» »

Блокировка памяти человека. Каким образом нормально разблокировать микро сд карту, чтобы не выкинуть её в мусорку? Когда форматирование SD-карты - единственный выход из ситуации

11.08.2020

Добрый день, уважаемые читатели моего блога! Обсудим тему как разблокировать микро сд карту на смартфоне, компьютере или фотоаппарате.

Недавно проблема с блокировкой флешки на телефоне возникла у моей подруги. Я был в отъезде, подруга хотела записать видео, но наткнулась на препятствие – карта запрашивала пароль, хотя его там не было. В тот раз поснимать ей так и не удалось, а я, вернувшись из командировки, немало времени провозился, пока не нашел в чем загвоздка. Делюсь с вами советами, что делать в случае, если карта памяти заблокировалась.

Что могло произойти

Прежде чем приступать к решению проблемы, постарайтесь определить, что вызвало блокировку micro sd. Причина может быть в программе либо чисто механической.

  • Очень часто невозможно получить доступ к файлам на флешке из-за вируса.
  • Некоторые карты, купленные не у официальных производителей (подделки) автоматически блокируются при максимальном заполнении памяти. Обратите внимание, если устройство рассчитано на 2 Гб, его реальный объем нередко 1,7-1,8 Гб. То есть, вам кажется, что на телефоне еще достаточно памяти, а она уже переполнена и флешка перестает работать.
  • Иногда программа сбивается и микро сд требует пароль. Если вдруг вы его забыли, вам потребуется специальная утилита, чтобы разблокировать аксессуар.
  • Самая простая и легко устранимая причина – сдвинулся рычажок, приводящий карту в состояние блокировки.

Возникает закономерный вопрос – как понять, какая из указанных причин относится к вашему случаю? Обычно, если флешка заблокировалась механическим путем, можно просматривать файлы на фотоаппарате/смартфоне, но нельзя сделать новые снимки или удалить старые.

Когда дело в вирусе или сбое в программе, устройство, воспроизводящее информацию с карты, начинает «глючить», самопроизвольно перезагружаться, когда вы пытаетесь просмотреть файлы.

Вспомните, не роняли ли вы девайс с большой высоты, так чтобы повредить внутренние детали, не давали чужим людям и не скачивали на флешку что-либо с подозрительных сайтов. Такая информация поможет точнее определить, почему в фотоаппарате или телефоне заблокирована карта памяти и как это устранить.

Когда утерян пароль

Моя ситуация была связана именно с забытым паролем. Оказывается, подруга без моего ведома установила код, а потом его благополучно забыла. Вспомнить не смогла, поэтому пришлось форматировать флешку.

Эти два простых совета работают всегда, кроме случая, когда карта механически повреждена.

Нередко информация на флешке дорога ее владельцу. Есть способ разблокировать карту без форматирования даже если забыл пароль. Некоторые предусмотрительные пользователи сохраняют специальный электронный ключ, рекомендуемый функцией Bitlocker (предусмотрена в операционках Виндовс Виста и Виндовс 7) при создании шифрующего кода. Если вы оказались в их числе, снять блокировку с карты будет очень просто.

  • Вставьте носитель в компьютер (подойдет ноутбук и даже планшет с Windows).
  • Зайдите в меню «Этот компьютер», где увидите флешку – как правило, ее обозначение «Съемный диск F».
  • Кликните правой кнопкой по карте памяти, выбрав «Разблокировать диск».
  • Во всплывшем окошке введите сохраненный ключ (обычно это набор цифр и символов).

Учтите, что флешка будет разблокирована временно, только пока она находится на компьютере. Как только аксессуар покинет картридер, блок снова будет включен. Чтобы этого не произошло, установите новый пароль, согласно дальнейшим подсказкам системы. Не забудьте сохранить новый ключ.

Как снять блок при защите

В моей практике было несколько случаев, когда покупатели приходили в магазин чтобы вернуть только вчера приобретенный фотоаппарат, так как он не снимает. Почти всегда оказывалось, что дело в механической блокировке карты памяти – передвинутый рычажок не позволял делать фото и видео. Один мой знакомый купил canon и в спешке в тот же день поехал на торжество. Каково было его разочарование, когда он не смог сделать ни одного снимка. На следующий день я просто вынул флешку и передвинул рычаг блокировки вверх. Проблема была решена. Знай он об этой хитрости изначально, отснял бы праздник.


