» »

Эссе на тему современный ребенок дошкольник. Эссе: "Современный дошкольник, какой он?"

16.03.2024

людмила недик
Эссе «Современный дошкольник»

Недик Людмила Евгеньевна-инструктор по физической культуре.

МАДОУ Детский сад "Кораблик"

ЭССЕ

«Современный дошкольник "

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой , каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Дети хорошо информированы.

Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей .

Современный дошкольник радует , с одной стороны, своей активностью, подвижностью, инициативностью и целеустремленностью, с другой - развитым воображением, склонностью к фантазированию и творчеству.

Дети способны самостоятельно мыслить и действовать, живут с ощущением внутренней свободы, жизнерадостны и оптимистичны, отличаются позитивизмом, развитостью интеллектуальных процессов, направленностью на познание окружающего мира.

Сегодняшний дошкольник быстрее , чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон, свободно ориентируются в современной технике , ходит вместе с семьей и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует, ориентируется в марках автомобилей, названиях производителей одежды и т. д.

Начиная с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Поэтому, большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления.

Но наряду с сильными сторонами в развитии современных дошкольников отмечаются и слабые стороны.

Слабое физическое здоровье и развитие, (т. к. почти все свое время проводят за компьютером и телевизором в их режиме практически исключены прогулки на свежем воздухе, не соблюдение режима дня, не правильное питание).

Неумение сдерживать свои порывы, потерпеть, подождать, уступить, дети неохотно подчиняются внешним требованиям, с трудом выполняют общие правила для всех

Неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого (перебивание, концентрация только на собственных интересах, желаниях, неумение сочувствовать, сопереживать, обращение на «ты» к взрослому человеку)

Низкий уровень речевого развития (нарушения звукопроизношения, неразвитость фонематического слуха)

Повышенный эгоцентризм (эгоизм) – приоритет у детей личных интересов над интересами, чувствами, желаниями других детей (людей)

Слабая готовность руки к письму.

Несмотря на изменения в мире, обществе, семье, современные дошкольники продолжают оставаться детьми. Они любят играть, только содержание игр, игровые интересы несколько изменились. Наряду с сюжетно-ролевыми играми, дети выбирают игры с современными конструкторами , различные головоломки, знают и увлекаются компьютерными играми;

Таким образом, педагогу, при организации образовательной работы с детьми, необходимо все это учитывать и жить в ногу со временем!

Публикации по теме:

Эссе «Современный воспитатель - это…» ЭССЕ «Современный воспитатель – это…» «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу.

Игра и дошкольник Реветнева Татьяна Михайловна – воспитатель МБДОУ ДС № 5 «Незабудка» ИГРА И ДОШКОЛЬНИК В современной педагогике игра рассматривается как.

Эссе «Современный воспитатель-кто он?» "От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей.

Эссе «Я-современный учитель» «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.» В. Ключевский Какой он современный.

Эссе «Каким должен быть современный воспитатель» Эссе на тему: «Каким должен быть современный – воспитатель»А каким же должен быть современный воспитатель, какова его функция в современном.

Эссе «Современный педагог» Эссе на тему «Современный педагог» Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые социальные требования к системе.

Эссе «Современный педагог» Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Макаренко А.

Консультация для воспитателей в детском саду ДОУ

«Образовательные возможности современных дошкольников»

Савостина Е.Н., воспитатель МБДОУ Д/С №21 «Сказка» г. Старый Оскол, Белгородская область

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям - современное образование. А современные дети, - какие они? Всё чаще и чаще можно услышать, что они какие-то другие. Давайте разберемся, что же с ними все-таки не так?

Вот некоторые особенности современных детей:

  1. Современных детей можно назвать цифровыми аборигенами - это все те, кто родился и вырос в окружении компьютеров, игровых приставок, mp3плейеров, видеокамер, сотовых телефонов и других цифровых игрушек. С самого рождения наши дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Ребенок познает мир через экран монитора, и именно компьютер становится для него источником информации, которую маленькие дети впитывают, словно губки. Они рассуждают на "взрослые"темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По нашему мнению, это "наслушанность", под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта. Педагоги дошкольных учреждений "нарисовали"портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, воспитываемый телевизором. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
  2. Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс, и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы - они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, не слышат указаний и приказов взрослых. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. У них есть проблемы с эмоциональностью, ее не хватает. Многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно. Эти дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями.
  3. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит) , но плохо. Педагоги бъют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь".
  4. Здоровье подрастающего поколения также претерпевает изменения с учетом экологической обстановки и нередко физические показатели здоровья оставляют желать лучшего. Ребенок может страдать физически и это усугубляет ситуацию, если он находится в неблагоприятном социальном окружении.
  5. Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское "дворовое"сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками, усиливается тенденция индивидуализации игры, и, как следствие, социального отчуждения детей. Причины этого явления кроются не только в изменении характера игры, но и в тех моментах развития детской индивидуальности, о которых мы уже сказали выше.

Итак, как мы видим, наиболее уязвимой является сфера социально - личностного формирования. А ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности человека будущего.

Именно поэтому основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни - детство. Именно "здесь и сейчас"закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

Давайте думать вместе. Чему и как будет учиться подрастающее поколение в XXI веке?

Список литературы

  1. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие дошкольников. СПб. : Агентство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь; М.: Сфера, 2010. С.3.
  2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т.1 СПб, 1881. С.461.
  3. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико методологического обеспечения процесса образования. М.: Изд-во Моск. психологосоциального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. 16 с.

Полный текст

Со времен классиков известны размышления на тему конфликта отцов и детей. Дискуссии на эту тему продолжаются, и, по всей вероятности, уже никогда не прекратятся. На малышей в этих спорах внимания не обращали, поскольку было общепринято, что это невинные ангельские создания, которых надо холить и лелеять. Но вот относительно недавно взрослые стали замечать, что эти малыши совсем не такие, как были раньше. Возможно, свою роль здесь сыграл научно-технический прогресс. Сейчас дошкольники с уверенностью тащат в детский сад PSP и «режутся» в «стрелялки», «квесты», «ходилки», а воспитательница редко и с опаской, не нажать бы чего лишнего, раскладывает на компьютере пасьянс.

