» »

Занятие в старшей группе первоцветы. «Первоцветы» план-конспект занятия (старшая группа) на тему

30.09.2019

Цель : уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Да - нет».

Это рукотворное? (Нет.)

Это природное? (Да.)

Это животное? (Нет.)

Это растение? (Да.)

Это высокое? (Нет.)

Это низкое? (Да.)

Это комнатное растение? (Нет.)

Это лесное растение? (Да.)

Это красивое? (Да.)

Это цветы? (Да.)

Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах.

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. (Работа с кольцами Луллия.)

Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной -

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, —

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е. Серова)

По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа -волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу - ковер из подснежников и хохлаток, лугу - пестрый ковер из луговых цветов.

Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо: с ног до головы - в пушистых листиках-чешуйках.

В каждой семейке мать-и-мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа - мать - теплая, другая - мачеха - холодная.

От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С. Красиков)

Одуванчик - один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

(Д. Зуев)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы увидел Гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Дидактическая игра «Весенние цветы на клумбах».

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке,

С цветком в руке.

В косах - ленты атласные -

Белые и красные,

Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала,

Всех привечала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники -

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц -

Звездочки калужниц,

Засияли, зацвели,

Полетели к ним шмели.

Да вот беда!

Осталась у Весны

Ленточка одна.

Попросили ленту

Зеленые кусты,

И на них раскрылись

Дивные цветы:

Гроздья тяжелые,

Махровые, лиловые;

В каждом палисаднике

Сирень расцвела -

Не узнать весною

Нашего села!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон,

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, чтобы они нам сказали?

Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

Конспект занятия по экологии в старшей группе.

Тема: «Первоцветы»

Цель : Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Материал: Аудиокассета «Звуки природы», карточки с изображением цветов, кукла Гномик.

Ход занятия:

Дети, я обещала вам новое путешествие. Готовы? Сегодня мы отправимся в весенний лес и на луг, а поможет нам в этом Гномик. Вот он (воспитатель надевает на руку куклу и говорит от его имени)

Здравствуйте, ребята! Отгадайте, что я вам принес? (Игра «Да – нет»)

Это рукотворное? (Нет)

Это природное? (Да)

Это животное? (Нет)

Это растение? (Да)

Это высокое? (Нет)

Это низкое? (Да)

Это комнатное растение? (Нет)

Это лесное растение (Да)

Это красивое? (Да)

Это цветы? (Да)

Воспитатель. Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. Ине просто о цветах, а о первоцветах.

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. (Рассматривают иллюстрации.)

Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед,-

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е.Серова)

По – зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком. И утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Физминутка.

Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко – красные. Вот она, природа волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.

Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать – и – мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков – головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по – цветочному они одеты хорошо: с ног до головы – в пушистых листиках чешуйках.

В каждой семейке мать - и – мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная.

От цветения, каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т.д.)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит – одуванчик поднимает головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С.Красиков)

Одуванчик – один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время – одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

(Д.Зуев)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы увидел гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Дидактическая игра «Цветы в вазу» (Детям раздаются карточки или ободочки с изображениями различных цветов. Воспитатель командует: Первоцветы, вазу; Садовые цветы в вазу; Полевые цветы в вазу.)

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке, с цветком в руке.

В косах – ленты атласные –

Белые и красные,

Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала, Всех привечала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники –

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц –

Звездочки калужниц,

Засияли, зацвели,

Полетели к ним шмели.

Да вот беда!

Осталась у Весны

Ленточка одна.

Попросили ленту

Зеленые кусты,

И на них раскрылись

Дивные цветы:

Гроздья тяжелые,

Махровые, лиловые;

В каждом палисаднике

Сирень расцвела –

Не узнать весною

Нашего села!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон.

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что можем мы им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

Ине будет красоты.

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

Конспекты занятий по экологии по теме «К первоцветам в гости»

Цель : дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар)

Материал и оборудование : Цветная бумага для оригами, Лист ватмана с изображением поезда, иллюстрации цветов: первоцветов, ландышей, мать-и-мачехи, незабудки. Грамзапись Чайковского «Вальс цветов».

Ход занятия.

1. На ватманском листе нарисовать железную дорогу, вдоль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд, который вставляется на остановках в прорези. Заготовить цветную бумагу для аппликации (оригами), грамзапись.

Загадка о весне:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Беседа с детьми:

Какие изменения происходят весной? Почему?

Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы)

Путешествие по железной дороге.

