» »

Натюрморт в графике поэтапное рисование. Как поэтапно нарисовать карандашом натюрморт с фруктами? Примеры цветовых решений

13.09.2023

Делаем набросок

Сначала хорошенько рассмотрите, как разложены фрукты и как очертания одного из них сочетаются с очертаниями другого. Затем возьмите жесткую черную пастель и набросайте всю композицию. Рисуйте короткими, легкими штрихами, помня о том, что это эскиз. Не стремитесь к абсолютной точности.

Наносим фоновый тон

Используя боковую сторону лимонно-желтой пастели, нанесите фоновый тон на все фрукты теплых цветов то есть на красное яблоко оранжевый апельсин, желтые банан и грушу (за исключением виноградин). Старайтесь не выходить за пределы контура каждого плода и не закрашивайте те места, где впоследствии будут нарисованы блики Кончиком пастели нарисуйте более четкие желтые линии, чтобы показать нижний изгиб банана и его ножку. Смешивание цветов В данном случае смешивание цветов применялось очень ограниченно, поскольку наш художник стремился как можно полнее использовать возможности, которые предоставляет шероховатая поверхность специальной бумаги для пастели. Однако совсем без смешивания в этом натюрморте не обошлось - именно так были нарисованы блики на виноградинах, передающие игру света на поверхности ягод. Интенсивность белого цвета здесь увеличивается по мере приближения к сердцевине блика. По тому же принципу изображена и отбрасываемая от фруктов тень. Она насыщенней всего в центре и постепенно размывается к краям.

Продолжаем работу

Наметив контуры предметов и покрыв фрукты фоновым тоном, вы можете перейти к основным цветам и бликам. Отделяя на бумаге один фрукт от другого, используйте как плоскую сторону, так и острый кончик пастели.

Придадим форму апельсину

Возьмите оранжевую пастель и проведите внутри апельсина несколько коротких серпообразных линий, повторяющих контур плода. Используйте и острый кончик, и плоскую сторону пастели. Обычный оранжевый цвет хорошо смешивается с более светлыми теплыми цветами, поэтому он частично покроет лимонно-желтыи фон.

Нанесем зеленые штрихи на грушу и банан

Вновь используя и острый кончик, и плоскую сторону пастели цвета хаки, добавьте зеленоватый оттенок на груше и на банане. Обратите внимание на самые сложные линии, подчеркивающие выпуклости груши (в нижней ее части) и ножку банана.

Добавим светлые тона на яблоко

Для прорисовки яблока возьмем светло-красную пастель Покройте ровными штрихами среднюю часть яблока, а затем проделайте то же самое на левой стороне плода. Затем острым кончиком пастели необходимо усилить цвет вокруг впадинки с черенком и еще сильнее выделить основной контур яблока.

Рисуем виноград

Возьмите вишнево-красную пастель и короткими штрихами закрасьте виноградные ягоды так, чтобы штрихи повторили их форму. Оставьте пустыми те места, где впоследствии появятся блики.

Продолжаем рисовать яблоко и апельсин

Вновь вернемся к вишнево-красной пастели, а также к тем участкам яблока, которые мы уже покрыли светло-красным цветом. Плотными штрихами подчеркните форму плода. Не трогайте среднюю левую часть яблока. Перейдите к апельсину, заштрихуйте его ярко-оранжевой пастелью, постарайтесь повторить форму плода.

Выявим самые темные тона у яблока

Возьмите темно-лиловую пастель и острым кончиком выделите контур яблока, а также изогнутую выемку, в которой сидит черенок. Затем боковой стороной пастели слегка затемните красное пятно в центре яблока.

Теперь вернемся к винограду.

Используя темно-лиловую пастель, закрасьте очень энергичными мелкими штрихами внутреннюю часть каждой ягоды, стараясь подчеркнуть их форму. Не забудьте оставить светлыми те участки, где позже появятся блики.