Раньше для всех детей дошкольного возраста добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды. И это, конечно, не все отличия между детьми прошлых лет и современными дошкольниками. Такие дети многим взрослым не понятны и вызывают тревогу. Ученые пытаются помочь взрослым (и не только ученые, иногда и просто люди, которым кажется, что они разобрались в вопросах воспитания), пишут различные программы и труды по воспитанию и развитию современных детей. Но не всегда поведение взрослых, стремящихся за новшествами в воспитании, приносит радость детям. Посмотрев вокруг, мы все реже замечаем радостные ангельские взгляды подрастающего поколения. Может быть, им надо помочь?

К обсуждению этой проблемы мы пригласили:

  • БЕРЕЗИНУ Надежду Олеговну –
  • ВАСИЛЬЕВУ Елену Юрьевну – детского аналитического психолога, арттерапевта;
  • ЕГОРОВУ Марину Сергеевну – доктора психологических наук, зав. кафедрой психогенетики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • ЛАШНЕВУ Ирину Павловну – кандидата медицинских наук, старшего научного сотрудника НИИГД;
  • МИКЛЯЕВУ Наталью Викторовну – кандидата педагогических наук, доцента МГПИ, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ.

– На взгляд профессионалов, много лет работающих с детьми, есть ли принципиальные различия между современными деть­ми дошкольного возраста и дошкольниками прошлых лет?

М.С. Егорова : Социальные институты, связанные с воспитанием детей, очень консервативные и не меняются с точностью до наоборот за 5–10 лет из-за изменения политической ситуации, дохода родителей или содержания телевизионных программ. Первые стихи и сказки, которые слышат дети, те же самые, что слушали их бабушки и дедушки (если на прабабушки). Во что играть с ребенком, за что хвалить и как наказывать, определяется детским опытом родителей. То новое, что появляется сегодня (игрушки, компьютеры, книги), фильтруется семьей и включается в старые, привычные структуры.

В нашей лаборатории в Психологическом институте РАО было проведено исследование: мы беседовали с 6-летними детьми на разные темы: что они любят и чего боятся, во что играют, что им читают, как проводят выходные дни и т.д. (в 2001 г. по результатам этого исследования была опубликована книга «Из жизни людей дошкольного возраста»). Сейчас, спустя 10 лет, мы проводим аналогичное исследование. Так вот, нельзя сказать, что социальное развитие дошкольников вызывает опасения: как и раньше, они любят классические сказки и находят своих «героев» среди их персонажей. Они очень хорошо знают, что хорошо, а что плохо, и хо­тят быть «хорошими» – помогать старшим, не обижать маленьких, не жадничать, не драться, беречь природу, хорошо учиться в школе. Не знаю, что должно было бы произойти в обществе, чтобы родители оказались не в состоянии передать эти базовые представления детям.

Н.В. Микляева : Прин­ци­пиаль­ных отличий, думаю, нет. Это дети, которые получают радость от двигательной активности и познания мира, стремятся к общению и хотят «делать, как взрослые» и «быть взрослыми», по словам Д.Б. Эльконина. Им, как и дошкольникам прошлых лет, нужно одобряющее внимание взрослого и принятие их чувств, любовь. Ради этого они готовы осваивать неизвестные территории и совершать немыслимые подвиги: например, многим родителям хочется, чтобы их дети рано научились читать и считать – и вот, они уже в 1,5–2 года готовы тратить все потенциалы психического развития на узнавание и опознание букв, складывать их в слоги и слова, пересчитывать баночки и формочки – лишь бы взрослый обратил на них внимание и показал, как рад их успехам. В итоге развитие зрительного восприятия и наглядно-дейст­венного мышления осуществляется на ином, чем ранее, материале – на более высокой, чем прежде, абстракции и степени схематичности. Увеличены конструктивные возможности дошкольников благодаря обогащенной предметно-развивающей среде дома и в детском саду. В итоге наглядно-образное и образно-логиче­ское мышление развиваются лучше.

Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психиче­ское развитие стало другим (оно, как и прежде, развивается по законам системогенеза) или сами дети изменились: а вследствие того, что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отста­вать развитие социальных эмоций – со­пе­ре­живания и сочувствия, эстетические переживания и чувства, зато очень развиты интеллекту­альные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т.д. Самомнение растет. Это в эмоциональном плане, а в воле­вом – что же? Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Взрослые часто не хотят и боятся того, что их дети вырастают и… перестают быть детьми. Дети это чувствуют – они боятся и не хотят взрослеть. Кроме того, несмотря на воспитанное в них чувство самостоятельности и независимости (кстати, оно часто касается только высказывания своих желаний и мнений, а не практической ориентировки в окружающем мире и соответствующей компетентности), они нередко имеют комплекс неполноценности (парадоксально: и это-то при повышенном уровне самомнения) и боятся... что их не любят.

Е.Ю. Васильева : Наиболее час­тая проблема, с которой я встречаюсь на практике в последнее время, – дисгармоничное развитие. Это отставание в развитии эмоционально-волевой сферы (дети инфантильны, несамостоятельны, мотивация снижена) на фоне развитого по возрасту интеллекта. У таких деток часто появляется невротическая симптоматика, затруднен контакт со сверст­никами, нарушена адаптация. На мой взгляд, в настоящее время родители очень много внимания уделяют интеллектуальному развитию ребенка, начиная с раннего возраста, и при этом мало внимания остается на чувства и переживания ребенка, теряется эмоциональный контакт. А возможно, это и требование времени – ог­ромный поток информации, с которым дети встречаются каждый день, они не в состоянии осмыслить и переработать…

Н.О. Березина : Наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья, абсолютно здоровых детей у нас становится все меньше и меньше. За последние 20 лет первая группа здоровья уменьшилась практически в два раза. Сейчас в дошкольных учреждениях только около 5% абсолютно здоровых детей, практически в два раза выросло число детей с хронической патологией – около 25%. Не­гативная тенденция в состоянии здоровья современных детей прослеживается очень отчетливо. Это касается отклонений в физическом и нервно-психическом развитии дошкольников.

