» »

Уголок во второй младшей группе. Как оформить уголок природы в младшей группе

10.06.2024

Юлия Мыслывец

Здравствуйте дорогие коллеги!

Вот и наступает новый учебный год. С чем вас и поздравляю!

Мы, воспитатели, стараемся внести в обстановку окружающей нас действительности что то новое, необычное.

В своей группе, для новых ребят, я постаралась создать благоприятные условия для умственного, психического, физического, нравственного и эстетического развития каждого ребенка.

Детский сад - это второй дом для детей. И этот дом, каждому из нас хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.

Предметно – развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства, она предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.

Все мы знаем, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

В соответствии с ФГОС в нашей второй младшей группе была создана следующая предметно-развивающая среда:

1. Центр театрализованной деятельности;

Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.

В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.

2. Центр «Ряжения» и ролевых игр «Бабушкин сундучок»;

В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение.

3. Центр физического развития;

В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть игровой зоны. Для малышей есть мячи разных размеров; мячики - ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; массажные варежки; кегли; гантели; обручи; скакалки; верёвки, шнуры; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений.

4. Центр книги


Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение - всё это формируется благодаря общению с книгой.

5. Игровой центр.


В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.

6. Центр развивающих игр


Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

7. Центр природы и экспериментирования


Наш природный центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Комнатные растения подобраны в соответствии с возрастом детей, размещены так, чтобы воспитателям и детям было удобно за ними ухаживать. Имеется всё необходимое оборудование: лейки, палочки для рыхления, ведерки, совочки, лопатки, пульверизаторы. В уголке расположен календарь природы, настольные игры, содержание которых соответствуют природной теме, а так же детская художественная литература с красочными, доступными иллюстрациями.

8. Центр «Наше творчество» (для выставки детского рисунка, детского творчества,);


Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества.

9. Центр «Моя Родина»


Начинают формироваться нравственные привычки и умения, обогащается опыт нравственно-патриотических ценностей, задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: это образ я, семья и ближайшее окружение, детский сад, красивые места родного города, знакомые объекты- магазин, больница, улица.

10. Центр Безопасности



Как хочется мальчикам вырасти поскорее и сесть за руль. Поэтому наш уголок «Безопасное движение» интересует в первую очередь мальчиков.

Он оснащен необходимыми атрибутами к дорожным сюжетно – ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это транспортные средства разных цветов, размеров и назначений, светофор, жезл регулировщика, макет улицы, и дидактические игры.

11 Музыкальный центр


Музыкальный центр оснащен музыкальными инструментами, такими, как: металлофон, бубен, барабан, гитара, колокольчик, пианино, саксофон, балалайка и т. д. Народные игрушки: шумелки, деревянные ложки, птички-свистульки. Самая любимая у детей – музыкальная шкатулка с дисками русского народного и фольклорного творчества. Многие предметы сделаны руками воспитателей, что вызывает больший интерес у детей к музыкальной деятельности. Также в уголке присутствуют дидактические игры с музыкальным содержанием.

12. Информационные блоки.


На стене в прихожей расположили стенд, в который размещаем интересную и полезную информацию для родителей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы в соответствии с ФГОС «Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы в соответствии с ФГОС ДО» «Наш детский сад – это планета Детства» и.

Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС Цель: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно.

При устроении предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС и реализуемой программой ДОУ мы, взрослые, коллектив группы и родители.

В этом году я буду работать с малышами 3-4года, решила сделать группу максимально интересной и полезной для развития и пребывания детей.

Предметно-развивающая среда в младшей группе должна быть функциональна, насыщена,она необходима для того чтобы дети развивались познавали.

Организация предметно-развивающей среды в младшей группе

Автор : Бобкова Ольга Владимировна, Воспитатель МБДОУ д/с №4 "Сказка".
Описание : моя методическая разработка будет полезна воспитателям детских садов,в своей работе я подробно описала, как оформить среду младшей группы,чтобы она соответствовала ФГОС, развивала деток и раскрывала их индивидуальность.

Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками..
Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголк уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
Функции предметно-развевающей среды в младшей группе:
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:
Центр сюжетно-ролевой игры.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Водителей» и др. ; куклы; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.
Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.



Центр природы:
Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Центр физической культуры:
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи; обручи; скакалки; кегли; кубы;шары,платочки, шнур длинный и короткий; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.


