» »

Лечение аутизма гипнозом. Основные заболевания

13.03.2024

Гипноз: включаем мозг, выключаем предрассудки familyr_psy wrote in May 3rd, 2012

текст: Наталья Стилсон, gutta_honey

В последнем номере журнала Clinical Psychiatric News директор детской консультативной службы Больничного центра Бельвью в Нью Йорке Ричард Оберфильд и Джессика Герсон, главный психолог этой службы, напоминают о том, что медикаментозные методы лечения различных состояний, связанных с тревогой и нарушением поведения у детей не являются единственным выходом из ситуации. Что еще? Гипноз.

Но прежде чем говорить о том, как он применим к детям, начнем с того, что это вообще такое, как он работает и что вызывает. Гипноз - это техника, которая позволяет ввести человека в трансовое состояние. Последнее характеризуется измененным состоянием сознания, при котором возникают условия для иной работы мозга. Если в состоянии бодрствования мы концентрируемся на происходящем во вне, в период транса мы ориентированы на процессы, происходящие внутри нас.


Гипнотические мифы

В целом, у многих людей сложилось довольно отрицательное отношение к данной технике по нескольким причинам. В свое время гипноз превратился в эстрадное шоу, во время которого люди на сцене делали различные вещи, вызывающие смех в зале. Для начала всему залу давали простенький тест на внушаемость. Нужно было сцепить руки и, гипнотизер говорил, что теперь их нельзя расцепить. Человек 10-15 из большого зала обычно оказывались на сцене, так как действительно не могли этого сделать. Далее они участвовали в шоу и веселили публику. Были люди, которые отказывались идти на такие «культурные мероприятия» по причине того, что опасались быть загипнотизированными и затем высмеянными залом.

Мало кто задумывался над тем, что в любой момент внушаемые участники могли уйти со сцены после того, как гипнотизер освободил их руки от замка. Они оставались и проделывали все эти трюки под его руководством добровольно.

Другой отрицательный момент - это широко гуляющие в народе истории, как кто-то кого-то загипнотизировал и после этого ограбил или изнасиловал. В качестве грабителей и аферисток часто выступают цыганки, которые будто бы обладают особой силой в отношении наведения транса.

По этой причине, когда речь заходит о лечении при помощи гипноза, у некоторой части людей возникает отторжение. Мало того, что состояние транса кажется насильственным, но еще и возникают мысли, типа «вот пойдешь к гипнотизеру, а он тебе что-то внушит, заставит делать неприличное, да еще ограбит, а то и хуже».

Сильная воля - хороший транс

Однако по своей природе мы все склонны к возникновению гипнотического транса даже без участия посторонних лиц. И это состояние мы можем вызывать у себя сами по необходимости. Вы едете на общественном транспорте или летите в самолете. Думаете, о чем-то мечтаете, и можете очнуться только на своей остановке или по прилету к месту назначения.

Мозг, временно теряя фокус на происходящем во вне, сберегает таким образом свои ресурсы, переводя наше восприятие на энергетически сохранный режим. Транс может «включиться» в любое время, когда нам не требуется повышенного внимания или мы выполняем автоматические привычные действия - во время мытья посуды, рыбалки или в процессе прогулки по улицам города. Наше внимание рассеяно, и ум свободно бродит… Но если мы вдруг решили идти домой или вспомнили о срочных делах, то состояние расслабленности в секунды может нас оставить по нашему желанию.

Таким образом, в состоянии транса большое значение играет воля человека. Хочет ли он быть в трансовом состоянии или нет. Обычно гипнозу поддаются те, кто этого хочет или те, кто верит, что не может противостоять силе гипнотизера. Все манипуляции с сознанием имеют несколько другую природу. В этих случаях не сила мысли создает транс, а умение подладиться под внутреннюю склонность человека к трансу и к его ритму. Но и тут, если человек не захочет, чтобы под него подлаживались, то он по меньшей мере может уйти. Так что, если кто-то не хочет впасть в транс, то это вполне под силу.

Как волнуется мозг

Хотя гипноз для многих звучит как некая мистика, вызванный им транс не имеет никакой магической природы. Разве что сама природа может быть гораздо более загадочна и удивительна, чем наше представление о волшебном.

Давайте начнем издалека и вспомним, что мозг является электрохимическим органом. Там происходят химические реакции, в результате которых возникают электрические импульсы. Работу нейронов можно зарегистрировать при помощи электроэнцефалографии. Запись будет иметь волновой характер. Каждый тип волны имеет не только собственные графические характеристики, но являются еще и показателем психического состояния человека. Можно выделить разные типы волн:

Альфа- волны характеризуют состояние расслабленности с закрытыми глазами, полет фантазии, представление образов, свободные ассоциации и связь сознательного и бессознательного. Кроме того, в этом состоянии повышается творческая активность, улучшаются обучение и развитие навыков через метафоры и фантазирование, связывания реального и нереального.

Бета-волны характерны для бодрствующего человека, который сфокусирован на каком-то деле, читает, считает или занят работой, требующей внимания.

Тета-волны возникают в состоянии полудремы. Состояние с тета-ритмом способствует глубокой релаксации, усиление процессов памяти, более глубокому и быстрому усвоению информации, пробуждению индивидуального творчества и талантов. В этом состоянии человек способен к усвоению больших объемов информации и быстрому ее перемещению в долговременную память. Кроме всего прочего тета-ритм помогает уменьшить тревогу и влияние стресса.

Есть еще гамма-, мю- и дельта-волны, но они нас в случае с гипнозом волнуют в меньшей степени. Мы остановимся на этих 3-х, описанных выше. Итак, мозг бодрствующего человека находится преимущественно в режиме бета-ритма. Когда он закрывает глаза и начинает предаваться мечтаниям, возникает альфа-ритм. Входит в полудрему - тета-ритм. Если взять состояние транса, вызванное гипнозом, то альфа-ритм соответствует вводной стадии гипнотического транса, тета-ритм - глубокому трансу.

Как видно из характеристик волн, в результате погружения в транс мы можем получить доступ к ресурсам нашего мозга, которые могли бы быть большим подспорьем в решении жизненных задач. И этими ресурсами могут пользоваться не только взрослые, но и дети.

Гипноз детям

История применения гипноза в детской практике не является чем-то новым. Еще Месмер, которого называют отцом гипноза», в 18 веке применял свои методы как на взрослых, так и на детях, и не делал между ними никакого различия. Хотя он и считал, что эффект воздействия на людей вызван не трансовым состоянием, а «магнетизмом», его деятельность помогала его пациентам избавится от их проблем. Кстати, именно он оказался источником идеи об особых способностях гипнотизера, так как считал, что специалист по гипнозу испускает особые флюиды, исцеляющие пациента.

Но официальное лечение детей гипнозом, уже в современном понимании этого метода, началось в 19 веке. Затем, на волне успехов психофармакологии, пользование гипнозом стало несколько спадать. Что и говорить, 1 таблетка транквилизатора помогала через 2 часа, а гипноз требовал больших душевных и материальных вложений. Но уже около 40 лет назад гипноз стал постепенно возвращаться на свое место в лечении психических и психологических проблем.

Здесь важно понимать, что гипноз не является панацеей. Он имеет свои сильные и слабые стороны. Он не вылечит серьезных психических расстройств и не заменит полностью пресловутые таблетки. Однако его применение может сказаться на дозе и длительности медикаментозного лечения в сторону его уменьшения. Если посмотреть официальные рекомендации, то гипноз в детской практике положительно показал себя для:

Помощи в решении психологических проблем;
- лечения расстройств привычек (если ребенок грызет ногти, сосет палец, расковыривает мелкие ранки, сдирает с них корочки и т.п.);
- для коррекции расстройств школьных навыков (нарушение формирования навыков письма, счета, чтения)
- облегчении боли;
- улучшения состояния при болезнях органов дыхания;
- облегчения состояния горя и скорби;
- улучшения качества жизни во время терминальной болезни.