– Говоря об особенностях современных детей, вы не упомянули детей индиго, о которых сейчас так много говорят и пишут в различных средствах массовой информации. Вам доводилось на практике сталкиваться с подобным феноменом?

Н.О. Березина : Пока только в средствах массовой информации, в литературе. Мы бываем во многих садах, но детей индиго не встречали.

Н.В. Микляева : Идеи о необычных детях не новы. Так, на раскрытие «тайных духовных сил» в человеке и воспитание «шестой расы» уже претендовала в свое время вальдорфская педагогика. Есть и другие примеры.

Современная общественность недалеко ушла от идеи воспитания и обучения детей особой расы – представителей будущего человечества. Эти идеи воплощаются сегодня в рамках работы с детьми «индиго». Считается, что они являют нам прообраз того сверхчеловека, к которому идет все человечество: с огромными интеллектуальными и духовными возможностями, наделенного сверхинтуицией и экстрасенсорными способностями. Правда, почему-то сочетающего все это с гипердинамическим синдромом, нарушением внимания и поведения, невладением навыками коммуникации. Это очередной «социальный вывих» на пути воспитания и обучения подрастающего поколения, «педагогическая яма», в которую попадают родители и воспитатели, связанная с нежеланием реально смотреть на вещи, анализировать собственные и чужие ошибки и обусловленная потребностью в достижении мгновенных, «стопроцентных» результатов воспитания и обучения детей. Такого не бывает, тем более за чужой счет. Особенно, если этот «счет» предъявляют религиозные организации и сообщества, представляющие опасность для духовно-нравственного развития и воспитания детей, для формирования их мировоззрения.

В случае с детьми индиго именно так и происходит. Иначе не появилось бы среди их пропагандистов столько «эмиссаров света» и людей –«катализаторов человечества», занимающихся «духовной философией» и ментально-физической медициной, рэйки, хиропрактикой и парапсихологией.

Е.Ю. Васильева : По моему мнению, за этим термином часто стоят реальные трудности и ребенка, и взрослого. Это и нарушения контакта с малышом, и трудности адаптации… Не важно, как мы назовем ребенка, важно оказать ему адекватную помощь, в которой он, скорее всего, нуждается.

М.С. Егорова : Про детей индиго очень много популярных публикаций и очень мало серьезных работ. Всегда были дети, которые в 8 месяцев начинали ходить, в полтора года говорили сложными фразами и в два года умели читать. Дети развиваются с разной скоростью, и только прослеживая развитие ребенка в течение многих лет, можно сказать, действительно ли это был «особый» ребенок или же он просто развивался по-другому.

– Какие тенденции в развитии современных детей вас настораживают?

И.П. Лашнева : Современные дети более коммуникабельные, информированные. Они больше осведомлены о жизни во взрослом мире, чем дети прошлых лет. Но дети прошлых лет были более фантазийные, их воображение было развито гораздо сильнее. Современные игрушки и игры не позволяют воображению современных детей ярко развиваться. За их воображение все уже сделано.

Н.В. Микляева : Их неумение играть. У них нарушены предпосылки для перехода от предметной деятельности к игровой, необходимые для овладения ознакомительной, отобразительной, сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой, ролевой играми. В основном дети застревают на этапе сюжетно-отобразительной игры. Потому что игра развивается спонтанно, главным образом через обыгрывание игрушек, которые есть дома и в детском саду, но не нацелена на воспроизведение разных векторов человеческих взаимоотношений, в которых игрушки выступают не самоцелью, а только средством, позволяющим наметить их контуры и атрибуты. Между тем игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, так как реализует его потребность в социальной компетенции и определяет специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество».

Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. Разновозрастных групп в детском саду практически нет. Во дворе они не складываются (да и родители этого боятся как огня, предпочитая занять ребенка всевозможными секциями и кружками). В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать (еще можно рисовать и вместе мастерить, но это – уже «потолок» творческой активности родителей). Между тем, кто может научить детей тому, что конституирующими моментами игровой деятельности являются воображаемая ситуация, игровая роль и игровые правила?

М.С. Егорова : Современные дошкольники очень рано знакомятся с конкуренцией. Для того чтобы попасть в хорошую школу, надо быть «подготовленным», и бедного ребенка начинают дрессировать. И дело здесь часто не в амбициях родителей, а в том, что «плохая» школа – это в перспективе куча проблем (не только низкий уровень образования, но и друзья из неблагополучных семей). И что с этим делать – непонятно. Школы действительно очень разные. Поступление в школу нельзя отложить на следующий год, как институт, – не поступил, куда хотел, в этом году, подготовься получше и попробуй через год. Вот родители и стараются, причем зачастую не очень грамотно – не учитывают возрастные особенности ребенка, вызывают отвращение к учебе, переутомляют ребенка, что сказывается на здоровье.

Конкуренция есть и в детских учреждениях. Какие бы ни писались методические пособия, объясняющие, что нельзя дошкольникам давать отрицательную обратную связь, детей сравнивали и сравнивают друг с другом, ставят в скрытом виде оценки, говорят, кто лучше, кто хуже, и тем самым снижают у детей и самооценку, и познавательную потребность.

