» »

Что развивает аппликация у дошкольников. "Аппликация помогает ребёнку развиваться"

12.04.2022

Как аппликация развивает ребенка?

Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Детям нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками. Сколько радости в детстве нам приносило изготовление открыток к праздникам для родителей. Делать аппликацию можно с детьми любого возраста. Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание на изменчивость форм, цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.


Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.


Самое главное обеспечить безопасность во время процесса. Приготовьте рабочее место. Стол накройте клеенкой, разложите весь материал, чтобы не пришлось отвлекаться. Наденьте на ребенка рабочую одежду. Не торопитесь делать все за ребенка. С самого начала приучайте ребенка к чистоте, пусть он помогает вам готовить стол для аппликации и убирать его после работы.
Какой же материал может пригодиться для аппликации? Да все, что угодно. Бумага, (цветная и белая, глянцевая, бархатная, "мраморная", самоклеющаяся и прочее); пластилин; краски; клей; скотч; карандаши; бусинки; старые журналы; кусочки ткани; шаблоны разных предметов; вата; обертки; фантики от конфет; этикетки; упаковки от покупок; одноразовые бумажные тарелки; кусочки ткани, кожи, меха; цветные нитки, обрезки пряжи, пуговицы (аккуратно пришиваются к картону мамой); крупы, мелкие макароны, вермишель; фольга, скотч, обрезки полиэтилена; сухие ветки, иголки, листья, травы, цветы, соломка, апельсиновые корки; опилки от карандашей.
Что подготовить для работы.
Ножницы. Подходящие по размеру к ручке ребенка, легкие, с тупыми концами, не тугие, в меру острые.
Основа - листы бумаги или картона (цветного или белого). Любого размера и формата, толщины или фактуры, самых разнообразных конфигураций. Например, можно использовать те же картонные коробки. Кроме того, можно делать объемные поделки из цветной бумаги, для которых основа не требуется.
Клей: - с кисточкой. С 3-4-летками мы очень успешно приспособились делать аппликации клеящими карандашами: детиосваивают работу с ними быстро и легко, "произведение" получается более аккуратным, клей не проливается, не подтекает, не оставляет пятен. Недостаток один - такие аппликации менее прочные, после засыхания детали могут отваливаться (впрочем, это зависит от качества клеящего карандаша).
Для первых занятий используйте несложные задания. Возьмите белый лист бумаги. Из цветной бумаги вырежьте квадрат, треугольник и прямоугольник. Наклейте эти формы, образовав из них домик с трубой, можете вырезать солнце и облака и также наклеить. На домике можно нарисовать дверь, а из трубы дым. Поверьте, эта не сложная работа принесет кучу положительных эмоций вашему малышу. Подарите эту картинку папе или бабушке.
Ребенку постарше можно дать свободу действий, или предложить более сложные аппликации, с применение множества вариантов. Сделайте картину из крупы и макарон. Картон намажьте клеем и посыпьте крупой и макаронными изделиями. Затем раскрасьте изделие. Таким образом, можно сделать рамку для фотографии. Фантазируйте вместе со своим ребенком.

Что дает ребенку аппликация?

А знаете ли Вы, что аппликация:

Развивает художественное воображение и эстетический вкус;
- развивает конструкторское мышление – из частей собрать целое;
- развивает моторику и тактильные ощущения, особенно если помимо бумаги используются другие материалы – ткань, крупа, сухоцветы, соломка;
- помогает выучить цвета и формы;
- знакомит с понятием "технология" - чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин?
А как часто вы делаете с ребенком аппликации? Наверняка, реже, чем рисуете. Просто потому, что рисовать проще – взяли краски, взяли кисть.… А вот к аппликации надо подготовиться заранее – приготовить бумагу, придумать сюжет.…На самом деле, аппликацию делать очень просто. Подготовитьсяк ней можно за пару минут и даже в процессе занятия.

Для чего нужна лепка

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна.

C чего начать занятия по лепке из пластилина?

Во-первых, помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел пластилин), но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком).

Во-вторых, не переусердствуйте со сложностью заданий для вашего малыша, не требуйте от него слишком многого. Помните, что ребенок только знакомится со свойствами пластилина, изучает их и экспериментирует с приемами лепки.

Что умеет делать с пластилином ребенок в два - три года?

