» »

Вежливый человек - какой он? Качества вежливого человека. Правила вежливости

06.08.2023

Магия «волшебных» слов хранит тайны делового и личного успеха, создает добрые отношения с окружающими. Благодаря таким словам легче расположить к себе собеседника, повысить шансы на благополучный исход дела или прослыть человеком, «приятным во всех отношениях».

Правилу произносить добрые, “волшебные” слова нас учат с детства. “Спасибо”, ”будьте добры’, ”извините, пожалуйста”, ”до свидания”... Но лишь со временем мы понимаем, что если бы из нашей речи вдруг улетучились все вежливые слова и выражения, то безобидный вопрос стал бы похож на приказ, а хороший поступок останется без благодарности.

Приветствие

“Хорошее начало - половина дела”. Слова приветствия - одни из самых важных волшебных слов, задействованные в процессе приветствия и знакомства. В деловой обстановке, а также в особо важные моменты, например, в день знакомства с семьей жениха, не стоит пренебрегать знакомыми правилами: поздоровайтесь и назовите имя собеседника, это будет ему особенно приятно. Обращаясь к уважаемому или титулованному лицу, не забудьте упомянуть и его звание, например, “Добрый день, господин профессор”.

Здороваясь, следует использовать форму вежливости, соответствующую возрасту и статусу собеседнику. К оппоненту, старшему по чину или возрасту, следует обратиться “Добрый день”, но не “Привет”.

Согласно общим правилам:

Опоздавший здоровается первым с уже с присутствующими.

Первым приветствуют:
мужчина - женщину;
молодой человек - пожилого;
подчиненный - руководителя.

Замените привычное “Алло” при снятии телефонной трубки на “Здравствуйте” или “Добрый день”. Вы увидите, как приятно окажется удивлен ваш оппонент.

Контакт глазами, несомненно, увеличивает силу произнесенных слов. Чтобы слова вежливости по-настоящему тронули собеседника, считается неприличным отводить взгляд в сторону, рассматривая помещение или других людей.

Тон желательно выдержать дружелюбным и спокойным. Ирония, раздражение , повышенные тона испортят впечатление.

Просьбы

Умение просить так, чтобы вам не могли отказать, кроется не только в сложившейся ситуации или таланте “строить глазки”. Слова “пожалуйста”, “прошу вас”, “будьте добры”, “будьте любезны” оградят вас от отказа.

Перед тем как высказать просьбу, извинитесь, что вынуждены отвлечь оппонента от других дел или хотите обратиться. В письменной просьбе добавьте выражение надежды на понимание или благодарность: “Заранее спасибо”, “Буду очень признателен”.

Просьба по смс или электронной почте даже о небольшой услуге также предполагает вежливое обращение. Использование волшебных слов в момент просьбы сочетается с вежливым, уважительным обращением и тоном.

Благодарность

“Спасибо” и его сердечные разновидности (большое, сердечное, огромное спасибо) - самые используемые формы речевого этикета. Благодарность за помощь, оказанную услугу, уделенное внимание, совет, или приглашение - наиболее популярная форма вежливости.

Важно выразить благодарность вовремя. Особенно важно не забывать о сроках в деловой жизни. Получив открытку к празднику или приглашение на мероприятие, следует отправить благодарственное письмо или подтверждение вашего участия в течение двух дней.

Поблагодарив за подарок и оказанную помощь повторно, спустя некоторое время, например, упомянув в разговоре, как вам помог дельный совет, вы сможете рассчитывать на повторную любезность.

Благодарность, произнесенная в присутствии других людей, принимает особое значение. Это всегда приятно.

Если вы считаете, что оказанная вам любезность достойна большей благодарности, чем привычное спасибо, будет уместно преподнести небольшой презент. Делового партнера можно пригласить в ресторан, вручить ему билеты в театр , книгу или картину. Однако не старайтесь поразить никого сказочной щедростью в знак благодарности за небольшую услугу. Раздутая благодарность вызывает чувство дискомфорта, дорогой подарок может поставить человека в неловкое и зависимое положение, тогда как искренне “спасибо” отразит силу вашей признательности.

Умелое использование благодарности и извинений поможет найти выход из затруднительных положений. В ответ на указание вам на ошибки со стороны руководства не торопитесь признаваться в собственной некомпетентности, попробуйте поблагодарить руководителя за объективную критику: “Спасибо, я обязательно учту замечания и устраню недоработки“. Вы будете выглядеть более профессионально и привлекательно.

Вежливое “спасибо” поможет отказаться от неинтересного предложения и сказать “Нет”. “Спасибо за приглашение, но я буду занят”.
Не стесняйтесь употреблять волшебные слова во время спора, на “спасибо” редко кто сможет ответить грубостью.

Не забывайте благодарить близких людей, родственников и друзей. Их добрые поступки и готовность предложить свою помощь - не обязанность, а выражение чувств, достойное благодарности.

Извинение

В процессе извинения волшебные слова незаменимы. Только с помощью волшебных слов вы сможете быстро наладить отношения, разобраться в сложной ситуации и загладить вину.

Слова извинения должны быть искренними и достаточными.

Забыли поздравить юбиляра или не выполнили просьбу? Чем быстрее будет исправлена ошибка, тем лучше. Нетактично сделать вид, что ничего не произошло, лучше извиниться и исправить оплошность. Не заметив человека или забыв поздороваться, вы можете сказать лишь ”Извини, не заметил” - и случайная ошибка будет не замечена. Однако в сложной ситуации необходимо объяснить причину своего поступка.

Извиняясь за серьезную ошибку, не отшучивайтесь, этим вы еще больше обидите собеседника.