И.П. Лашнева : Нас настораживает, что увеличивается число детей, имеющих проблемы со здоровьем. В подтверждение опасений за малышей приведу результаты наших исследований. Отклонения физического развития достигают, по нашим исследованиям, 19–24%. У 12% детей наблюдается дефицит массы тела, а у 8–12% избыточный вес. За последние 5 лет выросло число детей с избытком массы. Каждый третий имеет диагноз «ожирение 1–2-й степени». Это уже не функциональное отклонение, а диагноз. У 60–70% детей отмечаются функциональные нарушения костно-мышечной системы. У 35–40% – отклонения в формировании свода стопы. При этом у 70–80% из них наблюдается сочетание плоскостопия с вальгусной деформацией стопы. У каждого третьего ребенка выявляется слабость мышц брюшного пресса, что увеличивает риск возникновения грыж. Асимметричные формы нарушения осанки связаны с длительными статичными нагрузками у дошкольников.

Отставание по физической подготовленности выявлено у 25% пятилетних детей и у 15% – 6–7-летних. У каждого четвертого ребенка отмечаются показатели ниже среднего по результатам выполнения прыжка в длину с места. Наиболее часто встречаются отклонения у детей, которые часто болеют, при отсутствии рационального питания, закаливания, режима дня с достаточной двигательной активностью. Физиометрические данные: у 25–35% детей выявлен уровень развития мышечной силы ниже среднего. Жизненная емкость легких снижена у 10–15% дошкольников.

– Ухудшающееся здоровье современных детей – факт очень тревожный. С чем это связано? Какие факторы влияют на состояние психиче­ского и физиологического здоровья детей?

М.С. Егорова : Здоровье матери, грамотное сопровождение беременности, патронаж в первые месяцы, по возможности грудное вскармливание. Сокращение численности детсадовских групп. Поддержка разных форм ДОУ. Нельзя сокращать дошкольный период – многие дети не могут начать обучение в 6 лет, они еще физиологически не готовы к школьному способу получения знаний. И это проблема не только школьной реформы – например, родители мальчиков боятся отдавать детей в школу в 7 лет из-за армии (не будет «запасного» года).

Н.О. Березина : Неблагоприятные факто­ры – это неблагополучная экологическая ситуация. Особенно в условиях большого города, например, в Москве. Это гипокинезия, характерная для современных детей. И опять-таки это те заболевания, которые связаны и с патологией беременности, и с тяжелым протеканием родов, в результате чего у детей возникают отклонения в физическом развитии, нервно-психическом. Сказывается на здоровье и влияние образовательного процесса, увеличение нагрузки. Для детей, особенно дошкольного возраста, это очень плохо. Пагубно воздейст­вует на детей нерациональный режим дня, долгие просмотры телепередач, нарушение сна, недосыпание, нерациональное питание. Нарушение гигиенических условий пребывания детей в дошкольных учреждениях. Значим также нездоровый образ жизни в семье.

– По данным Всемирной организации здравоохранения, до 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья. Что касается нашей страны, то статистика тоже неутешительная. По данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6–7 лет не готовы к обучению в школе, а 30–35% дошкольников имеют хронические заболевания. Если опираться на статистику, то детей срочно нужно спасать. В первую очередь от кого и от чего?

Е.Ю. Васильева : От нас, взрослых, вернее, от тех, кто забыл, что когда-то был ребенком и наглухо захлопнул дверь в собственное дет­ство, от тех, кто знает ответы на все вопросы и поэтому всегда знает, как лучше… Каждый ребенок это неповторимый, уникальный мир, и задача взрослых учиться понимать этот мир, помогать ему взрослеть, сохраняя и оберегая эту уникальность.

И.П. Лашнева : Меня беспокоит та негативная информация, которую наши дети получают с экранов телевизоров, радио. Негативные герои встречаются даже в мультфильмах. Это, естественно, сказывается на детях. Обратить внимание также надо на квалификацию воспитателей, на гигиеническую культуру родителей. На всех совещаниях мы говорим о том, что нагрузка не должна приводить к ухудшению здоровья и должна быть адекватна функциональным возможностям организма.

Н.В. Микляева : Каждое поколение должно отвечать за то, что оно делает. Поколение современных взрослых – это люди, которые боятся будущего, которые страшатся жить, пугаясь бытовой неустроенности и житейских проблем. Их страх передается детям, которые еще даже… не родились. И, думаю, дело даже не в том, что дети рождаются слабыми и больными. К сожалению, именно такие дети нужны современным взрослым, чтобы почувствовать себя сильными, понять ответст­венность родительства и попытаться ее поднять – и понести, сколько можешь. Настрадаться на этом пути и… научиться понимать, что дороже этого малыша ничего быть не может, что ради него способна (или способен) горы свернуть и бороться с любым будущим, которое его ждет. Так страх сменяется любовью. Так наше поколение учится брать на себя ответственность за то, что ждет его и следующее поколение. Раньше этому учила война, теперь – болезни детей.

Другое дело, что мы не понимаем, как поступать в такой ситуации, отчаиваемся и унываем, бежим от этих проблем, пытаемся отгородиться от них, приклеив к ним ярлыки и благополучно забыв. Вы думаете, так важно, что ребенок в 6–7 лет не сможет выполнить ряд диагностических заданий и окажется неготовым к школе? Неужели весь смысл предшествующего периода в том, чтобы на следующей ступени его развития приклеить к нему бирочку «годен» или «не годен»? Дети – это не товар, который мы, взрослые, раскладываем по полочкам – негодный, с проблемами в развитии, или нормальный, а может быть, талантливый или одаренный, да­же ребенок индиго? В связи с этим в Интернете сейчас создано немало родительских и педагогических сообществ, посвященных проблемам и перспективам воспитания таких детей, появляются даже клубы семей индиго. Как будто они – избранные. Как будто их не касаются проблемы современного общества. У них – свой ярлычок и… своя цена.