Добавим темные тона на груше, на банане и виноградинах

Желтой охрой отметьте наиболее темные фрагменты на груше и кожуре банана, как показано на рисунке. Используйте более плотные линии в тех местах, где виноградины отбрасывают на грушу небольшую тень. Чтобы лучше показать форму каждой виноградины, обведите внешний край каждой ягоды острым кончиком черной пастели.

Доводим виноградины до бликов

Возьмите белую пастель и легкими движениями закрасьте все до сих пор не заштрихованные фрагменты на каждой виноградине. На некоторых из них блики сделайте наиболее четкими Для того чтобы правильно расположить блики, чаще сверяйте свой рисунок с фотографией.

Отметьте на апельсине яркое пятнышко цвета хаки и добавьте белый блик.

Затем белые блики добавьте на все остальные фрукты, как показано на рисунке используя для этого плоскую сторону пастели. Теперь острым концом белой пастели нарисуй те несколько скошенных линий в углублении, где сидит черенок яблока, а затем - темно коричневой пастелью. Тем же цветом обведите край яблока и слегка заштрихуйте светло коричневые пятна чтобы сделать их темнее Осторожно разотрите кончиком пальца блики на виноградинах.

Заканчиваем рисовать апельсин

Используя плоскую сторону пастели, сделайте несколько светло-красных штрихов на апельсине, подчеркивая его форму и контур Наносить их следует очень легко После этого осторожно разотрите пальцем красную пастель.

Рисуем фон

Белой пастелью сделайте серию горизонтальных и вертикальных штрихов вокруг рисунка.

Оставьте без штриховки лишь участки, прилегающие справа к груше и слева к апельсину, - здесь вы можете добавить тени.

Добавляем тень от фруктов

Сделайте кончиком черной пастели мелкие штрихи чтобы углубить лежащие вокруг виноградин тени Затем плоской стороной черной пастели нанесите легкую тень на поверхность воображаемого стола и пальцем разотрите ее так, чтобы она постепенно переходила в белый фон.

Готовый натюрморт

А Многослойный цвет

Пастель хороша тем, что ее можно наносить слой за слоем. На светлый основной тон легли более темные тона, что помогло придать объем изображаемому предмету.

Б Ровный фон

Ровный белый фон хорошо оттеняет сложные формы ярко окрашенных фруктов

В Размытая тень

Плавный переход падающей от фруктов тени в белый фон делает ее более естественной.

Вначале очень коротко из истории искусств.
Натюрморт с фр. nature morte переводится как «мёртвая природа» или голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life - «застывшая жизнь». Это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевлённых предметов.
Жанр начал формироваться в XV—XVI веках (как часть композиции), окончательно сформировался в XVII веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской и американской живописи.
Интересно то, что в живописи старых мастеров существовало 2 типа натюрморта:
- «вещи человека» (личные, характеризующие человека, например «суета сует»);
- «вещи для человека» (например, «цветы и фрукты» или «битая дичь»).

Ф. Снейдерс "Кладовая", ок. 1620 г.

Но в конце XIX века вещи стали изображать ради их свойств: «вещь независимая, обладающая своей жизнью» или «вещь в себе и для себя». Такие натюрморты несут:
- больше эмоционального, чем материального;
- больше ассоциативного чем конкретного.


В. Ван Гог "Натюрморт с четырьмя подсолнухами", 1887 г.

Постановка.
Натюрморты бывают поставленные (которые ставят специально) и не поставленные (спонтанные, естественные). В учебной практике чаще натюрморт ставят, и с конкретной целью — научиться рисовать. Хорошо поставить предметы довольно не просто. Начинающие обычно мало задумываются про их сочетания, помню по себе, ставила всё подряд). Сейчас я больше думаю.

Итак, подробнее, как ставить натюрморт.