Не передавайте извинения через третьих лиц. Как бы ни было горько признание - постарайтесь сделать его лично.

Не следует отправлять серьезные извинения по электронной почте, лучше позвоните или сделайте это при личной встрече.

Если после извинения вы прощены - не стоит еще раз возвращаться к обидному вопросу и просить прощение повторно, просто не повторяйте подобных ошибок.

Прощание

Вежливое прощание с собеседником - еще один шанс оставить о себе хорошее впечатление. Не , именно слова прощания (всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, доброго пути, до скорой встречи) - останутся в душе вашего оппонента.

Прощаясь, в случае необходимости не забудьте назначить следующую встречу. В ответ на гостеприимство и приглашение не обязательно оговаривать дату ответного визита, однако следует сделать ответное приглашение.

Прощаясь, не задерживайтесь, не стойте долго возле двери, лучше распрощаться кратко и по-дружески.

Особый случай

Особое внимание стоит уделять волшебным словам в деловой обстановке. Оставаясь воспитанным и радушным, не стоит забывать, что вы обращаетесь к деловому партнеру в рабочее время и по конкретному поводу. На рабочем месте стоит избегать длинных напыщенных фраз типа “Простите великодушно, не сделаете ли вы одолжение”...

Не стоит также переусердствовать в вежливости, обращаясь к людям при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Не озадачивайте продавца витиеватой просьбой "Извините, будьте так любезны, не сможете ли вы мне взвесить…”

Прежде чем рассыпаться в извинениях, подумайте, есть ли на это причина и не отвлекаете ли вы коллегу от рабочего процесса. Еще более неудобным будет прервать важный разговор сотрудника по телефону или с клиентом, чтобы, извинившись по всем правилам, попросить у него карандаш.

Женщинам, принимая ухаживание мужчины, не стоит благодарить за каждый оказанный знак внимания. Уместно поблагодарить и восхититься преподнесенным букетом или подарком, но говорить “спасибо” за открытую дверь и поданную руку не обязательно.

Цели:

  • Расширять запас «вежливых слов».
  • Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.
  • Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.

– Ребята, давайте поговорим сегодня о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.
Эти слова надо не только знать хорошо, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть.
Вы закончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее, радостнее и светлее..
В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение.
Для того чтобы стать вежливым, воспитанным, надо усвоить несколько правил вежливости.
Итак, первое правило – важно запомнить главные вежливые слова.Сейчас я посмотрю, знаете ли вы их.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо) .

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста) .

Зазеленеет старый пень
Когда услышит … (добрый день) .

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо) .
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим … (до свидания) .

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте) .

– Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?

А слово-то какое!
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но нельзя молчать как рыба,
Ну сказала бы... (спасибо)

Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 1 класс
Но…давно уже от Насти
Я не слышу слово … (здрасте)

А слово-то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа …
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова … (извините)

– Вам нужно запомнить и второе правило вежливости – надо вовремя находить нужные слова и употреблять их, то есть знать, кому, когда и что говорить. Скажите, вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
– Извините, я ошибку признаю.

На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
– Извините, я немного опоздал.

– Тихомиров, покажите
Нам на карте город Псков
– Извините, –
Шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.

Спор давно ведется в классе,
Вежлив Витя или нет
Разберитесь в споре этом
И пришлите нам ответ.

– Какой ответ можно дать? (Нельзя нехорошие поступки прикрывать вежливыми словами.)
– А как нужно поступать, Вам подскажет стихотворение Самуила Маршака «Ежели вы вежливы».
– Таким образом, мы подошли с Вами к третьему правилу вежливости – важно не только знать правила вежливости, но и выполнять их. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо хлопаем 2 раза, невежливо – 1 раз.

– Поздороваться при встрече...
– Толкнуть, но не извиниться...
– Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек...
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

– Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках.
Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости:

  1. Надо вежливо обращаться к другим людям.
  2. Правильно вести себя в чужом доме.
  3. Быть гостеприимным хозяином.
  4. Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
  5. Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
  6. Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.
  7. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.
  8. От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.
  9. Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
  10. В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.
  11. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.

– Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурия.
– Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить.
«Ничто не обходиться нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». (Из романа «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра. Слова Дона Кихота). Эти слова Вы должны всегда помнить!
– А сейчас предлагаем вашему вниманию сценки. Присмотритесь, быть может в них вы узнаите себя.

1. Стихотворение А. Барто «Любочка»

– Какая на самом деле Любочка?

2. Сценка «Спорттовары».

Папа пришел с детьми в магазин «Спорттовары».
Папа обещал купить Нюше скакалку, а Феде – мяч. Федя обратился к продавцу:
– Покажите это. Мне папа купит...
– Как Вы думаите правильно ли обратился Федя к продавцу?
– Научите Федю беседовать с продавцом.

Сценка «В магазине»

У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:
– Ой, хочу клюшку! Купи, купи!
– Но у тебя уже есть клюшка, уговаривает его мама, успокойся, пожалуйста, не кричи!
– А я эту хочу! Купи!

– Как Вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? А как надо? (Разыграть сценку).

– Я надеюсь, что Вы не повторите ошибок наших героев и будете помнить все эти вежливые, волшебные слова, относится друг другу внимательно, по-доброму и умейте дружить.

Методическая разработка классного часа

"Вежливые слова".

Цель: познакомить обучающихся с основами вежливого общения, как друг с другом, так и со взрослыми людьми;

побудить задуматься над причинами необходимости вежливого общения и последствиями несоблюдения норм общения.

Методы и формы работы: беседа, работа в группах.