Если же дело не в аппарате, разблокировать защищенную от записи карту можно с помощью специальных программ. Например, Diskpart.

  1. Выньте флешку из камеры и подключите к компьютеру с помощью USB-кабеля или card reader.
  2. Войдите в меню «пуск» и введите в поисковой строке Diskpart.
  3. Кликните правой кнопкой мыши по названию и в выпавшем меню найдите пункт «Запуск от имени администратора».
  4. Последовательно введите следующие команды в комбинации: Diskpart> Enter>List disk> Enter.
  5. После этого перед вашими глазами возникнет список, в котором нужно найти номер флешки. Ориентируйтесь по объему памяти. Например, если карта памяти на 8 Гб, в списке она будет обозначена как «Диск N» объемом 7444 Мб.
  6. Жмите на диск командой «Select», очистив разделы, отвечающие за чтение информации. Обычно они обозначаются как «attributes disk clear readonly».

Флешки, созданные до внедрения системы Андроид, например, для техники nokia, защищаются от записи несколько по-другому, поэтому программа Diskpart может не сработать. В этом случае воспользуйтесь редактором локальной групповой политики для Виндовс. Запустить его очень просто: введите на клавиатуре комбинацию Win+R и в открывшемся окне напечатайте gpedit.msc>Enter.


Спасибо за внимание! До новых встреч на моём блоге. С уважением, Ростислав Кузьмин.

Воспоминание - это не одномерная мысль или идея. Это сумма впечатлений от конкретных событий вашего прошлого. Вы запоминаете не точку во времени, а множество чувственных деталей.

Например, если вы постараетесь вспомнить приятный день, проведённый на пляже в детстве, в памяти возникнет не только изображение реки. Вы вспомните, каким тёплым был песок, запах ветра и вкус мороженого, купленного в киоске через дорогу.

Любое из этих ощущений может стать триггером. Когда вы купите пломбир, похожий по вкусу на тот самый, из детства, вы вновь перенесётесь в жаркий день на речном пляже.

Таким образом, воспоминания неотделимы от контекста.

2. Как управлять воспоминаниями?

Контекст - самый важный фактор для того, кто хочет научиться управлять своими воспоминаниями. Ведь с его помощью можно закрепить воспоминание. Чем шире и ярче контекст, тем сильнее мы запоминаем событие.

Вернёмся к воспоминанию про жаркий день на пляже. Желательно, чтобы вы детали, обстановку, эмоции и чувства. Тогда будет сформирован контекст.

Если вы помните лёгкое течение речной воды, тёплый песок побережья, раскалённый асфальт дорожки рядом с вашим зонтиком и сливочный вкус пломбира, воспоминание об этом дне останется очень ярким и полным на долгие годы. Чем шире контекст, тем разнообразнее опыт. Именно его мы воскрешаем в памяти, когда вспоминаем о жарком дне, проведённом в детстве.

Итак, если мы знаем, как использовать контекст для создания воспоминания, можем ли мы найти способ стирать себе память?

3. Как можно стереть воспоминания?

Стратегия забывания может быть такова: позволить себе забыть отдельные детали события, чтобы уничтожить воспоминание полностью.

Чтобы проверить это предположение, учёные провели исследование, в котором приняли участие две группы человек. Они должны были выучить слова из двух отдельных списков и одновременно смотреть на фотографии разных пейзажей, чтобы создать контекст воспоминания.

Одной группе велели подойти к заданию очень тщательно: выучить наизусть первый список слов и только после этого переходить ко второму. Испытуемых из второй группы попросили сначала выучить слова, а потом забыть их. Затем волонтёрам нужно было повторить, что они запомнили.

Активность мозга участников эксперимента изучалась с помощью функциональной МРТ. Оказалось, что у испытуемых, которые забывали выученные слова, наблюдался гораздо меньший уровень активности той части мозга, которая отвечает за обработку изображений. Эта группа участников просто позволила словам и изображениям выскользнуть из памяти.

Когда мозг пытается запомнить слова, факты, изображения, он постоянно работает над созданием контекста. Когда мозг пытается что-то забыть, он изначально отвергает контекст и абстрагируется от него. Потому воспоминание создаётся с трудом и существует недолго.

