» »

Является ли невенчанный брак грехом. О гражданских, зарегистрированных, венчанных и невенчанных браках и о разводе

07.10.2021

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ БЛУДОМ НЕВЕНЧАННЫЙ БРАК Нет! Блуд и невенчанный брак это совершенно разные вещи. Невенчанный брак это невенчанный брак, а не блуд. Когда мы совершаем браковенчание, мы читаем о том, как Господь Иисус Христос пришёл на брак в Кану Галилейскую. Эти люди были венчаны? Нет! Но мы читаем в Евангелии, что Христос пришёл на брак в Кану Галилейскую, а не на блуд в Кану Галилейскую… Если брак не венчан это всё равно брак. Что такое брак? Где один мужчина живёт с одной женщиной, рожает с ней детей, считает её своей женой. Почему-то они не венчаны: то ли они неверующие, то ли один из них неверующий. Но они живут вместе, вместе строят своё гнездо, вместе терпят радости и горести. Да какие же они блудники? Это невенчанный брак. Гражданский брак, как раз в правильных терминах это расписанный брак, который не имеет венчания. А в современном понимании гражданский брак это сожительство. Вот блудное сожительство без взаимных обещаний это преступление. В основном против женщины. Она ему говорит: «Ну поживём вот так, как мухи женятся, без аллилуйа?». Он отвечает: «Да поживём, а что бы не пожить?» Мужику что, трудно что ли пожить без «аллилуйа»? Она ему говорит: «Ну ты же мне ничего не обещаешь? Я же тебе тоже ничего не обещаю». Мужику только этого и надо. Вот они так живут: ей 20, ему 28. Вот ей 25, ему уже 33. Надоела она ему… Что она, похорошела за последние пять лет? Во первых, приелась она ему уже - одна и та же ходит перед ним и лучше не стала… Да и не обещал он ей ничего, да и молодые на подходе уже… Те, которым вчера было 15 лет - им сегодня уже 20, они уже тоже не прочь пожить без обязательств. И он говорит: «Ты знаешь, я пошёл». Она говорит: «Куда пошёл?» Ну, он крем весь слизал, а дальше есть не хочет. Она ему красоту отдала, молодость отдала, в надежде что, может быть, что-то из этого получится, детей не родила, лучшие годы с ним прожила. Теперь она чуть-чуть уже приувяла, молоденькие появились на горизонте,он к молоденьким «шмых»! А ей говорит: «Я же тебе ничего не обещал, ты мне не обещала… Ты себе ищи другого, я другую найду, до свиданья!» Мужик может и до 50 лет каждые пять лет залазить в постель к 18-летней, если ему Бог здоровье даст. А женщина нет. Она не то, что в 50 себе никого не найдёт, ей уже и в 30 себе сложно найти кого-то, потому что 14-летние уже безбожно живут и уже на всё согласны. Поэтому, эти сожительства без взаимных обязательств это убийство женской судьбы. …Поэтому женщина здесь в полном проигрыше,ею просто пользуются, а она,дурочка, думает, что её рано или поздно полюбят. Да не полюбят её! Если сначала всё хорошо,то и будет хорошо. А если сначала всё плохо, то без обязательств так оно всё и заканчивается. Вообще, женщину тем дольше любят, чем дольше хотят. Если женщину добиваются и хотят долго, то потом, добившись, любят очень долго, это психологический закон, открытый очень давно. Почему важно ухаживание? Почему важна неприступность некоторая, пускай даже и наигранная? …Потому что дольше счастье продлится! Она дольше будет с ним и он с нею, чем дольше он будет её хотеть и к ней стремиться. А доступность женская убивает женщин, превращает их в расходный материал. Женская доступность, женская вседозволенность, женская несвязанность никакими моральными и государственными нормами с мужчиной, бесстыдство современных Евиных дочек, такое тиражированное бесстыдство, когда женское тело известно любому прыщавому мальчишке 12-летнему,это всё убивает женщину, убивает интерес к ней, убивает благоговение перед ней, убивает тайну. Вот это и есть гражданское сожительство, блудное сожительство… А брак это другое! …У кого из вас повернётся язык назвать блудниками супружескую пару, прожившую лет 30 или 40 вместе, воспитавших детей, доживших до внуков, но не венчанных по причине того, что один из них некрещёный, например? Он еврей, а она русская, или он русский, а она еврейка? Вот они прожили вместе всю жизнь, как два попугайчика в клеточке, и внуки возле них уже появились. Кто из вас язык повернёт назвать их блудниками из-за того, что они невенчанные? Не путайте, пожалуйста, невенчанный брак и блуд! Блуд это блуд, а брак это брак. А брак невенчанный это один брак, а брак венчанный это второй брак. А венчаться нужно серьёзно! И сегодня когда люди приходят: «Я хочу венчаться!», то нужно очень серьёзно подумать,что им сказать. Может быть их и не нужно венчать? Может быть не всех нужно венчать? Может быть их нужно сначала узнать, познакомиться с ними? Потому что когда раз раз, повенчали, как говорится: «И покрещу и миром помажу», а там, хоть живи, хоть не живи – нельзя венчать! У нас же количество разводов, даже в церковной среде, заходит за 60%! Людей ведь не держит венчание! Это раньше люди, как Пушкинская Татьяна, говорили: » Вот я другому отдана и буду век ему верна», хоть она и любила Онегина и тоже в ней сердце колотилось, когда она его увидела… Также и Маша Дубровскому говорит: «Поздно, я обвенчана»! Сегодня ни для кого не будет препятствием венчание, чтобы переступить через совесть, уйти, в адюльтер залезть, в гречку скакнуть, разрушить одну семью, начать другую семью… Не держит людей венчание! Не держит! Кто из вас этого не знает? Даже священников венчание не держит, и священники разводятся! И матушки изменяют священникам нередко, что у нас волосы дыбом поднимаются – мы этих историй знаем массу! Людей ничего больше не держит, люди осатанели! Поэтому стоит вопрос, что не всех надо венчать, некоторых нужно гнать от венчания! А с некоторыми долго долго работать, чтобы приготовить их к венчанию. Протоиерей Андрей Ткачёв