Центр изобразительного искусства:
Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.Оборудование и материалы, которые есть в уголке: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; альбомы, гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом,трафареты для пластилинографии,водные и обычные раскраски,клей ПВА, всевозможные фигурки для аппликации.


Музыкально – театральный центр:
Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.) ; музыкальные дидактические игры; театр настольный,театр теней, фланелеграф,небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) маски,шапочки, для постановки сказок, самодельные костюмы.


Дети в восторге от нашего музыкально – театрального центра. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Книжный центр:
Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.
В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.


Центр сенсорного и речевого развития.


Центр «Уединения»
Задачи: выполняет успокаивающую и расслабляющую функцию. Ребенок может отдохнуть, побыть наедине с собой, поиграть в дидактические игры, посмотреть книжку или просто помечтать.снижение уровня тревожности, психологического напряжения, повышение настроения.
Материалы и оборудования:Баночка «Агрессии»,зеркало, игры «Эмоции», «Мое настроение» ,коробочка «Мирилочка»,стульчики плохого и хорошего настроения,семейные фотоальбомы,мягкие игрушки,игрушки сделанные своими руками,камушки.

Одно из важнейших условий успешного воспитания и обучения детей является развивающая среда (предметно-пространственная) в группе и на участке детского сада. Для того, чтобы узнать, какой должна быть предметно-пространственная среда во 2 младшей группе, какие игрушки, дидактический материал, зоны (уголки) вам необходимы, можно обратиться к следующим документам:

  1. СанПиН 2.1.3.2630-10, где вы найдете санитарные требования к размещению оборудования.
  2. ФГОС ДО, требования к охране жизни воспитанников, принципы построения ПРС, комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, учет ЗБР.
  3. Программа, по которой работает ваше дошкольное учреждение.

Предметно-пространственная среда во 2 младшей группе с учётом ФГОС

Настольная игра «Залатай коврик»

Игру «Залатай коврик» изготовить очень просто. На листы цветной бумаги наклеить белые геометрические фигуры и пропустить через ламинатор (когда-то мы просто заклеивали картон скотчем), проделать с помощью дырокола отверстия и сделать бахрому, отдельно вырезать геометрические фигуры того же цвета.


Дети с удовольствием латают коврики.
Коврограф — незаменимая вещь для второй младшей группы. Помимо театра, на нем можно разместить любое пособие. В нашем случае это геометрические фигуры и разноцветные капельки (можно работать индивидуально).

А вот современный вариант игры «Собери цветок». Если разобрать цветок, то из вязанных кругов можно собрать гусеницу, неваляшку и т.д.

Сенсорное панно «Подводный мир»

Так же в сенсорной зоне мы оборудовали панно «Подводный мир», используя который можно развивать мелкую моторику руки разными способами. Панно прикреплено к задней стенке полки, которая отгораживает учебную зону от игровой. Для фона мы использовали обычную занавеску для душа с морским рисунком, а можно было найти клеенку, самоклеящуюся пленку или просто нарисовать и покрыть лаком.

Для создания подводного мира использовались разные материалы: рыб мы изготовили из наждачной бумаги, губки для мытья посуды, вязанные рыбы и морские звезды с бусинами смотрятся отлично. Водоросли изготовлены из кусочков фетра, к которым пришиты ленточки для завязывания, камушки — простые ватные диски. Множество тактильных ощущений, не так ли?

Интересный подводный житель — осьминог. Для его изготовления нужны лишь разные ленточки и картон. Попробуйте сделать отличное пособие для детей.


В уголке математики малышей встречают кубик, конус и цилиндр. Кстати, в ещё должны быть пособия типа «Много, один, ни одного», раздаточный материал, различные матрёшки, кубы-вкладыши и т.д.

В зоне активной речи вы найдете тренажеры для дыхания, картотеки по лексическим темам, минибиблиотеку и игры, расширяющие кругозор детей, например «Кто что ест?»


В природной зоне есть все необходимое для экспериментирования, ухода за растениями и наблюдениями за природой.

Макет «Бабушкино подворье» позволяет расширить знания детей об особенностях и пользе домашних животных

Наш детский сад в работе пользуется программой поликультурного образования, в соответствии с которой во 2 младшей группе мы знакомим детей с народной игрушкой. Поэтому мы собрали мини музей деревянной игрушки и оформили его так:


Надеюсь, у вас уже родилась идея! Отлично!