Если вернуться к примеру с пляжем, можно сказать так: чтобы забыть этот день, вам стоило бы специально стараться забыть вкус пломбира и горячий песок под ногами.

4. Можно ли удалить воспоминание полностью?

Работает ли этот метод всегда и на все 100%? Конечно же, нет. Говорить, что учёные открыли волшебный способ забывать, как в фильме «Вечное сияние чистого разума», нельзя. Мы знаем о мозге и слишком мало и не умеем стирать воспоминания.

Забывание очень полезно. Мы можем использовать его для того, чтобы легче пережить травматический опыт или болезненное событие. Забывание необходимо, чтобы очищать мозг от ненужной информации.

В эксперименте участники запоминали и забывали простые вещи: слова и картинки. Реальное воспоминание - это десятки деталей и чувственных впечатлений, поэтому стереть его не так уж и просто. Но это исследование - первый шаг в начале очень интригующего и манящего пути.

Похоже, мы можем понять, как забывать неприятные и ненужные вещи. Что ещё важнее, мы научимся запоминать счастливые дни и моменты на всю жизнь.

Возможно ли стереть память человеку? Полностью это сделать нельзя, а вот управлять собственными негативными воспоминаниями реально. Девушке Анастасии, которая долго страдала от навязчивых образов из прошлого, удалось научиться управлять ими.

Как стереть из памяти воспоминания, мешающие спокойно жить?

«У меня всегда была масса ситуаций в жизни, в которых я выглядела глупо со стороны. Бывает, скажешь что-то не то, поведешь себя странно, потом стыдишься, вспоминаешь, перевариваешь историю. Все это надолго оседает в голове, всплывает в самый неподходящий момент. Подобное навязчивым комом крутится в голове и не дает покоя.

У меня нередко была бессонница. Как следствие, страдание и физическое, и моральное угнетение. Я записалась к психологу, так как посчитала, что в моей ситуации – это единственный выход. Постоянный диалог в голове, неприятные мысли и воспоминания не давали спокойно заниматься делами, нормально жить.

Психолог посоветовал мне одно упражнение от навязчивых воспоминаний, которое поможет мне контролировать их. Смысл в том, что нужно представить негативное событие, как будто на экране кинотеатра. Изображение важно сделать большим, а формат – узким и длинным.

Затем уменьшить кадр до маленькой точки. После вернуть изображение до прежних размеров, насытить его цветом, увеличить яркость. Далее, убрать цвет полностью, сделать черно-белым. Следующий этап – представить кадр в зеленом цвете, синем, а в конце – оранжевым.

Нужно уменьшить контрастность картинки так, чтобы не различать фон и фигуры. Прокрутите кадры в обратном направлении, остановите. Посмотрите на изображение на разной скорости – от высокой до медленной. Попробуйте услышать звуки.

Сделайте его максимально громким, потом уменьшите. Верните параметры изображения на место. Медленно выключите звук, затем остановите картинку. Снизьте яркость и интенсивность, размойте картинку. Выключите изображение. Оставьте полностью белый экран. Превратите его мысленно в белую точку, а после в кольцо дыма. Ваше воспоминание исчезло.

Казалось поначалу сложно, но со временем довела упражнение до автоматизма. Как только у меня появляются неприятные воспоминания, я избавляюсь от них этим действенным методом».

Смотрели ли вы фильм «Вечное сияние чистого разума»? Это фантастическая драма, в которой влюбленные с помощью специальной программы стирали себе память о человеке. Вернее, это делали специалисты из компании, предоставляющую данную услугу.

Но в жизни все происходит несколько иначе. Со временем все яркие эмоции и переживания, сказанные слова и совершенные поступки стираются из памяти самостоятельно, размываются, начинают казаться далекими и неважными.

В этом случае стирание из памяти – процесс естественный, но он занимает определенное время. Это могут быть года, даже десятилетия. Стереть человека из памяти в этом случае гораздо сложнее, если он играл в вашей жизни большую роль (возлюбленная, возлюбленный, близкий).

Если человека больше нет в вашей жизни, то со временем эмоции, пережитые с ним вместе, притупляются, особенно если ему на замену пришел другой.