Отщипывать кусочек пластилина от большого куска;

· раскатывать комочек пластилина между ладонями прямыми движениями (колбаски, палочки);

· раскатывать комочек пластилина между ладонями круговыми движениями (шарик, яблочко);

· сплющивать комочек между ладонями (печенье, лепешки);

· делать пальцем углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце);

· соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик(погремушка) и т.д.

На этих действиях и основаны занятия лепкой с малышами от полутора лет. Развивайте эти умения, расширяйте и совершенствуйте их.


Как и что лепить из пластилина с малышом

Выбор цвета . Начните с выбора цвета пластилина: предложите малышу выбрать, например, из двух цветов (не стоит предлагать сразу всю коробку пластилина, иначе у малыша просто «разбегутся глаза»). Главное, чтобы ребенка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами за ребёнка - ваши предпочтения могут сильно расходиться.

Разминка . Разомните пластилин руками: ребенок пусть разминает свой брусочек, а вы – свой. После «разминки» можно приступить непосредственно к лепке.

Основные действия:
Покажите ребенку, как можно размять пластилин, отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку… В общем, следуйте основным действиям, описанным выше. Для первого занятия выполнение простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать ребенка.


Кусочки
Ощипывание кусочков пластилина – одно из любимых занятий малышей. Направьте это занятие в нужное русло – прилепляйте кусочки на плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложненная версия этого задания: прилеплять кусочки пластилина «со смыслом»: «наряжайте» нарисованную елку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т.д.

"Колбаски" и " шарики "
Получившуюся «колбаску» можно свернуть в колечко или в змею. А маленькие шарики можно раздавливать пальчиками.

Отпечатки
Одно из самых увлекательных занятий для малышей – делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы раскатываете лепешку из пластилина, а малыш тычет в него всем, чем можно (вернее всем, что Вы ему предложите): игрушечной вилкой, колпачком от фломастера, собственным пальчиком, ложкой.

Облепливание
Предложите малышу облепить пластилином стакан или любую другую емкость, которую затем можно украсить бусинами или любым другим материалом – получится отличная ваза. Для малышей помладше можно вырезать шаблоны разных фигурок и наклеивать пластилин на них.

Пластилин и другие материалы

В лепке из пластилина можно (и нужно!) использовать другие материалы: горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета, пуговицы и т.д. Раскатайте из пластилина лепешки и предложите ребенку прилеплять на них мелкие предметы (это очень полезно для развития мелкой моторики детской ручки). Следите, чтобы все эти замечательные предметы отправлялись в пластилин, а не в рот.

НАРОДНАЯ КУКЛА

Кукла значила в жизни людей многое-с помощью кукол модно было, обучать детей, оберегать любимых, гадать, проходить возрастные посвящения, защищать свой дом и привлекать в него достаток и счастье. Куклы сопровождали человека по жизни, начиная с младенчества, когда малышу давали играть куклой - капусткой или кормилкой , как ее по-разному называли в разных областях. Делалась такая кукла из одинаковых квадратных кусочков чистой ветоши и была совершенно безопасна для ребенка. Служила ему одновременно соской-пустышкой, игрушкой и оберегом.

Хочется отметить, что у традиционных кукол обычно не рисовали лица. Считалось, что если это сделать, то в куклу мог вселиться чужой дух. А так, без лица, она просто передавала через себя то, что вложил в нее делавший ее человек, кусочек его души, добрых пожеланий, тепла.
Одной из важных в доме была кукла-хозяйка.


Делалась она по принципу столбушки, получившей свое название за основу - плотно скатанный из ткани столбик. Столбушку - хозяйку не убирали в сундук, она стояла на видном месте и следила за тем, чтобы в доме все было ладно. Если что-то было не ладно, муж мог высказать это кукле в шутливой форме, так, чтобы слышала жена. Это кукла также была своеобразным психологическим громоотводом в доме, помогавшим не копить сдержанность, и в то же время не ранить близкого человека, высказывая ему свое недовольство.

Дарили на свадьбу и специальные свадебные куклы - они назывались одноручки или неразлучники .

Это мужская и женская куколки, которые на первый взгляд кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна сделана их цельной тряпочки или палочки. Такая рука считалась символом их единения и того, что все дела с момента свадьбы у них становились общими. Если вдруг пара разводилась, или расставалась по каким-то причинам, то и кукол этих также разделяли.

