» »

Художественный труд как способ развития творческих способностей детей. Ручной художественный труд (природный и бросовый материал) Задачи трудового воспитания

27.11.2023

«Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.

Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.

Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу…), исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто…) и преобразует их в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака – польза и красота.

Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.

Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо - моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений. Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.

Цель занятий художественным трудом – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.

Основные задачи:

  1. Раскрытие сущности художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии и красоты.
  2. Раскрытие специфики художественного труда – единство пользы и красоты.
  3. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.
  4. Воспитание качеств человеческого труда – трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
  5. Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.
  6. Освоение художественных техник (технологий), развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.
  7. Развитие умения планировать, создавать поделку по образцу, по условию, по пооперационным и технологическим картам.

8. Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.

9. Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы.

В своей практике занятий с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой разной фактуры (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики от конфет, старые журналы…), не редко в сочетании с тканями, природным материалом…

Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми, различна: оригами, модульное оригами, квиллинг, аппликация, объемная аппликация, торцевание, коллаж, конструирование из бумаги.

Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения группы, праздников, развлечений).

Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон.

Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.

Оригами (яп. «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

Квиллинг – это на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.

Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.

Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

Торцевание: в основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.

С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный эффектом «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.

В процессе занятий художественным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход и применяю наглядные (образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.

Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами; обучение техникам и приемам; изготовление поделки.

Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.

Использование различных техник работы с бумагой, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего возраста и мотивации в достижении успеха.

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.


детей старшего дошкольного возраста

Малей Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 73
комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

« … Фантазии подвластны бумажные листы -
Для дома и в подарок, и просто для игры.
Но главное богатство, что красоту творя,
Простой листок поможет создать тебе себя!»
/Н.А. Колесова/

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Задача педагога - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.
Художественный труд - это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.
Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу…), исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто…) и преобразует их в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота.
Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо - моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.
Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.
Цель занятий художественным трудом - направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.
Основные задачи:
1. Раскрытие сущности художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии и красоты.
2. Раскрытие специфики художественного труда - единство пользы и красоты.
3. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.
4. Воспитание качеств человеческого труда - трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
5. Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие - исполнительство - творчество.
6. Освоение художественных техник (технологий), развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.
7. Развитие умения планировать, создавать поделку по образцу, по условию, по пооперационным и технологическим картам.
8. Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.
9. Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы.

В своей практике занятий с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой разной фактуры (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики от конфет, старые журналы…), не редко в сочетании с тканями, природным материалом…
Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми, различна: оригами, модульное оригами, квиллинг, аппликация, объемная аппликация, торцевание, коллаж, конструирование из бумаги.
- Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения группы, праздников, развлечений).

Объёмная аппликация - это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон.

Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка - это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.

Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

Квиллинг - это на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Коллаж - это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.
Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.
Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

Торцевание: в основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.
С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный эффектом «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.

В процессе занятий художественным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход и применяю наглядные (образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.
Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами; обучение техникам и приемам; изготовление поделки.
Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.

Использование различных техник работы с бумагой, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего возраста и мотивации в достижении успеха.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Литература
1. Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». - ИХОРАО: №1/2012.
2. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского
3. Интернет ресурсы.

Публикация: «Художественный труд как искусство»

МБОУ ДО «Дом детского творчества», г. Троицк, Челябинская область.
Описание: Данная публикация предназначена для педагогов дополнительного образования.
Художественный труд-это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребёнок осваивает инструменты, исследуя свойства различных материалов и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
Вот уже 2 года в своей работе в Доме Детского Творчества я уделяю особое место ручному художественному труду с детьми младшего школьного возраста.
Веду кружок «Модница», в названии которого зашифрован смысл совместной деятельности детей и педагога: кружок одарённых, креативных, успешных.
Изготовление игрушек и всевозможных поделок из разного материала - занимательное и обогащающее ребёнка занятие, во время которого ему приятно будет себя чувствовать творцом.
Ручной труд является одной из наиболее любимых деятельностей ребёнка. Ведь прямо на его глазах произойдёт превращение обычных бумажных листов и обрезков в прекрасных кукол, невиданных зверей, волшебных птиц.
Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.
Для создания лучшего эмоционального настроения на занятиях я использую музыку известных музыкальных произведений, которая служит фоном на занятиях по ручному труду.
Целью данного вида деятельности является: создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы, выдумки, творческих способностей у детей младшего школьного возраста, через различные виды прикладной деятельности.
Основная задача по ручному труду: научить детей с удовольствием мастерить, работать с разным подручным материалом, фантазировать и делать своими руками красивые и качественные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Педагогические и гигиенические требования для занятий по художественному труду с детьми:
1 Напомнить детям о том, как должны быть расположены на столе материалы и рабочие принадлежности.
2 При работе с клеем застелить стол клеёнкой.
3 Повторить с детьми правила техники безопасности во время работы с ножницами, клеем, пластилином.
4 По окончании работы дети должны привести в порядок своё рабочее место и вымыть руки с мылом.
5 Перед каждым началом трудовых занятий проводить специальные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.
Необходимые условия для успешной организации ручного труда:

1 насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
2 свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
3 создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми;
4 использование созданных детьми продуктов художественного творчества для организации выставок, участия в конкурсах;
5 непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах дидактики - от простого к сложному, систематичности, последовательности, индивидуального подхода, доступности и т.д
Содержание художественного труда детей составляют:
*работа с природным материалом;
*работа с бумагой, картоном;
*работа с бросовым и искусственным материалом;
*работа с пластилином.
Рекомендации по ручному труду:
*приучать ребёнка к самостоятельности - сам придумал, сам вылепил, сам склеил;
*воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками;
*не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу;
*не огорчаться при неудачах, если устал, оставь свою работу и понаблюдай за работой других детей, позже обязательно вернись к своей работе;
*рассмотри и проанализируй свою работу;
*обратись за помощью к взрослому.
Ручной труд у детей развивает:
*повышает сенсорную чувствительность;
*развивает воображение, пространственное и логическое мышление, мелкую моторику, глазомер;
*синхронизирует работу обеих рук;
*развивает сенсомоторику;
*развивает усидчивость, терпение, доводить начатое дело до конца;
*способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
Таким образом, теория и практика современного дизайна нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

детей старшего дошкольного возраста

Малей Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 73
комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

« … Фантазии подвластны бумажные листы -
Для дома и в подарок, и просто для игры.
Но главное богатство, что красоту творя,
Простой листок поможет создать тебе себя!»
/Н.А. Колесова/

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Задача педагога - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.
Художественный труд - это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.
Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу…), исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто…) и преобразует их в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота.
Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо - моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.
Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.
Цель занятий художественным трудом - направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.
Основные задачи:
1. Раскрытие сущности художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии и красоты.
2. Раскрытие специфики художественного труда - единство пользы и красоты.
3. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.
4. Воспитание качеств человеческого труда - трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
5. Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие - исполнительство - творчество.
6. Освоение художественных техник (технологий), развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.
7. Развитие умения планировать, создавать поделку по образцу, по условию, по пооперационным и технологическим картам.
8. Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.
9. Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы.

В своей практике занятий с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой разной фактуры (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики от конфет, старые журналы…), не редко в сочетании с тканями, природным материалом…
Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми, различна: оригами, модульное оригами, квиллинг, аппликация, объемная аппликация, торцевание, коллаж, конструирование из бумаги.
- Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения группы, праздников, развлечений).

Объёмная аппликация - это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон.

Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка - это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.

Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

Квиллинг - это на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Коллаж - это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.
Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.
Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

Торцевание: в основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.
С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный эффектом «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.

В процессе занятий художественным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход и применяю наглядные (образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.
Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами; обучение техникам и приемам; изготовление поделки.
Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.

Использование различных техник работы с бумагой, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего возраста и мотивации в достижении успеха.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Литература
1. Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». - ИХОРАО: №1/2012.
2. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского
3. Интернет ресурсы.

Опыт работы педагога дополнительного образования. Художественный труд как искусство

Автор: Царёва Любовь Михайловна
Место работы: педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ «Планета», г. Томск.

Описание: Данная статья предназначена для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования.
Художественный труд-это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребёнок осваивает инструменты, исследуя свойства различных материалов и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
Вот уже несколько лет в своей работе в Доме Детского Творчества я уделяю особое место ручному художественному труду с детьми дошкольного возраста.
Веду кружок «Крокус», в названии которого зашифрован смысл совместной деятельности детей и педагога: кружок одарённых, креативных, успешных.
Изготовление игрушек и всевозможных поделок из разного материала - занимательное и обогащающее ребёнка занятие, во время которого ему приятно будет себя чувствовать творцом.
Ручной труд является одной из наиболее любимых деятельностей ребёнка. Ведь прямо на его глазах произойдёт превращение обычных бумажных листов и обрезков в прекрасных кукол, невиданных зверей, волшебных птиц.
Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.
Для создания лучшего эмоционального настроения на занятиях я использую музыку известных музыкальных произведений, которая служит фоном на занятиях по ручному труду.
Целью данного вида деятельности является: создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы, выдумки, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды прикладной деятельности.
Основная задача по ручному труду: научить детей с удовольствием мастерить, работать с разным подручным материалом, фантазировать и делать своими руками красивые и качественные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Педагогические и гигиенические требования для занятий по художественному труду с дошкольниками
*Напомнить детям о том, как должны быть расположены на столе материалы и рабочие принадлежности.
*При работе с клеем застелить стол клеёнкой.
*Повторить с детьми правила техники безопасности во время работы с ножницами, клеем, пластилином.
*По окончании работы дети должны привести в порядок своё рабочее место и вымыть руки с мылом.
*Перед каждым началом трудовых занятий проводить специальные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.
Необходимые условия для успешной организации ручного труда: *насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
*свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
*создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми;
*использование созданных детьми продуктов художественного творчества для организации выставок, участия в конкурсах;
*непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах дидактики - от простого к сложному, систематичности, последовательности, индивидуального подхода, доступности и т.д
Содержание художественного труда дошкольников составляют:
*работа с природным материалом;
*работа с бумагой, картоном;
*работа с бросовым и искусственным материалом;
*работа с пластилином.
Рекомендации по ручному труду:
*приучать ребёнка к самостоятельности - сам придумал, сам вылепил, сам склеил;
*воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками;
*не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу;
*не огорчаться при неудачах, если устал, оставь свою работу и понаблюдай за работой других детей, позже обязательно вернись к своей работе;
*рассмотри и проанализируй свою работу;
*обратись за помощью к взрослому.
Ручной труд у детей развивает:
*речь, повышает уровень речевого развития, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи, т.е. устной речи;
*повышает сенсорную чувствительность;
*развивает воображение, пространственное и логическое мышление, мелкую моторику, глазомер;
*синхронизирует работу обеих рук;
*развивает сенсомоторику;
*развивает усидчивость, терпение, доводить начатое дело до конца;
*способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
Таким образом, теория и практика современного дизайна нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.