Тут нет никаких чудес. Вернее, все чудеса творят волновые режимы мозга. В большинстве случаев ведущую роль играет общее снижение тревожности, лучшая переработка психотравмирующего опыта, лучшее усвоение новых навыков и развитие возможности управления своими эмоциями.

Это довольно важно при терапии лечения болезней органов дыхания. Естественно, астму и муковисцидоз это не вылечит, но ребенок может научиться более спокойно относится к испытываемому дискомфорту, не впадать в панику во время обострения (эмоциональный фактор часто ухудшает течение заболевания). Гипноз улучшает общее психологическое состояние, полезен просто тревожным и эмоциональным детям, остро реагирующим на окружающие события с легко возникающими нарушениями сна.

Когда и как начинать?

Считается, что дети уже с 3-х летнего возраста способны реагировать на гипнотическое воздействие, но контакт с ними затруднен в следствии уровня развития языка и понимания эмоций. По этой причине до 7 лет проведение лечения при помощи гипноза считают нецелесообразным. Оптимальный возраст для применения этого вида терапии - 7-14 лет.

Где же взять гипнотизера, который мог бы помочь, и ему можно было бы доверять? Несмотря на то, что считается, будто для овладением гипнозом необходимы особые способности, освоить его может практически каждый. Владение гипнозом не дар, а навык. Для этого не нужны так же какие-то особые атрибуты. В настоящее время действует поговорка «для наведения транса не нужны часы (ранее часы, как маятник, использовали для введения человека в гипнотическое состояние), а нужна креативность». Другими словами, неважно, есть ли у тебя правильный инвентарь, а важно то, как ты умеешь подлаживаться под состояние гипнотизируемого, видеть и предсказывать его поведение.

Своими силами

Но, все-таки, для того чтобы гипнотизировать других, нужна постоянная практика и навык, а вот заниматься самогипнозом - всегда пожалуйста. Самое идеальное - когда ребенок с родителем проходят короткие курсы обучения самогипнозу, умению расслабляться и успокаивать свой ум. Помните, что и это тоже несложно. Закрыли глаза, представили, что вы летите в облаках… вот вы уже и вошли в альфа-ритм. Пользуйтесь - творите, фантазируйте, выдумывайте. В этот момент ваш мозг получает заряд бодрости и отдыхает, быстрее восстанавливается от стресса.

Что в этом отношении могут сделать родители? Сразу предостерегу от того, чтобы браться за большие проблемы без подготовки и рекомендаций врача. Иногда люди проявляют неоправданный энтузиазм в попытках «вытащить из подсознания» что-то важное. Помните, что после того, как вы это оттуда вытащите, с ним что-то надо будет делать, а это не всегда легко дается даже профессионалам. Так что, остановимся на малом и посильном.

Перед сном

Если говорить прямо, то простое расслабление и визуализацию чего-то приятного практиковали, наверное, все без всякого особого знания о гипнозе, самогипнозе и волнах мозга. Эту практику можно ввести в качестве регулярного ритуала с ребенком перед отходом ко сну. Она хорошо успокаивает и расслабляет, а также снижает воздействие стресса.

Кроме всего прочего, таким методом можно пользоваться, когда родитель рассказывает историю из разряда «поучительных», то есть историю с важным смыслом, который родитель хотел бы донести до сознания ребенка. Во время повествования можно просить ребенка закрыть глаза и визуализировать происходящее в истории. Активная визуализация склоняет мозг к генерации тета-ритма, который способствует быстрому перемещению информации в память.

Тот же самый принцип визуализации очень полезен в деле приготовления уроков, особенно тех, где необходимо усвоить последовательность и взаимодействие отдельных частей или компонентов.

Так что, пользуйтесь силой мозга, учите этому ребенка. И еще раз повторю важное. Ваше решение ввести гипнотические техники в лечение не отменяет приписанных ребенку лекарств. Все изменения доз и отмены проводите под наблюдением врача.

Лечение аутизма – это совокупность различных методов, направленных на борьбу с данным заболеванием. Если ищите определенный стандарт лечения или универсальное лекарство от данного заболевания, то напрасно – его попросту не существует. И хотя в настоящее время нет каких-либо практик, свидетельствующих о том, что аутизм излечим, своевременное медико-педагогическое вмешательство, вовремя проведенные коррекционные мероприятия, а также комфортная психологическая обстановка в семье в значительной степени способствует улучшению развития пациента, повышают его качество жизни и помогают реализовывать свой потенциал. Нет, аутизм при этом не проходит, но определенные пути помощи больному позволяют ему жить нормальной жизнью, исключая негативные последствия.

Целью любой методики при терапии аутизма является обучение детей определенным навыкам общения и поведения, повышение их коммуникативных способностей и улучшение навыков самообслуживания.

Для этого используется множество различных видов лечения, которые условно можно разделить на четыре больших категории: поведенческую терапию, медикаментозное лечение, биомедицинские методы коррекции и альтернативную нетрадиционную медицину. В предложенной статье рассмотрим более подробно некоторые наиболее популярные виды терапии аутизма, входящие в каждую из этих категорий.

АВА-терапия

АВА-терапия – это методика, относящаяся к одному из видов поведенческой терапии. Основной целью ее является формирование необходимого социального набора знаний и умений ребенка, страдающего аутизмом посредством научных принципов поведения. Большую роль в АВА-терапии играет поощрение и система мотивации пациентов. Таким образом, награждая ребенка за правильное поведение, можно заставить его действовать также и в дальнейшем. АВА по праву считается одним из наиболее эффективных поведенческих методов коррекции аутистических расстройств, показывающий хорошие результаты при лечении аутизма и у детей, и у взрослых.

С помощью такой методики можно обучить пациента практически всему: речевым навыкам, социальному взаимодействию, школьным предметам, бытовым умениям, профессиональной деятельности и даже катанию на велосипеде.

Зацикленность, вокализация и повторяющиеся действия значительно снижаются после проведения такой терапии.

Эрготерапия – это новое, эффективное и современное направление в поведенческой терапии, способствующее адаптации ребенка аутиста в окружающем пространстве. Целью такой терапии является обретение и формирование у пациента навыков, необходимых для полноценной повседневной жизни. Квалифицированные специалисты в этой области обладают специализированной подготовкой в сенсорной интеграции, помогающей людям с расстройствами аутистического спектра побороть повышенную чувствительность к свету, звуку, прикосновениям и другим сенсорным восприятиям.

Эрготерапия позволяет создавать определенные и комфортные условия для развития у детей аутистов навыков, способствующих их успехам в повседневных делах как в кругу близких и родных, так и в построении социальных отношений в обществе.

Коррекционно-педагогическая методика

Коррекционно-педагогическая терапия является комплексной и проводится группой различного рода специалистов: педагогами, и . Благодаря коррекционно-педагогической терапии ребенок, страдающий аутизмом, вполне способен освоить различные коммуникативные навыки, повысить адаптацию в бытовых условиях, а также овладеть некоторыми учебными методами.

Наиболее распространенными и популярными практиками в такой методике являются оперантное обучение и программа ТЕАССH.

Оперантное обучение представляет собой создание для страдающего аутизмом ребенка таких условий, которые помогут ему приобрести нужное поведение в различных отношениях:

  • овладении учебными навыками;
  • развитии речевой функции;
  • социально-бытовой сфере;
  • получении профессиональных знаний и умений.