Необходимое оборудование: плакаты по теме, листы с текстами для групповой работы.

Класс: 3

Время: 45 минут

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Учитель (У). Здравствуйте, дети! Я с вами поздоровалась.

Как вы думаете, что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)

А что для вас означает слово здоровье? Счастье? (Дети отвечают).

2. Вступление.

(У). Дядя Стёпа огорчён.

Рассказал он вот о чём:

Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова… («Здрасте»).

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустною была:

Налетел он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте!

Зря от Вити ждал я слова… (Извините).

А слово-то, какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада! Я портфель ей подарил,

Вижу – очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну, сказала бы… (Спасибо).

Слово-то, какое – очень дорогое!

(Шкатова Л.А.)

(У). Ребята, я вижу что вы смеётесь, действительно, стихи кажутся очень весёлыми, а давайте-ка с вами подумаем, а так ли это на самом деле?

(На доске два рисунка. Сюжеты: подросток бежит на выход из театра, отталкивая на ходу прохожих; в класс зашел взрослый человек, ребята встали).

(У). - Посмотрите на рисунки. Какое отношение вызывает этот рисунок? А этот? (Дети объясняют)

А почему этот рисунок вызвал у вас одно отношение, а этот другое (Дети объясняют)
- Как вы думаете, а как нужно было поступить в первом случае? Для чего важно соблюдать нормы поведения и общения? (Ответы детей)
- Молодцы!

3. Беседа по теме.

(У). Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уметь слушать других людей, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим. Я прошу вас об этом помнить, когда вы будете работать в группах.

Кто хочет стать взрослым; успешным человеком?

Видно, что вы все хотите вырасти, стать образованными, успешными людьми.

Думаю, что наш мальчик с первого рисунка тоже этого хочет (внимание - на рисунок).

Что необходимо этому мальчику сделать, чтобы он тоже, когда вырастет, стал успешным взрослым человеком?

Дети: Предполагаемые ответы:

Научиться общаться с другими людьми правильно, научиться себя вести, соблюдать правила поведения и общения.

(У). А как вы думаете, ребята, какие волшебные вежливые слова помогут этому мальчику добиться уважения окружающих и стать успешным человеком?

(на доске закрепляются слова рядом с первым рисунком)

  1. Здравствуйте
  2. До свидания
  3. Разрешите пройти
  4. Будьте добры
  5. Извините, простите
  6. и т.п.

(У). Ребята, а знаете ли вы, как появились в русском языке вежливые слова?

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор -
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
(С.Веселовская).

Вот такие интересные стихи мы с вами сейчас прочитали. А кто из вас услышал в этом стихотворении вежливое слово? Что это за слово?

Ответы детей (спасибо).

(У). Очень хорошо. А кто из вас знает, что означает это слово? Вот послушайте, что написала одна девочка в своем сочинении: «Оказывается, вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространённых в русском языке вежливых слов. Когда же мы его употребляем? Конечно, когда хотим поблагодарить.
В словаре С.И.Ожегова слово благодарность означает чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, а выразить это чувство нам помогают специальные вежливые слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, до свидания, пожалуйста. Самые простые, на первый взгляд, слова, а, сколько в них кроется смысла для каждого человека. Ведь ни один из нас не может обойтись без вежливого слова. Наверное, всем людям хочется быть вежливыми, но это не всегда получается, так как они забывают ещё об одном способе проявления вежливости- приветствии. В русском языке существуют десятки способов приветствия: «Здравствуйте», «Доброго здоровья», «Моё почтение», «Добро пожаловать», «Рад вас видеть».
Мы открываем утром глаза и слышим мамин голос: «Доброе утро!» В течение всего дня мы говорим: «Добрый день», «Здравствуйте». Здороваемся с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братом, сестренкой. Можно поздороваться с котёнком, пощекотав его за ухом, соседям и учителям сказать: «Добрый день»! Итак, целый день, пока, наконец, не наступит вечер, и мы не пойдём спать, сказав всем: «Спокойной ночи»!

Мне кажется, так приятно жить в мире вежливых слов: все улыбаются, любезны и добры, а какие слова, какая речь, словно на королевском балу. Ведь именно эти слова оказывают на человека положительное влияние: утешают, поднимают настроение, делают его отзывчивым, мягким, добродушным. Вежливые слова приятно слышать и говорить. Мне бы хотелось, чтобы вокруг меня слышалась только вежливая речь, поэтому я и сам стараюсь разговаривать вежливо…

Очень рад я видеть Вас,

«Здравствуйте»,- скажу сейчас.

А когда я ухожу,

«До свидания»,- всем скажу.

Много разных слов на свете,

Очень разные слова.

Но «спасибо» говорите

Всем за добрые дела».

(У). Понравилось вам это сочинение? А какие вежливые слова и выражения вы в нем услышали? (ответы детей)

4. Физминутка. Упражнение “Вверх по радуге”.

Встаньте, дети. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаете вниз, как с горки. Проделаем это несколько раз. Настроение и чувства улучшатся.

5. Групповая работа.

(У). О чём мы узнали с вами на сегодняшнем занятии?

Дети: О вежливых словах.

(У). Я предлагаю немного поиграть и ответить вот на такие вопросы-загадки. Только помните, что вести себя нужно вежливо никого не перебивать и не выкрикивать ответы с места:

«Вежливое слова»

Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

(У). А теперь мы с вами попробуем разобрать ситуации и решить, как надо было правильно в них поступить.

Класс делится на группы по 5-6 человек.