Мы все анализируем и раскладываем по полочкам, определяя цену этому «всему», – здоро­вье детей, их интересы и взгляды, способности, интеллект и проблемы, стремясь защитить себя от ощущения собственной беспомощности. Словно от этого станет легче. Словно можно будет «по кусочкам» собрать какого-нибудь Колю или Дашу и определить цену его развития, воспитания и обучения… Так же, по фрагментам, мы собираем методы и приемы, современные технологии воспитания и обучения, забывая, что перед нами – просто ребенок, который хочет внимания, тепла и ласки, который ради этого готов на многое. В итоге мы пичкаем его всевозможными развивающими методиками, тратя уйму времени на то, чтобы он потерял интерес к движению и игре, к исследовательской и творческой деятельности. Он и теряет их... вместе с остатками здоровья. Да, перегрузки здесь играют большую роль, но, повторяю, дело не в них. Точнее, не столько в них. Скорее, дело в неумении целостно смотреть на мир и нежелании взрослого встать на место ребенка и понять, чего он ждет от вас сейчас и теперь, ради чего он общается с вами – чтобы малыш понял, ради чего он пришел в этот мир. Это рождает чувство доверия ко взрослому и ощущение доверия к миру, безопасности от общения с ним. Это та психологическая основа, на которой держится здоровье ребенка. Это и есть понятие НОРМЫ.

Кстати, оно сейчас практически утрачено. Мы занимаемся либо поиском отклонений – в худшую или лучшую сторону, либо их коррекцией. Эта же участь касается и физического, психического или психологического здоровья. В этом отношении не следует забывать, что развитие ребенка осуществляется по законам системогенеза: всегда есть периоды, когда одни функции развиваются хуже, другие – лучше, находясь в стадии созревания, перехода на следующий уровень развития. Однако диагностика детей в этот период покажет функциональные отклонения в развитии именно этой системы.

В критические периоды развития – в 1, 3 и 7 лет – вся система находится в состоянии неустойчивого равновесия. В особенности это касается костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем. И что, после скрининга записывать детей в категорию имеющих отклонения в здоровье? А нельзя просто подобрать оптимальный режим дня, физической и умственной нагрузки, методику закаливания? Это оказывается сложнее, чем начать лечить ребенка от того, чего у него пока, к счастью, нет. Пока…

М.С. Егорова : К сожалению, «срочно» мало кого удастся спасти. Здоровье детей закладывается задолго до их рождения. Каким было детство у родителей, чем они питались, чем они больны – все это небезразлично для здоровья того, кто появляется на свет сегодня. А это в один день исправить нельзя. Необходима планомерная работа по улучшению охраны материнства и детства. Часто рассказы женщин о пребывании в роддоме по драматичности мало с чем можно сравнить. Необходимо развивать коррекционную педагогику для детей, неспособных учиться в нормальной начальной школе. Необходимы школы для детей, которые по уровню умственного развития готовы к обучению, но по состоянию здоровья не могут выдержать обычную нагрузку.

– Здоровье детей ухудшается, амбиции родителей растут, требования контролирующих организаций ужесточаются. Как быть воспитателям в такой ситуации?

И.П. Лашнева : Для воспитателей очень важно, чтобы они использовали в работе те методические рекомендации, которые утверждены и Минздравом и Министерством образования. Сейчас воспитателю очень сложно разобраться и найти то, что нужно для работы. Все материалы должны быть апробированы, чтобы не нанести вред детям.
Н.В. Микляева: Я не согласна с тем, что воспитателям сложнее работать из-за того, что ухудшается здоровье детей. Да, у них есть определенные проблемы со здоровьем. Эти проблемы могут быть связаны с пониженной активностью детей и восприимчивостью к педагогическому воздействию со стороны взрослых, с нарушением их обучаемости. Воспитателям сложнее осуществлять индивидуальный подход к детям в педагогиче­ском процессе. Это требует не просто опыта, а умений анализировать воспитательные и обучающие ситуации взаимодействия с ребенком. Возможностей для этого масса: есть много методических пособий и рекомендаций, позволяющих повысить уровень самообразования, постоянно организуются курсы повышения квалификации. Самое главное для современных воспитателей, на мой взгляд, – любить детей, уметь хотеть что-то делать ради них и для них,
и учиться думать, прежде чем делать. Особенно это касается использования новомодных методик и технологий, за которыми ничего, кроме спекуляций, не стоит (это снова укол в сторону пособий по развитию детей индиго).

– Каким должен быть воспитатель, чтобы работать с современными детьми?

Н.О. Березина : Как правило, в детских садах в Москве педагоги квалифицированные. Воспитатели практически все с высшим образованием. Но надо обратить внимание, что они работают в такой бурный информационный период, когда со всех сторон много информации и порой противоречивой. Они с этим сталкиваются и даже теряются, что действительно нужно, а что и противопоказано. Очень сложно разобраться в потоке такой информации. Да еще и всякие авторские методики, которые не прошли гигиеническую экспертизу. Поэтому и нужны курсы повышения квалификации. Есть прекрасные институты, которые дают то, что нужно воспитателям по всем областям. И методические центры, которые должны сотрудничать с институтами научными и в унисон работать по проблемам детства.

– Насколько хорошо воспитатели владеют здоровьесберегающими технологиями?

Н.В. Микляева : Чтобы чем-то владеть, нужно это что-то знать и понимать, исследовать на практике и сделать выводы о возможностях применения. В этом отношении здоровьеукрепляющие, здоровьесберегающие и здоровье формирующие технологии относятся к разряду неустойчивых терминов – ученые сами точно не определились, чем они похожи и чем отличаются. На данный момент это, скорее, обобщающее понятие, которое предполагает акцент на профилактической и пропедевтиче­ской функции физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Использование здоровьесберегающих технологий предполагает при этом создание таких условий для взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка и других детей, при которых внешние факторы оказывают оптимальное воздействие на осуществление процессов охраны и укрепления здоровья дошкольников, профилактику возможных заболеваний средст­вами физической культуры и с помощью формирования у детей привычки к здоровому образу жизни.