Программа TEACCH основана на обучении детей с аутизмом методами невербальных коммуникаций, делая упор на визуализацию с использованием различных наглядных пособий. Сторонники этой программы считают, что направлять усилия при данном заболевании следует на создание для ребенка таких условий существования, которые будут полностью соответствовать его специфическим особенностям. При этом, обучение таких детей речи не является обязательным, ровно, как и приобретение профессиональных и учебных навыков. Целесообразным это считается при обучении детей с коэффициентом IQ, превышающим пятьдесят процентов. Целью данной терапии является выработка у пациентов интуитивных и простых бытовых умений, зачастую формирующихся за счет четкого расписания и визуальных инструкций.

Эта программа не обеспечивает достаточного уровня адаптации ребенка в реальном мире, но при этом помогает добиться значительных успехов и устойчивых изменений в поведении даже при тяжелых стадиях аутизма.

Психологическая помощь

Методов психологической помощи при аутизме существует достаточно много. Это и эмоционально-уровневый подход, и арт-терапия, и поведенческая терапия. Такая помощь включает в себя практики лечения раннего детского аутизма, нацеленные на смягчение сенсорного восприятия, эмоционального дискомфорта, избавление от патологических страхов у ребенка. Существуют различные психологические программы, помогающие ребенку избавиться от агрессии, преодолеть негативное поведение, обучить их навыкам общения и взаимодействия и сформировать такое поведение, которое требует социальная сфера.

К таким программам можно отнести:

  • программу «Развитие межличностных отношений» или «РМО»;
  • программу «Игровое время»;
  • сенсорно-интегративную терапию;
  • развивающую терапию;
  • визуальную терапию.

В настоящее время медицина не стоит на месте, благодаря чему появляются более новые и современные способы лечения аутического расстройства. Одним из таких инновационных методов является создание робота-гуманоида «Рассела», помогающего победить аутизм у детей и подростков при помощи обучения их социальным навыкам и развития у них навыков подражания.

К тому же не стоит забывать, что квалифицированная помощь психолога пригодится не только малышу, страдающему аутизмом, но и его родителям. Причем последним, даже в большей степени. Ведь многие родители не знают что делать и как бороться, когда в их жизнь вошел такой диагноз. Именно поэтому психологическая работа в семьях, где воспитывается аутичный ребенок, является крайне важной. Основными ее направлениями являются:

  • психотерапия всех членов семьи;
  • знакомство родителей с психическими особенностями заболевшего малыша;
  • составление индивидуальной программы обучения и воспитания ребенка в домашних условиях;
  • обучение членов семьи методам воспитания ребенка с аутизмом.

Помощь психолога направлена на восстановление комфортной и уютной атмосферы в семье, на принятие родителями того факта, что аутизм невозможно вылечить, но при правильном подходе к терапии, ребенок может выйти к легкой степени расстройства и жить нормальной жизнью.

Нетрадиционные методы борьбы с аутизмом

Во многих случаях при постановке диагноза, люди обращаются не только к традиционной медицине, но и к альтернативным методам борьбы с болезнью. Это и лечение током, и уринотерапией, и звуком, и иглоукалыванием, и гомеопатией. Рассмотрим более подробно некоторые нетрадиционные методы лечения аутизма.

Биоакустическая коррекция

Одним из наиболее популярных альтернативных методов лечения аутизма является биоакустическая коррекция или БАК. Такая методика основана на воздействии музыкой и звуками на нейронном уровне, что и запускает процессы самовосстановления головного мозга. Музыкальная терапия обладает высокой эффективностью, что подтверждается многочисленными клиническими исследованиями. В процессе БАК специальные программы в реальном времени преобразуют электрические потенциалы нейронов и записывают их при помощи электроэнцефалограммы в звуки. Таким образом, пока ребенок слушает такую музыку, биоакустическая коррекция воздействует на него через центры головного мозга.

Животная терапия

Еще одной альтернативой современной медицине является пет-терапия или программа коррекции аутизма при помощи животных. Она направлена на развитие коммуникативных навыков у ребенка. Общение с животными благотворно воздействует на здоровье малыша: способствует улучшению сна и снятию головных болей. Чаще всего в этих целях используется канистерапия – лечение собаками, ипотерапия – использование лошадей и дельфинотерапия – использование дельфинов для терапии аутизма.

Часто в качестве коррекции данного заболевания используют гомеопатию. Но лечение гомеопатическими препаратами должно идти в комплексе с другими процедурами: мануальной терапией, диетическими программами. При этом необходимо знать, что назначать такие препараты должен только опытный , который будет тщательно следить за любыми изменениями психоэмоционального и физического фона ребенка.

Хорошие результаты показывает использование при аутизме гомеопатических средств, созданных на основе вакцин для прививок. Но следует помнить, что таким способом аутизм не лечится, а лишь подавляются и скрываются на некоторое время симптомы заболевания.

Рефлексотерапия и иглоукалывание

Суть данных методов – воздействовать на акупрессурные точки методом надавливания. Рефлексотерапия при этом использует точечный массаж, а во втором методе используются специальные иглы. Импульсы от таких точек передаются в нейроны головного мозга, что активизирует различные важные процессы в организме. Однако однозначно сказать, что такие методики эффективны при аутизме невозможно. Конечно же массаж может улучшить сон, стабилизировать эмоциональный фон и даже укрепить иммунитет. При этом существуют некоторые исследования, где иглоукалывание связывали с прогрессом в развитии аутичных детей. Но достаточных доказательств о том, что такие варианты лечения действительно помогают при аутизме не существует.

Следует сразу уточнить, что массаж при аутизме – это не лечение. Но он помогает больному ребенку прочувствовать собственное тело, установить более доверительные отношения с человеком, который выполняет процедуру. Необходимо дать малышу понять, что он в безопасности, что поможет снять тревожное состояние и страхи, принести чувство покоя и комфорта. Немаловажную роль при этом играют мимика и жесты врача, проводящего сеанс массажа.

Следует также знать, что массаж у детей аутистов вызывает чувство дискомфорта, поэтому если ребенок сопротивляется, настаивать на сеансе нельзя ни в коем случае. Действовать здесь нужно постепенно и запастись терпением.

Электростимуляция

Лечение аутизма электростимуляцией осуществляется при помощи электрического тока. В этом случае к голове пациента крепятся специальные электроды, через которые проводимый ток воздействует на участки головного мозга. К такой процедуре существует ряд медицинских противопоказаний, поэтому прежде чем решиться на нее следует проконсультироваться с врачом. Следует отметить, что электростимуляция абсолютно безопасна и хорошо переносится даже малышами. Обычно требуется около двенадцати процедур за один курс лечения. А повторять такие курсы можно не раньше, чем через полгода.

Уринотерапия

Существует гипотеза, что лечить аутизм можно при помощи собственной мочи. Однако польза такого лечения не имеет под собой никаких доказательств, а медицинские работники выступают против уринотерапии. Сторонники такого лечения считают его панацеей практически от всех болезней. Однако, как известно, таких лекарств не существует. А уж как воздействует моча на психологические процессы в организме тем более не понятно.

Народная медицина при аутизме

Полностью вылечить аутизм народными средствами невозможно. Для этого используется комплексная терапия. Особенно важны при таком заболевании занятия спортом, включающие в себя плавание, аквааэробику и прыжки в воду.

Одними из проявлений аутизма являются выраженная агрессия и повышенная двигательная активность. В таких случаях допустимо применять лечение лекарственными травами, обладающими успокоительными, улучшающими сон действиями. Это может быть настой , отвар корней валерианы, настой и . Приготовить их легко в домашних условиях, однако применять следует только после консультации с врачом.

Также зачастую при народной медицине используют лечение аутизма при помощи тенториума, по другому – восстановление организма . Многие говорят, что такой способ достаточно эффективен, но считать его панацеей от аутизма не следует. Кроме того, целесообразность такого лечения должен определять лечащий врач.