Стирание памяти человека составляет определённую стратегию. Нужно позволить забыть себе конкретные детали события, чтобы затем избавиться от цельного воспоминания.

Это означает, что когда мозг человека старается что-то запомнить намеренно (изображения, слова, события), то он создает определённый контекст. При попытке забыть этот контекст он отвергается, поэтому человек создает воспоминания с трудом, которое потом недолго существует.

Труднее что-то забыть, если память подкреплена триггерами. Как стереть себе память в домашних условиях? Попробуйте обратиться к методу летатехники.

Летатехника: описание метода

Как у человека стереть память? Существуют такие методики, которые подавляют воспоминания, но не полностью. Они помогут, если вы задаетесь вопросом, как вычеркнуть человека из памяти.

Слово «летатехника» происходит от корня «лета» — это река забвения в подземном царстве. Методы летатехнические используют в двух случаях: чтобы подавить психотравмирующие воспоминания (навязчивые), и чтобы стереть информацию, ставшую ненужной.

Как стереть из памяти человека то или иное событие? Существует несколько летотехнических способов.

  1. Подавление. Чаще используется, если мучают навязчивые негативные воспоминания. Чем старательнее их пытаются забыть и не вспоминать, тем они становятся навязчивее. Чтобы убрать навязчивое состояние, необходимо использовать специальное упражнение, которое называется «горящее письмо». Суть его в том, что необходимо описать на листе бумаги это воспоминание, мысленно представить в виде картины. Когда воспоминания описываются и визуализируются, то человек от них освобождается. После лист с текстом нужно сжечь, смотря на огонь. Важно понимать при этом, что события прошлого рассыпаются, превращаясь ни во что. Еще есть упражнение «телевизор», помогающее перестать бояться воспоминаний.
  2. Удаление. Как стереть воспоминания из памяти? Есть еще одна стратегия, позволяющая удалять информацию, которая больше не актуальна. К одному из упражнений следует отнести «летатехническую тряпку». Если какие-то сведения присутствуют в памяти в виде образов, необходимо мысленно взять большую тряпку и стереть ненужное. Важно ярко представлять себе, что образы удаляются, исчезают, рассеиваются и их больше не существует.

Как стереть память человеку в домашних условиях? Сделать это просто. Используйте представленные методики регулярно, чтобы выработать привычку.

Они достаточно безопасные, поэтому не составляет труда избавиться от негатива в своей голове. Если вас интересует, как стереть память о человеке, то обратите внимание на технику удаление. Возможно, следует воспользоваться авторской методикой забывания С.В.Шерешевского.

Имеет ли смысл стирать события? Ценность опыта, последствия

Можно ли стереть память человеку полностью? Нет, сделать этого нельзя. Но как стереть из памяти неприятные воспоминания? Именно для этого чаще всего нужны специальные техники, некоторые даже используют гипноз, чтобы забыть ту или иную ситуацию.

Главными показаниями к тому, чтобы стереть память, являются психотравмирующие ситуации: преступления, военные действия, изнасилования, аварии, катастрофы. В данном случае негативный опыт не является ценным, поскольку вгоняет человека в депрессию, мешает ему нормально жить.

Стирание памяти методом гипноза является необходимым, проводится он чаще всего профессионалом. В любом случае самостоятельно избавиться от негативных состояний тоже можно, но это уже работа психологическая. Травмирующую ситуацию нужно принять и осознать.

Попытаться понять, почему она произошла именно с вами. Работа не из лёгких. Возможно, если вы пережили ее и остались физически целы, то это и есть путь к самопознанию. Даже если ситуация в прошлом была ужасной, вы — живы, поэтому важно осознать одну вещь – это положительный момент.

Осмысление урока – это та ступень, которая помогает избавиться от негативных эмоций, прекратить вызывать события прошлого. Если не получается стереть из памяти воспоминания, то обратитесь к опытному психологу, который владеет определенными техниками, включая гипноз.

Редко, но случается, что стирание памяти – явление самопроизвольное. Это защитная реакция организма, то есть забывание – естественный механизм.

В этом случае травмирующая информация уничтожается полностью, включая и негативные эмоции. Подобная реакция включается, если человек испытал сильнейший испуг. Однако это не решает проблему, так как останется нервное расстройство.