Начнём с того, что все предметы должны быть подобраны по смысловому значению.
Нежелательно совмещать несовместимое. Например, грязные ботинки и восточный кальян. Немного примеров тематики натюрмортов: цветы и фрукты, охотничий, национальный, стекло, завтрак, детский/женский/мужской, винный, натюрморт художника, морской, книжная полка, чайный/кофейный, дачный и тд.

Композиция.
Ставить предметы нужно просто, стремясь к естественному. Не стоит ставить в ряд, старайтесь создать плановость и показать глубину пространства. Также не сгребайте предметы в кучу и не расставляйте их слишком далеко друг от друга. Линии предметов должны быть разными по наклону, создавая ритм, движение. Также предметы не должны «целоваться».


П. Гоген "Натюрморт с яблоками и цветами".
Зелёным показаны направления основных линий в картине. Чем разнообразнее наклон этих линий, тем интереснее композиция.

Необходимо совмещать предметы разных размеров и формы.
Чем разнообразнее, тем интереснее будет натюрморт. Обязательно должен быть главный предмет, к которому обычно подбирается всё остальное. Одинаковые по высоте предметы должны быть очень разными по форме и их необходимо ставить на разный уровень.

Натюрморты можно поделить на графические и живописные.
Для графики и рисунка важно подобрать предметы по тону и фактуре. Цвет не имеет значения.
Также каждый графический материал имеет свою природу. Например, углю свойственна бархатистость и глубина, ему подходят матовые шероховатые предметы. Хорошие учебные постановки для угля и пример учебного рисунка на стадии детализации:

Для линейного рисунка важна интересная линия. Учебные натюрморты, подходящие для линейного решения (два последних также хороши для акварельной живописи):

Для мела или пастели на светлой бумаге хорош натюрморт в стиле «белое на белом» или светлый. Такой же натюрморт хорош для живописи по светлому тонированному (бежевому, светло-серому) холсту. Такие натюрморты любил писать Дж. Моранди википедия, Моранди

В живописном натюрморте важен не только тон предметов, но и цвет. Существует натюрморт на контрасте, нюансе и с акцентом.
Контраст:

П. Сезанн "Драпировка, кувшин и ваза с фруктами", 1893-1894 гг.
Контраст красного и зелёного, оранжевого и синего, светлого и тёмного.

Нюанс:

В. Ван Гог "Чаша с маргаритками".
Нюанс в зелёной гамме.

Акцент:

П. Кончаловский "Красный поднос и рябина", 1947 г.
Нюанс в красной гамме с акцентом - ярким желтым пятном фруктов. Акцент служить для разнообразия картины, чтобы не было скучно

Важно учитывать такие качества цвета, как «тёплый» и «холодный». Я никогда не повешу фон за предметами теплее самих предметов, потому что тёплый цвет кажется ближе, чем холодный, и возникнет обратная перспектива по цвету. Такой натюрморт будет сложно грамотно решить.
На красном фоне читаются ТОЛЬКО очень светлые и очень тёмные предметы. Можно поставить что-то белое или черное. Также можно ставить на фоне красного предметы, которые краснее и активнее по цвету, чем фон. Но смотрите, чтобы натюрморт не был слишком агрессивен, в таких случаях всё равно хорошо присутствие белого, серого и чёрного (пример: П. Кончаловский «Красный поднос и рябина», см. выше).

Также очень важно смотреть, на сколько гармонично по цвету вписывается предмет. Если предмет выглядит грязным, я либо ищу другой предмет, либо меняю фон.

Выбирайте равновесие.
Как уже говорилось выше в случае с красными натюрмортами, яркие «кричащие» по цвету предметы можно уравновесить монохромными вставками: спокойными серыми, чёрным или белым. Они разбавляют, сбивают яркость и делают цветовые сочетания не такими агрессивными.