Что можно сказать относительно их использования в детском саду? Нередко воспитатели практически не обращают внимание на воспитательные технологии, но много времени уделяют образовательным. Между тем знание того, «как дышат легкие» или «движется кровь по сосудам», не воспитывает у детей желание самосовершенствования, напротив, появляется страх перед тем, что опасно для здоровья, перед болезнью и вездесущими микробами. Радость движений и двигательной активности, характерная для детей, теряется. Кроме того, лишний раз пробежаться по ступенькам или обежать вокруг веранды детского сада – тоже нельзя. Потому что бегать можно только в физкультурном зале, а здесь можно «лбы расшибить». В связи с этим мне иногда кажется, что разработанные сегодня «способы обеспечения безопасности жизнедеятельности» способны со временем заменить весь комплекс профилактических и мероприятий. Ведь, например, можно выпить кислородный коктейль, сделать точечный самомассаж и пройтись по мокрым полотенцам босыми ногами, чтобы не подхватить грипп и т.д. При этом почему-то «можно» парить 25 детей в теплой одежде перед выходом на прогулку, одевая оставшихся пятерых-семерых. Почему-то «можно» не обращать внимания на то, что они мокрые, а их выводят гулять на улицу, где мороз и т.д. Это нежелание воспитателей оторваться от решения каких-то ситуативных, даже не педагогических, а житейских, организационных задач взаимодействия с детьми, с детским коллективом. Оно же позволяет не замечать, как устали дети просто сидеть на занятии, слушая, как уже 30 минут «вещает» педагог, как не хватает им просто возможности… побегать по группе. Да и как такое возможно? Ведь группа не для того, чтобы бегать. Этакий пешеходный переход для дрессированных зайчиков. А что им можно делать еще? Сидеть. Вот они и сидят, а мы – бегаем, внедряя во все режимные процессы здоровьесберегающие технологии, чтобы наши дети не превратились в гипсовые статуи. В этом основная проблема внедрения данных технологий. Надеюсь, мы ее решим.

И.П. Лашнева : Проблема внедрения здоровье­сберегающих технологий – это необходимость совместной работы медиков и воспитателей. Но сейчас, как известно, очень сократили ставки в детских садах на персонал, занимающийся оздоровлением. С одной стороны, мы везде говорим о здоровьесберегающих технологиях, с другой – у нас ликвидируются ставки и медсестер по оздоровлению. У нас нет специалиста по оздоровлению для координации работы в дошкольных учреждениях. Порой не хватает помещений для проведения ЛФК или массажа. Нет необходимых условий и нет ставок. И хотя сейчас кризис, но детское учреждение не может без этого существовать. Для нас, практиков, это наиболее актуальные вопросы. И если они не будут решены, то состояние здоровья детей будет ухудшаться.

Круглый стол вела Элла Емельянова

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Карасёва Маргарита
Особенности современного дошкольника

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие , какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Все эти социальные изменения привели к психологическим изменениям. Быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.

Каковы же причина таких изменений? Во-первых, разрыв поколений родителей и детей. Повышенная занятость родителей на работе – это одна из особенностей воспитания современных детей . Наблюдения и опросы родителей показали, что большинство из них плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающие мир. При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Лишь немногие родители знают о том, что учеными и многочисленными жизненными фактами доказано, что развитие маленького ребёнка, становление его внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности. Именно близкий взрослый человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребёнок открывает и познаёт мир, именно при поддержке и помощи взрослого малыш начинает себя пробовать в разных видах деятельности и чувствовать свои интересы и возможности. И ни одно техническое средство, ни одно СМИ не способно заменить живого человека.

Следующая проблема современного дошкольника – это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Опрос родителей показал, что их дети проводят у экрана по несколько часов в день, а это намного превосходит время их общения со взрослыми. И, что самое интересное, это устраивает многих родителей, особенно пап . Они не очень часто задумываются над тем, что это «безопасное» занятие таит в себе разные опасности не только для физического здоровья детей (нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка и пр., но и для их психического развития. Телевизор и компьютерные игры формируют душу и ум современного ребёнка , его вкусы, взгляды на мир, т. е. отбирают воспитательную функцию у родителей. А ведь маленькие дети смотрят всё подряд. В результате подрастает поколение «экранных» детей.

Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей – отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна. Учёные выяснили, что за последние два десятка лет число речевых нарушений возросло более, чем в шесть раз. Но так как речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, осознания своего поведения, своих переживаний (так называемая внутренняя речь, то отсутствие её приводит к тому, что ребёнок становится неустойчивым и зависимым от внешних воздействий, с внутренней пустотой.

Ещё одной особенностью современных детей является часто отмечающаяся неспособность их к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, что характеризуется гиперактивностью, повышенной рассеянностью и т. д.

Также подмечено, что многим детям сейчас становится трудно воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. В результате таким детям неинтересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не в состоянии понять текст в целом.

Ещё один немаловажный факт, отмечаемый педагогами ДОУ, это снижение любознательности и воображения у дошкольников , их фантазии и творческой активности. Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. Обычно их ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого – ограничение общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом.

Этому же способствует то , что для современного ребенка практически исчезло детское «дворовое» сообщество, в котором дети могли свободно играть и общаться друг с другом.

Наблюдения за детьми показывают и некоторых их них недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков, а это в свою очередь говорит о неразвитости соответствующих мозговых структур.

Практически все педагоги отмечают повышение тревожности и агрессии у современных детей . Наблюдения показывают, что чаще всего агрессия проявляется при недостатке общения. У детей агрессия часто становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он ищет способы привлечения внимания, которые не всегда понятны родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное средство. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что обижают окружающих. Им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. И, кроме того, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Хочется сказать ещё об одной проблеме в воспитании современного дошкольника . Это современные игрушки . Многие их них совсем не способствуют развитию игровой деятельности. А ведь именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте . Сейчас игрушки нацелены на механическое использование заложенных производителем операций, а не способствует творческой игре .

Таким образом мы видим, ч то в дошкольном возрасте хотя и заложены огромные резервы для развития ребёнка и становления его личности, но в последнее время они не всегда правильно используются. Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности ребёнка, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям дошкольника . Это разные виды игр, конструирование, изобразительная деятельность, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.