Как стереть человеку память? Существуют искусственные методы забывания информации, среди них гипноз, химическое воздействие, создание ложных воспоминаний, нейролингвистическое программирование.

  1. Гипноз. Это искусственное забывание, которое подойдет людям, не сумевшим самостоятельно справиться с отрицательными эмоциями. В этом случае воспоминания не изымаются из памяти, а блокируются. Стирание памяти гипнозом эффективно, но не всем подойдет. Воспоминания могут вернуться, если о них напомнить.
  2. Химические вещества. Это таблетки, которые ослабляют нейронные связи. Они помогают, если нужно забыть какой-то эпизод.
  3. Ложные воспоминания. Происходит их подмена, действует подобное с легко внушаемыми людьми.
  4. НЛП. Влияет на воспоминания людей при помощи психологических приёмов (слов, жестов, интонаций).

Важно понимать, что вычеркнуть человека из памяти, события или эпизод из жизни – можно, но в итоге изменится личность.

Подобные эксперименты способны привести к расстройствам психики, которые уже не вылечить без помощи врачей. Стоит ли таких жертв вмешательство в память? Решать вам.

Как поступить?

Можно ли стереть память? Сделать это полностью не получится. Есть одно очень мудрое высказывание, которое гласит: «Память не закопать». Как и стереть прошлое из памяти навсегда.

Возможно, имеет смысл последовать такому совету: «Я не могу забыть, но я могу простить». Если ситуация из прошлого была травмирующей, отпустите её себе во благо. Изменить вы точно уже ничего не сможете, а вот улучшить свою жизнь благодаря тому, что её больше нет – да.

Психические явления, лежащие в основе гипноза и памяти, очень тесно взаимосвязаны между собой во многих аспектах. Наиболее убедительно эта связь обнаруживается в феномене так называемой “постгипнотической амнезии”. Она возникает внезапно после глубоких (сомнамбулических) стадий гипноза или же реализуется после серии специальных внушений.

Месмер ограничился лишь указанием на факт развития амнезии в сеансе, не подвергая этот факт дальнейшему исследованию, и потому данное обстоятельство не привлекло особого внимания его непосредственных учеников. В последующем лишь А. Пюисегюр заметил, что после выхода из “магнетического” сомнамбулизма пациент совершенно не помнит о том, что происходило с ним в сеансе. Из этого он заключил, что существуют два вида памяти: осознаваемая и бессознательная. Характерно, что на протяжении всего XIX в. у подавляющего числа исследователей действие магнетизма непременно ассоциировалось с амнезией. Выразителем этой общепринятой мысли можно считать П. Бараньона, который писал: “Забывание всего того, что произошло во время магнетического сна, - неизменный его результат, без которого магнетический сон вообще невозможен” 2 .

Уже в наше время JL Шерток сделал попытку объяснить психофизиологические механизмы формирования постгипнотической амнезии. “Можно предположить, - пишет он, - что загипнотизированный в своем желании подчиниться слову гипнотизера использует в психологическом плане механизм вытеснения - или более примитивные защитные механизмы, такие, как отказ, отрицание, - и через физиологический механизм ам-незирования устраняет, например, переживание боли” .

Однако большинство авторов не видели необходимости вводить смысловой фактор для истолкования гипнотических явлений и предпочитали ограничиваться описательной стороной феномена, прибегая к понятию диссоциации. Они признают, что внушения гипнотизера обычно не способствуют возникновению конфликтов, а потому бесполезно привлекать к объяснению постгипнотической амнезии понятие вытеснения.

Вместе с тем попытка объяснения психофизиологических механизмов постгипнотической амнезии явлениями вытеснения не лишена своеобразной логики. В клинике неврозов нередко встречаются так называемые “истерические амнезии”, когда в связи с теми или иными психотравмируюхцими обстоятельствами больной забывает определенный период своей жизни или какую-либо ситуацию, имевшую место в прошлом. Известно, что гипноз часто оказывается эффективным средством при лечении истерических амнезий, которые являются прямым показанием для его применения. Анализ многих случаев такого рода заболеваний показывает, что амнезия бывает связана с событиями, оказавшими на больных тяжелое воздействие, и, по-видимому, соответствует желанию изгладить из памяти пережитые трудные эпизоды.