Каждой группе даётся задание: прочитать текст, обсудить ситуацию, слушая и уважая мнение каждого в группе и определить, какое правило вежливого поведения нарушается в данном случае. Определитесь, кто будет спикером у каждой команды, кто сможет грамотно выразить мнение группы

(раздаются листы с ситуациями ) Ситуации.

1. У Маши Васильевой День рождения. Она пригласила к себе на праздник несколько друзей. Всем было очень весело. Но скоро пришла пора ребятам идти по домам. Витя схватил первым свои пальто и ботинки, быстро оделся и выскочил за дверь, громко хлопнув дверью.

Вопрос для обсуждения в группе: Все ли в поведении Вити было правильно, если на празднике были ещё и другие ребята (мальчики и девочки), а так же родители Маши? А как надо было поступить вежливо?

2. Петя Иванов возвращался из школы домой. Перед этим прошел дождь и на дорогах были лужи. Мальчик шёл в резиновых сапогах и сильно топал по лужам. Мимо шла девочка в красивом пальто. Петя не сразу её заметил и когда в очередной раз топнул по луже ногой, обрызгал девочке пальто. Девочка остановилась и заплакала, а Петя пошёл дальше.

Вопрос для обсуждения в группе: Как нужно было поступить Пете?

3. Света Пуговкина спускалась по лестнице вниз, когда ей навстречу с тяжелой сумкой шла наверх соседка-пенсионерка. Девочка быстро пробежала мимо пожилой женщины и вышла на улицу.

Вопрос для обсуждения в группе: Что забыла сделать Света? А что ещё вы сделали бы на её месте?

4. Толя Петров быстро бежал из школы домой. Он торопился на любимый фильм и поэтому бежал, почти не разбирая дороги. Мальчик налетел на пешехода и сбил его с ног, при этом сам упал и рассыпал книги из портфеля. Пешеход встал, помог Толе подняться, собрать упавшие на дорогу книжки. Толя схватил свой портфель и побежал домой.

Вопрос для обсуждения в группе: Как бы вы поступили на месте Толи?

5. У Кости Емельянова День рождения. На праздник он пригласил друзей. Пришел и его одноклассник Юра. Юра принес подарок, завернутый в красивую бумагу. Костя схватил подарок, быстро сорвал упаковку и увидел что там заводная машинка. «Ну-у-у…» - протянул Костя разочарованно, - «У меня уже такая есть», и кинул подарок в коробку с игрушками. Затем он отвернулся от Юры и протянул руки за подарком, который ему принёс одноклассник Женя.

Вопрос для обсуждения в группе: А как надо было поступить в такой ситуации Косте?

6. Подведение итогов занятия.

(У). Молодцы! Я вижу что все ребята поняли зачем нужны волшебные вежливые слова и как их надо использовать правильно в различных ситуациях. Я также надеюсь что вы их не забудете и будете чаще ими пользоваться.

Спасибо за урок!

Список источников:

  1. Классному руководителю о классном часе. Под ред. Е.Н. Степанова,

М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  1. http://liter.assistancerussia.org/liter.php?proizvid=10447blogi.vitebsk.biz/tuttsie/1305/
  2. http://images.yandex.ru

Паспорт занятия

п\п

Разделы паспорта

Содержание раздела

Номинация конкурса

Разработка внеурочной деятельности

Возраст детей

7-8 лет

Тема мероприятия

Классный час «Добрые и вежливые слова»

Цель мероприятия

Цель : способствовать развитию личных качеств доброжелательности, отзывчивости, внимательности друг к другу и развитию дружеских отношений.

Задачи мероприятия

Задачи:

    формировать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

Форма проведения

Беседа- игра

«Добрые и вежливые слова»

Разработка внеурочной деятельности.

Учитель начальных классов МБОУ «Покровская СОШ»

Досумбетова

Виктория Владимировна

Пояснительная записка

Одна из актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями -подготовка ответственного гражданина способного самостоятельно мыслит и оценивать происходящее. Решение этой проблемы тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Предлагаемый классный час «Добрые и вежливые слова» знакомит с правилами вежливого поведения, учит доброжелательному отношению к сверстникам, а также представлении о хороших и плохих поступках. От того, что педагог вложит в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть то, как он будет строить свои отношения с окружающим его миром в будущем.

Тема классного часа : «Добрые и вежливые слова»

Место мероприятия во внеурочной деятельности : проводится в рамках серии классных часов проводимых с обучающими 1 класса в I четверти. Форма: беседа-игра

Цель: способствовать развитию личных качеств доброжелательности, отзывчивости, внимательности и развитию дружеских отношений друг к другу.

Задачи :

    сформировать у детей нравственное понятие “доброта”;

    развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

    воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

    формировать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Данный классный час ориентирован на формирование следующих УУД

Личностные универсальные учебные действия

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных норм, развитие морального сознания.

Коммуникативные универсальные учебные действия

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные универсальные учебные действия

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Познавательные универсальные учебные действия

строить речевое высказывание в устной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

выделять существенную информацию из текста;

устанавливать причинно-следственные связи.

Необходимое оборудование : ТСО(компьютер, проектор), презентация «Доскажи словечко», видеоролик «Сказки гуляют по свету», плакаты с пословицами и поговорками, цветы из цветной бумаги.

Классный час: «Добрые и вежливые слова»

Ход мероприятия

I .Введение.

Дети садятся по группам

Ребята, давайте посмотрим видеоролик и споем все вместе песню

«Улыбка» Приложение 1

(дети смотрят клип и поют песню)

Как вы думаете, почему мы начали с песни «Улыбка»?

Конечно, от этого и настроение становится лучше, верно?