Педагог открывает первую закрытую картинку вдоль нарисованной железной дороги на ватмане. Это первая остановка «Сказочная». Педагог читает (рассказывает) сказку «Как появились цветы на земле».

Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.

Вторая остановка – «Первоцветная». Педагог рассказывает о последовательности развития растения: семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.

Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.

Третья остановка – «Мать-и-мачеха».

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ.

Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветения – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

Четвёртая остановка – «Ландышевая». Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Белые горошки на зелёной ножке».

Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветения образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.

Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

Пятая остановка – «Музыкальная». Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского, танцуют под музыку.

Шестая остановка – «Незабудка». Педагог открывает изображение незабудки на ватмане и рассказывает о ней: «Растёт незабудка на лесных лугах, у лесных болот, очень красиво цветёт маленькими голубыми цветками, листья и стебель шершавые, это сохраняет растение от весенних заморозков. Весь луг кажется голубым, когда цветёт незабудка».

Седьмая остановка, вновь с красным кружком, - «Вороний глаз».

Очень зло глядит на вас

Из травы «вороний глаз».

Посмотрите, даже вид

Этих ягод ядовит.

Педагог открывает иллюстрацию и рассказывает про растение: «Растёт в лесах на стебле – один цветок, после его отцветения образуется чёрная ягода-плод, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё название. Всё растение и особенно плод – ядовито».

Восьмая остановка - «Бабочки». Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Почему на цветах мы встречаем бабочек?

Девятая остановка – «Береги цветы». У платформы знак: изображение букета цветов, перечёркнутое красной линией.

Почему букет перечёркнут красной линией? Педагог читает стихотворение:

Если ты сорвёшь цветок

Если все: Ия, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и цветы

И не будет красоты.

Десятая остановка – «Игровая». Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: «Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону.

Одиннадцатая остановка – «Цветочная полянка». Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и бабочек и наклеивание их на заранее приготовленный фон.


Светлана Кузнецова
НОД в старшей группе по теме «Первоцветы»

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Омска «Детский сад №310»

Конспект НОД по теме :

«Первоцветы »

Выполнила воспитатель :

Кузнецова С. В.

Задачи :

1. Развитие творческих способностей детей посредствам художественного ручного труда;

2. Отработка основных элементов складывания : точное совмещение углов и сторон, проглаживание линий сгибов;

3. Развивать связную речь; способность, отвечая на вопросы, давать развёрнутые объяснения; обогащать активный словарь детей словами - проталинка, протальник, первоцвет , морозник, ветреница;

4. Уточнять и закреплять знания детей о первых весенних цветах – подснежнике, мимозе, тюльпане.

5. Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

Ход НОД:

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Становятся в круг)

Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие в волшебный лес. Готовы? Тогда вперед! Ой, а кто-нибудь знает волшебные слова? (ответы детей)

(птичка приносит письмо с загадкой про подснежник)

Первым вылез из землицы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Ответы детей)

Ребята, нам нужно помочь подснежнику пробиться сквозь снег. Поможем? (Ответы детей) .

Вперед! Первая остановка «Время года»

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал с постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

(Ответы детей)

Ребята, назовите приметы ранней весны (картинки на доске) :

Растаял снег,

Потекли ручьи,

Закапали сосульки,

Расцвели первые цветы ,

Прилетели птицы.

Пальчиковая игра «Солнышко»

Утро настало, солнышко встало :

Эй, братец, Федя,

Разбуди соседей.

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И, крошка, Митрошка!

Привет, Ладошка!

Следующая остановка «Первый весенний месяц »

Ребята, а какой сейчас месяц? (Ответы детей)

В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют?

Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли . На проталинах из-под снега появляются первые цветы .

А какие первые весенние цветы вы знаете? (Ответы детей) .

Сейчас ребята нам и расскажут о цветах :

Озеро подснежников. (Савелий)

Чутко дремлет тишина

В хвойных чащах бора,

Расплескала там весна

Синие озера.

Встрепенулся бор угрюмый,

Ожил и помолодел

И с весенней светлой думой

На подснежник поглядел.

Тюльпан. (Вероника К)

Посмотрите, посмотрите!

Вот какой цветок у Мити!

Маме дарит он цветок

Ярко-красный огонек!

Наш тюльпан на клумбе дачной

Словно шах в чалме удачной.

Мимоза. (Лиза)

Вот кончаются морозы,

Тает снег, ручьи поют

И пушистую мимозу

На бульварах продают.

Всем, всем, всем нам

В день погожий

Шлет привет сама весна,

Звон ручьев и птичьи трели

Дарит к празднику она!