Поддержка цвета.
Цвета должны перекликаться между собой. Например, зелёную бутылку поддерживает зелёный в листьях букета, красный в арбузе поддержан красным орнаментом на полотенце, желтые розы поддерживает золотая кайма на кувшине, и т. д. Также обращайте внимание на поддержку тона, если натюрморт сложный и контрастный по тону.

Освещение.
В постановке очень важно наличие света и красивых прозрачных теней. Они создают объём. Поскольку главной задачей реалистичного рисунка является создание иллюзии трёхмерного изображения на двухмерной плоскости бумаги/холста, то именно передачей теней и света Вы и создадите иллюзию объёма. Причём по светлой бумаге важно передать красивые тени, передать их правильно, достаточно тёмными, цельными и прозрачными, правильно передать полутона, и сразу появится объём в картине. Хорошо про это сказал Н. Ге: "Свет написать нельзя, а только отношениями можно его вызвать, подбирайтесь к вашему светлому пятну верными отношениями и вы увидите, что если гамма цветов будет взята верно — свет будет гореть»
На темном холсте для создания объёма, наоборот, важно красиво написать свет и полутона.

Для начинающих также важно учиться живописи при дневном освещении. Оно создаёт мягкие тени, и Вы чётко различаете цветовые оттенки. Рисунок нужно рисовать с дополнительным искусственным освещением, потому что тогда тени контрастнее и глубже, можно рисовать и вечером. Важна прозрачность теней, если тени получаются очень чёрными и тёмными, я обязательно вешаю отражатель с теневой стороны — лист белой бумаги.

Красивые места.
Итак, когда Вы ставите себе натюрморт, необходимо представлять, как Вы его будете решать, в какой технике и на какой бумаге. Также в натуре должны быть «красивые места», на которые Вы смотрите и знаете, как Вы их напишете/нарисуете. Чем больше таких «красивых мест» Вы для себя поставите или найдёте в уже поставленном кем-то другим натюрморте, тем приятнее Вам будет рисовать. Например, тёмное стекло я намеренно ставлю на светлый фон, чтоб было видно его цвет. С той же целью ставят разноцветное стекло на подоконник на фоне окна.

Или намеренно ставлю сухой букет на светлый фон, чтоб создать красивый ажурный силуэт.
Ищу яркие просветы в листве, и их пластичную форму. "Красивые места", или "вкусные места", делают творческий процесс интересным и облегчают его. Если Вы понимаете, как это написать, Вам это нравится.

Сложность постановки.
Давайте все натюрморты условно поделим на 3 категории: простые, средние и сложные.
Простой натюрморт - это:
- 1-3 предмета (до 3 простых по форме, или 1 сложный)
- однотонные драпировки
- минимум складок
- контраст по цвету и тону

В средний по сложности натюрморт могут входить:
- 3-5 предметов, или 1 сложный + пару простых поменьше
- драпировки с не чётким узором
- цветы
- нюансное решение

Сложным натюрморт можно назвать, если в него входит:
- много предметов, сложные по форме предметы
- несколько уровней (например, предметы на столе и полке чуть выше, или на стуле и столе, или просто создайте дополнительный уровень, подложив под драпировку на стол стопку книг или коробку)
- драпировки с чётким, большим по площади рисунком (например, горошек или восточный орнамент) и так далее.

Пример постепенного усложнения постановки:

Сложная учебная постановка и пример её решения (студенческая работа на стадии). Обратите внимание на сложные драпировки и поддержку цветов в натюрморте: желтого, красного, голубого и белого.

Сложная "восточная" постановка и её пастельное решение, рисунок на коричневой бумаге. Цвет условен, выбранная охристая цветовая гамма ограничена.

В любом случае, вкус и понимание пользы выбора предметов и окружения приходит не сразу. Поэтому не бойтесь экспериментировать, ставьте много, и так же много рисуйте
Желаю вдохновения!