Вот почему основной задачей воспитания современных дошкольников является создание условий, в которых у ребёнка есть возможность играть со сверстниками, решать с ними познавательные задачи, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение, творческие способности , выстраивать отношения с людьми, сопереживать, чувствовать заботу о себе и заботиться о других. Сегодня как никогда важно обеспечить каждому ребёнку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи необходимо формировать у современных дошкольников чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы они могли полноценно прожить самый важный и ответственный период своей жизни - детство, в котором закладываются основы личности человека.

Информационные ресурсы :

1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании// Дошкольное воспитание . – 2005. - №4 – С. 3-5

2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций : Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004. -160с.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых : Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. -192с.

4. Мухина B.C. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.-456с.

5. Осипова А. А. Общая Психокоррекция. - М.: ТЦ "Сфера", 2002.-512с.

6. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д : "Феникс", 2004. - 320с.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика . – 2007. - №8 – С. 9-11

Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных и даже телепатических способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». В то же время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием различных отделов мозга, гиперактивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Что же мы о них знаем? Проведем небольшой эксперимент: посмотрите на первую фотографию и определите возраст ребенка. Как правило, малышу дают от трех до пяти лет. А теперь обратите внимание на второй снимок: вы видите этого же полуторагодовалого ребенка рядом с его шестилетним братом. Почему так трудно определить возраст ребенка по фотографии? Почему порой сложно понять мотивы его поведения? Почему современные дети трех-, четырехлетнего возраста овладевают компьютером быстрее взрослых? Почему у бабушек и дедушек поведение внуков вызывает тревогу и непонимание, так как «те методы и приемы воспитания, которые они применяли для своих детей, сейчас «не работают» (из анкеты бабушки).

Умные, настойчивые, требовательные

Проблема исследования особенностей развития современных детей состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей.

Сегодня многие задания, которые раньше успешно использовали для тестирования детей дошкольного и более старшего возраста выполняют дети двух-трех лет. Ребенок в два с половиной – три года может увлеченно и быстро собирать паззлы из двенадцати элементов. Наши коллеги из Великобритании отмечают такую же проблему: диагностические задания, которые они использовали для четырех-, пятилетних детей (как показатели типичного развития), сейчас успешно выполняют трехлетние дети. Результаты проведенного нами мониторинга мнения родителей и педагогов о современных детях показали, что у детей повышенные тревожность (98%) и агрессия (78%), возбудимость (93%) и гиперактивность (87%), потребность к восприятию информации (69%), и вместе с этим – повышенные утомляемость (95%) и эмоциональность (93%). Дети настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные действия (88%), они значительно отличаются от своих сверстников прошлого века (86%), а методы воспитания и обучения должны быть другими (94%). Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.

Повышенная чувствительность и эмоциональность

Исследовать особенности современных детей необходимо с разных позиций: социально-экономических, культурно-образовательных, политических, экологических, информационно-технологических, биогенетических.

Проводя психогенетические исследования, Друнвало Мелхиседек (известный американский ученый, изобретатель, целитель. – Ред.) обнаружил, что «у современных детей уровень интеллекта составляет 130 IQ, а не 100 (раньше такой IQ встречался у одного ребенка из десяти тысяч). 80–90% детей, рожденных в США, имеют новую ДНК». В ходе проведения наших исследований были выявлены следующие особенности современных детей: фиксированный взгляд при рождении, держат голову, физически более развиты, повышенный тонус организма (повышенная возбудимость, гиперактивность); рано отказываются от грудного молока; ночью просыпаются, чтобы поесть; не воспринимают лекарственные препараты; повышенная чувствительность и эмоциональность, а также потребность к восприятию информации; объем долговременной памяти больше, а проходимость оперативной выше; повышенные тревожность и агрессия. Они, как уже упоминалось, настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, не слышат указаний и приказов взрослых. У них вообще собственная философия жизни.

Я предлагаю рассмотреть особенности детей с позиции психолингвистики детского развития , изучающей проблему развития сознания ребенка и его личности в деятельности. Мною разработана модель персонального развития ребенка , с помощью которой можно не только понять особенности его развития, но и выстроить траекторию его продвижения в процессе воспитания и обучения. Эта модель позволяет определить сферы (зоны), линии развития ребенка. Она очень проста и предназначена для практиков.

Рефлекс свободы

В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни - будет зависеть от условий воспитания и обучения.

Первый вопрос, волнующий малыша: «зачем?» – пришел на смену вопросу «почему?». В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения.

Шестимесячный малыш наблюдает за действиями мамы, которая собирает и разбирает пирамидку. Вместо привычного подражательного рефлекса у ребенка доминирует смысловая ориентация, и, дождавшись момента, когда мама соберет пирамидку, малыш берет ее за основание, сбрасывает все кольца и протягивает основание пирамидки маме. В глазах вопрос: зачем ты это делаешь?

Папа наставляет малыша (1 год 8 месяцев): «Сначала нужно умыться, а потом будем завтракать». Выслушав папу, малыш спрашивает: «Зачем?».

Двухлетняя девочка внимательно слушает объяснения мамы, что и как нужно делать, а затем спрашивает: «А шмышл где?»

Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии. У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. Смысловая сфера личности управляет развитием других четырех сфер: тела (физическое развитие), души (эмоциональное развитие), разума (ментальное развитие) и духа (развитие воли). Эти сферы личности должны развиваться гармонично с момента рождения.

Сфера тела

У современных детей повышенный тонус организма, а также возбудимость и гиперактивность.