(В обручах наборы палочек Кюизенера)

Ребята, выберите 10 палочек любого размера и цвета, и сделайте свой волшебный цветок.

Веселая минутка

На лужайке поутру

Мы затеяли игру

Я- подснежник, ты – вьюнок

Становитесь в наш венок (круг)

1,2,3,4 – (расходятся)

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки (бегают)

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять

Будем в солнышко играть.

Мы веселые лучи,

Мы резвы и горячи.

Мы тепло свое даем

В гости к нам цветочки ждем.

Третья наша остановка «Подснежник»

Итак, ребята, весна – сказочная пора. Будоражит чувства всех людей. Многим хочется весной петь, смеяться, сочинять стихи, совершать хорошие дела. Многих тянет на природу – погреться на теплом солнце, почувствовать запах оттаявшей земли, послушать капель и журчание ручьев, полюбоваться первым нежным цветком .

В : Где появляются подснежники?

Д : Подснежники появляются на проталинках.

В : А что такое проталинка?

Д : Проталинка – место, где растаял снег, и открылась земля.

В : Какого цвета бывают подснежники?

Д : Подснежники бывают белые, синие, фиолетовые, голубые, сиреневые.

В : Народная примета гласит : «Первый цветок ломает ледок . Как вы понимаете эту пословицу?

Д : Дети объясняют смысл пословицы.

В : А почему этот цветок называют подснежником?

Д : Этот цветок называют подснежником, потому что он появляется из-под снега.

В : А еще эти цветы имеют названия : первоцвет , морозник, ветреница, цветок-«снегурка» . Сейчас я хочу вас попросить показать, как появляются подснежники.

Физминутка «Подснежник»

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Наши первые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши первые цветы

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

В : Молодцы! Я вас приглашаю пройти и сесть за столы, где вас ожидают чудеса.

Сейчас мы с вами попробуем сделать подснежник своими руками.

1. Сгибаем квадрат пополам. Разгибаем и складываем левый и правый углы к центру. Нижний угол загибаем вверх. Нижние углы модуля снова загибаем к центру. После каждый край немного расправляем и снова складываем уголок к центру, но уже заправляя внутрь. Уголки загибаем вверх. Переворачиваем модуль. Загибая стороны пополам, не сгибаем образовавшийся ром, а переворачиваем его на обратную сторону модуля.

2. Для каждого цветка приготовим по 3 модуля. Крайние лепестки модуля вложим один в другой. Склеим все 3 модуля между собой. У нас получиться чашечка цветка.

3. Мы с вами заранее приготовили стебельки. Наденем на стебель цветок со стороны утолщения. Приклеим цветок.

Итог. Рефлексия.

Публикации по теме:

Тема недели: «Птицы» Понедельник 16.11.2015 Утро: Приём и осмотр детей. Утренняя гимнастика – способствовать укреплению здоровья детей.

Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в области коммуникация в старшей группе

Цели: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.

Материал: аудио запись легкой тихой музыкой, слайды весеннего леса, весенних первоцветов.

Ход занятия.

Беседа о первоцветах.

Льдины звонкие разбились
И поплыли по реке.
И сережки распустились
На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,
Посветлели их стволы.
На сосне блестят красиво
Капли крупные смолы.

Набухают соком почки,
Скоро снег растает весь, И
Зеленые листочки
Молодой украсят лес!

- А что ещё, кроме молодых листочков, украсит лес? (Цветы.)

Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег и появятся проталины. 0

Самые первые цветы так и называются – первоцветы. Какие первоцветы вам знакомы? (Ответы детей) .

Послушайте, ребята, загадку. О каком весеннем цветке в ней говорится?

На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь (Подснежник)

Да, первый весенний цветок в нашем лесу – это подснежник.

Посмотрите картинку с подснежником. Рассмотрите её. Красивый цветочек? А чем он вам нравится? (высказывания детей. 0

Послушайте, пожалуйста, стихотворения, которые подготовили ребята о подснежниках.

На лесной проталинке –

Колокольчик маленький.

Краску взял себе с небес

И украсил ею лес.

Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники. (Дети рассматривают слайды с изображением подснежников на лесной поляне) .

Из земли подснежник
Вышел на рассвете.
Глянул боязливо:
Не сорвут ли дети?

Но сказали дети
Ласково: «Расти!
Мы тебя не тронем:
Все должно цвести,

Чтоб нарядней стала
Вся земля вокруг:
Этот перелесок
И зеленый луг!»

Бегают ребята
По траве гурьбой,
И цветет подснежник –
Нежный, голубой!