Над порогом дома вешали куклу-берегиню

Она была обращена лицом к входящим в дом, и считалось, могла защитить дом от злого духа и сглаза.

Делалась хозяйками в дом и многорукая кукла-десятиручка.

Кукла Десятиручка помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Веснянка

Куклу-оберег "Веснянка" на Руси делали молодые девушки, когда наступала весна, и дарили этих кукол друг другу. Кукла отличается веселым и задорным характером. Традиционно у нее яркие волосы необычного цвета.
Веснянка - кукла оберег молодости и красоты. Даря эту куклу, Вы желаете адресату долгой молодости и привлекательности, оптимизма и жизнерадостности.

Куколка на счастье.

Эта малышка с большой косой легко умещается даже на маленькой ладошке. Известно эе о кукле на счастье не очень много. Найдены подобные куколки были на раскопках древнего Ржева. А название такое получили за свою длинную косу - символ женской красоты, которую жених покупал на свадьбе, получая выкуп за ту, которую мог сделать счастливой.

Как видите, традиционные куклы - это целый мир, который населяют очень интересные жильцы, которые несут в себе волшебство и многовековую мудрость.



Мы с дочуркой начали использовать клей примерно в 1 год и 4 месяца. Больше всего ей понравилось наносить клей на бумагу и ковырять его пальцем. Что ж, для нее это был объект для изучения, нечто новое и неизведанное. После изучения мы просто вместе мыли ручки, т.к. к ним все прилипало, и Анютке это не нравилось.

Как же научить ребенка работать с клеем?

Сначала покажите на своем примере, как нанести клей на фигурку, взять ее, перевернуть, положить на картину и похлопать. Как правило, прихлопывать деткам нравиться больше всего.

При выполнении первых аппликаций дайте малышу возможность наиграться с клеем. Для этого лучше использовать двухстороннюю цветную бумагу , или глянцевые журналы. В этом случае вам и ребенку не придется следить за тем, на какую сторону наносить клей. Он будет делать так, как ему удобно, наслаждаясь процессом.

Вырезайте крупные детали . Фигурки будут прилипать к пальчикам, их будет трудно переворачивать. Когда ребенок наносит клей, помогите ему придержать фигуру, следите, чтобы он двигал рукой параллельно рабочей поверхности.

Если у малыша не получается наносить клей на фигуры, или ему это просто не нравится, сами нанесите на основу клей ПВА , а ребенку предложите разложить фигурки так, как ему нравится и прижать их пальчиками или ладошкой.

Помните, что для крохи не важен результат. Для него творчество – это процесс, который приносит удовольствие.

Идей для аппликаций с малышами

1. Абстрактная аппликация или простые картины

Нарежьте из цветной двухсторонней бумаги разные фигуры и покажите, как их приклеивать на картон или альбомный лист.

Из разных геометрических фигур можно создать прекрасную абстрактную картину.

Можно обыграть ее, предложив сделать «одеяльце» для любимой куклы, или дорогу для машины, усыпанную разноцветными камнями.

Так клеить будет намного веселее и интереснее.

Если в качестве основы вы возьмете цветной картон – у вас получатся простые картины:

  • Цветочная поляна (основа — зеленый картон, на который наклеиваются цветы, вырезанные из цветной бумаги);
  • Звездное небо (основа – темно-синий/черный картон, фигурки – большие и маленькие звездочки, планеты, ракеты).
  • Снегопад (основа – голубой картон, фигурки – белые круги, снежинки)



2 . Аппликация — коллаж

Вырежьте картинки из старых журналов, газет, открыток, коробок из-под детского питания. Для основы возьмите белый картон или плотный лист бумаги. Покажите малышу, как наносить клей и переворачивать картинку. Вместе определяйте, с какой стороны нужно наносить клей.

Предоставьте малышу возможность наклеить картинки так, как он хочет, можно даже одну на другую, а потом сочините для него сказку по получившейся картине. Поверьте, ваш ребенок будет в восторге.

Кстати, если ваш ребенок хорошо владеет кисточкой, вместо карандашного клея можно использовать ПВА. Налейте клей в небольшую емкость (можно использовать крышки от бутылок или тарелочку из набора детской посуды).