Часто также лечение аутизма проводится различными и пищевыми добавками, такими как аскорбилпальмитат.

Диетическая терапия при данном заболевании

Немаловажной является и биомедицинская составляющая терапии данного заболевания, в основе которой лежит очищение окружающей среды и быта аутиста от вредных химических и токсических веществ, диета и правильное здоровое питание, использование очищенной и органической пищи.

Принципы биомедицинского подхода при лечении аутизма включают в себя:

  • соблюдение органической, и безказеиновой диеты;
  • исключение аллергических состояний;
  • витамины и минеральные комплексы;
  • регуляцию иммунной системы организма;
  • лечение хронических и грибковых инфекций;
  • очищение организма от токсинов и тяжелых металлов;
  • лечение дисбактериоза кишечника.

Диетическое питание при аутизме подразумевает под собой:

  • отказ от пищи с содержанием казеина и глютена;
  • отказ от употребления ;
  • неупотребление в пищу продуктов с красителями и консервантами;
  • обильное питье;
  • отдать предпочтение белковой пище;
  • употребление повышенного количества .

Медикаментозное лечение

Медикаментозной терапии аутизма не существует. Как правило, таблетки, прописанные врачом, направлены на устранение отдельной симптоматики заболевания.

Для устранения агрессии и аутоагрессии, депрессивных состояний и обсессивно-компульсивных расстройств, применяют психостимуляторы и нейролептики.

Дисбактериоз кишечника, возникший на фоне отказа от пищи у детей аутистов, лечат пробиотиками.

Для восстановления недостатка витаминов и минеральных веществ применяют витаминные комплексы, содержащие , и различные минералы.

Иммуностимулирующая терапия также полезна для больных аутизмом. В таких случаях проводится лечение иммуноглобулином или стероидным препаратами.

Терапия заболевания гипнозом является одним из видов психотерапии. Обычно таким образом лечат поздний атипичный аутизм. Плюсом гипнотерапии является более тесный контакт с находящимся в трансе ребенком, нежели при традиционных методах общения. Однако эффективность применения такой терапии для лечения аутизма еще до конца не изучено.

Эффективность стволовых клеток

Известны некоторые клинические случаи, когда лечение стволовыми клетками вызывало ответную реакцию у аутичных детей. Но прямых доказательств такой терапии пока не существует. Хотя специалисты зачастую предлагают использование стволовых клеток и клеток пуповинной крови, как средство для реабилитации пациентов с аутизмом.

Лечение заболевания у взрослых

Терапия заболевания у взрослых в первую очередь нацелена на преодоление человеком робости перед другими людьми и окружающим пространством и помощь в его социализации. Необходимо комплексное лечение, которое будет способствовать прекращению прогрессирования заболевания и минимизации частоты приступов. Следует знать, что чем раньше начать терапию, тем больших результатов и улучшений можно достичь.

Где лечат аутизм

Лечение и реабилитация больных с аутизмом, как правило, не требует какого-либо специализированного медицинского учреждения или клиники. Все необходимые процедуры можно проводить на дому или амбулаторно. Иногда для восстановления здоровья детей использую санатории, а в некоторых случаях лечение проводят в соляных шахтах.

Многие считают, что за рубежом лечение от аутизма намного эффективнее, благодаря инновационным методам. Подавляющее большинство исследований по данному заболеванию проводится в клиниках Израиля. Там находятся лучшие современные клиники для лечения аутизма, и разрабатываются новые и современные методики терапии. Также хорошо зарекомендовала себя в этом вопросе Германия и некоторые другие европейские страны.

Где лечиться – за границей или дома, вопрос сугубо личного характера. Все упирается лишь в количество затраченных денежных средств и материальные возможности каждого пациента.

Важно! Обязательно ознакомьтесь с данным материалом! Если после прочтения у Вас всё ещё останутся какие-либо вопросы, настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом по тел.:

Расположение нашей клиники на территории парка благотворно сказывается на душевном состоянии и способствует выздоровлению:

Лечение аутизма у детей в Москве

Аутизмом считается психическое расстройство, вызванное нарушениями развития головного мозга и приведшее к крайней форме самоизоляции. Характеризуется такое состояние бедностью выражения эмоций, ограниченными действиями, всесторонним дефицитом социального взаимодействия. Проявляются первые признаки аутизма, как правило, до трех лет. Если к этому возрасту ребенок не начал разговаривать, не идет на контакт со сверстниками и взрослыми, тогда вполне можно предположить, что так выражается его индивидуальность, но все же нелишним будет показать малыша квалифицированному специалисту в области психиатрии. Живя в мире нормальных людей, человек с расстройствами аутического спектра испытывает дискомфорт из-за того, что не может понять их эмоции и чувства. Своевременное лечение аутизма у детей позволит улучшить качество жизни и функциональной независимости особенного ребенка, а также поможет разрядить напряженную атмосферу, возникшую в семье.

Характерное поведение для лиц с расстройствами аутического спектра

  • Компульсивное поведение. Выражается в соблюдении некоторых правил. К примеру, аутисту свойственно стремление располагать объекты в определенном порядке.
  • Стереотипия. Устойчивое бесцельное повторение слов и движений (раскачивание туловища, взмахи руками, вращение головы).
  • Аутоагрессия. Активность, нацеленная на причинение себе физического вреда (укусы самого себя и так далее).
  • Ограниченное поведение. Интерес аутиста направлен только на единственное занятие либо предмет.
  • Потребность в однообразии. Выражается в сопротивлении к переменам, например, отказе переставлять мебель.

Иногда аутизм может возникнуть как следствие другой болезни. Некоторые дети с аутизмом хорошо развиты физически. У большинства отсутствуют визуальные недостатки и визуальные признаки болезни. Мозг у детей-аутистов имеет такое же строение, как и у здоровых детей. Дети с диагнозом «аутизм» внешне очень привлекательны. У матерей таких детей беременность проходит без особых признаков. Однако аутизм иногда является результатом некоторых болезней. Причины аутизма:

  • Детский церебральный паралич;
  • Перенесенная в период беременности краснуха;
  • Туберозный склероз;
  • Неполадки в жировом обмене матери;
  • Генетическая предрасположенность.

Все названные заболевания, кроме последнего, оказывают негативное воздействие на мозг. Именно в связи с этим у ребенка может развиться аутизм. Помимо всех известных причин наверняка имеются и другие. Но аутизм еще не до конца изведанное заболевание, поэтому причины его возникновения до конца не выяснены.

Симптомы аутизма

У некоторых детей первые проявления аутизма появляются в первые годы жизни. Наиболее ярко он проявляется в 3 года. То, как будет проявляться данное заболевание, напрямую зависит от интеллектуального развития и возраста ребенка. О наличии аутизма свидетельствуют такие изменения в поведении ребенка:

  • Трудности в общении:
  • Речь развита, но говорить с незнакомцами ребенок не может;
  • Ребенок повторяет одинаковые, услышанные ранее фразы, которые никак не связаны с происходящим;
  • Отсутствие речи, одно и то же выражение лица, отсутствие жестикуляции;
  • При беседе ребенок избегает зрительного контакта и не улыбается;
  • Несвязная речь, скачки интонации, ритма;
  • Проблемы с воображением, в связи с этим отсутствие интересов;
  • Предпочитает находиться один, замкнутость в себе;
  • Постоянно держит в руках одну и ту же игрушку;
  • Чрезмерная раздражительность;
  • При смене привычной среды характерно истерическое поведение;
  • Все время повторяется одни и те же действия;
  • Всегда сосредоточен на чем-то одном;
  • Проблемы с социализацией;
  • Игнорирует любые попытки общения, в том числе близких людей;
  • Не рассказывают родителям о своих проблемах;
  • Не реагируют на выражения лица и жестикуляцию других людей, или неосознанно повторяют за ними;
  • Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;

Аутизм у ребенка старше 11 лет Дети уже могут общаться с другими, но есть еще другие симптомы аутизма:

  • Предпочтение оставаться в безлюдном помещении;
  • Все внимание концентрируется на одной и той же игрушке, мультфильме и т.д.;
  • Нехватка внимания;
  • Бессмысленные движения;
  • Создание своих странных правил и строгое следование им;
  • Необоснованные страхи и тревоги;
  • Чересчур активное поведение;
  • Панические атаки при смене привычной обстановки;
  • При выполнении чего-либо всегда соблюдается четкая последовательность;
  • Агрессия в свою сторону.

Симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет Детям с аутизмом в этом возрасте характерно все то, что описано выше, однако есть еще несколько признаков:

  • Ребенок знает мало слов либо не разговаривает вовсе;
  • Ребенок повторяет только одно слово и не идет на контакт;
  • Трудности в освоении чего-либо (чтения, письма и т.д.);
  • Иногда у ребенка развивается тяга к определенному предмету в школе, например, к математике или чтению.

Признаки раннего детского аутизма до 2 лет Часто заметить наличие у ребенка аутизма можно уже в первые годы его жизни:

  • Малыш не улыбается;
  • Не привязан к маме. Например, не плачет, когда ее нет рядом, не проявляет инициативу при взятии на руки;
  • Малыш не смотрит в глаза и на лицо;
  • Чрезмерная раздражительность, например, при включении света или негромких звуках малыш начинает плакать;
  • Постоянно тянется к одной игрушке;
  • Проблемы с развитием речи. Ребенок не воспроизводит никаких звуков и не произносит простых слов.

Такие симптомы не говорят о стопроцентном наличии аутизма у малыша. Но замкнутость ребенка в себе и другие симптомы лучше обсудить со специалистом.

Существует много методик борьбы с аутизмом, но в каждом отдельном случае назначается индивидуальная схема лечения. Иногда после интенсивной терапии в детском возрасте возможно полное исчезновение симптомов данного недуга (ремиссия), приводящая к снятию диагноза «аутизм». На сегодняшней день ученые не изобрели действенную формулу лекарства, которое было бы эффективным в борьбе с данным недугом. Лечение аутизма, как правило, продолжается всю жизнь. Но чем раньше будет назначена соответствующая терапия и начнутся занятия со специалистом по развивающим образовательным программам, тем быстрее снизится проявление симптомов данного расстройства, уменьшится агрессия больного и появиться редкий шанс на обретение самостоятельности. Соблюдение определенной диеты также может улучшить состояние больного. Это будет проявляться в нормализации кишечного переваривания и обмена веществ.

Если Вас интересует качественное лечение аутизма в клинике с использованием прогрессивных методик и последних достижений в области психиатрии, центр «Спасение» станет наиболее оптимальным решением. Имея многолетний опыт успешной работы, сегодня мы смогли окружить безграничной заботой каждого пациента. Мы предоставляем профессиональную помощь в лечении аутизма начиная от дифференциальной диагностики проблем развития и до построения плана коррекции. Мы гарантируем получение позитивной динамики и стараемся вернуть счастье в каждую семью. Обращайтесь, всегда рады помочь!

Методы лечения аутизма

Методов лечения аутизма много. В каждом отдельно взятом случае подойдет определенная методика. Будь то лечение путем психотерапии или специальная диета, самое главное – начать лечение как можно скорее.

Перед определением методики лечения учитывается психическое и физическое состояние ребенка. Ведь на жизнь ребенка влияет как умственный аспект, так и двигательной составляющей.

1.Метод поведенческой терапии. Самый распространенный метод борьбы с аутизмом. Предпочтительно начинать лечение с помощью данного метода в возрасте до 3 лет. Метод заключается в прививании ребенку навыков самостоятельности и адаптации к смене привычной для ребенка обстановки. Поведенческая терапия направлена на:

  • Подавление нежелательного поведения;
  • Выработку нормального поведения;
  • Поддержание эффективности лечения.

На первых этапах лечения ребенка учат зрительному контакту, проявлению мимики и жестикуляции. Затем прививают навыки самостоятельности и реакции на простые словесные команды.

Каждый успех ребенка должен быть замечен в позитивном ключе. Необходимо вознаграждать ребенка сладостями, вниманием, игрушками и т.д. Важно, чтобы ребенок понимал, за что именно его хвалят.

2.Опциональный метод. Опциональный подход заключается в понимании и принятии внутреннего мира ребенка. В процессе лечения участвует один родитель.

Родитель должен войти в доверие ребенка путем подражания его поведению. При этом родитель должен понять и прочувствовать восприятие ребенка. Исключено принуждение ребенка изменить свое поведение.

На первых этапах терапии родитель просто наблюдает за тем, как ребенок себя ведет. Важно обращать внимание на каждую деталь: движения, жесты, звуки, одинаковые фразы, привязанность к определенному предмету. Затем родитель начинает повторять все эти действия за ребенком по нескольку часов в день.

Благодаря этой методике ребенок начинает понемногу обращать внимание на своего родителя и постепенно впускает его в свой внутренний мир. Такой метод борьбы с аутизмом требует большого количества времени и сил.

Лечение проводится там, где ребенок ощущает себя комфортно. Он не должен чувствовать тревоги или страха. Лучше всего закрыть окна, чтобы избежать неуместных звуков и убрать предметы, которые могли бы привлечь внимание ребенка. Чем комфортнее и уютнее обстановка в месте проведения терапии, тем проще ему будет открыться и впустить родителя в свой внутренний мир.

3.Холдниг-терапия. Холдинг-терапия подразумевает формирование или возобновление эмоциональной привязанности ребенка к родителю. Лечение проходит путем сближения матери и ребенка. Оно требует строгого согласования каждого действия с психотерапевтом. Потому как ошибки в этой ситуации недопустимы.

Многие считают аутизм неизлечимой болезнью и опускают руки. Однако, при таком множестве методик и при правильном подходе к лечению возможно все, даже полное исчезновение симптоматики.

Лечение аутизма процесс затянутый и требует огромного количества времени, он подразумевает несколько этапов:

  • Психотерапия;
  • Работа с членами семьи: особенности общения с ребенком, ответная реакция ребенка;
  • Работа непосредственно с ребенком: поведенческая методика, развитие речи и моторики;
  • Фармакологическая терапия.

Есть множество профессиональных методик и восстанавливающих программ. Все эти методики направлены на адаптацию ребенка к окружающей среде. Снизить проявления аутизма или вообще избавиться от них можно только путем усердной терапии, в которой должны участвовать как родители, так и педагоги. Хорошего специалиста или клинику найти трудно, но вполне реально.

Родители могут помочь ребенку избавиться от проявлений аутизма такими способами:

  1. Обеспечить ребенку комфортные условия для существования. Избегать всяческих перестановок и смен места жительства. Если пренебречь этой рекомендации, то психическое состояние ребенка значительно ухудшится.
  2. Смириться с тем, что ребенок отличается от других детей. Принять его мир таким, какой он есть.
  3. У ребенка-аутиста, как правило, есть свой установленный порядок действий в течение дня. Родители ни при каких обстоятельствах не должны в него вмешиваться.
  4. Ребенок не должен испытывать дефицит внимания.
  5. Научиться контактировать с ребенком. К этому можно прийти путем постоянного обращения к нему. Ни в коем случае не кричать, не ругаться и тем более не применять физическую силу.
  6. В первые годы жизни нужно постоянно быть рядом с ребенком: держать на руках, проявлять ласку, говорить и играть с ним.
  7. Если нет возможности говорить с ребенком ввиду отсутствия речи, нужно поддерживать контакт с помощью карточек с изображениями.
  8. Важно оставить ребенку частичку личного пространства.
  9. Физические нагрузки позволят улучшить физическое развитие и избавиться от стрессового состояния.