Целый каскад вопросов, который выдаёт нашего дорогого Владимира с головой, потому что он, видимо, совсем не понимает, что такое христианский брак. Начну по порядочку. Владимир, спрашивая про зарегистрированный брак, подчёркивает, что его интересует брак между православными, но невенчанными христианами. Для того, чтобы лучше выразить свою мысль, я приведу такую метафору: «Два православных, но некрещёных человека родили ребёночка; надо ли его крестить?» Как вы думаете, такое бывает? Нет, невозможная ситуация, потому что каждый православный человек верует во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Если он в неё не верует, то он не православный христианин, а если верует, то он призван участвовать во всех Таинствах. Если он собирается вступать в брак (естественно, с православной женщиной), он ведь хочет строить свою малую домашнюю церковь, и естественно, спрашивает благословения Церкви на такое строительство. Венчание и есть благословение Церкви на брак. Как можно строить свою малую Церковь без благословения Матери-Церкви? Это совершенно невозможно, потому что такое строительство идёт благодатью и по благодати. Если человек не венчается, значит, он игнорирует одно из семи главных таинств Церкви. Значит, он проявляет неверие к одному из утверждений Символа Веры. В этом смысле это является грехом, как всякое нарушение церковной дисциплины.

Дальше, «является ли это (отсутствие Венчания) с точки зрения Церкви нарушением церковной практики?» – конечно, а следовательно, является и грехом. «Квалифицируется ли (зарегистрированный невенчанный брак) с точки зрения церковных канонов как прелюбодеяние?» – Нет, не квалифицируется, потому что регистрация в соответствующих (принятых в рассматриваемый период времени, в конкретной стране и конкретном народе) инстанциях является признанным браком. Вне зависимости от принадлежности к различным религиями или атеизму, зарегистрированный брак не является прелюбодеянием. «Нужно ли каяться в на исповеди в том, что брак не венчан?» – Не на исповеди нужно каяться, а в ЗАГСе. Вот прийти, подать заявление и «расписаться». Ещё каяться можно за церковным ящиком: узнать, когда в ближайшие дни можно совершить Таинство Брака, для того, чтобы он стал полноценным христианским, и повенчаться. А потом уже прийти на исповедь и сказать, что вот был такой грех – жил невенчанным, но теперь приношу покаяние и прошу Господа меня простить. «Является ли расторжение зарегистрированного, но невенчанного брака благом?» – Нет, потому что брак это есть святыня, поэтому выход из брака является грехом и поводом для двоих к прелюбодеянию. «Как Церковь относится к разводам и повторным бракам (венчанным и невенчанным)?» – Как к явлению трагическому, нежелательному и греховному. Повторный брак это есть прелюбодеяние, но зная немощь людскую Церковь идёт на это для того, чтобы из немощи человеческой не вышло что похуже, ибо не все могут следовать словам Апостола Павла, который говорил так: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены» (1 Кор. 7,27). Поэтому он же и благословляет вступать во второй брак. Церковь считает, что при разных обстоятельствах допустим и третий брак, но до пятидесяти лет.
...........................................
Ответ: о.Димитрий Смирнов