В младших классах обучают детей, как рисовать натюрморт , то есть рисунок с натуры предметов симметричной формы, игрушек, предметов быта, овощей, цветов, фруктов, изделий художественных промыслов, и тел геометрической и комбинированной формы. Для этого необходимо познакомить учеников с предметами народного декоративного искусства, с игрушкой, предметами быта, научить видеть их характерные особенности и красоту; закрепить умения и навыки в рисовании предметов симметричной формы, применяя осевую и другие вспомогательные линии; научить видеть цвет предмета и правильно его изображать. Для понадобятся бумага, карандаши, акварель, кисти, баночки с водой; игрушечные складные пирамидки.

Как рисовать игрушечную складную пирамидку

Игрушечная складная пирамидка , помогает детям лучше понять значение оси симметрии в построении предметов симметричной формы.
  • Начинается рисование с проведения осевой линии, на которой отмечают высоту предмета.
  • Затем откладывают на осевой вертикальной линии высоту колец пирамидки, отметив их на оси горизонтальными тонкими линиями.
  • У пирамидки соединяют обе стороны основания с верхом.
  • Далее рисуют детали.
  • Закончив рисунок карандашом и проверив правильность общего построения, дети приступают к работе акварелью.
Рисование натюрморта из кружки и яблока закрепляет умение и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, в определении пропорций, цвета; дает возможность научиться передавать объем предметов карандашом и акварелью. Объекты натурной постановки подготавливают заранее, подбирают композиционно по окраске и величине. Натюрморты ставятся на небольшом расстоянии (если предметы небольшого размера). Дети должны верно передавать взаимное расположение предметов в пространстве (что ближе, что дальше и насколько), взаимные пропорции (что больше, что меньше и насколько), тоновые соотношения (что темнее, что светлее и насколько) и цветовые.
Начинается рисунок с поиска композиции. Нужно гармонично разместить на листе предметы и определить общую величину изображения. Далее наметить соотношения предметов по величине, определить пропорции и основную форму каждого из предметов. Затем проверяется расположение предметов на рисунке. Например, при рисовании натюрморта, составленного из кружки и яблока, яблоко ближе, а кружка дальше от зрителя. Часть кружки не видна, так как ее загораживает яблоко. На первом этапе работа ведется карандашом (построение натюрморта), на втором этапе - цветом (монохромной или цветной акварелью). Порядок работы в цвете над натюрмортом такой:
  1. подбирают светлый раствор краски для освещенной поверхности яблока и закрашивают всю поверхность яблока полученным раствором краски (кроме блика);
  2. подбирают тон для освещенной части кружки и закрашивают всю поверхность (кроме блика);
  3. подбирают тон (на палитре) для фона, сравнивая его со светлыми участками предметов;
  4. закрашивают участок полутона и тени на поверхности яблока слабым раствором поверх первого слоя; границы красочного слоя слегка размывают чистой водой, чтобы получились плавные переходы;
  5. подбирают соответствующий тон краски и заливают участок тени и полутона на кружке;
  6. усиливают, где нужно, цвет или ослабляют его, промывая чистой водой.

Последовательное рисование предмета комбинированной формы

На рисунке приведен постепенный ход построения линейного рисунка предмета комбинированной формы и работа акварелью. При рисовании натюрморта первую прокладку акварелью сравнительно больших поверхностей основными цветовыми тональностями выполняют в светосилу освещенных мест, при этом на малых светлых местах (на бликах) бумагу остается чистой. Вторая прокладка должна лепить рельеф предметов, увязывая их цветовые соотношения с фоном и с плоскостью, на которой они стоят. Третья, завершающая, прокладка должна объединять все тональные отношения наложением полутонов, усиливая тени собственные и падающие, выявляя объем предметов и давать их характеристику по цветам и различным материалам.
В работе акварельными красками можно использовать и другой способ - работу по сырому, вливание одного цвета в другой.

