенки красного

ЖЁЛТЫЙ.

Чистый жёлтый цвет относится к тёплым цветам. Ещё сильнее он «повышает» свою температуру при добавлении в него красного цвета. «Охладить» жёлтый цвет можно путём добавления в него голубых и синих цветов.

Отличия запомните по ассоциации: тёплый оттенок у кожуры спелого банана, холодный – у лимона. А вот цвет банановой мякоти – это нейтральный светлый оттенок, ни тёплый, ни холодный.

Тёплые оттенки жёлтого: золотисто-медовый, сернисто-жёлтый, одуванчиковый, горчичный, цыплячий, янтарный, цвета подсолнуха, манго, облепихи, приправы карри, куркумы, яичного желтка, мимозы.
Холодные оттенки жёлтого: лимонный, лунный, соломенный, металлический.
И другие.
Запомните – тёплые оттенки постепенно переходят в оранжевый (жёлтый + красный = оранжевый), холодные – в зелёный (жёлтый + синий = зелёный).

Тёплые оттенки жёлтого




Холодные оттенки жёлтого



ЗЕЛЁНЫЙ.

Зелёный цвет получается при смешивании жёлтого и синего цветов. Если эти краски в равных или примерно равных пропорциях, то сам по себе такой зелёный – нейтральный по температуре. Если преобладает жёлтый цвет, то оттенок зелёного тёплый. Если преобладает синий, то оттенок зелёного холодный.

Тёплые оттенки зелёного: цвета майской зелени, оливковый, зелёного горошка, болотно-зелёный, липовый, тростниковый, хаки, яблочно-зелёный, цвет зелёного мха.
Холодные оттенки зелёного: хвойно-зелёный, мятный, изумрудный, нефритовый, малахитовый, дымчатый серо-зелёный.
И другие.

Запомните — холодный зелёный постепенно приближается к сине-зелёному цвету, или цвету морской волны. Тёплые оттенки приближаются к жёлто-зелёному цвету.

Тёплые оттенки зелёного



Холодные оттенки зелёного



СИНИЙ.

Чистый синий сам по себе относится к холодным цветам. Яркие и особенно тёмные оттенки синего обладают сильно выраженной холодной температурой. Такие холодные оттенки выглядят льдистыми.

Понятия "теплые" и "холодные тона" широко используются в самых разнообразных жизненных сферах, а особенно в искусстве. Практически во всех книгах, связанных с живописью, модой или дизайном интерьера, упоминаются цветовые оттенки. Но авторы в основном останавливаются на том, что выполнения произведения искусства в том или ином тоне. Поскольку понятия теплых и холодных цветов широко распространены, они требуют более детального и внимательного рассмотрения.

Теория Арнхейма

Существует одна теория, которую создал Р. Арнхейм, объясняющая теплые и холодные тона как явление. Согласно этой теории, любой оттенок может быть как теплым, так и холодным. Если какой-нибудь цвет отклоняется в направлении другого, то он может стать по тепловой нагрузке иным, чем был вначале. К примеру, желтый или красный с примесью голубого будут выглядеть холодными, а желтый и голубой с оттенком красного - теплыми. Отсюда можно сделать вывод: изначально теплый цвет с примесью холодного оттенка тоже станет холодным. Но данная теория не бесспорна. Ведь нужно учитывать и всю систему, где расположен конкретный цвет. Каждый может стать теплым или холодным, смотря какую примесь к нему добавить. В живописи оттенок считается более важным, чем сам цвет. Ведь изначальный чистый цвет всегда выглядит строго и беспристрастно.

Насыщенность и строгость

Цветовая "температура" зависит еще и от насыщенности. Если цвет имеет оптимальное насыщение, то он всегда будет выглядеть холоднее, чем менее насыщенный тон. Красота, в которой все соблюдено со строгостью, характеризуется как холодная. Архитектура, где ярко выражена геометрическая пропорциональность и четкость, строгая симметричность формы, всегда называется холодной. И наоборот, если в каком-либо произведении искусства заметны погрешности, нечеткости, отклонения от строгости, то оно считается более теплым, одухотворенным, близким ко всему земному.