(Ю. Капотова)

В стихотворении говорится, что подснежник боязливо глядит. А почему? (Ответы детей.)

Да, ребята, цветок боится, что его сорвут. Ведь жизнь сорванного цветка. Недолгая. Быстро вянут букетики подснежников.

А чему обрадовался подснежник из нашего стихотворения? (Высказывания детей.)

Правильно, он рад тому, что ему встретились такие добрые дети, которые любят природу, цветы и не будут подснежники.

А как сами ребята объясняют свой поступок? Почему они не хотят рвать цветы? (Ответы детей)

Да. Ребята хотят, чтобы вся земля вокруг стала нарядной, чтобы все видели красоту весенних первоцветов и радовались ей.

Вслед за подснежниками в лесу появляются лесные фиалки. (Рассматривание иллюстрации или слайды.)

Пройдет совсем немного времени, и на смену голубым подснежникам и фиалкам придет еще один из наших любимых лесных цветов. Какой? Догадались? Послушайте новую загадку:

Белые фонарики
На зеленой ножке
Я весною встретила
На лесной дорожке.

Правильно: это ландыши.

Поздней весной, когда солнце щедро посылает свои теплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики- колокольчики разносят по всему лесу смой аромат.

А можно ли нарвать букет ландышей и понести его домой? Или надо оставить их в лесу, не трогая, как и подснежники? (Рассуждение детей.)

Да, ребята, эти цветы лучше тоже оставить в лесу. В вазе стоят чуть дольше, чем подснежники, но тоже мало. Для букетов выращивают специальные содовые цветы, которые дольше лесных и полевы�

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 комбинированного вида города Бокситогорска»

Конспект НОД

в старшей группе

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

«Первоцветы»

Разработала и провела:

воспитатель старшей группы

Пономарева Л.А.

г. Бокситогорск

Цель: Вызвать интерес к пробуждающей весенней природе.

1. Познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.

3. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.

4. Закрепить умения и навыки детей в работе с солью – нанести клей, посыпать солью, дать пропитаться, стряхнуть соль на поднос.

5. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы: съёмный носитель с презентацией, плотный картон, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетки для рук, иллюстрация с изображением подснежника и схема, клей, соль, подносы.

Предварительная работа: разучивание закличек и стихотворений о весне, загадывание и разгадывание загадок о весне и весенних явлениях, рисование весны и первоцветов, просмотр презентаций, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой сегодня прекрасный весенний день, природа просыпается ото сна, настроение веселое. Сколько гостей сегодня к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - Солнцу и птицам,

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

И доброе утро продлится до вечера!

Ребята, нам пришло видео письмо, давайте посмотрим, от кого же оно?

Дети: Давайте.

Слайд 1. Воспитатель: От кого пришло письмо мы узнаем, отгадав загадку

Слайд 2.

Прихожу с добром,

Вею теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут меня … (весна).

Слайд 3. Весна. Аудиозапись:

Весна: Здравствуйте ребята. Я рада, что вы меня узнали, как приятно встретиться с красивыми, добрыми и умными ребятками.

Весна: Но мне хотелось бы узнать, а знаете, как называются три весенних месяца? Назовите их. (пауза)

Дети: Март, апрель, май.

Весна: И приметы весны знаете?

Весна: Назовите приметы весны. (пауза)

Дети: Чаще и ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, на земле появляются первые проталинки, звенит капель, небо стало голубое, по нему плывут белые облака.

Весна: Ребята, какие вы молодцы, наблюдательные, и уже заметили признаки моего прихода. И потому я приглашаю вас отправится в весенний лес. И посмотреть пробуждение природы.

Закрывайте дружно глазки

В путь дорожку собирайтесь

И за мною повторяйте

Ду–ду-ду –по дорожке я иду,

Та-та-та – вот какая красота,

Су-су-су – оказались мы в лесу.

Слайд 4. Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво. Какой свежий воздух, давайте его вдохнем.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Обратить внимание на звуки леса, на изменения в природе: Слайд 5. ярко светит солнце, небо голубое, Слайд 6 . тает снег, Слайд 7. бегут ручьи, Слайд 8. звенит веселая капель, Слайд 9. на реках и озерах тает и трескается лед. Это явление называется ледоход, Слайд 10. набухают почки, Слайд 11 . появляются первые проталинки.

Дети: проговаривают и отвечают на вопросы.

Слайд 12. Воспитатель: Что бы попасть на весеннюю поляну, нам надо отгадать загадки. Готовы?