Лечение детского аутизма нельзя откладывать. Родителям стоит запастись терпением и временем. Они должны помогать ребенку не только дома, но и в других общественных местах. Важно дать понять ребенку, что он может общаться с помощью слов, а играть с ровесниками – это весело.

Медикаментозное лечение

При диагнозе «аутизм» медикаментозное лечение не назначается. За исключением тех случаев, когда с помощью лекарств необходимо устранить какой-то определенный симптом.

Таблетки назначают для подавления агрессии, устранения депрессии, непреодолимых желаний к чему-либо, гиперактивности. При таких симптомах прописывают нейролептики и психостимуляторы. Но если увлечься такими препаратами, то в будущем существует риск ухудшения интеллектуального и речевого развития.

У детей с аутизмом наблюдаются проблемы в области ЖКТ, и нередко развивается дисбактериоз. В этом случае врачи назначают прибиотики, способствующие созданию благоприятной микрофлоры.

Если поджелудочная железа выделяет недостаточно гормона секретина, то можно восполнить его. Это положительно отразится на самочувствии и концентрации ребенка.

Проявления аутизма можно снизить с помощью специальной диеты, которая требует:

  • Отказа от казеина и глютена;
  • Забыть о пище с содержанием консервантов и красителей;
  • Снизить употребление дрожжей и сахара к минимуму;
  • Употреблять пищу, богатую клетчаткой;
  • Употреблять большое количество воды;
  • Употреблять преимущественно белковые продукты.

Как и поведенческая терапия, медикаментозная требует индивидуальности. Ни в коем случае нельзя назначать лекарства самостоятельно. Врач должен тщательно контролировать то, как влияет диета и медикаменты на организм ребенка.

Лечение аутизма гипнозом

Гипноз относится к нетрадиционным методам лечения аутизма. Несмотря на это, большинство отзывов о методе являются положительными. В отличие от других методов, гипноз эффективен при позднем аутизме. Техника лечения аутизма гипнозом позволяет наладить тесную эмоциональную связь с ребенком.

Традиционная медицина на протяжении многих лет отрицала практику гипноза, так как считала ее нерезультативной. Но реальные отзывы людей говорят об обратном. В большинстве случаев именно гипноз помогал детям адаптироваться к окружающей среде и избавиться от симптомов аутизма. Сейчас этот метод активно применяют не только при лечении детей-аутистов, но и для избавления от панических приступов, депрессий и других психических расстройств.

Центр лечения аутизма

Центр лечения аутизма в Москве проводит тщательную диагностику и предоставляет самые современные и эффективные методики лечения аутизма, в том числе инновационными и нетрадиционными методами. Деятельности клиники уже несколько лет, за все время тысячи благодарных пациентов. Центр является мировым лидером по стимуляции мозга у детей, больных аутизмом.

Лечение аутизма гипнозом является нетрадиционным методом терапии, о котором многие пациенты отзываются положительно. Это один из видов психотерапии, которая действенна при позднем . Основной плюс гипноза – установка тесного контакта с ребенком, находящимся в трансе.

Проведение гипноза при аутизме

При нарушении психического здоровья малыша, главное — это постановка правильного диагноза, так как аутизм довольно часто путают со схожими заболеваниями. Для этого нужно наблюдать за маленьким пациентом, стараться вывести его на разговор. Также перед приемом нужно, чтобы ребенок отдохнул, так как от усталости от дороги, с незнакомыми людьми он может вообще не захотеть разговаривать. Только после недлительной адаптации к новой обстановке маленькому пациенту станет лучше и он проявит себя как личность.

При установке диагноза «аутизм» стоит подойти к лечению и устранению симптомов со всей ответственностью, узнать мнение нескольких специалистов.

Основой лечения должны стать:

  • сеансы гипноза;
  • , времяпровождение с животными;
  • эрготерапия и другие.

Долгое время классическая медицина не воспринимала всерьез гипнотерапию, но положительные результаты сеансов свидетельствуют о результативности таких манипуляций. Сейчас данный метод используется не только для лечения аутичных детей, но и панических атак, депрессий, психических болезней. Также с помощью гипноза лечатся зависимости, такие как непреодолимое желание принимать нервно-паралитические средства и спиртные напитки.

Разновидности гипноза при аутизме

При аутизме применяется 2 вида гипноза: традиционный и скрытый. В первом случае на сознание пациента воздействует врач напрямую, используются четкие формулировки. Он помогает от нервных срывов, депрессивного состояния, бессонницы, пагубных привычек и прочих психических расстройствах. Скрытой гипнотерапией называется техника, которая замаскирована и воздействует на испытуемого «исподтишка».

К скрытой терапии относится цыганская и эриксоновская. Во время проведения скрытого гипноза может использоваться психотропогенное воздействие (применяются психотропные препараты).

Мягким гипнозом называется техника, в которой сочетаются классические элементы, собственные приемы и разработки специалиста. Пациент входит в состояние транса с помощью четких речевых команд, невербального воздействия и косвенных внушений.

Различные виды гипноза применяются для:

  • уменьшения симптоматики аутизма;
  • лечения психологических расстройств, негативных привычек;
  • облегчения болевого синдрома;
  • улучшения качества жизни при тяжелых диагнозах;
  • коррекции расстройств, в том числе нарушении речевого, слухового аппаратов;
  • помощи в решении психологических проблем.

Благодаря данной технике психотерапевт-гипнотизер может получить нужную информацию, изменить поведенческие решения аутичного ребенка, быстро адаптировать его к новой обстановке, улучшить его психоэмоциональное состояние, справится со стрессом, депрессией и нервным срывом.

Особенности проведения процедуры

Чтобы погрузить пациента в транс, специалист использует вспомогательные звуки или предметы. Гипнотерапевт пользуется всем, что способствует отвлечению внимания клиента (например, музыка, маятник, часы). Могут применяться методы, воздействующие на органы обоняния или осязания.

Продолжительность сеанса разная, так как на каждом приеме будут поставлены определенные цели. Зачастую один прием у доктора занимает от 30 до 60 минут. Все зависит от быстроты погружения в транс пациента, особенностей проблемы, изменений в психическом состоянии ребенка с аутизмом. Составляется график сеансов.

Процедура гипноза состоит из нескольких техник: сначала ребенок вводится в транс, потом применяется гипнотерапевтом метод «перестройки» (врач наблюдает за малышом, повторяет его телодвижения, жесты, благодаря этому получается наладить контакт), затем метод «якоря» (применяется внешний фактор, вызывающий яркие эмоции). После данных техник используется «разрыв шаблона» — терапевт меняет свою модель поведения, из-за чего аутист не понимает, что происходит. Именно в этот момент специалист может максимально воздействовать на психическое состояние пациента.

Эффективность гипноза для аутистов

Эффективными методами во время процедуры также являются:

  • метод «перегрузки»;
  • «наслоение реальностей»;
  • метод «эмоционального всплеска»;
  • традиционный и эриксонский гипнозы.

Нередко применяется регрессивный гипноз. Во время транса аутичный ребенок может вспомнить самые яркие воспоминания из раннего детства, значимые события.

Состояние транса считается целительным, так как происходит так называемая «перезагрузка» организма. При невротических расстройствах и аутизме увеличивается тонус мышц, улучшается речевой аппарат, поведенческие решения, ребенок становится более спокойным, идет на контакт с другими людьми.