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

(да)

Как мы называем человека, который никогда об этом

не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

(Такого человека мы называем вежливым и добрым, воспитанным.)

Как вы думаете, как называется тема нашего классного часа?

(мы будем говорить о вежливости и о добрых поступках )

Верно молодцы! Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Открывается название «Вежливые и добрые слова»

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

II . Основная часть.

1.Рассказ учителя .

До ХV I века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем.

2.Игра «Вежливо - невежливо».

Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - молчите, не хлопайте.

Поздороваться при встрече - дети хлопают,

Толкнуть и не извиниться- молчат

Помочь подняться - хлопают,

Поднять упавшие вещи - хлопают,

Не заплатить в автобусе- молчат,

Не уступить место в транспорте- молчат

Не помочь бабушке - молчат

А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами?

(Да, но иногда забываем )

3.Просмотр презентации.

Давайте посмотрим презентацию и поиграем в игру «Доскажи словечко», каждой группе по два вопроса

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого...…
(Спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим...(прости, пожалуйста)

Зазеленеет старый пень
Когда услышит….(добрый день)

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы …(спасибо)

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим…(
до свидания)

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь..(здравствуйте)

Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?

4.Чтение стихотворение.

стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы…», которое подводит итог всему вышесказанному.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,
То в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.

И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И в целом переплете.

И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред слабым не робея.

4.Работа с пословицами.

Приложение 3

Есть очень хорошие пословицы, каждая группа выбирает себе задание.

(пословицы напечатанные лежат перевёрнутые на столе)

Прочитайте и объясните их значение. В группе обсуждают, затем один ученик из группы объясняет значение.

«Доброе слово, что ясный день»

(Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день).

Обидеть - что ударить, приласкать -нужно слова искать.

(Обидеть человека легко, а чтобы сделать добро нужно постараться и приложить усилия)

Осень красна плодами, а человек делами.

(Чтобы быть хорошим человеком, нужно делать хорошие и добрые дела) дела ).

5.Просмотр видеоролика Приложение 4

Посмотрите внимательно клип и скажите, какие знакомые сказки вы здесь увидели, где добро побеждает зло.(Морозко, Гуси – лебеди, Снежная королева, Золушка, Конёк-горбунок и др.)

6.Игра «Комплимент»

Дети по очереди садятся на стул, остальные делают комплименты. Говорят только о хороших качествах сидящего.

(Добрый,

весёлый,

жизнерадостный,

отзывчивый,

доброжелательный,

красивый и т.д.).

III .Заключительная часть.

1.Практическая работа.

Приложение 5

Ребята, у вас на парте лежат вырезанные из бумаги цветы, которые вы сделали на уроках технологии. Напишите на них доброе дело, которое вы сегодня хотите сделать, создадим поляну «добрых дел».

Дети пишут свои добрые дела на вырезанных из бумаги цветах, подходят по очереди к доске, и произнося своё доброе дело прикрепляют к поляне (магнитной доске)

(Помогу маме по кухне. Помогу папе чистить снег во дворе. Всегда буду помогать бабушке, и т.д )

Ребята, вы закончите школу и станете врачами, учителями, художниками, инженерами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее, радостнее и светлее.
В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение .

2.Исполнение песни Приложение 6

А в заключении исполним всем вам известную песню «Дорога добра»

IV .Рефлексия

Что вам сегодня понравилось?

Что вам запомнилось?

Что нового узнали?

Ребята, Покажите смайлики, какое настроение у вас сейчас.

(дети показывают смайлики)

Цель — закрепить знания учащихся о разных формах речевого этикета, учить выражать

участие, утешение, вежливо отказывать в просьбе.

Ход занятия

  1. Сообщение цели — мы продолжим путешествие по городу Вежливости .

(звучит песня В. Добрынина на слова Танича «Волшебные слова».

  1. Чтение учащимися стихотворения «Петрусь».

Обещал отцу Потрусь: Вот Петрусь догнал Ярину

Я за вежливость возьмусь Да как дернет за косынку:

Буду всех благодарить, — Ты куда, Яринка, стой,

Первым «здравствуй» говорить. Я здороваюсь с тобой!

Вот мальчишка со стараньем Та отпрянула в сторонку —

Выполняет обещанье. Как невежлива девчонка…

Видит — утром у сторожки Нес вожатый стопку книг

Дремлет сторож за дорожкой. А Петрусь с ограды — прыг!

На посту всю ночь не спал. Чуть не сел ему на плечи:

Только-только задремал. — Извините, добрый вечер!

А Петрусь как заорёт: — Ты, — вожатый закричал, —

— С добрым утром, дед Федот! И невежа, и нахал!

Дед ругнул его спросонок: Петя очень удивлён:

— Убирайся, пострелёнок! Разве был невежлив он?

— Вежлив ли был Петя? Почему? Вот ведь, оказывается, как все-таки трудно быть вежливым.

  1. Игра «Рифма»

(пояснить детям: рифма — одинаковое звучание окончания последнего слова в поэти-

ческой строке: от Вити — извините, кошке — ложке)

Прослушать стихи и дополнить в них строку недостающими по смыслу вежливыми

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём…

— Настя — славная девчонка.

Настя - ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

я не слышу слова… (хором: здравствуйте)

А слово - то какое -

Очень дорогое!

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустная была:

на меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова… (хором извините}

А слово — то какое —

очень дорогое!

Он про внучку говорил:

— Экая досада!

Я портфель ей подарил,

вижу: очень рада.

Но нельзя же молчать, как рыба.

Ну сказала бы … (хором спасибо)

Слово-то какое-очень дорогое!