Для истолкования природы этих амнезий 3. Фрейд прямо обращался к понятию вытеснения. Согласно его теории, забытые образы являются представлениями, которые больной вытесняет из своего сознания, так как они отягощены невыносимым для него фантазматическим значением. Такое толкование представляется логичным, и действительно, в каждом случае амнезии, если оказывается возможным провести хотя бы минимальное психологическое исследование, обнаруживается один или несколько конфликтов, отчетливо связанных, с “забытыми” представлениями. Правда, не совсем понятно, почему для снятия амнезии часто бывает достаточно всего лишь одного сеанса гипноза, в котором производится внушение, что “забытые” данные больной обязательно вспомнит при пробуждении.

JI. Шерток пытается объяснить механизмы “вскрытия” амнезий с психоаналитических позиций, привлекая для этого такие понятия, как “трансфер” и “установление гипнотического отношения”. Выдвигаемая им гипотеза состоит в том, что, “позволяя пациенту пережить отношение “слитности”, аффективного симбиоза, гипноз осуществляет некое “телесное воссоединение”, которое выражается в снятии вытеснения (в частности, в восстановлении памяти) и ведет к смягчению барьеров, отделяющих первичные процессы от вторичных” 1 . Несмотря на то что речь, по его утверждению, идет о процессе, протекающем непосредственно на психофизиологическом уровне, выдвигаемая им гипотеза полностью облечена в психоаналитическую терминологию типа понятий-символов, не характерных для языка психофизиологии.

Рассмотренные нами материалы свидетельствуют о том, что гипноз может не только разрушать, но и создавать амнезии. Для юридически ориентированного читателя обе эти стороны гипнотического воздействия представляют существенный интерес. Однако в данном разделе рассматриваются лишь те случаи, в которых гипноз фигурирует в качестве инструмента, формирующего искусственные амнезии.

Следует сказать, что в доступных нам публикациях не обнаружено сведений о гражданских судебных делах, в которых фигурировали бы факты “похищения памяти” с применением гипноза. Причиной этого могут быть несколько обстоятельств: а) относительная сложность самой процедуры внушенной блокировки воспоминаний об определенном событии или временном периоде; б) чрезвычайная трудность установления самого факта такого воздействия; в) отсутствие соответствующей рабочей установки у правоохранительных органов на поиск такого рода преступлений.

О наличии во врачебной практике случаев преднамеренного формирования различного рода амнезий сообщает В. Я. Данилевский. “Путем соответственного внушения, - пишет он, - можно вызвать забвение или угнетение памяти о различных событиях, переживаниях, об испытанных волнениях - для бодрственного состояния после пробуждения. Гипнотизер настойчиво приказывает: “Вы должны забыть о том-то, вы не должны вспоминать о таких-то событиях”… Подобное внушение в смысле амнезии, или забывчивости, врачи часто делают, чтобы данное лицо позабыло о каких-либо своих заботах, опасениях, роковых сведениях и т. п.” .

Здесь же приводится случай, когда жена, узнав об измене мужа и будучи истерической личностью, пыталась покончить с собой. Психотерапевтическая помощь в данной ситуации состояла в том, что пациентке в состоянии гипноза внушалось полное забвение поразившего ее факта (формирование ретроградной амнезии). Однако врачу не удалось достичь желаемой степени реализации внушения - была лишь значительно ослаблена интенсивность отрицательных переживаний женщины и образована более спокойная социальная оценка ею переживаемого события. В других аналогичных случаях, отмечает тот же автор, нередко удается реализовать и закрепить искусственную амнезию на какое-либо трудное событие, вызывающее у субъекта психогенные расстройства.

Такого рода явления имеют нечто общее с внушенной отрицательной галлюцинацией, когда находящийся в гипнозе субъект вследствие соответствующей суггестии перестает воспринимать определенное действие или находящийся перед ним предмет. Только эта “отрицательная галлюцинация” адресуется не к настоящему, а к прошедшему времени субъекта.