3. Аппликация на заготовке

Вместо обычного листа бумаги можно предложить ребенку украсить заранее заготовленную основу, например бабочку.

Вырежьте бабочку из картона или плотного листа бумаги, нарежьте из двухсторонней цветной бумаги круги, овалы, квадраты и треугольники. Предложите ребенку наклеить их на бабочку и сделать ее крылышки яркими и красивыми.

Клей можно наносить как на фигурки, так и прямо на основу. Действуйте так, как удобнее ребенку. Анюте нравиться мазать клеем прямо на основе, а потом прикладывать туда украшения.

Идеи заготовок для аппликаций:

  • аквариум — малыш заселит его рыбками и нарисует водоросли;
  • тарелочка, на которую наклеиваются конфеты;
  • елочка — можно нарядить шарами, игрушками, и даже мишурой из ниток;
  • яблоня – приклейте к ней желтые, красные или зеленые яблочки;
  • жираф, зебра – вырежьте большого размера, а малыш приклеит пятна или полосочки.
  • ежик, который несет на себе яблочки и грибочки.

4. Готовые аппликации

Я покупаю для Анютки книги «Аппликация для малышей» (они формата А5).

В каждой книге по 4-5 аппликации, состоящие из черно-белого контура сказочного героя или животного и цветных деталей (3-4 части). Цена такой книги всего 10 рублей.

Популярный вид рукоделия — поделки из цветной бумаги, которые много лет сохраняют свою актуальность и постоянно совершенствуются.

К ним постепенно появляются всё новые оригинальные подходы и варианты. Такая элементарная и довольно простая вещь, как бумага способна увлечь и взрослого и малыша.

Выгодно развивает воображение, целеустремлённость и одновременно формирует восприятие цветов, развитие моторики ребёнка.

Сколько радости в дальнейшем принесёт игра малышу с поделками, которые он смастерил сам.

Открытки, аппликации, игрушки и ещё массу интересного можно создать из простой разноцветной бумаги.










Бумажная золотая рыбка

Перед началом работы необходимо припасти нужные материалы:

  • линейка;
  • бумажка толстая один листок;
  • тарелка, круглой формы;
  • маленькие ножнички;
  • листы цветные;
  • клей для бумаги;
  • несложные аксессуары (блёстки, стразики, бисер);
  • карандаш механический.

Перевернув тарелку на толстое бумажное полотно, обрисовать её края карандашом, затем ножницами вырезать получившийся контур.

От центра круга прочертить при помощи линейки треугольник (углом во внутрь круга), разрезать его — это рот рыбы. Его приклеить в качестве хвоста с параллельной стороны от рта.

Дальше сделать глаз, разрисовать его фломастером, либо нарезать из чёрной бумаги и приклеить в необходимое место. Чтобы украсить золотую рыбку нужно обложить её чешуёй из бумаги или других подручных средств, посыпать бусинками, перед этим обмазав клеем основание.

Цветок из бумаги

Интересные цветы выйдут из бумаги разных цветов. Пригодится несложный набор вещей:

  • ножницы;
  • ПВА клей (можно карандашом);
  • толстый картон, он будет служить основой для игрушки;

Из светлой бумаги нарезать удлинённые полоски, предварительно начертив их с помощью линейки, затем вырезать кружочки из жёлтого листа (середина ромашки). Листочками для него послужат нарезанные зелёные полоски.

Из белых бумажных полосок склеиваются лепестки цветка с обеих сторон, в форме петли. Готовой ромашкой можно украсить картонную открытку.

Весёлая бабочка

Достаточно интересный вариант поделки получается при помощи контура рук ребёнка, который обводят на цветной бумаге. Это отличная возможность порадовать и увлечь ребёнка полезным занятием.

Пригодится следующий набор подручных материалов:

  • несколько листов цветной бумаги;
  • белая бумага;
  • маленькие ножницы;
  • клеевой карандаш;
  • аксессуары для украшения игрушки (цветные карандаши, блёстки, краски).

Приложив обе ладони ребёнка к листу цветной бумаги, аккуратно обвести контур обычным карандашом.

В итоге получится рисунок четырёх ладоней разных цветов, они будут служить крыльями будущей бабочки. Получившиеся ладошки (сведённые вместе) приклеить на лист белой бумаги.