Как нарисовать натюрморт- начнем с простого, скажем, с подготовительного этапа и постепенно подойдем к рисованию самого натюрморта. На данном этапе, для лучшего понимания того, что мы делаем, предлагаю несколько следующих упражнений. Вы же не единственный натюрморт рисуете и тем более не на скорость? Вам ведь нужны хорошие знания, которые могут дать хорошую практическую базу, верно? Тогда рассмотрим тему- как нарисовать натюрморт с этих упражнений.

Развитие способностей пропорционального видения через сравнительный анализ объемов:

Находите то- ли бутылки, то- ли банки- без разницы что, только не очень сложное. Выстраиваете их вряд штук четыре- шесть и тренируете глаз. Попытайтесь проанализировать высоту и ширину каждого предмета и их соотношение друг к другу. Поначалу можно рисовать только контуры. Все предметы рисуем на предметной плоскости. Вот так:

Задание еще:

Делаете рисунок мятого листа бумаги, картона, с анализом плоскостей излома. Заметьте, что каждая грань напоминает грань кубика . Когда вы это понимаете, задание не кажется сложным. Это упражнение очень полезно для развития глазомера. Вот так:

Задание посложнее:

Как нарисовать натюрморт

Вот мы и плавно перешли к рисованию самого натюрморта. Но теперь вы уже более подготовлены хорошо воспринимать материал. Рисуем натюрморт с учетом размещения композиции в листе (см. композиция в рисунке). Ловим характер натюрморта- то-ли он вытянут в длину, то-ли в ширину. Обязательно с учетом предметной плоскости, потому-что все предметы лежат на ней, а не висят в воздухе. Находим границы натюрморта в листе, отступая от верха листа сантиметров 10, по бокам по 7 сантиметров, снизу- 3см. Не спешите, главное- правильно начать, чтобы в последствии не "запороть" всю работу. Не спешите, ведь сейчас мы находим основные пропорциональные соотношения натюрморта:

Когда с учетом пропорций вы определили границы натюрморта в листе, самое время находить границы и пропорциональные соотношения каждого предмета в отдельности. Пропорции мы устанавливаем по трем точкам. Ни в коем случае не начинайте вырисовывать детали натюрморта, ложить штриховку. Если в последствии вы заметите, что где-то не уловили пропорции, придется стирать все, что вы там подорисовывали. В результате, работа в самом начале будет затерта и неизвестно, какова будет вконце:

Если вы все сделали правильно, отдохните, попейте чаю, словом, делайте что-нибудь, чтобы не смотреть на работу и дать глазам отдохнуть. Поверьте, через 20-30 минут вы увидите то, чего не видели раньше. Если где-то обнаружили ошибку- исправьте, еще не поздно. Если все в порядке- едем дальше.

Когда найдено место в листе каждому предмету вашего натюрморта, посмотрите на композицию: каждый предмет несет в себе геометрические формы или сочетание их. Прорисуйте четче каждый предмет, понимая, что каждый предмет несет в себе основу какой- то геометрической формы. Рисуйте с учетом перспективы. Здесь не нужно переусердствовать с нажимом карандаша. Рисуйте карандашом графитным Т, ТМ, чтобы рисунок был прозрачный и чистый.

Ложим штриховку:

Дальше приступим к штриховке . Определим, где у нас в натюрморте свет и тень. Сейчас нам полутона не нужны. Свет не трогаем, а тень со всеми полутонами заштриховываем карандашом. Не черните, иначе для последних самых темных падающих теней у вас не хватит силы карандаша.