Чистота цвета

Рассматривая теплые и холодные тона, надо учитывать и понятие чистоты цвета. В существуют некоторые тона, которые традиционно считаются смешанными, к примеру, желтый или оранжевый. Поэтому необходимо научиться определять главные чистые цвета, которые могут образовать остальные оттенки путем своего смешивания. Преобладание красного или синего является показателем температуры смешанного оттенка. Если цвет близится к красному, он считается теплым, а если к синему - холодным. С уверенностью можно сказать, что в живописи понятие теплоты и холодности цвета не несет никакого значения. Важным является разделение оттенков на «холоднее» или «теплее».

Светлота и ее влияние на цветовую температуру

Для начала надо определить, какими цветами являются черный и белый. Считается, что белый обозначает все цвета одновременно, то есть заключает в себе все существующие оттенки. Сбалансированность и температурная нейтральность - основные качества белого. Интересно, что к белому цвету по своим свойствам наиболее близок зеленый. Отсутствие цвета обозначает черный. У него нет своей цветовой волны, где обозначаются оттенки от светлых к темным.

Темный холод

Темные холодные тона всегда напоминают человеку о зимней стуже. К ним относятся зеленый, синий, фиолетовый, сиреневый. Эти цвета и некоторые их оттенки выглядят холодными, если они не слишком насыщенны. Также у них есть слегка пепельный оттенок. Главное в холодном цвете - это отсутствие красного оттенка, который традиционно считается теплым.

Светлый холод

Светлые холодные тона заключают в себе розовый, голубой, светло-зеленый цвет. Они не насыщенны и не слишком яркие. При взгляде на такой тон возникает чувство холода и дыхания зимы. Если в цвете будет больше желтого, то он перейдет в теплую гамму оттенков, а если голубого - в холодную.

Как определить, какой тон подойдет человеку?

Чтобы узнать, какой цвет и его тон будут человеку к лицу, главное - определить оттенок его кожи. Кому-нибудь пойдут холодные и контрастные зимние цвета, другому - яркие краски весны, светящаяся теплота лета. При желтоватой коже с золотистым оттенком лучше выбирать Комбинация с холодными цветами может стать неудачной, так как кожа приобретет болезненно-желтый вид. Если цвет лица имеет легкий сероватый подтон и несколько отливает голубым, то человек всегда будет смотреться в выигрыше, выбрав холодные тона. На фоне теплых оттенков кожа будет смотреться блекло и даже может потерять свой здоровый вид. Определяя подходящие тона, человек должен принимать во внимание и контрастность. Некоторым людям не идут насыщенные и яркие цвета, так как на их фоне личность может просто потеряться. В таком случае надо останавливаться на нежных и спокойных цветовых гаммах. Они помогут подчеркнуть тип лица и кожи, сделают человека заметнее и ярче.

Выглядеть достойно и уверенно - легко

Станут отличным выбором для людей, которые относятся к зимнему типажу. То есть для тех, кто обладает светлой кожей, ярко выраженными глазами и не блеклыми волосами. К примеру, людям с темным оттенком волос подойдут холодные оттенки синего, красного и зеленого цвета. Они подчеркнут достоинства и спрячут недостатки. Человек будет выглядеть запоминающимся и сможет выделиться из толпы.

Обладателям светлой шевелюры надо делать акцент на такие холодные тона, как фиолетовый, голубой, светло-красный. Они станут незаменимыми помощниками, если личность желает выглядеть уверенно и красиво. Такие цвета оттеняют светлые волосы и дают возможность человеку быть ярким и незаурядным. Люди будут обращать свое внимание не на одежду человека, а на его лицо, что очень важно, к примеру, при устройстве на работу. Определить свой тон, который будет помогать и подчеркивать достоинства, крайне важно. Выглядеть замечательно и всегда быть на высоте - желание каждого. Главное - уметь правильно пользоваться цветами и их оттенками.