Дальше следует вырезать овал из бумаги любого другого цвета, который будет телом бабочки, приклеить его между ладошками. Получится тельце с крылышками, на него при помощи карандашей, либо фломастеров нанести рисунок глаз, улыбки и усиков.

Готовую бабочку разумно обмазать клеем, на него нанести различные украшения, стразы и посыпать разноцветными блёстками. Такое увлекательное занятие понравится малышу и поможет в развитии усидчивости и соображения.

Цветные занавеси или новогодние гирлянды

Эта поделка является самым популярным и простым в изготовление изделием. Предварительно нужно подготовить:

  • маленькие ножницы;
  • бумажный клей;
  • обычный карандаш;
  • небольшая линейка.

Нарезать большое количество полосок из разноцветной бумаги, которые должны быть одинакового размера.

Склеить кольцо, продеть через него следующее, также склеив его концы между собой. Такие действия совершать до тех пор, пока не получится нужная длина. По такому принципу сделать определённое количество «верёвочек» из цветных колец.

Чтобы разнообразить поделку, колечки гирлянды можно заменить на маленькие бабочки, сердечки или цветочки.

Возможно придумать массу разнообразных поделок ручной работы, которые обеспечивают весёлое времяпрепровождение и способствуют развитию малыша.

Также всегда приятно получить сюрприз на любой праздник, сделанный самостоятельно, тем более — детскими руками!

Фото аппликации из бумаги

Влияние изобразительной деятельности на развитие ребенка не ограничивается эстетической стороной. Изобразительная деятельность, как известно, многогранна, и каждый ее вид способен оказывать определенное воздействие. В данной статье мы рассмотрим аппликацию, которая также играет весомую роль в процессе воспитания и обучения дошкольников, способствуя формированию многих личностных качеств, эстетических и психических возможностей детей.

Роль аппликации в образовании дошкольников

Значимость занятий аппликацией для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние:

  • развитие художественного вкуса
  • формирование художественных и графических навыков
  • становление эстетического восприятия окружающего мира
  • развитие воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии
  • воспитание культуры зрителя
  • формирование знаний о мировой художественной культуре
  • развитие мелкой моторики

Младший дошкольный возраст

Приобщать малышей к занятиям аппликацией можно, начиная с 2-3 летнего возраста . В эти годы малыши демонстрируют невероятную готовность делать все, к чему их привлекают взрослые, детям нравится принимать участие и действовать. Важно поощрять такую активность ребенка, придавая ей характер созидания. Этот период является весьма благодатным для формирования самостоятельности детей. В плане занятий аппликацией малыш 2-3 летнего возраста может следующее:

  • осознавать качества и свойства бумаги – она может быть гладкой или шершавой, плотной или мягкой, блестящей или матовой, разноцветной, ее можно разрезать или смять, скатать и порвать
  • получать первые знания о тех инструментах, которые необходимы для занятий аппликацией (ножницы, клей, кисточка и т.п.)
  • откликаться эмоционально на предложение взрослого принять участие в создании поделок
  • интересоваться элементарными действиями с бумагой
  • стремиться самостоятельно осуществлять эти действия
  • узнавать изображения, получившиеся в результате работы, радоваться вместе со взрослым

В возрасте 2-3 лет малыши могут выполнять полуобъемные и «мозаичные» предметные аппликации, изображая с их помощью самые простые явления окружающего мира. Это могут быть фрукты, овощи, веточки с ягодами или цветами. Выполненная на цветной бумаге и помещенная в рамку, такая яркая аппликация будет радовать глаз ребенка. Ее вполне можно использовать для украшения интерьера детской комнаты!

Конечно, на данном этапе развития ребенка аппликацию он выполняет при помощи взрослого, совершая лишь отдельные действия. Но это помогает ребенку получить представление о данном виде изобразительной деятельности как о способности создавать рисунок при помощи бумаги и ножниц. Только взрослый может передать малышу знания о функциях инструментов, показать, как можно использовать тот или иной материал, помочь овладеть спецификой работы с ним.

Отдельные действия ребенка включаются в полноценный процесс создания аппликации. Например, малышу можно поручить смять бумагу в комочек, скатать ее в шарик и т.п., постепенно усложняя задачу. Таким образом, ребенок готовится к более содержательному участию в процессе работы над поделкой. Поначалу малыш не воспринимает четко цвет или форму, не замысливает итоговое изображение. Но трехлетнему ребенку вполне можно поставить задачи сложнее.