После того, как мы определили свет и тень, самое время вспомнить все упражнения, которые мы изучали в разделе основы рисунка. Ложим штриховку по предмету, где светотень будет распределяться по форме предмета. Предметы, удаляясь в перспективу будут прорисовываться мягче. Передний план выделен. Если сложно, то вернитесь на страницу основы рисунка и еще раз все повторите. В принципе, у вас должно получиться так:

Мастер-класс по рисованию натюрморта для учащихся начальной школы

Терешкова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №36 имени генерала А. М. Городнянского г. Смоленска.
Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам начального образования, а так же тем, кто хочет научиться рисовать с нуля. Предназначен для детей младшего школьного возраста, начинающих художников.
Цель: формирование основ изограмоты, знакомство с жанровой живописью на примере натюрморта.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями жанра живописи - натюрморта;
- учить поэтапно выполнять рисунок натюрморта;
- формировать такие понятия как композиция, свет-тень, объем в рисунке; учить правильно применять их в своей работе.
Материалы:
- бумага А4, краски акварельные, карандаши акварельные, простой карандаш, ластик, баночка для воды.

I. а) Ребята, все из вас конечно же были в музеях, картинных галереях, рассматривали работы художников. Все они разные. Думаю, вы без труда скажете, как можно назвать такую картину (имеется в виду жанр) (показ пейзажей) , а такую? (показ портрета) . Вот ещё одна работа. Что на ней изображено? Как назвать её (жанр)? (Натюрморт).
При затруднении с ответами или для продолжения беседы можно использовать стихотворение А. Кушнера:

Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Значит, это НАТЮРМОРТ

Итак, мы поговорим с вами о натюрморте. Стихотворение, которое вы услышали, несколько шуточное, но если вы его запомните, то всегда будете знать, что может быть изображено в натюрморте.
Что это может быть? (Дети называют, что может быть изображено в натюрморте).
Я хочу показать вам замечательные работы различных художников (Например: П. Клас “Трубки и жаровня”, А.А. Дейнека “Флоксы и гвоздики”, Б. Аст “Натюрморт с фруктами” и др.). Все они относятся к жанру натюрморт.

П. Клас “Трубки и жаровня”


Б. Аст “Натюрморт с фруктами”

Как вы думаете, почему? Ведь картины все разные? Может есть что-то, что их объединяет? (Изображены окружающие нас предметы, вещи).

б) Но каждая картина имеет свой характер, неповторимые черты. (Показ двух букетов: Я. Хейсум, Зори Н.).


Я. Хейсум


Зори Н.

Давайте всмотримся в наши букеты. Казалось бы нет ничего проще, нарисовать букет цветов, но как по-разному сделали это художники. Чтобы вам было легче это увидеть, я прочитаю два описания, а вы определите, какое из них подходит к первой картине, какое ко второй.
- Представьте, что мы находимся уже не в классе. Мы перенеслись в ту комнату, где стоят наши вазы с цветами. Прохладное летнее утро. Только что срезанные цветы, пахнущие утренней свежестью, опущены в студёную воду… Солнце непослушными лучами играет лепестками цветков…
- Полумрак. Старая лампа освещает чуть поникшие бутоны цветов. Живительная влага иссякает. Но где-то в глубине ещё борется жизнь…
Почему вы именно так распределили описания? (Дети делятся своими мыслями, впечатлениями).
Молодцы! Видите, как хорошо вы уже разбираетесь в натюрмортах.
в) Скажите, а зачем художнику понадобилось изображать в картине обычные предметы: стакан, яблоко, какой-нибудь старый кувшин?
Художник в своей картине передаёт не просто предметы, но и свои чувства, красоту порой ничем не привлекательных вещей, чтобы другие люди научились всматриваться в них, любоваться ими.
II. а) Мы уже сказали, что натюрморт – это жанр изобразительного искусства, и что художники, работающие в этом жанре, чаще всего изображают плоды, букеты цветов, разные предметы и т.д. Но такие натюрморты, как мы видим сейчас, были не всегда.
Раньше натюрморты не писали вообще, т.к. предметы окружающего мира не вызывали особого интереса. Однако, познавая мир, человек открывал для себя много нового, загадочного, интересного, самые обычные вещи открывали для него свои необычные стороны.
Натюрморт, каким мы видим его сейчас, возник не сразу. Вначале это были лишь отдельные элементы картины.
Своего расцвета натюрморт достигает в работах голландских художников 17в.
б) Голландцы называли свои работы “тихая жизнь”. И действительно, этим картинам очень подходит такое название (П. Клас “Завтрак с рыбой”) или лучше сказать, жизнь застывшая, остановившаяся на мгновение.