7 самых распространенных вопросов о церковном взгляде на брак.

Фото Юлии Маковейчук

Правда ли, что Церковь считает невенчанный брак блудом? И дети, которые рождаются в таком сожительстве, являются незаконнорожденными. И вообще, невенчанный брак с точки зрения Церкви - мерзость перед Богом?

Нет, это не так. С точки зрения Церкви любой зарегистрированный обществом или государством брак - не грех, а исполнение благословения Божия. Венчание же - это церковное Таинство, которое совершается лишь над вступающими в брак членами Церкви. В социальной концепции Русской Православной Церкви прямо говорится, что Церковь с уважением относится к гражданскому браку (не путать с сожительством), зарегистрированному в государственных органах.

А в Определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года прямо сказано: «Православная Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор 7:14)». Под гражданским браком здесь подразумевается брак, зарегистрированный государством, а ни в коем случае не ошибочно называемое так сожительство.

- Как Церковь относиться к живущим «гражданским браком»?

- «Гражданским браком» сегодня принято называть ситуацию, когда, по сути уже находясь в брачных отношениях, люди категорически не желают их регистрировать ни в какой форме. С точки зрения Церкви, такие отношения являются блудным сожительством. А блуд, согласно христианскому вероучению, - один из грехов, отлучающих человека от Бога и Церкви. Поэтому не Церковь отлучает от себя живущих «гражданским браком», а сами люди отпадают от нее, согрешая блудом.

Действительно ли половая жизнь у христиан даже в браке считается делом греховным, потому что именно в плотской связи заключался первородный грех, совершенный Адамом и Евой?

На первых же страницах Библии ясно написано о том, что Адам познал свою жену уже после изгнания из Рая, а следовательно, - после грехопадения, которое, таким образом, ну никак не могло заключаться в плотском соитии первых людей. Поэтому апостол Павел прямо пишет, что брак - честен, и ложе - нескверно…. Грехопадение же первых людей заключалось в нарушении запрета на вкушение плодов от древа познания добра и зла.

- Православным обязательно иметь много детей и нельзя планировать семью?

Социальная концепция Русской Православной церкви так отвечает на этот непростой вопрос: «…Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту.

Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза.

Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время».

- Почему в Церкви так почитают идеал девства и целомудрия? Ведь они являются прямым отрицанием брака…

Девство и целомудрие, парадоксальным образом, являются не отрицанием, а самым что ни на есть прямым утверждением и укреплением института брака. Целомудрие в христианской традиции не имеет ничего общего с отрицанием брака или с пренебрежительным отношением к физическому общению супругов. В начале прошлого века протоиерей П. И. Алфеев писал: «Идеал христианского брака вытекает из идеала христианского девства. Там, где девство попирается, загрязняется и низвергается с высоты своего нравственного величия чистоты и святости, там и брак разрушается».

- Почему православные браки распадаются так же часто, как и обыкновенные?

Если брак действительно церковный, то он не распадется. Конечно, часто люди, вступая в церковный брак, не отдают себе отчета, зачем они это делают, какова цель их бракосочетания именно в христианском смысле. Ведь любое действие человека определяется конечной целью. Цель обычного брака - создание семьи, удовлетворение потребностей супругов в любви и заботе, рождение и воспитание детей. Но в христианском браке есть еще один смысл, пожалуй, наиболее важный, поскольку именно он и делает такой брак христианским.