  1. Инсценировка по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».

— Посмотрите инсценировку по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово». Почему у

бабушки, сестры, брата вдруг изменилось отношение к Павлику? Какое «волшебное»

слово будет нам лучшим спутником в жизни?

  1. Игра «Волшебное слово».

(по кругу, или же за партами передаётся какой-то символический предмет: воздушный

шарик, цветок и каждый должен, передавая другому, назвать вежливое слово.

Очень много вежливых слов, но сегодня мы узнаем о новых:

(Молодцы, ребята!)

6. Слова утешения (сочувствия).

а) — Вспомните, случалось ли вам утешать кого-нибудь. Как это было?

б) — А вас кто-нибудь утешал? В каких случаях?

в) — Можно сказать: Всякое бывает! Всё пройдёт! Всё будет хорошо!

(главное — быть рядом и побольше тепла в отношении к человеку).

г) — Вы помните, как плохо было Незнайке, когда все узнали, что воздушный шар придумал Знайка, а Незнайка — обыкновенный хвастун и лгунишка. Малыши и малышки

смеялись над ним. Незнайка не знал, что ему делать, куда идти, а слезы всё лились, лились

и никак не могли остановиться. Вдруг он почувствовал, что кто-то трогает его за плечо и

ласково говорит: «Не плачь, Незнайка!» Он обернулся и увидел синеглазку. «Не надо

плакать», — повторила она.

Незнайка отвернулся от неё, вцепился руками в забор и завыл ещё громче. Синеглазка молча погладила его по плечу. Незнайка задёргал плечом, стараясь сбросить её руку, и даже ногой задрыгал.

— Ну, не надо, не надо быть таким злым! — ласково говорила она. — Ведь вы добрый,

хороший малыш. Вам хотелось казаться лучше, поэтому вы стали хвастаться и обманывать нас. Но теперь ведь вы больше не будете так делать?.. О старом больше не будем вспоминать. Теперь вы постараетесь быть честными, смелыми и умными, будете совершать хорошие поступки и вам не придётся больше выдумывать, чтобы казаться лучше. Правда?

— Правда, — тихо ответил Незнайка.

Он грустно взглянул на Синеглазку и улыбнулся сквозь слезы, синеглазка взяла его за руку:

— Пойдёмте туда, где все (можно диалог проинсценировать).

— Какие слова утешения нашла Синеглазка?

(не плачь, вам хотелось быть лучше; вы добрый, хороший малыш.)

— Какие ещё средства использовала девочка?

(добрые слова, похвала, выражение уверенности в том, что он изменится, погладила

по плечу.)

— Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня…» или сказки «Курочка ряба». Анализ речевых ситуаций.

— Перестанет ли Таня плакать? С какими добрыми словами утешения обратились к

Вежливые формы отказа.

Дети, вспомните, какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-то

с просьбой? (пожалуйста, будьте добры, если вас не затруднит и т.д.)

Всегда ли просьбу можно выполнять?

а) Разыгрывание речевых ситуаций.

1) Друг просит тебя дать на время магнитофон, принадлежащий старшему брату. Можешь ли ты выполнить такую просьбу? В какой форме прозвучит твой отказ?

2) Одноклассники приглашают тебя на футбольный матч. Но мама в это же время

просит тебя сходить в магазин. Какое решение ты примешь? Какой разговор возможен с

мамой? Какой — с ребятами?

б) — к сожалению, не могу. — Не могу.

Я занят. Иду с братом в кино.

— После уроков никак не могу: — Я занят.

иду с братом в кино.

— Извини, после уроков я очень занят. — Позови Антошку. Он пойдёт.

— Спасибо? Мне очень хочется, но я — Не пойду!

обещал брату пойти с ним в кино.

— Я, конечно, с удовольствием пошёл — Нет?

бы, но после уроков очень занят.

Послушайте: оба мальчика отклоняют предложение или отказывают, но делают это

по-разному.

Чей отказ не обидит того, кто выражал просьбу?

Давайте отметим, как лучше выразить отказ, анализируя слова Саши:

  1. Объяснение причины отказа.
  2. Извинение.
  3. Благодарность за приглашение, сожаление, что не можем воспользоваться приглашением или выполнить просьбу.

Вывод:

— Не всегда просьбу можно выполнить (принять приглашение), поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются, благодарят, например, за приглашение, но, к сожалению, не могут им воспользоваться.

  1. Упражнение — размышление.

Подарите Крокодила!

Мошковская Э.

Игрушки, конфеты Я бы кормил его

Мне не дарите- И лечил…

Все это, все это Пусть бы жил у меня крокодил!

Вы заберите. Я бы в ванну его посадил,

Мне крокодила И там у него

Такого живого, Была бы вода,

Не очень большого И он бы плавал

Лучше купите… Туда-сюда,

Я бы тогда бы Он бы плескался! Купался!

Его приручил. И я б на него любовался …

— Выполнима ли просьба мальчика?

— Она реальная? (В каких условиях.)

— Каким может быть отказ? (Давайте поразмышляем, как помочь родителям мальчика

выразить отказ).

Итог занятия.

О каких правилах вежливого человека мы сегодня узнали?

(о словах утешения; о формах отказа).

Дополнительный материал.

Последующие занятия нужно посвятить выработке практических навыков употребления речевых этикетных форм в зависимости от ситуации: упражнения, анализ ситуаций, инсценирование и т.д..

  1. Вежливый.

Вот кто вежливость у нас — Что с тобой?! —

Проявил на деле — Вскочила мать.

Он в полночный тихий час — Заболел, сыночек?