Нам известно несколько случаев умышленного блокирования памяти на определенные события, проведенного по медицинским показаниям. Некоторые гипнологи применяют эти воздействия, хотя сам метод до сих пор остается неизученным, а его правовые аспекты никогда еще не обсуждались. Учитывая, что в современном обществе уровень осведомленности по вопросам возможностей гипноза и внушения значительно повысился, следует ожидать, что в связи с этим могут появиться и случаи противоправного его применения. Интересы профессиональной бдительности юристов требуют, чтобы они знали соответствующие аналоги хотя бы из медицинской практики.

Впервые о возможности целенаправленной деактивации памяти на определенные события в жизни человека мы услышали в 50-е гг. из рассказа одного опытного гипнотерапевта. Речь шла о семилетнем мальчике - приемном сыне немолодой супружеской пары. Усыновленный в возрасте десяти месяцев, он был уверен в том, что родители у него родные. Однако некие “доброжелатели” сообщили ему об истинном положении вещей и даже снабдили его фотографией матери, которую он скрывал от взрослых. У мальчика развился выраженный негативизм по отношению к приемным родителям, невротизировалось общее состояние. В двух сеансах гипноза у него удалось сформировать стойкую амнезию на тот период времени, когда ему “открыли истину”, и семья была вынуждена скрытно поменять место жительства.

Примером преднамеренного блокирования памяти на психотравмирующее событие двухгодичной давности является случай с девушкой, подвергшейся изнасилованию. У пострадавшей с течением времени развился невроз навязчивого страха. Он проявлялся в том, что, когда она оставалась одна, особенно в вечернее время, у нее в памяти очень живо воспроизводилась и вызывала первоначально испытанный приступ страха перенесенная два года назад стрессогенная ситуация.

Полугодичное лечение у психоаналитика, стремившегося в процессе психотерапевтического лечения дополнительно “активировать в памяти происшедшее событие для осознания и “гармонизации” всех невротизирующих компонентов”, положительного результата не дало. Наоборот, появились явные признаки обострения болезненного состояния.

Не привело к успеху и применение гипнокатартичес-кой техники, когда гипноз использовался в целях “глубинного анализа” для вскрытия и отреагирования тех фактов прошлого психотравматизирующего события, которые еще продолжали субъективно отягощать подсознание. У пострадавшей стремились поддержать уверенность в том, что в такой своеобразной исповеди в гипнотическом состоянии перед врачом содержится возможность полного избавления от беспокоящих ее приступов страха. Однако и этот вид психотерапии оказался неэффективным.

На следующем этапе лечения было решено “деактиви-ровать”, стереть, вычеркнуть из памяти больной все следы перенесенного психотравмирующего инцидента, иными словами, сформировать полную искусственную амнезию на трудный период в ее жизни. При этом “стиралось” в памяти не само событие, а исключался из “сферы пережитого” семидневный промежуток времени с психотравматизирующим днем посередине. Поскольку сам лечебный подход прямых аналогов в практике гипнотерапии не имел, деактивацию соответствующих энг-рамм было решено провести постепенно, с внимательным отслеживанием результатов этой психической “операции”.

Всего было запланировано и проведено три гипноте-рапевтических сеанса. В конце каждого из них пациентке предоставлялся час внушенного сна-отдыха для закрепления эффектов, вызываемых словесной инструкцией.

Содержание внушения на первом сеансе носило примерно следующий характер. Пациентке давалась установка, что “период времени с 12 по 19 августа такого-то года в ее памяти “блекнет”, события, имевшие место в это время, теряют свою отчетливость, становятся “малоразборчивыми”, неразличимыми, “на кинопленке памяти, на которой были зафиксированы все события указанного времени, тускнеет эмульсия, обесцвечивается изображение и имевшиеся там “сюжеты” трудно распознаются сознанием”. Каждый раз подчеркивалось, что “это впечатление сохранится и даже еще усилится после того, как вас выведут из состояния гипноза”. Данные последующих наблюдений за больной в течение семи дней показали, что ее состояние значительно улучшилось, она стала спокойнее и собраннее. Приступы навязчивых воспоминаний отмечались дважды, но характеризовались значительно меньшей интенсивностью и не имели выраженных проявлений страха.