Подлинным основанием православного брака должно быть обоюдное желание супругов вместе, помогая друг другу, идти к христианской цели жизни - к спасению, к Богу. Если же семья называет себя христианской, но при этом у нее на первом месте иные цели - только земные и конечные, то называть такой брак православным нет никаких оснований. И распадаются подобные браки ровно по тем же причинам, что и все прочие: утрата взаимной любви, жестокосердие, стремление к земному счастью любой ценой.

Существует ли особое таинство на «развенчание» брака, после которого можно венчаться еще раз с другим человеком?

Нет, такой процедуры не существует. Церковного развода не бывает. Однако, если семья все-таки разрушена, Церковь может благословить и второй брак. Но получить такое благословение могут не все желающие. Для этого существует несколько причин расторжения предыдущего брака, которые описаны в официальных церковных документах: неизлечимая душевная болезнь, венерические заболевания и СПИД, алкоголизм и наркомания, измена супруга, оставление одного супруга другим, посягательство на жизнь супруга/супруги или детей, самокалечение одного из супругов, нахождение одного из супругов в розыске или без вести пропавшего на протяжении долгого времени, изменение веры одного из супругов, аборт, (кроме тех случаев, когда он был произведен по медицинским показаниям).

А вот такие причины, как плохие отношения с родственниками супруга, неспособность материально обеспечить семью, разные характеры, не являются поводом для расторжения церковного брака. В этих случаях разрешение на повторный церковный брак получает только супруг, неповинный в распаде прежнего брака.

Добрый день, дорогие наши посетители!

Ведь говорят, что Таинство Венчания скрепляет брак навечно. Так почему же распадаются венчанные семьи?

Потому, что люди подходят к Таинству святого Венчания – как к старинному древнему обряду, без серьезности и ответственности. Клятвы верности произносятся, как обычные слова, необдуманно и бессмысленно. Да и дальнейшая семейная жизнь проходит в пустых мечтах и заботах, в погоне за призрачным и неполезным.

Опытные священники советуют вначале проверять свои чувства на серьезность, перед таким ответственным шагом, как супружество. Например, до брака не должно быть близких интимных отношений, и если жених или невеста не настаивают на близости, а терпеливо и осознанно ждут свадьбы, то это хороших и верный показатель того, что молодые люди настроены по отношению друг ко другу серьезно и уважают решение своего избранника.

Так же, если Ваш избранник любитель выпить еще до брака, то женщина должна быть готова на то, что ей придется нести крест, терпя и любя пьющего мужа. Вообще, святые отцы утверждают, что если муж изначально любим и уважаем своей женой, то он не будет искать себе утешения и отдушины в вине, ведь у него есть любящая, заботливая и понимающая жена – друг, который всегда рядом, который никогда не предаст.

Когда люди, вступая в брак, готовы прожить со своим избранником всю жизнь, не смотря ни на что – тогда такой брак, освященный Таинством Венчания, никогда не распадется, так как основан он не на песке, а на камне, и во главе угла у него – Господь Бог наш, Иисус Христос.

Ибо что толку венчаться, если люди не хотят, не имеют желая жить церковной жизнью? Для чего впустую произносить страшные клятвы верности? Не для того ли, чтобы впоследствии их нарушить, и тем самым, навлечь на себя гнев Божий?

Очень трудно и тяжело жить в браке без помощи Божией. Ибо Господь – есть Любовь, а люди лишают себя Любви, живя без Бога.

Никогда не поздно вернуться Богу, подобно блудному сыну, и начать свою жизнь заново, с чистого листа, так же, как мы начинаем свою жизнь заново, после Таинства Исповеди, очищающего нас от грехов и всякой скверны.

Так же и те семьи, которые, по каким-либо причинам не освятили свой брак Таинством Венчания, должны, не откладывая, начать для себя новую жизнь, жизнь для Бога и для друг друга.

Господь никогда не оставит молящихся Ему и просящих Его помощи. Надо только жить по правде Божией.

Не стоит ждать, пока Господь призовет нас к себе скорбями и болезнями, надо самим идти к Нему, стремиться жить по Заповедям Господним. Тогда у нас, грешных, появится надежда на то, что с Божией помощью, мы преодолеем любые трудности, и все у нас будет Слава Богу!

Главное надо помнить, что для того, чтобы у нас всегда все было Слава Богу – мы и сами должны, в первую очередь, ежедневно славить Бога!