  • Составить узоры на квадратной, прямоугольной или треугольной бумаге, сложив их из геометрических форм
  • Составить простые предметы из готовых форм (например, снеговика, домик или елочку)
  • Научиться пользоваться ножницами, резать бумагу по сгибу (сначала узкие, потом более широкие полоски, требующие нескольких взмахов)
  • Научиться смазывать детали бумаги клеем при помощи кисточки
  • Осознанно относиться к порядку выполнения аппликации (в первую очередь необходимо выложить узор или предмет, затем каждую деталь приклеивать последовательно)

Средний дошкольный

Ребята в возрасте 4-5 лет способны выполнять следующие действия, которым их необходимо научить:

  • Вырезать из разных материалов (бумаги или ткани) детали для аппликации, в том числе по контуру
  • Создавать аппликации с использованием сухих листьев
  • Располагать детали на круглых формах (розетка, круг или овал)

Содержание поделок обогащается, дети обширнее знакомятся с окружающим миром, природой, народным искусством, а также используемыми для аппликации деталями. Рука малыша действует более уверенно, поэтому ребенку становятся подвластны другие способы вырезания. Дошкольник может закруглить углы прямоугольника, получив круг или овал, срезать по прямой углы, получив трапецию или разрезать по диагонали квадрат, получив треугольники. Уже можно использовать готовые трафареты (в форме цветов, грибов и т.д.)

Научившийся пользоваться ножницами ребенок может вырезать детали не только из бумаги, но также из ткани (х/б, драп). Такие поделки более разнообразны в использовании. Дети 4-5 лет учатся также создавать аппликации из листьев растений, чередуя их по величине, форме, цвету, симметрично располагая на картоне той или иной геометрической формы. Следует помнить, что листок растения нельзя мазать клеем по той же схеме, что бумагу или ткань (по контуру кисточкой) – раскрошится. Кисточка здесь двигается от указательного пальца на левой руке к краям листка. В распоряжение ребенку предоставляются новые материалы – семена или веточки. Например, изображая бабочку, брюшко можно нарисовать или сделать из листочка, глазки можно нарисовать или приклеить семена.

Старший дошкольный

В этом возрасте (5-6 лет) дошкольники осваивают симметричное, многослойное и силуэтное вырезывание, а также плетение и обрывание, учатся пришивать детали ткани, создавая не только плоскостные, но и полуобъемные поделки (подкладывая вату между деталью и основой).

Содержание поделок продолжает расширяться. Создаются сложные узоры из растительных и геометрических форм, используется большее количество деталей. Выполняются сюжетные многослойные поделки из ткани, бумаги, сухих листьев (они считаются самым трудным видом аппликации). Здесь последовательность расположения форм строго определена. Сначала оформляется общий фон (море, земля, небо), затем добавляются предметы заднего плана, среднего, переднего (все последовательно). Дошкольники 5-6 лет уже могут попробовать выполнить эскиз карандашом перед тем, как начать работу непосредственно над аппликацией.

Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, вы создаете основу для творческого самовыражения ребенка. Дошкольник сам выбирает сюжет для аппликации, материал или сочетание материалов, использует ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.

Материалы для аппликации

Бумага ярких расцветок – самый доступный и популярный материал для дошкольников. Для работы с ней необходимо заранее запастись специальным нехитрым оборудованием – это сама бумага для фона и элементов, кисточка, клей, ножницы, чистые салфетки. Бумага, которая будет использоваться в качестве фона, должна иметь большую плотность, а ее расцветка подбирается в зависимости от идеи будущего изображения. К примеру, если вы хотите живописать цветы, то лучше это делать на зеленой бумаге, кораблик – на синей, птиц – на голубой и т.п. Для отдельных элементов аппликации подойдет упругая, эластичная бумага сочных расцветок.

Ножницы, с которыми работает ребенок, должны иметь закругленные кончики. Хранятся ножницы в специальных подставках ручками вверх. Научите ребенка соблюдению осторожности при работе с ножницами – это не игрушка, нельзя ими размахивать, всегда необходимо аккуратно убирать их на место.