Лучшие гипнотерапевты и психотерапевты-гипнотизеры

Аутизм гипнозом лечится, если найти правильный подход и хорошего специалиста. Положительные отзывы в интернете о российских терапевтах и иностранных психотерапевтах-гипнотизерах.

В России также принимает гипнолог Никитенко Николай. О психологе и терапевте, занимающемся гипнотерапией, хорошие отзывы на сайте https://xn—-dtbbbhscewqobbiixl5d.xn--p1ai/psychologotzyvy_159_nikolai-igorevich-nikitenko.htm. Его считают хорошим специалистом, который знает свое дело и помогает в решении многих проблем. Неплохо справляется с терапией психических расстройств гипнотизер Дмитрий Домбровский и Геннадий Винокуров.

В стране есть Научно-исследовательский институт клинического гипноза, специалисты которого помогают людям с нарушениями развития. Проводятся мастер-классы иностранных специалистов, куда можно привести ребенка. В 2019 году приедет в институт французский гипнотерапевт Жан Беккио.

За границей функционируют центры психологии и гипноза, в частности, в Германии http://bydtesdorovi.com/. Отзывы клиентов свидетельствуют о том, что специалисты оказывают реальную помощь, разбираются в возникших проблемах, пытаются справиться с болезненными состояниями аутичных детей.

Отзывы о гипнозе при аутизме

К гипнотерапии люди относятся по-разному. Родители, у которых есть особенный ребенок, пытаются разными методами и техниками улучшить жизнь малыша. В таблице собраны отзывы людей о гипнотерапии при аутизме. Материалы были взяты из сайтов http://hypnos.3nx.ru/viewtopic.php?t=668 и https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Others&trd=15405.

Позитивные Отрицательные
Нам гипноз помог, так как получилось снять блок – теперь Виталик общается с другими детьми, не сторонится их. Также он стал более спокойным, пытается помогать мне по дому. Не ожидали такого результата от сеансов с психотерапевтом-гипнотизером. Не понимаю, как проходит такая терапия. Гипнотизер внушает ребенку то, что он не болен? Наверняка, это метод, который является выкачкой денег. Мы снимаем симптомы нашей дочки медикаментами, общением с животными, массажами.
Суть лечения гипнозом заключается не в избавлении от нарушения развития, а в снятии страхов, блоков, зацикленности. У нас получилось за 7 сессий избавиться от многих неприятных поведенческих реакций. Результат очевиден, поэтому надо пробовать. Мы обращались к разным специалистам. Идея, конечно, хорошая, но в реальной жизни моему ребенку гипноз не помог. Никаких результатов и положительных сдвигов после приемов не наблюдалось. Наверное, это просто выкачка денег, так как метод не является действенным. Может, он хорош в избавлении от зависимостей, но не в случае аутизма.
Были у доктора Рахманова. Только благодаря нему получилось добиться неимоверных результатов. Малыш повторяет слова, интересуется окружающим миром. Получилось в 2 раза уменьшить применение медикаментов. После успешного курса даже я изменилась: стала больше улыбаться, радоваться достижениям ребенка, впервые пошла на свидание (малыша оставила с мамой). Большой респект Рахманову. Рекомендую именно этого гипнотерапевта. Я и моя дочь приехали к одному такому гипнотизеру. Он «шаманил» несколько сеансов, но в поведении ребенка и развитии ничего не изменилось. Скорее всего, такая техника помогает лишь в одном из ста случаев, и мы не попали в их число.
Потратила на курс гипноза около 1 тысячи евро, но не жалею. Изменения видны, а самое главное – ребенок чувствует себя лучше, не сторониться окружающих, пытается рассказывать мне о своих проблемах и переживаниях, делится сладостями, контролирует свои движения (ничего не роняет, как было ранее). Был неудачный опыт гипноза. Миша не мог долго войти в состояние транса, после 15 минут пребывания в этом состоянии у него начались судороги. После пробуждения сын стал более нервным и раздраженным. Нам пришлось месяц отходить от одного сеанса. Больше не будем экспериментировать, нужно просто пить лекарства, ходить к нормальным медикам.
У нас после гипноза улучшились коммуникативные качества, сообразительность, дикция. Также меня порадовал уровень самообслуживания и дисциплины. Сынок стал более активным, играть хочет постоянно. Появились новые слова в обиходе. Самым замечательным стал отказ от памперсов – ребенок может нормально мочиться в туалете стоя. Организм малыша может отреагировать на такое воздействие по-разному. Вот моего особенного сына не получилось вообще ввести в транс, так как он постоянно отвлекался и не шел на контакт с терапевтом. Или мы выбрали не профессионала, или гипноз при аутизме – это чушь.
Прошли курс 20 дней, теперь у Анны появились новые навыки: показывает по деревянным табличкам животных, называет их; научилась говорить о своих потребностях, договариваться; берет чашку с водой со стола, выпивает и кладет на место; стала более аккуратной; стремиться узнавать что-то новое; сама расстегивает и застегивает молнию на сапогах. Позитивные изменения на лицо, спасибо гипнотизеру. Хотела пойти на сеансы гипноза с Димочкой, но поняла, что это не поможет. Мой ребенок занимается с психологом, еле привык к врачу. Хотела попробовать гипнотерапию, но ребенок как чувствует, начинает нервничать, плакать, не хочет никуда идти. Созвонилась с гипнотизером, чтобы он хоть пообщался в скайпе с ребенком, на что Дима стал еще больше нервничать, раздражаться. Общение с гипнотизером не помогло.
Моему ребенку гипнотерапия пошла на пользу. Он начал разговаривать (простые слова и словосочетания), ушла метеозависимость, агрессивность, начал бережнее относиться к вещам, идет на контакт с детьми. Также повторяет за сверстниками звуки, действия. Стал лучше питаться, говорить о своих желаниях. Меня результаты гипноза при аутизме устраивают. Будем работать дальше. После нескольких приемов в российского доктора ребенок стал более активным, но участились нервные припадки. Терапевт сказал, что это может быть из-за того, что улучшается мозговая активность. Немного улучшилась речь, но за 50 тысяч рублей за 3 сессии, наверное, результатов недостаточно.

Вывод

Гипнотерапия поможет при аутизме в том случае, если врач найдет индивидуальный подход к пациенту. Сначала происходит установление контакта, после чего начинается прямое воздействие на мозг аутиста. После 5-6 сессий наблюдаются положительные результаты. Если после нескольких приемов ребенок чувствует себя хуже, стал более агрессивным, резким, то не нужно продолжать такого рода лечение. Только профессионал своего дела способен гипнозом улучшить состояние пациента, снизить количество симптомов, свидетельствующих о нарушении развития, речи, психического здоровья.

Видео — Терапия отвращения, хиропрактика, стволовые клетки и гипноз при аутизме

Видео — Лечение гипнозом психических заболеваний

>

В настоящее время разработаны разные методики лечения аутизма, которые способствуют пониманию детей-аутистов и дают возможность им нормально расти, развиваться и жить в этом мире.

Терапия взаимодействия и развития

При лечении аутизма у детей весьма эффективна терапия взаимодействия и развития, которая направлена на стимуляцию развития ребенка. Эта терапия была разработана около 30 лет назад и усовершенствовалась с каждым новым открытием. Идея состоит в том, чтобы сблизиться с ребенком, учитывая его восприятие мира.

Ребенку-аутисту свойственна любознательность, хотя она непохожа на любознательность обычного ребенка. Его больше интересуют предметы. Лишь немногое вызывает его любопытство. Надо вовремя подметить, что его заинтересует. Сеансы совместной игры постепенно помогут ребенку выйти на новую, более сложную ступень общения.