Воспитатель:

На снежинки похожи цветки,

Как снежинки, белы и легки,

Как снежинки, изящны, прекрасны,

Ветерка дуновенью подвластны.

Слайд 13. (Ветреница)

Слайд 14. У занесенных снегом кочек,

под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

Слайд 15 . (Перелеска)

Слайд 16. Жёлтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились... Слайд 17. (крокусы).

Слайд 18. Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зеленых стебельках -

Круглые комочки.

Слайд 19. (Мать - и - Мачеха)

Слайд 20. Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным,

Как привет капели звонкой,

Называется…..

Слайд 21. (Подснежник)

Слайд 22. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие цветы выросли на весенней поляне (1,2,3,4,5 ), как одним словом их можно назвать?

Дети: Первоцветы. (6 )

Воспитатель: Какие мы с вами молодцы. Все приметы мы назвали и загадки разгадали, а теперь настал тот час, чтоб пуститься в перепляс. В хоровод скорей вставайте и песенку подпевайте.

Физминутка «Хоровод» (аудиозапись)

Слайд 23. Весна: Ой ребята, вы меня так порадовали, мне так понравился ваш хоровод, что я хочу вам показать одну удивительную полянку, на которой растут мои любимые цветы. Подснежники. Ребята, нам пришла пора расставаться, вам в детский сад, а мне по весенним делам.

Закрывайте дружно глазки

В путь дорожку собирайтесь

И за мною повторяйте

Ду–ду-ду –по дорожке я иду,

Та-та-та – вот какая красота,

Ду-ду-ду – оказались мы в саду.

Слайд 24. Воспитатель: Ребята, пока мы пели и плясали в детском саду мы уже оказались. ОЙ беда, беда, беда.

Вот в лесу мы побывали,

А букет и не собрали.

Это первые цветы,

Небывалой красоты.

На полянку я пойду,

И подснежники сорву,

В группу вам их принесу,

Вот такую красоту.

Дети: Цветы нельзя рвать, они занесены в красную книгу, они завянут без своей луковички, нельзя губить природу.

Воспитатель: Что же делать, как нам быть, как нам можно сохранить воспоминания о подснежниках.

Дети: Сфотографировать, нарисовать, слепить, сделать аппликацию….

Воспитатель: Посмотрите, Весна нам оставила подсказки, какие?

Дети: Фотографию и схему.

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»?

Дети: Потому что он растет из - под снега.

Рассмотреть подготовленный материал и схему.

Объяснение воспитателя как выполнить работу.

1. Стебельки. В начале работы скатать три тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе, наметив будущую композицию (стебельки могут быть расположены прямо, могут быть разной высоты, с наклоненной верхней частью).

2. Листики. Листики у подснежника двух видов: крупные, удлиненные, расположенные у основания стеблей, и мелкие - в верхней части стебля.

Крупные листья. Скатать длинную толстую колбаску зеленого цвета, стекой разделить ее на три части, каждую поочередно пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листики в нижней части стеблей, расплющить, закрепить на основе.

Мелкие листики. Выполняются по тому же принципу, что и крупные листья, только меньшего размера. Готовые листочки расположить в верхней части стебельков и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая их.

3. Цветы. Вначале скатать горошину из пластилина зеленого цвета и расплющить ее на конце верхней части стебля; получится часть растения, которая называется чашелистиком, который соединяет цветок и стебель.

Далее приступить к изготовлению лепестков подснежника: скатать колбаску белого (голубого) цвета, разделить стекой на три равные части, каждую заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок следующим образом: два лепестка соединить кончиками у чашелистика, а верхние кончики наклонить вправо и влево, третий лепесток расположить между первыми двумя по центру и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая.

Теперь нанесем клей и обильно посыпаем солью, а пока подсыхают работы, пусть наши пальчики отдохнут:

Разминка для пальчиков «Цветок»:

Вырос нежный цветок на поляне,

(Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу,

округлить пальцы.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальчики в стороны)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмичное движение пальцами вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Положить ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести)

Готовые работы вывешиваются на доску.

Дети: «Подснежники» г. Ладонщиков

Солнце ёлочки пригрело,

Сосны и валежники.

На полянку вышли смело

Первые подснежники.

Распрямились, расцвели

В эти дни весенние

Дети нежные земли –

Всем на удивление.

На проталине стоят,

На ветру качаются,

Словно звёздочки, горят,

Лесу улыбаются.

Итог занятия

Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные подснежники у нас получились. Теперь подснежники будут радовать нас круглый год. Где мы с вами сегодня побывали и что видели? Вам понравилось?