На втором сеансе содержание внушения развивало тему предыдущего: “На кинопленке памяти полностью стираются все виды записей событий за указанный ранее период жизни. В сознании формируется твердая уверенность: отсутствие воспоминаний о событии свидетельствует о том, что его не было в действительности. Кроме того, из памяти исчезли воспоминания и о тех жизненных фактах, которые были связаны с устраненным из прошлого основным периодом времени”. После второго сеанса гипнотерапии приступы страха, беспокоившие девушку, исчезли полностью, ее состояние заметно нормализовалось.

Спустя неделю с нею был проведен третий, последний сеанс лечения. В глубоком гипнотическом состоянии ей было объявлено, что сейчас “кинопленка памяти” за указанный период времени полностью обесцвечена, она совсем прозрачная, на ней нет никаких следов записи пережитого. Прозрачный кусок пленки удаляется, а концы сохранившихся воспоминаний прочно скрепляются друг с другом. Организм к этому факту относится совершенно спокойно, никак не реагируя на эту малозначимую операцию, и забывает об этом. В заключение пациентке было сказано, что у психотерапевта она лечилась от головной боли (которая действительно беспокоила ее последние полгода). Мать больной, присутствовавшая на всех сеансах, естественно, была посвящена во все детали этого психотерапевтического воздействия.

Приступы страха у пациентки больше не возобновлялись. Интересно, что проведенный с нею через месяц словесный ассоциативный тест показал отсутствие увеличения времени реакции на эмоционально значимые слова-раздражители (применительно к деактивированному в памяти психотравмирующему эпизоду). Положительный результат лечения прослежен в течение трех лет.

Достаточно показательным с точки зрения возможности формирования амнезии на ранее пережитые пси-хотравмирующие обстоятельства является и следующий случай. Больная С., 20 лет, длительное время лечилась гипнозом от депрессии неустановленного происхождения. После того как стало ясно, что сеансы общеуспокаивающего и психокорректирующего внушения остаются малопродуктивными, был предпринят настойчивый опрос больной о периоде ее жизни, непосредственно предшествовавшем заболеванию. С большим трудом больная созналась, что около полутора лет назад она была втянута подругой своей старшей сестры в гомосексуальные отношения и в течение месяца принимала в них живое участие. Затем, одумавшись, она была сильно напугана этой неожиданной для нее ситуацией и прекратила ставшие для нее тягостными встречи. Вскоре, для того чтобы доказать себе,что она нормальный человек, она вышла замуж за своего школьного друга. Однако полноценным семейным и сексуальным отношениям с мужем мешало осознание своей прошлой “половой никчемности”. С каждым днем переносить это стало все тяжелее, появились приступы депрессии, слезливости, отвращения к общению с людьми, утомляемость на работе. По настоянию матери обратилась к врачу.

Больная оказалась высокогипнабельной, и в течение одного сеанса у нее была сформирована и прочно закреплена полная амнезия на весь месячный период ее жизни, в течение которого она имела “предосудительные” связи с женщиной. Внушение реализовалось полностью. Повторный сеанс через десять дней был проведен с целью закрепить уже нормализовавшееся состояние. Положительный эффект психологического вмешательства прослежен в течение трех лет.

В заключение этого раздела отметим следующее. Несмотря на то что со спонтанно формирующимися амнезиями гипнологи в своей повседневной работе имеют дело очень часто, методические, психологические и даже правовые вопросы формирования искусственных амнезий на психотравмирующие ситуации или на соответствующие им временные периоды до сих пор почти не выяснены. В специальной литературе вообще не имеется фактических материалов такого рода, а концептуальные аспекты этой проблемы пока не обсуждаются.

На основании тех немногих данных, которыми располагает клиническая практика, и чисто теоретических умозаключений можно предполагать, что формирование искусственных амнезий легче всего может быть осуществлено у детей. Важно иметь в виду, что такое же вмешательство у взрослых, но уже с преступной целью может проводиться под “прикрытием” какой-либо психотерапевтической процедуры. В этом случае формируемая амнезия представляет собой в буквальном смысле “похищение памяти”, так как осуществляется с заранее обдуманной целью, без ведома больного и наносит ему определенный вред.

Более сложной и проблематичной является возможность осуществления долговременных внушенных амнезий в состоянии наркотического опьянения. Эти аспекты проблемы должны быть хорошо проработаны на экспериментальном и практическом уровнях в службах специального назначения.