П. Клас “Завтрак с рыбой”

Присмотритесь, вода в бокале, луч света, аромат лимона, звон опрокинутой посуды словно застыли на мгновение. Но через миг лучи света будут вновь скользить по стене, обводя своим невидимым взглядом бокалы, начищенные до блеска блюда, и “тихая жизнь” пойдёт своим чередом.
Интересно, что названия у натюрмортов примерно одинаковые: “Завтрак”, “Десерт”, “Рыбы” и т.п.
Были времена, когда к натюрморту относились пренебрежительно и называли “мёртвая натура”. Однако “тихая жизнь” вещей, загадочная, скрытая от посторонних глаз, заинтересовала художников больше. Натюрморты стали писать художники разных стран, в том числе и России.
в) В начале прошлого века натюрморты писал И.И. Машков. С детства он любил рисовать, хотя многим это казалось никчёмным делом. Машков занимался тем, что рисовал вывески для магазинов, торговых лавок. Он нигде этому не учился, и когда однажды учитель рисования спросил уже 18-летнего юношу, хочет ли тот учиться рисованию, Машков ответил: «А разве этому учатся?» После этого Машков решительно стал на путь будущего художника.
Я покажу вам один из его натюрмортов “Ананасы и бананы”.


И. Машков. “Ананасы и бананы”

Присмотритесь, главное здесь – не простое изображение предметов. Давайте представим, что бы мы почувствовали, если бы перед нами на столе лежали эти фрукты. Потрогаем кожуру ананаса, почувствуем аромат только что отрезанного сочного кусочка. Обратим внимание, как художник изображает стеклянный стакан, тарелку…
(Как результат сравнения можно отметить, что рассмотренные натюрморты, голландские и русские, различающиеся временем написания, легки для восприятия, эмоциональны. Художники, мастера своего дела, сумели донести красоту материального мира до зрителя).

III. Итак, мы познакомились сегодня ещё с одним жанром изобразительного искусства (живописи). С каким? (Натюрморт).
Что нового мы узнали?
– Как раньше художники называли натюрморт?
– Зачем стали писать натюрморт? (повторить)
– Понравились ли нам натюрморты и почему?
(Натюрморты дают возможность окунуться в историю, посмотреть, как жили люди в той или иной стране в разное время. Натюрморт говорит нам о чувствах художника, помогает увидеть нам то, что в обыденной жизни может быть не замечено).

Инструктаж.
Итак, сегодня мы будем с вами учиться рисовать натюрморт. Нам нужно постараться к концу занятия завершить нашу работу. Нам понадобятся альбомы, простые карандаши, краски и акварельные карандаши.


1. Расположим лист вертикально и проведём линии, так, как я покажу. Эти линии будут очень важны для нас. Они делят лист на части: верх-низ, лево-право. Верх – это наш будущий задний план, низ – поверхность, на которой мы расположим предметы. Давайте посмотрим, где на листе мы расположим наши предметы, где мы их нарисуем. Покажите ладошкой это место.


2. Теперь мы с вами зафиксируем то место, где будем рисовать, чтобы нам его не потерять. Легко проведём линии.
Но это только контур, а нам надо нарисовать предметы.


3. Рисуем горшочек. Покажем, что он объемный.


4. Нарисуем грушу на переднем плане.


5. Следующий шаг. Аккуратно сотрем все лишние линии. Акварель не любит ластик. Основа натюрморта готова.


6. Этапы 6 - 12 – работа в цвете. Затонируем фон.


7. Наносим тон на горшок. Покажем самые светлые места – блики света.


8. Аналогично наносим тон на грушу. Делаем акцент на блики.