Организация предметно-развивающей среды во 2 младшей группе.

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды . Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда , окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них .

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов , людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов , разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть , что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М. Н. Полякова, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе . Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе , мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами , которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе :

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей .

Оснащение театрального уголка для 2-ой младшей группы

1. Различные виды театра: театр картинок («Три поросенка», «Колобок», «Еж и медведь», театр петрушек «Заячья избушка» ,теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.

2. Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».

3. Маленькая ширма для настольного театра.

4. Атрибуты для ряженья - элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).

5. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей

6. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки - погремушки, бубен, барабан.

Оснащение книжного уголка для 2-ой младшей группы

Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.
В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Оснащение экологического уголка для 2-ой младшей группы

1 -для простейшей эксперементальной деятельности имеется: песок, дерево, пенопласт, различные колбы, лупы, ситички, пепетки, стаканчики...

2 - многообразие бросового природного материала: косточки, семечки, различные крупы, перья, семена, шишки, жолуди, листья с разных деревьев, кора, камушки, ракушки...

3 - различные дидактические игры: например, "Круглый год", "Где чей домик?", "Кто где живёт?", "Времена года", "Ассоциации" и многие другие.

4 - разнообразные наглядно - дидактические пособия: "Что перепутал художник?", "Как появляется бабочка?", "Овощи", "Фрукты", "Обитатели морей и океанов", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Перелётные птицы", "Что растёт в саду, в огороде и в поле"...

5 - подборка серии книг и энциклопедий о животных и растениях: "Планета чудес и загадок", "Загадки о животных и растениях", "Рассказы о животных", художественная литература о жизни животных в разное время года", "Загадки обо всём на свете"...

6 - картотеки сезонных наблюдений

7 - альбомы для рассматривания: "Птицы разных стран мира", "Птицы глазами художников", "Домашние птицы", "Стихи и песни о природе", "Полевые цветы", "Ядовитые растения"...

8 - так же имеются различные плакаты с изображением диких и домашних животных, диких и домашних птиц, различных растений, грибов, цветов...

Оснащение патриотического уголка для 2-ой младшей группы

1-визуальные дидактические материалы (плакаты с российской символикой , флаги, буклеты, образцы народного творчества, фотографии значимых и памятных мест родного города, края, села);

3-папки с творческими заданиями;

4- куклы , игрушки;

5-творчество самих учащихся (поделки, рисунки);

6-текстовый дидактический материал (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, потешек и т.д.)

Оснащение сенсерного уголка для 2-ой младшей группы

1.Для развития мелкой моторики

· Пирамидки, окрашенные в основные цвета

· Стержни для нанизывания с цветными кольцами, мозаика

· Объемные вкладыши, матрешки

· Рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы

· Набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы)

· Рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»)

2. Для восприятия формы и величины

· Набор геометрических тел для сериации по величине

· Набор плоскостных геометрических форм для сериации по величине

· Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.

3. Для восприятия цвета

· Набор цветных палочек, мозаика, пирамидки.

· Набор кубиков с цветными гранями (кубики Никитина)

· Бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос и др.

· Куклы в одежде основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) и разноцветных предметов для игры с куклой.

4. Для восприятия звуков

· Звучащие инструменты (, пищалки, трещотки).

5. Для тактильных ощущений

· Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п)

· Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки)

Уголок конструирования (строительный уголок), хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам; кубики, комплект больших мягких модулей, схемы и чертежи построек, наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.; позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.


Анализ предметно-развивающей среды в младшей группе в соответствии с ФГОС

Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, Примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в ДОУ во второй младшей группе «Светлячки» создана развивающая предметно - пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, использование образовательных технологий деятельностного подхода, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей. Оборудование группы отвечает требованиям по безопасности, является здоровьесберегающим, эстетически привлекательным, доступным детям. Мебель соответствует возрасту и росту детей, закреплена. Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, обеспечивают психологическую комфортность пребывания каждого ребенка в группе. Обстановка в группе приближена к домашней. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. Пространство группы организую в виде разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация позволяет детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: 1) социально-коммуникативная; 2) познавательная; 3) речевая; 4) художественно-эстетическая; 5) физическая.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка.