Развитие сферы тела ребенка зависит от питания, сна и двигательной активности. Современные дети рано отказываются от грудного молока, в среднем в возрасте пяти-шести месяцев. Это явление можно объяснить тем, что для полноценного развития ребенку не хватает микроэлементов, которые содержатся в грудном молоке, поэтому уже в трехмесячном возрасте рекомендуется вводить прикорм. Если раньше плачущего ночью младенца можно было успокоить, дав ему теплой воды, то современного ребенка необходимо покормить так же, как в дневное время. У малышей повышенная чувствительность к внешним раздражителям, острые вкусовые ощущения и обоняние помогают им избирательно относиться к пище. Во время прикорма они выбирают любимое блюдо. Для ребенка раннего возраста трудно установить время кормления, так как его организм чутко реагирует на природные изменения. Например, на похолодание у ребенка усиливается аппетит, и он чаще просит есть. При потеплении он отказывается от еды и ест реже обычного. Это нормально, так как малыш старается сам регулировать энергетический баланс в организме с учетом своей двигательной активности. Однако это явление нередко вызывает тревогу у родителей, которые стараются кормить его строго по часам.

Очень важно в раннем возрасте не перекармливать ребенка, так как это может привести к нарушениям в развитии сферы тела. Если ребенок резко наберет в весе, то это может негативно сказаться не только на его физическом развитии, но и привести к задержке речевого и умственного развития. На развитие сферы тела большое влияние оказывает сон. У гиперактивных детей он непродолжительный и беспокойный. Время бодрствования намного превышает время сна, что сказывается на его физическом и эмоциональном состоянии: он капризничает, устраивает истерики, заставляет окружающих выполнять свои прихоти. Иногда наблюдается совершенно противоположная картина: ребенок может долгое время не спать и чувствовать себя при этом комфортно. Родители порой удивляются выносливости ребенка. Такое поведение наблюдается обычно в том случае, когда ребенок чем-то очень увлечен. На развитие сферы тела значительное влияние оказывают перемещения ребенка, в результате которых у него начинает развиваться ощущение пространства.

В связи с повышенной возбудимостью и гиперактивностью сфера тела современного ребенка очень восприимчива к внешним раздражителям. У одних детей это может проявляться в форме повышенной чувствительности к температурным изменениям, другие будут чутко реагировать на запахи, третьих могут раздражать звуки, четвертых – яркие цвета и краски. Причем дети избирательно относятся к этим раздражителям: одни раздражители способны вызвать восторг и восхищение, другие – тревогу, испуг и плач.

Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.

Сфера разума

У современных детей повышенная потребность к восприятию информации.

В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. Если он не получает необходимой «порции» информационной энергии, то начинает проявлять недовольство или агрессию. Иногда родители не могут понять: почему ребенок становится капризным или агрессивным. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения дети любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается динамизмом и сжатостью информации.

У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы в век высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке. В ходе проведения занятий по речевому развитию детей по авторской методике было установлено, что мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами. Например, трехлетний ребенок без особых усилий выполнит сложную комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя одновременно несколько признаков предметов, но не сможет объяснить, почему он так сделал. Если это комплексное задание разбить на элементы, он может с ним не справиться. Это связано с тем, что современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.

В последнее время у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания нелогопедического характера, когда ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание возникает из-за того, что ребенок торопится высказаться, но не успевает во внутреннем плане перевести мысль-символ в знаки.

Сфера души

У современных детей повышенные тревожность и агрессия.

Сфера души ребенка – это «сосуд», который наполняется желаниями, чувствами и эмоциями. В младенческом возрасте ребенок криком, плачем, а затем и жестами сообщает взрослым о своих желаниях и потребностях. С самого рождения душа ребенка наполнена страхом и тревогой перед окружающим его огромным пространством. В раннем возрасте для ребенка очень важен тактильный контакт, когда мать или отец прижимают его к груди, поглаживая по голове и спине, передавая свое тепло, в том числе и душевное. Ребенок чувствует эмоциональное состояние иначе, чем взрослые: он как бы «видит» цветовую гамму души, словно радугу. Теплые цвета согревают его душу, и он испытывает комфорт, холодные цвета вызывают дискомфортное состояние. Чтобы снять ощущение страха и тревоги, некоторые дети любят спать с мягкой игрушкой, крепко прижимая ее к себе.Чувство тревоги и страха дополняется агрессией, которая проявляется у многих современных детей. Многочисленные наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой «порции» информации. Обладая смысловой сферой, ребенок требует от взрослых всевозможных разъяснений, и если не получает их, агрессия усиливается. Причем сами по себе объяснения взрослых (куда сейчас пойдем, что будем делать и пр.) только частично удовлетворяют потребности ребенка. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира.

Воспитание современных детей с повышенной тревожностью и агрессией должно быть ориентировано на создание условий для снятия тревожности и преобразования детской агрессии – разрушающей эмоции – в положительную, т.е. созидательную энергию, насыщенную богатым спектром чувств и эмоций, познавательными потребностями и познавательным интересом.

Сфера духа

Современные дети настойчивы и требовательны.

Сфера духа современного ребенка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что он очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится поскорее познать окружающий мир. Воспринимая ребенка как маленькое и непонимающее существо, некоторые родители выполняют все его прихоти, пожелания и требования, надеясь на то, что, когда малыш подрастет, то станет другим. Современные дети настойчиво требуют от своих родителей взять их на руки, но многие боятся, что ребенок «привыкнет к рукам». С одной стороны, на руках у взрослого ребенок «видит» окружающий мир его глазами и лучше понимает его. С другой – если взрослые постоянно берут малыша на руки, стараются удовлетворить все его желания и потребности, то при малейшей попытке родителей заставить ребенка подчиниться их требованиям ребенок начнет проявлять настойчивость в форме упрямства и агрессии. Он выражает протест, так как не может понять, почему вдруг родители начали менять ими же установленные «правила игры», т. е. систему отношений. Поэтому уже со дня рождения ребенка необходимо вовлекать его в двустороннюю систему отношений.

Учитывая тот факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, развитие сферы духа должно протекать последовательно в рамках определенной системы семейных отношений, когда ребенок выступает не младшим по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению и совместной деятельности. При этих условиях у ребенка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. Задача воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости, ответственности и уверенности в себе.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании.

Популярное