В момент взаимодействия между ребенком и взрослым, деятельность мозга синхронизируется. Если бы мы могли увидеть мозг ребенка-аутиста, то заметили бы активацию нейронных сетей, сопровождающуюся образованием новых контактов между нейронами, образующими новые нейронные сети. Эта терапия оказывает прямое воздействие на архитектуру мозга.

Нейроны – это клетки мозга, которые позволяют передавать информацию. По мере развития мозга нейроны разрастаются. Нейроны соединяются между собой, образуя синапсы. Синапсы образуются и распадаются. Это обеспечивает так называемую пластичность мозга.

Если нейроны по каким-то причинам не могут нормально соединяться, то передача информации в клетках мозга нарушается. Это характерно для аутизма. Это происходит, например, когда человек не способен слышать человеческий голос, зато может слышать другие звуки. Один контакт между нейронами есть, а другого нет. Но при восстановительной терапии, благодаря пластичности мозга, можно надеяться восстановить эти утраченные контакты. Не в полной мере, но хотя бы частично. То же самое происходит и при ортофонической реабилитации, и при психомоторной. Так или иначе, любая психотерапия способствует восстановлению и образованию нейронных сетей.


Аутизм также характеризуется тем, что ребенок не может отличить голос человека от других шумов. Терапия позволяет лучше узнавать человеческие голоса, благодаря чему ребенок начинает лучше говорить.

Для оценки методики ученые сравнили социальное поведение, язык и моторику 15 детей до прохождения терапии, через 1 год и через 2 года занятий. Каждый из детей сделал успехи. Признаки аутизма стали менее заметными.

Детский аутизм характерен также тем, что 80% аутистов не смотрят в глаза человеку, с которым общаются. Поэтому им трудно понять выражение лица, чувства и намерения собеседника. Они смотрят на контуры лица, а не на лицо. Это необычно, поскольку чаще всего дети смотрят на глаза, потому что это наиболее информативная часть лица, глаза отражают чувства и социальную информацию. Эта информация делает возможным взаимодействие. Дети-аутисты внимательнее рассматривают предметы, чем человеческое лицо. За два года, с помощью игровых занятий, дети-аутисты обучаются смотреть людям в глаза. И их мозг начинает работать практически нормально.

Стимуляция взаимодействия с людьми позволяет восстановить сети передачи информации. Это способствует коммуникации и возникновению нейронных связей.


Чем раньше поставлен диагноз, тем больше шансов на успех. Ведь в это время мозг очень сильно меняется. За год изменяется моторика, речь – и это касается любого ребенка. В это время мозг обладает большой пластичностью. Интенсивные занятия в период, когда мозг так меняется, дают наилучшие результаты. Какие-то симптомы могут исчезнуть или стать незаметными, не мешающими жить.

Если рано начать занятия, то ребенок научится общаться с другими детьми и будет нормально развиваться. Родителям необходимо приноравливаться к своим детям, чтобы им помочь.

Методика лечения аутизма «Денверская модель»

Чтобы хорошо развиваться, дети-аутисты должны заниматься гораздо больше других детей, чтобы научиться себя вести в любых ситуациях. Они должны изменить и свое поведение. С ребенком все можно делать вместе, сообща. Ребенка необходимо хвалить, когда у него получается выразить свою мысль или что-то сделать.

Дети аутисты по-особому воспринимают то, что их окружает. Они могут часами играть в песок, или возиться с камушками. В денверской модели интерес ребенка используется для того, чтобы отвлечь его от повторяющихся движений и заинтересовать чем-то другим.

Научный эксперимент с участием 48 детей показал, что дети, занимавшиеся по денверской модели, добились больших успехов, чем дети, проходившие лишь поведенческую терапию. К семи годам все они достигли нормального уровня умственного развития и социальной адаптации.

Метод лечения аутизма «Имитация»

Долгое время ученые недооценивали потенциал развития аутистов. Например, считалось, что они неспособны имитировать кого-то, чтобы общаться и учиться. Однако в последнее время было доказано, что подражание – основа коммуникации, в том числе и для аутистов.

Простая имитация позволяет понять, насколько важен другой человек. Он важен для того, чтобы увидеть себя и понять свои собственные намерения и действия. Это позволяет пробудить интерес к себе, в том числе у аутиста, который понимает - надо сделать то, что делает другой, чтобы представить самого себя.

Что происходит в мозге двух людей, имитирующих друг друга? Ученые доказали, что когда люди делают что-то одновременно, их мозг тоже синхронизируется. У обоих участников активируются те же «мозговые волны». В качестве упражнений можно посадить двух детей напротив друг друга и попросить, чтобы они делали любые движения руками и имитировали друг друга, причем неважно, сколько времени они будут имитировать, а сколько производить самостоятельные движения. Если эксперимент проводить с обычными детьми, то, как правило, дети меняются ролями 50/50.

Когда в эксперименте участвую дети-аутисты, то они либо все время имитируют другого, либо все время предлагают свои движения, не имитируя другого, однако чаще – имитируют. Это противоречит общепринятому мнению о том, что аутисты не могут имитировать других. Трудно добиться, чтобы аутист понял, когда другой участник готов поменяться ролями, и уступил ему свою роль, взяв на себя его роль.

Можно ли использовать имитацию, чтобы установить контакт с детьми-аутистами и помочь им взаимодействовать с другими людьми?

Был проведен эксперимент с участием 8 детей-аутистов. Их поместили в оборудованную комнату, в которой все вещи были в двойном экземпляре. Благодаря этому ребенок-аутист и воспитатель могли одновременно делать одни и те же движения с предметами. С 2 до 4 лет, когда дети еще не говорят, они спонтанно используют имитацию для общения. Могут ли то же самое делать дети-аутисты?

При использовании языка или при невербальном общении надо наладить какую-то связь. Имитация, при которой два человека одновременно делают одно и то же, позволяет создать эту связь, так как появляется общий опыт. Гипотеза была такая – подражание разнообразит репертуар их поведения и разовьет новые интересы.

Исследования заключались в том, чтобы выяснить какую пользу им приносит тот факт, что они имитируют движения, и их движения имитируют, для улучшения их способности общаться с людьми. Научатся ли они обращаться к людям, не бояться их, не избегать?

Во время эксперимента в некоторых случаях дети в первый раз не подражали своим воспитателям. Тогда воспитатели начинали подражать им. Дети это замечали и начинали интересоваться. После этого они начинали понемногу имитировать взрослого.

Имитация сродни приключению. Это возможность, которую мы даем человеку, несклонного к путешествиям и разного рода новым экспериментам. Мы даем ему возможность попутешествовать. Это не только облегчает общение, но и стимулирует любопытство, желание узнать, что происходит и находится вокруг.


За два года эксперимента по имитации социальные способности и воображение детей-аутистов значительно улучшились. Они сами стали выбирать, что имитировать. И сами решают, когда из имитируемого стать имитатором. Они внимательно следят за тем, что делает воспитатель и радуются. Они стали понимать, что надо чередовать то имитацию, то собственные движения. В этом и заключалась цель эксперимента.

Уже через месяц занятий ощущается разница. Ребенок чаще подражает и быстрее развивается. Начинает чем-то интересоваться, и перестает зацикливаться на одних и тех же движениях и действиях. Он начинает вовлекаться во взаимодействие с другими и чувствует себя увереннее.

Каждый ребенок-аутист уникален. Ранняя диагностика и новые методики, направленные на развитие ребенка, позволяют надеяться на лучшее. Обучив врачей, родителей и учителей распознавать это расстройство, мы можем дать им возможность понять этих необычных детей, чтобы помочь им наладить общение с другими.

Необходимо позволить детям, страдающим аутизмом, стать полноценными членами общества – учиться в школе, работать, общаться, творить, любить.

Популярное