Центр сюжетно-ролевой игры . Основной целью этого направления является позитивная социализация детей младшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые. Сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Хозяюшка», «Костюмерная» пользуются популярностью, как у мальчиков, та и у девочек.


Наибольший интерес для мальчиков представляют сюжетно - ролевые игры, «Автобус», имеются различные виды конструкторов, наборы инструментов, автопарковка, железная дорога, машинки, военная техника.



«Нравственно-патриотический» центр. В этом центре Оформлен

уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями,

культурой и бытом жителей родного Пермского края и города Пермь. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, фотографии животных, растений, местностей нашего края.


Физическое развитие. Центр «Физического развития». Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Созданный с целью гармоничного развития детей физкультурно-оздоровительный центр "Мы спортивные ребята" расположен вдали от играющих воспитанников. Совместно с родителями и детьми изготовили нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, гречкой. Развивать координацию движений помогают сшитые руками "осьминоги", дорожки с изображением следов и др. Также в нашем спортивном уголке имеются обручи, скакалки, мячи разных объемов, кегли, различные игры на развитие меткости.

Художественно – эстетическое развитие.

Для развития самостоятельной художественной деятельности в доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это краски, карандаши и бумага, восковые мелки, формочки для лепнины, белая и цветная манка. В этом уголке предусмотрено место для индивидуальных выставок и совместных работ с родителями и воспитателями. Для центра творчества «Юный художник» отведено самое светлое место в группе. Удобное расположение рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы детей, которые во время работы могут обмениваться мнением и опытом.

Центр «Сказка в гости приходи», важный объект РППС, поскольку именно

театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить

группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В

центре размещаются ширма напольная и настольная, маски сказочных

персонажей. Представлено многообразие видов театра (кукольный,

плоскостной, пальчиковый, картонный, настольный, театр резиновых и

деревянных игрушек, театр «би-ба-бо», театр игрушек – самоделок). На верхней полочке расположен музыкальный центр, который направлен на развитие слухового восприятия и внимания, формирование исполнительских навыков. С помощью музыкальных инструментов дети подражают звукам природы: животных, птиц, природных

явлений. Музыкальный центр оснащен разнообразными музыкальными

инструментами (бубен, барабан, гитара, ложки, гармошка, погремушки,

шумелки и др). Некоторые инструменты сделаны руками воспитателей, что

вызывает больший интерес у детей к музыкальной деятельности.

Центр «Познание»: Имеется разнообразные игры и пособия на развитие

логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал,

магнитная доска, дидактические игры, развивающие игры, игры на плоскостное моделирование, игрушки для сенсорного развития детей, звуковые коврики, для изучения букв и цифр, все в соответствии с возрастной группой. Разнообразные виды мозаик, лото, различные по форме,

цвету и материалу игрушки, развивающие игры, конструкторы разной величины, направленные на развитие речи и сенсорные способности - это

центр интеллектуального развития «Знайки».


Центр экспериментирования. В процессе проведения несложных

опытов, дети превращаются в любознательных испытателей. Мы вместе с

детьми определяем свойства воды: предлагаем игры – «Цветная водичка»,

«Мир в цветном стекле», «Волшебный песок» и др. Собираем разнообразные

коллекции.

Центр «Развитие речи»: В центре развития речи имеются игры на

развитие звуковой культуры речи, грамматического строй речи,

формирования словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный

материал для развития устной речи, игры на звукоподражание, игры и

пособия для развития речевого дыхания, игры и пособия для развития

фонематического слуха и звукопроизношения. Картотека артикуляционных

игр и упражнений, игры для развития связной речи. Художественная

литература соответственно возрасту и тематического планирования. Также

имеются сделанные своими руками пальчиковые куклы по русским

народным сказкам.

Вывод. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда

становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни

и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная

среда является основным средством формирования личности ребенка и

является источником его знаний и социального опыта.

Практика работы в детском саду доказывает, что правильно

организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти

занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться

взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их

чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего

общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им

самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а

не получать готовые знания от педагога.

Развивающая предметно-пространственная среда выстроена в

соответствии с требованиями ФГОС, она содержательно-насыщена,

трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.