Кисточки подбираются разных размеров, поскольку элементы аппликации также бывают разными – мелкими и крупными. Если в одной поделке сочетаются крупные и мелкие детали, очевидно, что понадобится две кисти. Для больших поверхностей применяются плоские широкие кисти. Объясните ребенку и покажите ему, что после работы кисть нужно тщательно промыть в теплой воде, высушить, а затем убрать в специальную подставку, поместив кисточку ворсом вверх. В процессе работы кисть можно класть на горизонтальную поверхность.

Детали поделки можно наклеивать при помощи собственноручно изготовленного клея – мучного или картофельного. Соответственно, понадобится пшеничная или картофельная мука. Залейте ее стаканом воды и подогрейте на слабом огне, помешивая периодически, не доводя до кипения. Дождитесь густоты и прозрачности клейстера, затем снимите с огня, остудите и перелейте в керамическую или фарфоровую емкость.

Для работы также понадобится чистая подстилка, на которой ребенок будет намазывать детали клеем – это может быть просто белая бумага, которую вы будете периодически менять.

Работа над аппликациями из бумаги с использованием перечисленных инструментов помогает ребенку приобретать полезные умения и навыки, развивать ручные, инструментальные действия. Малыши учатся сгибать бумагу, складывать ее пополам, вырезать, склеивать, знакомятся с разными видами бумаги (оберточная, чертежная, рисовальная, гофрированная), ее качествами, цветом и фактурой (гладкая, матовая, плотная, тонкая, мягкая и т.п.)

Подбирая бумагу для работы, обращайте внимание на ее эластичность. Детали не должны ломаться, Трещины на сгибах значительно снизят эстетический эффект, вызовут у малыша чувство неудовлетворенности поделкой. Выбирайте бумагу упругую и гибкую, которая хорошо поддается обработке, не требует дополнительных усилий при складывании.

Тканевые аппликации

Распространенным видом декоративно-прикладного искусства является вышивка, к разновидностям которой относится, в частности, аппликация из ткани. Тканевые аппликации подразумевают укрепление на одном куске ткани элементов из другой ткани либо при помощи клея, либо путем пришивания. Такие поделки бывают сюжетными, предметными, как одноцветными, так и многоцветными. Тканевые поделки требуют определенных умений, ведь ткань резать сложнее, чем бумагу, ее края осыпаются, что затрудняет работу.

Из природного материала

Народные умельцы из Украины, Молдавии, Белоруссии издавна используют солому в качестве поделочного материала, изготовляя из нее игрушки, коврики и даже сумки, украшая ею рамки, шкатулки. Соломенные аппликации выглядят невероятно привлекательно, радуют взгляд золотистым отливом благодаря глянцевой поверхности соломы и ее продольно расположенным волокнам, способным в определенном положении отражать свет. Расположив солому под разными углами, можно добиться неповторимого золотого блеска. Поделки из соломы послужат прекрасным элементом интерьера, а сувениры из нее станут приятным подарком. Предметная аппликация из соломы вполне по силам ребятам старшего дошкольного возраста. Выбирайте прямоугольные элементы для упрощения работы – квадрат (дом), треугольник (крыша или елка, парус на лодке), половина круга (шляпка гриба) и т.д.

Дети дошкольного возраста вполне могут работать с природными материалами – это интересно, увлекательно, позволяет приобщиться к природе, развить мышление, творчество, художественный вкус, наблюдательность, фантазию. Природа – удивительный и богатейший кладезь готовых форм и красок. Работа с природным материалом воспитывает любовь и бережное отношение к окружающему миру. А поскольку материал для аппликаций и поделок собирается детьми на свежем воздухе – это еще и полезно для здоровья.

Аппликации из тополиного пуха могут выглядеть совершенно удивительно – они изящны, воздушны и нежны. Они также бывают предметными и сюжетными, как и другие виды аппликации. Следует помнить, что легче работать в данном случае с меньшим количеством деталей, размеры которых, в свою очередь, достаточно крупные. Можно изображать животных с пушистой шерстью (котята, зайчата), птенцов (утята, цыплята) или растения с соответствующей фактурой (одуванчики). Для сюжетной аппликации подойдут березовые рощи или зимние пейзажи. Оригинально и необычно смотрятся декоративные аппликации из тополиного пуха – узоры и орнаменты.