Поднял мать с постели. -Я забыл тебе сказать

Мама, доброй ночи!

С. Погореловский.

— Можно ли назвать малыша вежливым? Почему?

— Что значит «быть вежливым?»

  1. а) игра «Волшебные слова». Дети становятся вокруг ведущего. Один из играющих говорит любое «волшебное» слово. Ведущий должен отгадать, кто говорил. Если отгадал, то ведущим становится другой;
  2. б) игра «Это я». Произнести хором слова «Это я, это я, это все мои друзья» (только тогда, когда это уместно):

— Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

— Кто из нас приходит в класс с опозданием на час?

— Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?

— Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? и т.д.

  1. Ситуации.

— Вы идете по улице и видите знакомого человека. Как нужно правильно поздороваться? Покажите.

— Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик допустил три ошибки. Назовите их:

— Что вы скажете детям, которые разоряют птичьи гнезда, рвут цветы с клумбы в парке, разбрасывают мусор, громко кричат в общественном месте, помогают старушке сойти с автобуса, утешают плачущего малыша?

— Почему иногда в ответ на приветствие здравствуйте мы слышим слово спасибо? А

кто из вас может показать, как надо правильно здороваться? Какие речевые формулы вы

употребляете при прощании?

  1. Разыгрывание ситуации.

1) Вы обращаетесь к учительнице с просьбой объяснить решение трудной задачи;

2) вы просите папу купить новую игрушку;

3) в гастрономе спросите у продавца, сколько стоит пакет молока;

4) вы поздравляете бабушку с днём рожденья.

  1. Вопросы — задания.

Вопрос I. С какими словами обращаешься утром к маме, бабушке, папе? А вечером перед

сном? (Предполагаемый ответ: доброе утро, спокойной ночи, счастливых снов .)

С какими словами обращаешься утром (днём, вечером) к товарищу по классу, соседям по дому, к малознакомому человеку, если вошёл в комнату?

(Доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте .)

Вопрос 2. С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю, товарищу по

классу? (Здравствуйте, доброе утро .)

Вопрос 3 . С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, чтобы он позвал

кого-то нужного тебе, передал книгу, коньки, пробил компостером в транспорте билет,

пропустил пройти к выходу в транспорте, в магазине, в кино? (Пожалуйста, передай…

Пожалуйста, передайте… Пожалуйста, позвоните… Будьте добры, пропустите…

Будьте любезны, пробейте мне билет …)

Вопрос 4. С какими словами следует обратиться к незнакомому человеку и попросить его,

чтобы он указал тебе дорогу к музею, театру, стадиону, нужному транспорту? (Не будете

ли вы любезны сказать… Не будете ли вы добры сказать, как пройти. ..}

Вопрос 5 . Что надо сказать, когда тебя что-то попросят, а ты не можешь выполнить

просьбу? (Извините… Извините, пожалуйста, я не знаю …)

  1. Что нужно сказать, когда тебе что-то дарят, оказывают услугу? (благодарю, спасибо).
  2. 1) С какими словами девочка обратится с просьбой к стоящим рядом?

(выберите правильный ответ)

а) Будьте добры, передайте деньги за билет.

б) Передайте деньги.

в) Бросьте деньги в кассу и передайте билет.

2) Маленький котёнок забрался на дерево и не может слезть. С какими словами девочка обратится к мальчику ровеснику, а с какими к прохожему мужчине?

а) Слушай, не можешь ли ты мне помочь снять котёнка? Он боится слезть с дерева:

видишь какой он маленький.

б) Извините, пожалуйста. Можно вас попросить снять котёночка?

Обращаясь ко взрослым, употребляйте вежливые формы обращения: разрешите

мне…, простите, вы не поможете /скажите/ мне…, извините, можно вас попросить, я не

понял ваш вопрос, повторите, пожалуйста.

Со своими ровесниками можно говорить более свободно, но и в разговоре с ними не следует забывать о таких словах, как пожалуйста, извините, простите.

Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей.

Лена подбежала к учительнице и сказала:

«Елена Петровна»…

— Какую ошибку вы заметили?

— Что бы вы посоветовали девочке?

Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать домашние задания. Работали они

добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьёзным делом заняты — уроками».

Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков.

Какие ошибки в их поведении вы заметили?

  1. На перемене. (Разыгрывание ситуации).

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, конечно же, он налетел впопыхах на учительницу, чуть не сбив её с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и строго спросила:

— Что нужно сказать?

— Здрастье? — ответил Игорь. И все засмеялись!

Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?

Придумайте продолжение разговора.

  1. Придумаем продолжение сказки «Три медведя»…

Представим, что Машенька не убежала, что она могла бы сказать медведям?

Каким тоном?

Представим себе, что Машенька извиняется перед каждым из медведей.

Как она обратится к каждому из них? Что ответят ей Медведь, Медведица И Мишутка?

  1. Вставьте пропущенные слова.

Маша знала слов немало, За подарком, за обедом,

Но одно из них пропало, Это слово говорят,

А оно-то, как на грех. Если вас… (благодарят).

Говорится чаще всех. Но молчит она, как рыба,

Это слово ходит следом Вместо каждого … (спасибо).

  1. Вежливый кролик.

(Мексиканская сказка.)

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шёл он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень голодна и сердита.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере жила Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

«Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно?» И, присев на задние лапки. Кролик вежливо сказал:

Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти!

— Входите, входите, — ласково ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик прекрасно понял, с кем имеет дело.

— Простите, что побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха. До свидания? — и бросился бежать со всех ног.

Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость ещё никогда никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

— Лучше бы я ему не отвечала? Ох, уж эти мне вежливые кролики. Нужно было ему

просить разрешения войти!

  1. Э. Мошковская «Вежливое слово».

Вежливое слово.

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Даже Ёжик пожилой

Притащился чуть живой…

— Подходите, Ьжик, Ёжик!

Вам билет в каком ряду?

— Мне поближе: плохо вижу,

Вот спасибо, ну пойду.

Говорит Овечка:

— Мне одно местечко!

Вот моё Благодарю — доброе словечко.

— Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят!

И достала Утка «Доброе утро?».

— Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке дайте лучшие места,

Вот моё Пожалуйста!

Отпихнув старух,

Стариков, барсуков, бурундуков…

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

— Касса, выдай мне билет!

— Ваше вежливое слово?

— У меня такого нет!

— Ах, у вас такого нет,

— Не получите билет!

— Мне билет!

— Нет и нет?

Не стучите, не кричите, до свидания, привет.

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал

И ушёл он со слезами,

И ушёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка косолапого сынка

И достала из комода очень вежливое что-то…

Развернула, и стряхнула,

И чихнула и вздохнула:

— Ах, слова какие были!

И не мы ли их забыли?

Изволь, Позволь…

Их давно уж съела моль!

Бедные Пожалуйста,

Что от них осталося?…

Театр открывается! К началу всё готово!

Билеты предлагаются за вежливое слово!

Вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног подбегает к кассе…

— До свиданья? Здравствуйте!

Доброй ночи! И рассвета! Замечательной зари!

И кассир даёт билеты — не один, а целых три?

— С новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять.

И кассир даёт билеты — не один, а целых пять.

— Поздравляю с днём рожденья — приглашаю вас к себе.

И кассир от восхищенья постоял на голове!

И кассиру всё под силу, очень хочется запеть:

«Очень, очень-очень-очень вежливый медведь!»

— Благодарен, извиняюсь!

— Славный парень!

— Я стараюсь.

— Вот какая умница!

Вот идёт медведица,

И она волнуется и он счастья светится!

— Здравствуйте, медведица, знаете, медведица,

Славный мишка ваш сынишка, даже нам не верится!»

— Почему не верится? — говорит медведица.

— Мой сыночек молодец!

До свидания?

После чтения сказки учительница задала детям такие вопросы:

1) Почему кассир не дал вначале медвежонку билет? Как вёл себя мишка у кассы, каким

2) Как мама медведица помогла сыну? Что она сделала?

3) Какой урок получил медвежонок у кассы и как он его понял? Как вёл он себя у кассы

4) Как изменилось отношение кассира к медвежонку при второй их встрече? Какими словами он характеризовал его матери? (Славный мишка ваги сынишка.)

5) Как ты понимаешь выражение «Вот идёт медведица… и от счастья светится»? (У нее

на мордочке радостное выражение. Она счастлива, что сын понял, как надо себя вести, не

только понял, но и изменил своё поведение в лучшую сторону.)

— А у вас бывает, что ваша мама светится от радости когда вы сделаете кому-то доброе дело или скажите человеку добрые, теплые слова?

  1. Ежели вы вежливы

С. Маршак

Ежели вы И ежели вы

Вежливы Вежливы,

И к совести То вам, товарищ надо,

Не глухи, Всегда без опоздания

Вы место Ходить на сбор отряда.

Без протеста Не тратить же

Уступите Товарищам,

Старухе. Явившимся заранее,

Ежели вы Минуты на собрание,

Вежливы Часы на ожидание!…

В душе, а не для виду, И ежели вы

В троллейбус Вежливы,

Вы поможете Тому, кто послабее,

Взобраться Вы будете защитником,

Инвалиду. Пред сильным не робея.

И ежели вы Знал одного ребёнка я.

Вежливы. Гулял он с важной нянею.

То, сидя на уроке. Она давала тонкое

Не будете Ребёнку

С товарищем Воспитание.

Трещать, как две сороки. Был вежлив

И ежели вы Это мальчик

Вежливы, И, право, очень мил:

Поможете Отняв у младших

Вы маме Мячик,

И помощь ей предложите Он их благодарил,

Без просьбы — «Спасибо», — говорил.

То есть сами. Нет, ежели вы

И ежели вы Вежливы,

Вежливы, То вы благодарите,

То в разговоре с тетей. Но мячика

И с дедушкой, У мальчика

И с бабушкой Без спросу

Вы их не перебьёте. Не берите!

  1. Правила приличия.

Медведя лет пяти-шести Хоть с виду стал он вежливым,

Учили, как себя вести: Остался он медвежливым.

— В гостях, медведь, Он кланялся соседям —

Нельзя реветь, Лисицам и медведям,

Нельзя грубить и чваниться. Знакомым место уступал,

Знакомым надо кланяться. Снимал пред ними шляпу,

Снимать пред ниму шляпу, А незнакомым наступал

Не наступать на лапу, Всей пяткою на лапу.

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырёх. Совал куда не надо нос,

Не надо чавкать и зевать, Топтал траву и мял овёс.

А кто зевает власть, Наваливался брюхом

Тот должен лапой прикрывать На публику в метро

Разинутую пасть. И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Послушен будь, и вежлив будь. Медведя лет пяти-шести

И уступай прохожим путь. Учили, как себя вести

И старых уважай. Но, видно, воспитатели

И бабушку-медведицу Напрасно время тратили!

В туман и гололедицу

До дома провожай. С. Маршак

Так Мишку лет пяти-шести Чему учили Мишку?

Учили, как себя вести… Как нельзя и как надо себя вести?